Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF PLAYING CHILDREN'S MUSICAL INSTRUMENTS IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ABILITIES OF YOUNG CHILDREN

Ermakova S.S. 1 Boronina S.A. 1
1 I.Yakovlev Chuvash State Pedagogical University
The article discusses the role of playing children's musical instruments in the development of the musical abilities of young children, based on the analysis of their own experience. The purpose of the study is to identify the vectors for the development of musical abilities based on the analysis of the practice of instrumental music-making with young children. Pupils of the kindergarten "Golden Fish" in the city of Kozmodemyansk, the Republic of Mari El, were involved in the experimental work. A number of exercises and games used for the development of timbre, rhythm, pitch hearing are given. Approbation in own pedagogical practice of the most effective methods of working on musical abilities in the process of learning to play children's musical instruments has proved their high productivity and effectiveness. It was found that instrumental music-making among preschoolers contributes to the enrichment of their general aesthetic and musical impressions, the development of musicality as an integral system, improves the rhythmic feeling in children, the purity of their intonation, and sensitivity to distinguishing timbres. Elementary instrumental music-making gives preschoolers the joy of musical creativity, significantly expands the scope of their musical activities, develops the cognitive, emotional and volitional spheres of the child, and also introduces children to high musical culture through familiarization with the best achievements of academic and folk music.
children's musical instruments
musical abilities
young children

Каждый ребенок по своей природе любознателен, открыт всему новому и обладает разнообразными индивидуальными способностями, как общими, так и специальными. Выявлять и развивать их – особая задача, которая стоит перед всеми участниками современной системы образования в России, включая дошкольные образовательные учреждения. Уже на этом этапе образовательный процесс способствует обнаружению и активизации способностей детей младшего возраста.

Актуальность настоящего исследования определяется современным состоянием дошкольного образования в отечественной образовательной системе и сложившейся ситуацией в музыкально-педагогической практике, участники которой – музыкальные работники детских садов – обязаны не только знать, но и активно реализовывать в своей деятельности принципы и формы коллективного инструментального музицирования с целью развития музыкальных способностей детей.

Цель исследования – обозначить векторы развития музыкальных способностей на основе анализа практики инструментального музицирования с детьми младшего возраста.

Материал и методы исследования. Материалом является комплекс заданий по инструментальному музицированию для детей младшего возраста с оценкой его эффективности в развитии музыкальных способностей. Методы исследования – анализ научных источников, синтез, наблюдение, обобщение опыта работы.

Дошкольный возраст лучше всего подходит для вырабатывания индивидуальных особенностей личности. В младшем возрасте ребенок усваивает самые простые нормы и правила поведения. Он начинает понимать, что «можно», что «нельзя» и что «нужно» [1, с. 874]. В данном возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, складывается ряд нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности [2, с. 733]. Способности разделяются на общие и специальные. Кроме того, существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности устанавливают успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие определяют возможность открытий и изобретений, образования новых предметов как материальной, так и духовной культуры [3, с. 265]. Музыкальные способности обусловлены природными свойствами личности, непосредственно связаны с деятельностью и индивидуализированы. На сегодняшний момент в отечественной и зарубежной музыкально-педагогической практике накоплен богатый опыт работы по развитию музыкальных способностей детей младшего возраста посредством инструментального музицирования. Современные исследователи отмечают: «Игра на музыкальных инструментах – один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. <…> Форма, которая позволяет детям играть (а ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников) со звуками, на музыкальных инструментах, получать радость от такой игры – это элементарное музицирование» [4, с.180–181].

В настоящее время в детских садах сложились достаточно благоприятные условия для организации занятий оркестра детских музыкальных инструментов. В опытно-экспериментальной работе были задействованы воспитанники детского сада «Золотая рыбка» г.Козьмодемьянска Республики Марий Эл. Апробация форм и методов развития музыкальных способностей посредством инструментального музицирования проходила на музыкальных занятиях продолжительностью 25 минут. В ходе каждого занятия были использованы разные формы работы с музыкальными инструментами, причем разнообразие заданий и переключаемость с одного на другое оказались важнейшим элементом подхода к детям младшего возраста.

