Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Игнатьева Г.А. 1 Сдобняков В.В. 1 Тулупова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им Козьмы Минина»
Проблема разработки новой методологии инновационного развития непрерывного педагогического образования в современной России актуализирует значимость проектирования модели университета педагогического профиля посредством качественного прорыва в новую образовательную реальность на основе использования возможностей сетевой кооперации и соорганизации профессиональных позиций участников трансформационных процессов в университете. В статье раскрывается целесообразность генетической логики институциональной трансформации университета педагогического профиля, реализуемой через создание научно-образовательной структуры как пилотной площадки для отработки новой трансдисциплинарной модели высшего образования. Сетевая трансдисциплинарная кафедра университета педагогического профиля выступает в качестве начала институционального вектора организационной трансформации университета, обеспечивая формирование и развитие интеллектуально-креативного потенциала вуза за счет сетевой научно-образовательной коллаборации участников образовательных отношений и горизонтальных связей в рамках особого формата пространственной соорганизации – самообучающейся организации, органично сочетающего образовательную деятельность, проектно-разработческую науку и профессиональную практику. Учитывая принципиальную особенность современного мира, одним из императивов которого является принцип трансдисциплинарности, в качестве смыслообразующей целевой установки создания новой институции университета педагогического профиля – кафедры андрагогики и управления развитием, мы определили формирование нового типа специалистов – транспрофессионалов. Разработанная сетевая трансдисциплинарная институция в системе непрерывного опережающего педагогического образования открывает новые возможности качественной подготовки профессионалов нового поколения на основе эффективного сочетания фундаментальных и практико-ориентированных исследований, проектных работ, современного методологического, философского, историко-культурного, психологического типов знаний.
трансформация
организационная трансформация
трансдисциплинарность
транспрофессионал
управление развитием
коллаборация
1. Типология университетов, модели и инструменты организационного развития: препринт / под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. 52 с.
2. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 14-36.
3. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределённости, сложности и разнообразие // Психологические исследования. 2015. № 8 (40). [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109- (дата обращения: 28.03.2022).
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 8. С. 9-28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28.
5. Т-университеты. Центр трансформации образования Московской школы управления СКОЛКОВО, 2019. Главный редактор: Вера Волянская. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tyuiu.ru/wp-content/uploads/2019/10/SKOLKOVO_SEDeC_T-universities_ru.pdf (дата обращения: 29.03.2022).
6. Hamdani K., Koubaa S. The strategic planning of university transformation: the case of Moroccan public universities. Projectics / Proyéctica / Projectique. 2021. vol. 1. no 28. P. 51-68.
7. Rhodes University Institutional Transformation Plan 2019-2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ru.ac.za/media/rhodesuniversity/content/equityampinstitutionalculture/documents/ITP_Final_Draft_(004).pdf. (дата обращения: 29.03.2022).
8. Кулапов М.Н., Масленников В.В., Абрамов Р.А. Трансформация системы управления уни-верситетом экономического профиля // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2020. № 4 (112). С. 143-157.
9. The Transformation of University Institutional and Organizational Boundaries. Higher Education Research in the 21st Century. Volume 8. Rotterdam: Sense Publishers. 2015. 61 р.
10. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и Будущее университетов: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 146-158.
11. Манохина Н.В. Трансдисциплинарные подходы в современной науке // Вестник МИЭП. 2013. № 1 (10). С. 31-36.
12. Игнатьева Г.А. Самообучающаяся организация как модель повышения квалификации педагога // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 56-60.
13. Василенко Н.В. Институциональные особенности коллаборации в организационных структурах инновационной экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2016. № 4 (246). С. 21- 28.
14. Щедровицкий Г.П. Проблемы построения системной теории сложного «популятивного» объекта / Системные исследования. М.: Наука, 1976. С. 172-214.
15. Шаповалов В.Ю. Роль социальных трансформаций в процессе развития общества // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 9-12.

