Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INSTITUTIONAL VECTOR OF ORGANIZATIONAL TRANSFORMATIONS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Ignateva G.A. 1 Sdobnyakov V.V. 1 Tulupova O.V. 1
1 FGBOU VO " Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin "
The problem of developing a new methodology for the innovative development of continuous pedagogical education in modern Russia actualizes the importance of designing a pedagogical profile university model through a qualitative breakthrough into the new educational reality, based on the use of the possibilities of network cooperation and co-organization of professional positions of participants in the transformation processes at the university. The article reveals the expediency of the genetic logic of the institutional transformation of the pedagogical profile university, implemented through the creation of a scientific and educational structure as a pilot platform for testing a new transdisciplinary model of higher education. Тhe network transdisciplinary department of the university of pedagogical profile acts as the beginning of the institutional vector of organizational transformation of the university, ensuring the formation and development of its intellectual and creative potential due to the network scientific and educational collaboration of participants in educational relations and horizontal ties within a special format of spatial co-organization – self-learning organization, organically combining educational activities, project and constructive science and professional practice. Taking into account the fundamental feature of the modern world, one of the imperatives of which is the principle of transdisciplinary, as a meaning-forming target setting for the creation of a new institution of the university of pedagogical profile – the department of andragogy and development management, we have identified the formation of a new type of specialists - trans professionals. The developed network transdisciplinary institution in the system of continuous advanced pedagogical education opens up new opportunities for high-quality training of a new generation of professionals based on an effective combination of fundamental and practice-oriented research, project work, modern methodological, philosophical, historical, cultural, psychological types of knowledge.
transformation
organizational transformation
transdisciplinarity
transprofessional
development management
collaboration

Современная система непрерывного педагогического образования находится под влиянием масштабных институциональных изменений, являющихся следствием «перманентного» социально-экономического реформирования последних десятилетий. Принципиальная особенность ситуации институциональной трансформации состоит в одновременном существовании старых институциональных форм, ориентированных на выполнение функций стабильного функционирования организации, и новых институций, являющихся «прообразами» будущего. Эта коллизия ведет к разрушению сложившихся, устоявшихся взаимосвязей между явлениями и процессами в образовательной системе педагогического университета за счет появления новых детерминант организационного развития. В свою очередь, организационно-управленческая система сталкивается с необходимостью осмысления и объяснения новой реальности, прогнозирования шага развития.

Для понимания ценности представленного в нашей статье научного исследования следует обозначить социально значимую концептуальную идею об особой «генетической» логике институциональных изменений университета педагогического профиля, связанных не с локальным действием по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры, а с проектированием принципиально новой институции, «места производства» образовательных технологий нового поколения. Именно эта идея была положена нами в основу проекта по созданию сетевой трансдисциплинарной кафедры андрагогики и управления развитием, которая должна стать той генетически исходной единицей, внутри которой будет «выращиваться» новая модель педагогического университета.

Проблема разработки новой методологии инновационного развития непрерывного педагогического образования в современной России актуализирует значимость проектирования модели университета педагогического профиля как сложной организации, к которой коллектив исследователей организационных моделей университетов из Сибирского федерального университета относит университеты, в которых сосредоточены разнотипные виды деятельности, реализуемые в различных предметных областях [1]. В то же время, учитывая особую миссию педагогического вуза в обществе как места создания будущего в настоящем с учетом уроков прошлого, вектор его институциональной трансформации должен быть ориентирован в направлении модели «фабрика образования будущего». Этот термин обозначает технологию развития непрерывного опережающего образования через реализацию научно-образовательных проектов полного инновационного цикла: зарождение идеи, фундаментальные исследования, прикладные исследования, научно-методические разработки, образовательные программы, новые образовательные практики, ориентированные на рост человеческого потенциала в масштабе региона и Российской Федерации.

Следуя тезису И.А. Колесниковой о «трансдисциплинарной стратегии как об инновационном пути преодоления методологического противоречия между бытийной основой сложнейших педагогических задач современности, требующих глубокого теоретического осознания, и “бытовыми” способами их решения, которые господствуют в массовой образовательной практике» [2], мы полагаем, что педагогическое образование способно исполнить миссию опережающего вклада в развитие интеллектуального потенциала современной России как ключевого фактора прорыва страны в постиндустриальную стадию мирового развития только за счет включения в сферу образования нового типа социальных акторов, которые, имея определенный образ желаемого будущего, должны быть готовы к осуществлению системных изменений в условиях цифровой трансформации экономики и общества. Поэтому в качестве главного предмета научно-образовательной деятельности сетевой трансдисциплинарной кафедры мы определяем производство образовательных технологий нового поколения, способных стать средством социокультурного прорыва и одновременно – ядром современного образовательного пространства для качественной подготовки и развития нового поколения педагогов-профессионалов.