Работа над тембровым слухом и связанным с ним комплексом музыкальных способностей ведется с привлечением музыкальных инструментов. Во-первых, важно, чтобы дети с первых занятий запоминали правильные названия музыкальных инструментов, учились различать шумовые и звуковысотные инструменты. Важное место в этом процессе занимают фортепиано и прослушивание фортепианной музыки – богатое объемное звучание развивает тембровый слух детей и закладывает высокие эстетические нормы и качества «живого звука», что в дальнейшем сыграет немаловажную роль в формировании общей культуры личности. Во-вторых, задания на тембровый слух нужно постоянно чередовать, так как они легко выполняются и вызывают привыкание. Так, мы использовали на своих занятиях следующие игры.

«Чей голос?» – начинается как распространенная игра, в которой дети угадывают, кто позвал их по имени: один ребенок закрывает глаза, педагог произносит: «Маша, глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай!» и показывает пальцем на любого ребенка, который должен громко назвать имя. Угадавший становится водящим. Затем игра усложняется: вместо имени ребенок должен взять со стола любой музыкальный инструмент и простучать (исполнить) на нем ритм имени. Водящий должен назвать правильное название музыкального инструмента, а если он затрудняется с ответом, то педагог предлагает ему подойти к столу и помогает выбрать подходящий инструмент.

Развитие ритмических способностей детей и воспитание чувства метроритма являются важнейшими. Однако, если задания для развития звуковысотного слуха более сложны и постепенно добавляются к музыкально-воспитательному процессу в детском саду, то метроритмические задания можно применять буквально с первого занятия.

«Отгадай и повтори». Педагог становится за ширму, берет со стола один из музыкальных инструментов и исполняет небольшую ритмическую фигуру (фразу). Задача детей – отгадать, на каком инструменте была исполнена фраза. Вариантов этой игры множество: можно использовать краткую ритмическую фразу, и отгадавший ребенок должен ее повторить на инструменте; можно отгадавшему импровизировать следующую фразу-загадку на любом инструменте; педагог может не просто исполнять ритм, но параллельно декламировать загадки в том же ритме, например:

В руки молоточки взяли,

По пластинкам застучали.

Слышите металла звон?

Так звучит… (металлофон)

«Музыкальный кубик»: на гранях небольшого кубика изображены музыкальные инструменты – бубен, барабан, ложки, треугольник, колокольчик, маракас. Эти же инструменты расположены на столе, вокруг которого стоят дети. Они должны передавать кубик по кругу, хором исполняя попевку: «Все играет и поет, кубик скажет, кто начнет!» На ком заканчивается песенка, тот бросает кубик на стол и называет изображенный на верхней грани инструмент, затем берет его со стола и исполняет на нем ритм попевки (или же любую другую заданную педагогом ритмическую фразу).

«Кубик-оркестр»: более сложный вариант предыдущей игры. Для нее понадобятся значительно больше инструментов – по количеству детей (не обязательно использовать разные инструменты, может быть несколько бубнов, несколько треугольников и т.д.). Если для всех разных инструментов не хватает граней одного кубика, используется второй кубик, например с изображениями металлофона, ксилофона, дудочки, свистульки, пандейры, трещотки. Для декламирования подходит та же попевка, либо можно выучить другую, более сложную:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик хочет показать –

А на чем тебе играть?

После того как первый ребенок бросит кубик, возьмет свой инструмент и исполнит на нем ритмический рисунок, он не возвращает его на стол, а оставляет у себя. Когда второй ребенок выбирает себе инструмент, они уже вдвоем отстукивают ритм, потом добавляется третий участник оркестра, и т.д. В итоге должен получиться большой многозвучный шумовой оркестр, который дружно и громко исполнит попевку.

Параллельно выработке тембрового слуха мы старались прививать детям понятие динамики, обращая внимание на то, как музыка с добавлением нового участника оркестра звучит все громче. Последнее общее исполнение темы мы делали намеренно громким и шумным – такие моменты «эмоционального выплеска», возможность покричать и пошуметь очень важны для детей младшего возраста, ведь они не могут долго концентрироваться на работе.