Современная система непрерывного педагогического образования находится под влиянием масштабных институциональных изменений, являющихся следствием «перманентного» социально-экономического реформирования последних десятилетий. Принципиальная особенность ситуации институциональной трансформации состоит в одновременном существовании старых институциональных форм, ориентированных на выполнение функций стабильного функционирования организации, и новых институций, являющихся «прообразами» будущего. Эта коллизия ведет к разрушению сложившихся, устоявшихся взаимосвязей между явлениями и процессами в образовательной системе педагогического университета за счет появления новых детерминант организационного развития. В свою очередь, организационно-управленческая система сталкивается с необходимостью осмысления и объяснения новой реальности, прогнозирования шага развития.

Для понимания ценности представленного в нашей статье научного исследования следует обозначить социально значимую концептуальную идею об особой «генетической» логике институциональных изменений университета педагогического профиля, связанных не с локальным действием по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры, а с проектированием принципиально новой институции, «места производства» образовательных технологий нового поколения. Именно эта идея была положена нами в основу проекта по созданию сетевой трансдисциплинарной кафедры андрагогики и управления развитием, которая должна стать той генетически исходной единицей, внутри которой будет «выращиваться» новая модель педагогического университета.

Проблема разработки новой методологии инновационного развития непрерывного педагогического образования в современной России актуализирует значимость проектирования модели университета педагогического профиля как сложной организации, к которой коллектив исследователей организационных моделей университетов из Сибирского федерального университета относит университеты, в которых сосредоточены разнотипные виды деятельности, реализуемые в различных предметных областях [1]. В то же время, учитывая особую миссию педагогического вуза в обществе как места создания будущего в настоящем с учетом уроков прошлого, вектор его институциональной трансформации должен быть ориентирован в направлении модели «фабрика образования будущего». Этот термин обозначает технологию развития непрерывного опережающего образования через реализацию научно-образовательных проектов полного инновационного цикла: зарождение идеи, фундаментальные исследования, прикладные исследования, научно-методические разработки, образовательные программы, новые образовательные практики, ориентированные на рост человеческого потенциала в масштабе региона и Российской Федерации.

Следуя тезису И.А. Колесниковой о «трансдисциплинарной стратегии как об инновационном пути преодоления методологического противоречия между бытийной основой сложнейших педагогических задач современности, требующих глубокого теоретического осознания, и “бытовыми” способами их решения, которые господствуют в массовой образовательной практике» [2], мы полагаем, что педагогическое образование способно исполнить миссию опережающего вклада в развитие интеллектуального потенциала современной России как ключевого фактора прорыва страны в постиндустриальную стадию мирового развития только за счет включения в сферу образования нового типа социальных акторов, которые, имея определенный образ желаемого будущего, должны быть готовы к осуществлению системных изменений в условиях цифровой трансформации экономики и общества. Поэтому в качестве главного предмета научно-образовательной деятельности сетевой трансдисциплинарной кафедры мы определяем производство образовательных технологий нового поколения, способных стать средством социокультурного прорыва и одновременно – ядром современного образовательного пространства для качественной подготовки и развития нового поколения педагогов-профессионалов.

Методологическим базисом этого перспективного трека развития непрерывного опережающего педагогического образования в условиях многомерного, мобильного, разнообразного, сложного, гетерогенного, нелинейного и неопределенного мира, отличающегося, по утверждению А.Г. Асмолова, трансдисциплинарным синтезом знаний из разных наук: естественных, технических, социально-гуманитарных и философских [3], является обозначенный Э.Ф. Зеером и Э.Э. Сыманюк категориальный ряд: «трансфессия», «трансфессионализм», и транспрофессионализм – новый тип профессионализма, являющийся фактором преадаптации личности к неопределенному профессиональному будущему в постиндустриальном обществе [4].

Цель представляемого в статье исследования состоит в научном обосновании целесообразности генетической логики институциональной трансформации университета педагогического профиля, реализуемой через создание научно-образовательной структуры как пилотной площадки для отработки новой трансдисциплинарной модели высшего образования, ориентированной на раскрытие человеческого потенциала цифровой экономики и цифрового общества.

Мы разделяем точку зрения специалистов центра трансформации образования Московской школы управления Сколково о том, что «в 21 веке стандартом университета стал институт развития», что означает принципиально новое позиционирование институтов развития в образовательной среде как «интеллектуальных центров», производящих новые смыслы, взгляды, нормы поведения, находящихся, по крайней мере, на шаг впереди других общественных институтов [5].