Методологическим базисом этого перспективного трека развития непрерывного опережающего педагогического образования в условиях многомерного, мобильного, разнообразного, сложного, гетерогенного, нелинейного и неопределенного мира, отличающегося, по утверждению А.Г. Асмолова, трансдисциплинарным синтезом знаний из разных наук: естественных, технических, социально-гуманитарных и философских [3], является обозначенный Э.Ф. Зеером и Э.Э. Сыманюк категориальный ряд: «трансфессия», «трансфессионализм», и транспрофессионализм – новый тип профессионализма, являющийся фактором преадаптации личности к неопределенному профессиональному будущему в постиндустриальном обществе [4].

Цель представляемого в статье исследования состоит в научном обосновании целесообразности генетической логики институциональной трансформации университета педагогического профиля, реализуемой через создание научно-образовательной структуры как пилотной площадки для отработки новой трансдисциплинарной модели высшего образования, ориентированной на раскрытие человеческого потенциала цифровой экономики и цифрового общества.

Мы разделяем точку зрения специалистов центра трансформации образования Московской школы управления Сколково о том, что «в 21 веке стандартом университета стал институт развития», что означает принципиально новое позиционирование институтов развития в образовательной среде как «интеллектуальных центров», производящих новые смыслы, взгляды, нормы поведения, находящихся, по крайней мере, на шаг впереди других общественных институтов [5].

При этом существующий отечественный и международный опыт трансформации университетов показывает ключевое противоречие: профессионалов будущего (будь то инженеры, врачи, архитекторы, педагоги и др.), способных предлагать решения еще не сформулированных задач, невозможно подготовить простым улучшением текущих процессов [6, 7]. Опыт осуществления трансформационных процессов в ряде отечественных университетов (Тюменском государственном университете, Томском государственном университете, Тюменском индустриальном университете; Иркутском национальном исследовательском техническом университете, Донском техническом университете и др.) показывает, что новая организационная структура, способная обеспечить инновационный прорыв, может быть только «выращена» и требует создания специальных условий, каковыми, например, в Тюменском государственном университете стали так называемые плоские мультидисциплинарные команды исследовательских проектов в рамках Школы перспективных исследований (School of Advanced Studies, SAS) [5]. Менее радикальный, но достаточно эффективный опыт организационной трансформации в рамках профильного университета представлен в Российском экономическом университете имени Г. В. Плеханова – введение в организационную схему управления университетом образовательно-научных центров, структур, которые одинаково эффективно осуществляют образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования, что позволяет повысить эффективность создания и использования инновационных продуктов полного жизненного цикла на основе триединого сочетания горизонтального, вертикального и проектного управления [8].

Трансформация институциональных и организационных рамок высших учебных заведений может осуществляться за счет развития междисциплинарных, межпрофессиональных, межкультурных, межведомственных связей через различные виды коллабораций: коллаборация в рамках научно-профессионального сообщества (монопредметная) одного и того же вуза; коллаборация между научно-профессиональными сообществами (монопредметная) разных вузов; коллаборация между разными научно-профессиональными сообществами (междисциплинарная), работающими в одном и том же вузе; коллаборация между разными научно-профессиональными сообществами (междисциплинарная), работающими в разных вузах [9].

Таким образом, обзор исследований, изучающих процессы трансформации образовательных систем высшего образования, показал очевидную генетическую логику осуществления данных процессов, направленных на реализацию стратегии развития университетов как активных участников и субъектов формирования будущего, имеющих свои собственные представления о нем, приоритеты, инструменты и ресурсы для их продвижения [10]. Также следует отметить важность расширения как институциональных, так и дисциплинарных внутри- и межорганизационных рамок, прежде всего за счет особого типа сетевой научно-образовательной коллаборации, где все участники объединены общей целью, в достижение которой каждый вносит свой вклад, пользуясь комплементарной ресурсной базой.

Материал и методы исследования

Методологическую базу исследования составляют трансдисциплинарный подход, предполагающий в современной научно-образовательной повестке университетов исследование, изучение сложных процессов и явлений, с тем чтобы путем координации исследований и сопоставления их результатов прийти к созданию новых дисциплин [11]; теория самообучающейся организации, которая дает возможность проработать зоны развития и коммуникации для удержания полипозиционности коллектива новой институции, органично сочетая различные виды деятельности в рамках единой пространственной соорганизации субъектов образования, обеспечивая возможность обретения каждым субъектом своей собственной индивидуальности в саморазвивающемся со-обществе таким образом, что он не только осуществляет поставленные перед собой задачи, но и обучается посредством решения этих задач [12]; технология проектно-сетевой коллаборации, позволяющая организовать совместную созидательную деятельность проектного характера в глобальной среде, основанную на соединении межпредметных компетентностей участников, на особых нормах горизонтального взаимодействия, отличных от иерархических [13].

