Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Ермакова С.С. 1 Боронина С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
В статье рассматривается роль игры на детских музыкальных инструментах в развитии музыкальных способностей детей младшего возраста исходя из анализа собственного опыта. Цель исследования – обозначить векторы развития музыкальных способностей на основе анализа практики инструментального музицирования с детьми младшего возраста. В опытно-экспериментальной работе были задействованы воспитанники детского сада «Золотая рыбка» г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Приведены ряд упражнений и игр, использованных для развития тембрового, ритмического, звуковысотного слуха. Апробация в собственной педагогической практике наиболее эффективных методов работы над музыкальными способностями в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах доказала их высокую продуктивность и результативность. Было выявлено, что инструментальное музицирование у дошкольников способствует обогащению их общеэстетических и музыкальных впечатлений, развитию музыкальности как целостной системы, улучшает ритмическое чувство у детей, чистоту их интонации, чуткость к различению тембров. Элементарное инструментальное музицирование дарит дошкольникам радость музыкального творчества, существенно расширяет сферу их музыкальной деятельности, развивает познавательную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, а также приобщает детей к высокой музыкальной культуре посредством ознакомления с лучшими достижениями академической и народной музыки.
детские музыкальные инструменты
музыкальные способности
дети младшего возраста
1. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/125/34511/ (дата обращения: 15.03.2022).
2. Максимова В.И., Максимова А.А. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 730-733.
3. Голубева Л.К. Непрерывное музыкально-эстетическое образование как средство самоопределения воспитанников. М.: Дополнительное образование, 2014. 500 с.
4. Шемарина А.О. Игра в оркестре как форма развития музыкальности детей-дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 4. С. 180-185.
5. Лаушкина Р.Н. Особенности развития эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников // Дискуссия. 2012. № 7 (25). С. 125-129.

Каждый ребенок по своей природе любознателен, открыт всему новому и обладает разнообразными индивидуальными способностями, как общими, так и специальными. Выявлять и развивать их – особая задача, которая стоит перед всеми участниками современной системы образования в России, включая дошкольные образовательные учреждения. Уже на этом этапе образовательный процесс способствует обнаружению и активизации способностей детей младшего возраста.

Актуальность настоящего исследования определяется современным состоянием дошкольного образования в отечественной образовательной системе и сложившейся ситуацией в музыкально-педагогической практике, участники которой – музыкальные работники детских садов – обязаны не только знать, но и активно реализовывать в своей деятельности принципы и формы коллективного инструментального музицирования с целью развития музыкальных способностей детей.

Цель исследования – обозначить векторы развития музыкальных способностей на основе анализа практики инструментального музицирования с детьми младшего возраста.

Материал и методы исследования. Материалом является комплекс заданий по инструментальному музицированию для детей младшего возраста с оценкой его эффективности в развитии музыкальных способностей. Методы исследования – анализ научных источников, синтез, наблюдение, обобщение опыта работы.

Дошкольный возраст лучше всего подходит для вырабатывания индивидуальных особенностей личности. В младшем возрасте ребенок усваивает самые простые нормы и правила поведения. Он начинает понимать, что «можно», что «нельзя» и что «нужно» [1, с. 874]. В данном возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, складывается ряд нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности [2, с. 733]. Способности разделяются на общие и специальные. Кроме того, существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности устанавливают успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие определяют возможность открытий и изобретений, образования новых предметов как материальной, так и духовной культуры [3, с. 265]. Музыкальные способности обусловлены природными свойствами личности, непосредственно связаны с деятельностью и индивидуализированы. На сегодняшний момент в отечественной и зарубежной музыкально-педагогической практике накоплен богатый опыт работы по развитию музыкальных способностей детей младшего возраста посредством инструментального музицирования. Современные исследователи отмечают: «Игра на музыкальных инструментах – один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. <…> Форма, которая позволяет детям играть (а ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников) со звуками, на музыкальных инструментах, получать радость от такой игры – это элементарное музицирование» [4, с.180–181].

В настоящее время в детских садах сложились достаточно благоприятные условия для организации занятий оркестра детских музыкальных инструментов. В опытно-экспериментальной работе были задействованы воспитанники детского сада «Золотая рыбка» г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Апробация форм и методов развития музыкальных способностей посредством инструментального музицирования проходила на музыкальных занятиях продолжительностью 25 минут. В ходе каждого занятия были использованы разные формы работы с музыкальными инструментами, причем разнообразие заданий и переключаемость с одного на другое оказались важнейшим элементом подхода к детям младшего возраста.