При этом существующий отечественный и международный опыт трансформации университетов показывает ключевое противоречие: профессионалов будущего (будь то инженеры, врачи, архитекторы, педагоги и др.), способных предлагать решения еще не сформулированных задач, невозможно подготовить простым улучшением текущих процессов [6, 7]. Опыт осуществления трансформационных процессов в ряде отечественных университетов (Тюменском государственном университете, Томском государственном университете, Тюменском индустриальном университете; Иркутском национальном исследовательском техническом университете, Донском техническом университете и др.) показывает, что новая организационная структура, способная обеспечить инновационный прорыв, может быть только «выращена» и требует создания специальных условий, каковыми, например, в Тюменском государственном университете стали так называемые плоские мультидисциплинарные команды исследовательских проектов в рамках Школы перспективных исследований (School of Advanced Studies, SAS) [5]. Менее радикальный, но достаточно эффективный опыт организационной трансформации в рамках профильного университета представлен в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова – введение в организационную схему управления университетом образовательно-научных центров, структур, которые одинаково эффективно осуществляют образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования, что позволяет повысить эффективность создания и использования инновационных продуктов полного жизненного цикла на основе триединого сочетания горизонтального, вертикального и проектного управления [8].

Трансформация институциональных и организационных рамок высших учебных заведений может осуществляться за счет развития междисциплинарных, межпрофессиональных, межкультурных, межведомственных связей через различные виды коллабораций: коллаборация в рамках научно-профессионального сообщества (монопредметная) одного и того же вуза; коллаборация между научно-профессиональными сообществами (монопредметная) разных вузов; коллаборация между разными научно-профессиональными сообществами (междисциплинарная), работающими в одном и том же вузе; коллаборация между разными научно-профессиональными сообществами (междисциплинарная), работающими в разных вузах [9].

Таким образом, обзор исследований, изучающих процессы трансформации образовательных систем высшего образования, показал очевидную генетическую логику осуществления данных процессов, направленных на реализацию стратегии развития университетов как активных участников и субъектов формирования будущего, имеющих свои собственные представления о нем, приоритеты, инструменты и ресурсы для их продвижения [10]. Также следует отметить важность расширения как институциональных, так и дисциплинарных внутри- и межорганизационных рамок, прежде всего за счет особого типа сетевой научно-образовательной коллаборации, где все участники объединены общей целью, в достижение которой каждый вносит свой вклад, пользуясь комплементарной ресурсной базой.

Материал и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют трансдисциплинарный подход, предполагающий в современной научно-образовательной повестке университетов исследование, изучение сложных процессов и явлений, с тем чтобы путем координации исследований и сопоставления их результатов прийти к созданию новых дисциплин [11]; теория самообучающейся организации, которая дает возможность проработать зоны развития и коммуникации для удержания полипозиционности коллектива новой институции, органично сочетая различные виды деятельности в рамках единой пространственной соорганизации субъектов образования, обеспечивая возможность обретения каждым субъектом своей собственной индивидуальности в саморазвивающемся со-обществе таким образом, что он не только осуществляет поставленные перед собой задачи, но и обучается посредством решения этих задач [12]; технология проектно-сетевой коллаборации, позволяющая организовать совместную созидательную деятельность проектного характера в глобальной среде, основанную на соединении межпредметных компетентностей участников, на особых нормах горизонтального взаимодействия, отличных от иерархических [13].

Организационная трансформация педагогического университета, с одной стороны, связана с изменениями внешнего по отношению к нему мира, а с другой стороны – она детерминируется логикой развития непрерывного педагогического образования и самого университета как неотъемлемой составляющей этой сферы и ведет к изменению его миссии, его функций в обществе и в соответствии с этим – набора осуществляемых деятельностей, применяемых технологий и организационных форм через ситуацию новой «пересборки мира» [10].