Организационная трансформация педагогического университета, с одной стороны, связана с изменениями внешнего по отношению к нему мира, а с другой стороны – она детерминируется логикой развития непрерывного педагогического образования и самого университета как неотъемлемой составляющей этой сферы и ведет к изменению его миссии, его функций в обществе и в соответствии с этим – набора осуществляемых деятельностей, применяемых технологий и организационных форм через ситуацию новой «пересборки мира» [10].

Механизм осуществления подобной трансформации был описан Г.П. Щедровицким как структурно-генетический подход, при котором описание развития любого системного сложноорганизованного объекта предполагает выделение генетически исходной структуры, развертывание которой в более сложную структуру происходит по закономерностям развития и функционирования этого элемента, что и позволяет характеризовать объект как целостность [14]. Именно из этой структурно-генетической логики мы исходим, выделяя в качестве генетически исходной структуры трансформации педагогического университета сетевую трансдисциплинарную кафедру андрагогики и управления развитием.

Многомерность современного мира детерминирует появление нового типа профессионализма, характеризующегося синтезом и конвергенцией профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям, – транспрофессионализма как специфической особенности группы социономических профессий. Это означает многомерность субъекта профессиональной деятельности: ориентацию на реализацию широкого спектра деятельностей, готовность к освоению многообразных профессиональных функций, способность осваивать одновременно несколько видов информационных и коммуникационных технологий [4].

На первый план при подготовке нового типа профессионалов выходят не знания и навыки, привязанные к учебным дисциплинам, оторванные от реальных общественных практик, а способности их самостоятельного приобретения человеком, что требует гибких структур организации обучения на основе целостного подхода к развитию обучающегося как субъекта образовательной деятельности, самостоятельно определяющего цели и задачи своего учения и строящего в соответствии с ними собственную образовательную траекторию формирования персонального опыта.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ условий и механизмов объекта и предмета научного исследования позволил нам выдвинуть гипотетическое предложение о необходимости разработки проекта сетевой трансдисциплинарной кафедры университета педагогического профиля.

Гипотеза исследования состоит в том, что, опираясь на представления теории социальной трансформации о процессе трансформации социальных объектов как преобразовании их институциональных форм и содержания, системы статусов и ролей, формальных и неформальных правил, принципов, ценностей, традиций, норм, установок и поведения, мы проектируем сетевую трансциплиплинарную кафедру университета педагогического профиля как научно-образовательную институцию, ориентированную на формирование и развитие интеллектуально-креативного потенциала вуза за счет проектно-сетевой коллаборации – особой формы совместной созидательной деятельности проектного характера в глобальной среде, основанной на со-единении межпредметных компетентностей участников образовательных отношений и горизонтальных связях, в рамках особого формата пространственной со-организации – самообучающейся организации, органично сочетающего образовательную деятельность, проектно-разработческую науку и профессиональную практику.

Для того чтобы стать «точкой выращивания» новой институциональной модели педагогического университета, сетевая трансдисциплинарная кафедра должна представлять проектную команду, что может достигаться за счет введения ключевых позиций, органично сочетающихся с установленным должностным функционалом. Это принципиальная установка, так как формирование транспрофессионалов происходит только в антропологической системе связей и отношений профессионального сообщества, в котором осуществляется постадийный процесс сценирования и проектирования ситуаций развития.

На этапе становления новой институции мы, не отказываясь от традиционного функционала, обозначили новые позиции исходя из командного принципа реализации проектно-организованного содержания научно-образовательной деятельности, которые были закреплены за сотрудниками. При этом, учитывая сетевой принцип, мы ввели позиции, непосредственно связанные с основной формой, в которую облечено содержание деятельности кафедры (сетевой научно-образовательный проект) – совместная, на основе формальных и неформальных способов коллаборации, реализации видов научно-образовательной деятельности равноправными, независимыми, разными по выполняемым ролям и функциям субъектами, в том числе имеющими разную институциональную отнесенность. Такими важными позициями стали «профессор практики» – научно-педагогический работник, имеющий признанный авторитет в профессиональном сообществе и обладающий уникальным опытом научной, экспертной и преподавательской деятельности в системе непрерывного педагогического образования, и «лидер практики» – специалист, имеющий высокие, с позитивной динамикой результаты профессиональной деятельности, эффективно применяющий современные технологии и методы решения профессиональных задач, способный к трансляции собственного опыта, имеющий положительное заключение по итогам его апробации в профессиональном сообществе.