Работа над звуковысотным слухом предполагает привлечение звуковысотных инструментов: металлофона, ксилофона, гуслей, арфы, блокфлейты и т.д. У детей нужно сформировать представление о разной высоте звука, о регистрах, а затем – о постепенной смене высоты и постепенном мелодическом движении. Для закрепления регистров мы использовали образы животных, например: птички, зайчика, медведя. Оптимальный вариант – иметь игрушки всех этих лесных героев и расположить их на клавиатуре фортепиано, демонстрируя его регистры на примерах небольших музыкальных отрывков в разном характере. Затем мы учили детей определять регистры на различных детских инструментах: для этого игрушечных зверей пересаживали на разные инструменты, спрашивая, правильное ли место занял медведь на самой длинной пластинке металлофона? В результате воспитанники учатся различать регистры как по виду, так и по звучанию.

В дальнейшем целесообразно обучить детей не только узнавать на слух, но и самостоятельно демонстрировать разные регистры инструментов. Например, для низкого регистра мы использовали образ мишки и попевку «Большие ноги шли по дороге», играя ее ритм крупными длительностями на одном звуке. Попевка «Маленькие ножки» подходит для зайчика и среднего регистра. В верхнем регистре металлофона и ксилофона учим детей играть трель на двух соседних звуках двумя палочками, изображая птичку. Трель вполне доступна и на блокфлейте или сопелке. При этом можно попросить каждого ребенка исполнить один из этих ритмов на своем инструменте, а можно дать задание двум детям – как на один регистр, так и на два разных – и даже всему оркестру вместе. С помощью игры «Лесенка-чудесенка» закрепляются слуховые представления детей о поступенном движении мелодии. Мы играли на металлофоне песенку Н.А.Ветлугиной «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз», это гамма в пределах квинты) и загадывали загадки: куда движется мелодия песни? Задание можно усложнить: исполняя любую фразу, не доигрывать последний звук, а попросить детей допеть его. В дальнейшем старались научить детей играть эти фразы на металлофонах и ксилофонах.

Кроме поступенного плавного движения, детям вполне можно объяснить понятие «глиссандо». Глиссандо пальцами прекрасно получается на струнных инструментах, глиссандо палочкой – на металлофонах и ксилофонах. При всей простоте это очень эффектный исполнительский прием, использование которого всегда вызывает воодушевление у детей. Вообще все упражнения, которые применяются на занятиях с музыкальными инструментами, должны приносить детям радость, создавать атмосферу успешности, творческого праздника, ведь «музыка для детей – это не только источник наслаждения, но и источник творчества. Ведущим компонентом музыкально-творческих проявлений у дошкольников выступает эмоциональная отзывчивость, комплексно выражающаяся в движении, интонировании, общем оживлении ребенка, его желании напевать, импровизировать попевки, придумывать своеобразные движения, передающие музыкальный образ, подбирать и сочинять мелодии на музыкальном инструменте» [5, с. 127].

По мере освоения учащимися простейших навыков инструментального музицирования и развития у них базовых музыкальных способностей в процесс работы рекомендуется включать полноценные музыкальные произведения, аранжированные для детского шумового оркестра. Критериями выбора репертуара являются образная доступность произведений, их простота, четкость метроритма, художественная ценность, принадлежность к отечественной и зарубежной музыкальной классике. Например, в своей практике мы использовали такие пьесы, как «Итальянская полька» С.В.Рахманинова, «Полька» А.Д.Филиппенко, «Полька» И.О.Дунаевского из кинофильма «Кубанские казаки». В последнем из приведенных произведений сочетается много качеств, делающих его исключительно подходящим для концертных выступлений детского оркестра. Во-первых, эта полька очень динамичная, подвижная, веселая, полная ярких контрастов, она всегда нравится детям. Во-вторых, она принадлежит к классике советской музыки. В-третьих, музыкальный материал в пьесе И.О.Дунаевского организован таким образом, что к нему очень легко и удобно подстроить оркестровку шумовых инструментов: ритм в ней четкий, двухдольный, темповые отклонения отсутствуют, темы краткие и почти все имеют выразительный затактовый мотив, подсказывающий начало вступления шумовым инструментам (на сильную долю).