Механизм осуществления подобной трансформации был описан Г.П. Щедровицким как структурно-генетический подход, при котором описание развития любого системного сложноорганизованного объекта предполагает выделение генетически исходной структуры, развертывание которой в более сложную структуру происходит по закономерностям развития и функционирования этого элемента, что и позволяет характеризовать объект как целостность [14]. Именно из этой структурно-генетической логики мы исходим, выделяя в качестве генетически исходной структуры трансформации педагогического университета сетевую трансдисциплинарную кафедру андрагогики и управления развитием.

Многомерность современного мира детерминирует появление нового типа профессионализма, характеризующегося синтезом и конвергенцией профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям, – транспрофессионализма как специфической особенности группы социономических профессий. Это означает многомерность субъекта профессиональной деятельности: ориентацию на реализацию широкого спектра деятельностей, готовность к освоению многообразных профессиональных функций, способность осваивать одновременно несколько видов информационных и коммуникационных технологий [4].

На первый план при подготовке нового типа профессионалов выходят не знания и навыки, привязанные к учебным дисциплинам, оторванные от реальных общественных практик, а способности их самостоятельного приобретения человеком, что требует гибких структур организации обучения на основе целостного подхода к развитию обучающегося как субъекта образовательной деятельности, самостоятельно определяющего цели и задачи своего учения и строящего в соответствии с ними собственную образовательную траекторию формирования персонального опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ условий и механизмов объекта и предмета научного исследования позволил нам выдвинуть гипотетическое предложение о необходимости разработки проекта сетевой трансдисциплинарной кафедры университета педагогического профиля.

Гипотеза исследования состоит в том, что, опираясь на представления теории социальной трансформации о процессе трансформации социальных объектов как преобразовании их институциональных форм и содержания, системы статусов и ролей, формальных и неформальных правил, принципов, ценностей, традиций, норм, установок и поведения, мы проектируем сетевую трансциплиплинарную кафедру университета педагогического профиля как научно-образовательную институцию, ориентированную на формирование и развитие интеллектуально-креативного потенциала вуза за счет проектно-сетевой коллаборации – особой формы совместной созидательной деятельности проектного характера в глобальной среде, основанной на со-единении межпредметных компетентностей участников образовательных отношений и горизонтальных связях, в рамках особого формата пространственной со-организации – самообучающейся организации, органично сочетающего образовательную деятельность, проектно-разработческую науку и профессиональную практику.

Для того чтобы стать «точкой выращивания» новой институциональной модели педагогического университета, сетевая трансдисциплинарная кафедра должна представлять проектную команду, что может достигаться за счет введения ключевых позиций, органично сочетающихся с установленным должностным функционалом. Это принципиальная установка, так как формирование транспрофессионалов происходит только в антропологической системе связей и отношений профессионального сообщества, в котором осуществляется постадийный процесс сценирования и проектирования ситуаций развития.

На этапе становления новой институции мы, не отказываясь от традиционного функционала, обозначили новые позиции исходя из командного принципа реализации проектно-организованного содержания научно-образовательной деятельности, которые были закреплены за сотрудниками. При этом, учитывая сетевой принцип, мы ввели позиции, непосредственно связанные с основной формой, в которую облечено содержание деятельности кафедры (сетевой научно-образовательный проект) – совместная, на основе формальных и неформальных способов коллаборации, реализации видов научно-образовательной деятельности равноправными, независимыми, разными по выполняемым ролям и функциям субъектами, в том числе имеющими разную институциональную отнесенность. Такими важными позициями стали «профессор практики» – научно-педагогический работник, имеющий признанный авторитет в профессиональном сообществе и обладающий уникальным опытом научной, экспертной и преподавательской деятельности в системе непрерывного педагогического образования, и «лидер практики» – специалист, имеющий высокие, с позитивной динамикой результаты профессиональной деятельности, эффективно применяющий современные технологии и методы решения профессиональных задач, способный к трансляции собственного опыта, имеющий положительное заключение по итогам его апробации в профессиональном сообществе.