Создание сетевой трансдисциплинарной кафедры в педагогическом университете стало для нас не просто локальным действием по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры, а принципиальным заданием на выполнение миссии в русле положений государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» как развитие непрерывного опережающего образования на базе образовательной организации высшего образования через реализацию научно-образовательных проектов полного инновационного цикла:

1) приоритетное направление «Ресурсы перехода профессионального образования на инновационный путь развития» – направление прикладного исследования «Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций» – сетевая программа практикоориентированной магистратуры «Корпоративное образование» – междисциплинарный проект «Центр компетенций»;

2) приоритетное направление – «Перспективы развития непрерывного педагогического образования; новые теоретические подходы к обновлению содержания и методов педагогической деятельности» – направление прикладного исследования «Разработка научно-методологических основ национальной системы профессионального роста педагогических работников» – федеральная инновационная площадка Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию»;

3) приоритетное направление – «Технологии управления образовательными системами в современном мире» – направление прикладного исследования «Разработка эффективных практик управления образовательными системами, отвечающих на вызовы цифровой экономики» – сетевая программа практикоориентированной магистратуры «Образовательное лидерство» – междисциплинарный проект «Ассесмент-центр “Эффективный руководитель”».

Содержательный анализ позволил нам определить принципиальные характеристики модели новой научно-образовательной структуры, зафиксировать в экспериментальном режиме возникновение новых позиций и форм организационного развития. Данная модель строится по типу самообучающейся организации, имеет открытую структуру и включает три зоны позиционного самоопределения разработчиков и реализаторов сетевых научно-образовательных проектов: 1) зону возникновения замысла проекта; 2) зону воплощения замысла (общей идеи) и реализации проекта; 3) зону рефлексивного осмысления замысла. Вектор организационного развития направлен от ситуации актуализации и проблематизации к ситуации концептуализации и ситуации сценирования, затем к ситуации экспертизы средств и предмета деятельности и, наконец, к ситуации рефлексии новых норм и средств коллективной деятельности [12]. В каждой из этих ситуаций – своя доминирующая ролевая позиция, ответственное принятие которой является результатом свободного позиционного самоопределения.

Заключение. Проектируемая научно-образовательная институция в качестве пилотной площадки для отработки новой трансдисциплинарной модели высшего образования, ориентированной на раскрытие человеческого потенциала цифровой экономики и цифрового общества, характеризуется следующими отличительными признаками образовательного процесса:

– изменением подхода к организации и содержанию образования: переходом к проектно-организованному содержанию на основе междисциплинарных приоритетов, отражающих национальные цели, встроенные в образовательную программу, так называемых больших идей, т.е. модернизацией содержания непрерывного педагогического образования в соответствии с требованиями современности;

– личностной ориентацией образования и ориентацией на универсализм, обеспечение вариативности и свободы выбора учебных программ (образовательной траектории);

– проектно-деятельностным характером образовательного процесса: ориентацией на формирование способности применять знания в реальных жизненных ситуациях, строить процессы понимания и коммуникации, умения практически работать с сознанием и личностью человека, организовывать образовательные процессы и управлять ими;

– подготовкой специалиста как транспрофессионала, строящейся таким образом, что в процессе обучения он участвует в различных инновационных структурах (кластерах), в которых органично сочетаются образовательная деятельность, проектно-разработческая наука и профессиональная практика.

В рамках стартового этапа создания сетевой трансдисциплинарной кафедры нами были определены три группы рисков (значимые, приемлемые, незначительные) и возможности их преодоления. Так, например, к значимому критерию допустимости риска следует отнести риск отклонения от поставленных амбициозных целей предлагаемого проекта. Организационно-управленческим средством его преодоления можно определить сосредоточенность деятельности кафедры в стартовый период с минимальным коллективом участников на создании так называемого минимально жизнеспособного продукта (MVP) при условии согласования позиций участниками проектной команды.

Вместе с тем парадигма больших вызовов представляет собой важный фактор для появления новых возможностей и перспектив организационных изменений конкретной образовательной организации через генетическую логику «выращивания» новых организационно-управленческих структур путем создания проектных команд, основанных на междисциплинарных, межпрофессиональных, межкультурных, межведомственных научно-образовательных коллаборациях. Актуальность запуска идеи организационного развития университета через создание сетевой трансдисциплинарной кафедры сделает возможным практическое воплощение технологии организационной трансформации университета педагогического профиля в целом, что и определяет новое целеполагание в долгосрочной перспективе.