Работа над тембровым слухом и связанным с ним комплексом музыкальных способностей ведется с привлечением музыкальных инструментов. Во-первых, важно, чтобы дети с первых занятий запоминали правильные названия музыкальных инструментов, учились различать шумовые и звуковысотные инструменты. Важное место в этом процессе занимают фортепиано и прослушивание фортепианной музыки – богатое объемное звучание развивает тембровый слух детей и закладывает высокие эстетические нормы и качества «живого звука», что в дальнейшем сыграет немаловажную роль в формировании общей культуры личности. Во-вторых, задания на тембровый слух нужно постоянно чередовать, так как они легко выполняются и вызывают привыкание. Так, мы использовали на своих занятиях следующие игры.

«Чей голос?» – начинается как распространенная игра, в которой дети угадывают, кто позвал их по имени: один ребенок закрывает глаза, педагог произносит: «Маша, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!» и показывает пальцем на любого ребенка, который должен громко назвать имя. Угадавший становится водящим. Затем игра усложняется: вместо имени ребенок должен взять со стола любой музыкальный инструмент и простучать (исполнить) на нем ритм имени. Водящий должен назвать правильное название музыкального инструмента, а если он затрудняется с ответом, то педагог предлагает ему подойти к столу и помогает выбрать подходящий инструмент.

Развитие ритмических способностей детей и воспитание чувства метроритма являются важнейшими. Однако, если задания для развития звуковысотного слуха более сложны и постепенно добавляются к музыкально-воспитательному процессу в детском саду, то метроритмические задания можно применять буквально с первого занятия.

«Отгадай и повтори». Педагог становится за ширму, берет со стола один из музыкальных инструментов и исполняет небольшую ритмическую фигуру (фразу). Задача детей – отгадать, на каком инструменте была исполнена фраза. Вариантов этой игры множество: можно использовать краткую ритмическую фразу, и отгадавший ребенок должен ее повторить на инструменте; можно отгадавшему импровизировать следующую фразу-загадку на любом инструменте; педагог может не просто исполнять ритм, но параллельно декламировать загадки в том же ритме, например:

В руки молоточки взяли,

По пластинкам застучали.

Слышите металла звон?

Так звучит… (металлофон)

«Музыкальный кубик»: на гранях небольшого кубика изображены музыкальные инструменты – бубен, барабан, ложки, треугольник, колокольчик, маракас. Эти же инструменты расположены на столе, вокруг которого стоят дети. Они должны передавать кубик по кругу, хором исполняя попевку: «Все играет и поет, кубик скажет, кто начнет!» На ком заканчивается песенка, тот бросает кубик на стол и называет изображенный на верхней грани инструмент, затем берет его со стола и исполняет на нем ритм попевки (или же любую другую заданную педагогом ритмическую фразу).

«Кубик-оркестр»: более сложный вариант предыдущей игры. Для нее понадобятся значительно больше инструментов – по количеству детей (не обязательно использовать разные инструменты, может быть несколько бубнов, несколько треугольников и т.д.). Если для всех разных инструментов не хватает граней одного кубика, используется второй кубик, например с изображениями металлофона, ксилофона, дудочки, свистульки, пандейры, трещотки. Для декламирования подходит та же попевка, либо можно выучить другую, более сложную:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик хочет показать –

А на чем тебе играть?

После того как первый ребенок бросит кубик, возьмет свой инструмент и исполнит на нем ритмический рисунок, он не возвращает его на стол, а оставляет у себя. Когда второй ребенок выбирает себе инструмент, они уже вдвоем отстукивают ритм, потом добавляется третий участник оркестра, и т.д. В итоге должен получиться большой многозвучный шумовой оркестр, который дружно и громко исполнит попевку.

Параллельно выработке тембрового слуха мы старались прививать детям понятие динамики, обращая внимание на то, как музыка с добавлением нового участника оркестра звучит все громче. Последнее общее исполнение темы мы делали намеренно громким и шумным – такие моменты «эмоционального выплеска», возможность покричать и пошуметь очень важны для детей младшего возраста, ведь они не могут долго концентрироваться на работе.