Создание сетевой трансдисциплинарной кафедры в педагогическом университете стало для нас не просто локальным действием по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры, а принципиальным заданием на выполнение миссии в русле положений государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» как развитие непрерывного опережающего образования на базе образовательной организации высшего образования через реализацию научно-образовательных проектов полного инновационного цикла:

1) приоритетное направление «Ресурсы перехода профессионального образования на инновационный путь развития» – направление прикладного исследования «Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций» – сетевая программа практикоориентированной магистратуры «Корпоративное образование» – междисциплинарный проект «Центр компетенций»;

2) приоритетное направление – «Перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности» – направление прикладного исследования «Разработка научно-методологических основ национальной системы профессионального роста педагогических работников» – федеральная инновационная площадка Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию»;

3) приоритетное направление – «Технологии управления образовательными системами в современном мире» – направление прикладного исследования «Разработка эффективных практик управления образовательными системами, отвечающих на вызовы цифровой экономики» – сетевая программа практикоориентированной магистратуры «Образовательное лидерство» – междисциплинарный проект «Ассесмент-центр “Эффективный руководитель”».

Содержательный анализ позволил нам определить принципиальные характеристики модели новой научно-образовательной структуры, зафиксировать в экспериментальном режиме возникновение новых позиций и форм организационного развития. Данная модель строится по типу самообучающейся организации, имеет открытую структуру и включает три зоны позиционного самоопределения разработчиков и реализаторов сетевых научно-образовательных проектов: 1) зону возникновения замысла проекта; 2) зону воплощения замысла (общей идеи) и реализации проекта; 3) зону рефлексивного осмысления замысла. Вектор организационного развития направлен от ситуации актуализации и проблематизации к ситуации концептуализации и ситуации сценирования, затем к ситуации экспертизы средств и предмета деятельности и, наконец, к ситуации рефлексии новых норм и средств коллективной деятельности [12]. В каждой из этих ситуаций – своя доминирующая ролевая позиция, ответственное принятие которой является результатом свободного позиционного самоопределения.

Заключение. Проектируемая научно-образовательная институция в качестве пилотной площадки для отработки новой трансдисциплинарной модели высшего образования, ориентированной на раскрытие человеческого потенциала цифровой экономики и цифрового общества, характеризуется следующими отличительными признаками образовательного процесса:

– изменением подхода к организации и содержанию образования: переходом к проектно-организованному содержанию на основе междисциплинарных приоритетов, отражающих национальные цели, встроенные в образовательную программу, так называемых больших идей, т.е. модернизацией содержания непрерывного педагогического образования в соответствии с требованиями современности;

– личностной ориентацией образования и ориентацией на универсализм, обеспечение вариативности и свободы выбора учебных программ (образовательной траектории);

– проектно-деятельностным характером образовательного процесса: ориентацией на формирование способности применять знания в реальных жизненных ситуациях, строить процессы понимания и коммуникации, умения практически работать с сознанием и личностью человека, организовывать образовательные процессы и управлять ими;

– подготовкой специалиста как транспрофессионала, строящейся таким образом, что в процессе обучения он участвует в различных инновационных структурах (кластерах), в которых органично сочетаются образовательная деятельность, проектно-разработческая наука и профессиональная практика.

В рамках стартового этапа создания сетевой трансдисциплинарной кафедры нами были определены три группы рисков (значимые, приемлемые, незначительные) и возможности их преодоления. Так, например, к значимому критерию допустимости риска следует отнести риск отклонения от поставленных амбициозных целей предлагаемого проекта. Организационно-управленческим средством его преодоления можно определить сосредоточенность деятельности кафедры в стартовый период с минимальным коллективом участников на создании так называемого минимально жизнеспособного продукта (MVP) при условии согласования позиций участниками проектной команды.

Вместе с тем парадигма больших вызовов представляет собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив организационных изменений конкретной образовательной организации через генетическую логику «выращивания» новых организационно-управленческих структур путем создания проектных команд, основанных на междисциплинарных, межпрофессиональных, межкультурных, межведомственных научно-образовательных коллаборациях. Актуальность запуска идеи организационного развития университета через создание сетевой трансдисциплинарной кафедры сделает возможным практическое воплощение технологии организационной трансформации университета педагогического профиля в целом, что и определяет новое целеполагание в долгосрочной перспективе.


Библиографическая ссылка

Игнатьева Г.А., Сдобняков В.В., Тулупова О.В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31638 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674