Работа над звуковысотным слухом предполагает привлечение звуковысотных инструментов: металлофона, ксилофона, гуслей, арфы, блокфлейты и т.д. У детей нужно сформировать представление о разной высоте звука, о регистрах, а затем – о постепенной смене высоты и постепенном мелодическом движении. Для закрепления регистров мы использовали образы животных, например: птички, зайчика, медведя. Оптимальный вариант – иметь игрушки всех этих лесных героев и расположить их на клавиатуре фортепиано, демонстрируя его регистры на примерах небольших музыкальных отрывков в разном характере. Затем мы учили детей определять регистры на различных детских инструментах: для этого игрушечных зверей пересаживали на разные инструменты, спрашивая, правильное ли место занял медведь на самой длинной пластинке металлофона? В результате воспитанники учатся различать регистры как по виду, так и по звучанию.

В дальнейшем целесообразно обучить детей не только узнавать на слух, но и самостоятельно демонстрировать разные регистры инструментов. Например, для низкого регистра мы использовали образ мишки и попевку «Большие ноги шли по дороге», играя ее ритм крупными длительностями на одном звуке. Попевка «Маленькие ножки» подходит для зайчика и среднего регистра. В верхнем регистре металлофона и ксилофона учим детей играть трель на двух соседних звуках двумя палочками, изображая птичку. Трель вполне доступна и на блокфлейте или сопелке. При этом можно попросить каждого ребенка исполнить один из этих ритмов на своем инструменте, а можно дать задание двум детям – как на один регистр, так и на два разных – и даже всему оркестру вместе. С помощью игры «Лесенка-чудесенка» закрепляются слуховые представления детей о поступенном движении мелодии. Мы играли на металлофоне песенку Н.А.Ветлугиной «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз», это гамма в пределах квинты) и загадывали загадки: куда движется мелодия песни? Задание можно усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, а попросить детей допеть его. В дальнейшем старались научить детей играть эти фразы на металлофонах и ксилофонах.

Кроме поступенного плавного движения, детям вполне можно объяснить понятие «глиссандо». Глиссандо пальцами прекрасно получается на струнных инструментах, глиссандо палочкой – на металлофонах и ксилофонах. При всей простоте это очень эффектный исполнительский прием, использование которого всегда вызывает воодушевление у детей. Вообще все упражнения, которые применяются на занятиях с музыкальными инструментами, должны приносить детям радость, создавать атмосферу успешности, творческого праздника, ведь «музыка для детей – это не только источник наслаждения, но и источник творчества. Ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у дошкольников выступает эмоциональная отзывчивость, комплексно выражающаяся в движении, интонировании, общем оживлении ребенка, его желании напевать, импровизировать попевки, придумывать своеобразные движения, передающие музыкальный образ, подбирать и сочинять мелодии на музыкальном инструменте» [5, с. 127].

По мере освоения учащимися простейших навыков инструментального музицирования и развития у них базовых музыкальных способностей в процесс работы рекомендуется включать полноценные музыкальные произведения, аранжированные для детского шумового оркестра. Критериями выбора репертуара являются образная доступность произведений, их простота, четкость метроритма, художественная ценность, принадлежность к отечественной и зарубежной музыкальной классике. Например, в своей практике мы использовали такие пьесы, как «Итальянская полька» С.В.Рахманинова, «Полька» А.Д.Филиппенко, «Полька» И.О.Дунаевского из кинофильма «Кубанские казаки». В последнем из приведенных произведений сочетается много качеств, делающих его исключительно подходящим для концертных выступлений детского оркестра. Во-первых, эта полька очень динамичная, подвижная, веселая, полная ярких контрастов, она всегда нравится детям. Во-вторых, она принадлежит к классике советской музыки. В-третьих, музыкальный материал в пьесе И.О.Дунаевского организован таким образом, что к нему очень легко и удобно подстроить оркестровку шумовых инструментов: ритм в ней четкий, двухдольный, темповые отклонения отсутствуют, темы краткие и почти все имеют выразительный затактовый мотив, подсказывающий начало вступления шумовым инструментам (на сильную долю).

Еще один прекрасный пример пьесы для детского оркестра – «Марш» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», который по своей тематике подходит к новогоднему утреннику. Однако здесь приходится проявить изобретательность и профессионализм при создании партитуры для детских инструментов, максимально задействуя те ресурсы, которыми располагает оркестр, и ориентируясь на индивидуальные музыкальные способности детей. Например, первая мелодическая фраза с триолью строится всего на трех звуках и поступенном движении, которое многократно отрабатывалось детьми в упражнении «Лесенка-чудесенка». В данном случае были выявлены наиболее одаренные и ритмичные дети, которым поручено исполнение этой фразы на металлофонах. Единственную серьезную ритмическую трудность составляет триоль, которую можно заменить на одну четверть, так вся мелодия будет излагаться четвертными длительностями.

Вторая тема с пунктирным ритмом звучит в оркестре очень подвижно, облегченно – ее можно поручить маленьким бубнам или колокольчикам, которые играют равномерными четвертями. В конце построения П.И.Чайковский использует блестящий и звонкий форшлаг – его выгодно подчеркивает восходящее глиссандо на ксилофоне. Минорный раздел «Марша» для мелодического исполнения на металлофоне слишком сложен, поэтому здесь целесообразнее использовать синхронный ритм барабанов. А последующая тема с форшлагами звучит так изящно и звонко, что ее лучше продублировать аналогичными четвертями на треугольнике. В процессе работы над таким сложным произведением не избежать индивидуальной проработки партий. Так, солистам на металлофонах мы уделяли много времени, чтобы закрепить в их памяти мелодико-ритмическую линию, при этом работать нужно в медленном темпе, под фортепиано. Партии бубнов, колокольчиков, треугольника требуют меньше внимания, однако все равно приходилось отрабатывать с детьми четкость ритма, ансамбль, синхронность, и главное – чтобы они не теряли темп в оригинальном звучании «Марша» под оркестровую аудиозапись.

Выступление детского оркестра с «Маршем» П.И.Чайковского всегда приносит большое удовлетворение и радость детям, эта музыка прекрасно отражает настроение новогодних праздников, предвкушение подарков, всеобщего веселья. А родители, которые услышат в исполнении своих малышей такое серьезное «классическое» произведение, будут очень рады и горды достижениями детей. В конечном итоге именно ощущение творческого события, неповторимое ощущение, каково это – «быть артистом» – дает дошкольникам мощный толчок к развитию их музыкальности, креативности, эмоциональности. И, несомненно, такие достойные произведения не только способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников, укрепляют у них ладовый слух, чувство ритма, тембровое восприятие, навык работы в ансамбле, но и приобщают их к высокой музыкальной культуре.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Апробация в собственной педагогической практике наиболее эффективных методов работы над музыкальными способностями в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах доказала их высокую продуктивность и результативность. На практике было выявлено, что инструментальное музицирование у дошкольников способствует обогащению их общеэстетических и музыкальных впечатлений, развитию музыкальности как целостной системы, улучшает ритмическое чувство у детей, чистоту их интонации, чуткость к различению тембров.

Элементарное инструментальное музицирование дарит дошкольникам радость музыкального творчества, существенно расширяет сферу их музыкальной деятельности, развивает познавательную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, а также приобщает детей к высокой музыкальной культуре посредством ознакомления с лучшими достижениями академической и народной музыки. Игра в детском оркестре позволяет решать две важнейшие стратегические задачи музыкального воспитания: это развитие творческих и музыкальных способностей в комплексе с личностными качествами ребенка (такими как общительность, самостоятельность, настойчивость, эмоциональная отзывчивость, преодоление стеснения, креативность), а также его социализация (коллективные выступления максимально продуктивны для развития коммуникативных навыков, взаимопонимания, взаимоподдержки).

Заключение

Наиболее продуктивным периодом для освоения элементарного инструментального музицирования с точки зрения возрастных психологических особенностей детей считается младший возраст. Именно на знании этого сензитивного периода построены методики раннего музыкального воспитания зарубежной и отечественной педагогической системы, в том числе К.Орфа, Э.Жак-Далькроза, М.Монтессори, Р.Штайнера, Ш.Судзуки, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой и др.

Внедрение в практику музыкальных занятий в детском саду элементарного инструментального музицирования способствует развитию творческой активности детей, их эмоционально-пластическому самовыражению, а также планомерному становлению музыкальных способностей. В процессе инструментального музицирования развиваются звуковысотный и ладовый слух, метроритмическое чувство, формируется полноценное представление о музыкальных тембрах и регистрах, обогащаются эмоциональная сфера личности и ее креативность.


Библиографическая ссылка

Ермакова С.С., Боронина С.А. РОЛЬ ИГРЫ НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31626 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674