Еще один прекрасный пример пьесы для детского оркестра – «Марш» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик», который по своей тематике подходит к новогоднему утреннику. Однако здесь приходится проявить изобретательность и профессионализм при создании партитуры для детских инструментов, максимально задействуя те ресурсы, которыми располагает оркестр, и ориентируясь на индивидуальные музыкальные способности детей. Например, первая мелодическая фраза с триолью строится всего на трех звуках и поступенном движении, которое многократно отрабатывалось детьми в упражнении «Лесенка-чудесенка». В данном случае были выявлены наиболее одаренные и ритмичные дети, которым поручено исполнение этой фразы на металлофонах. Единственную серьезную ритмическую трудность составляет триоль, которую можно заменить на одну четверть, так вся мелодия будет излагаться четвертными длительностями.

Вторая тема с пунктирным ритмом звучит в оркестре очень подвижно, облегченно – ее можно поручить маленьким бубнам или колокольчикам, которые играют равномерными четвертями. В конце построения П.И.Чайковский использует блестящий и звонкий форшлаг – его выгодно подчеркивает восходящее глиссандо на ксилофоне. Минорный раздел «Марша» для мелодического исполнения на металлофоне слишком сложен, поэтому здесь целесообразнее использовать синхронный ритм барабанов. А последующая тема с форшлагами звучит так изящно и звонко, что ее лучше продублировать аналогичными четвертями на треугольнике. В процессе работы над таким сложным произведением не избежать индивидуальной проработки партий. Так, солистам на металлофонах мы уделяли много времени, чтобы закрепить в их памяти мелодико-ритмическую линию, при этом работать нужно в медленном темпе, под фортепиано. Партии бубнов, колокольчиков, треугольника требуют меньше внимания, однако все равно приходилось отрабатывать с детьми четкость ритма, ансамбль, синхронность, и главное – чтобы они не теряли темп в оригинальном звучании «Марша» под оркестровую аудиозапись.

Выступление детского оркестра с «Маршем» П.И.Чайковского всегда приносит большое удовлетворение и радость детям, эта музыка прекрасно отражает настроение новогодних праздников, предвкушение подарков, всеобщего веселья. А родители, которые услышат в исполнении своих малышей такое серьезное «классическое» произведение, будут очень рады и горды достижениями детей. В конечном итоге именно ощущение творческого события, неповторимое ощущение, каково это – «быть артистом» – дает дошкольникам мощный толчок к развитию их музыкальности, креативности, эмоциональности. И, несомненно, такие достойные произведения не только способствуют развитию музыкальных способностей дошкольников, укрепляют у них ладовый слух, чувство ритма, тембровое восприятие, навык работы в ансамбле, но и приобщают их к высокой музыкальной культуре.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Апробация в собственной педагогической практике наиболее эффективных методов работы над музыкальными способностями в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах доказала их высокую продуктивность и результативность. На практике было выявлено, что инструментальное музицирование у дошкольников способствует обогащению их общеэстетических и музыкальных впечатлений, развитию музыкальности как целостной системы, улучшает ритмическое чувство у детей, чистоту их интонации, чуткость к различению тембров.

Элементарное инструментальное музицирование дарит дошкольникам радость музыкального творчества, существенно расширяет сферу их музыкальной деятельности, развивает познавательную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, а также приобщает детей к высокой музыкальной культуре посредством ознакомления с лучшими достижениями академической и народной музыки. Игра в детском оркестре позволяет решать две важнейшие стратегические задачи музыкального воспитания: это развитие творческих и музыкальных способностей в комплексе с личностными качествами ребенка (такими как общительность, самостоятельность, настойчивость, эмоциональная отзывчивость, преодоление стеснения, креативность), а также его социализация (коллективные выступления максимально продуктивны для развития коммуникативных навыков, взаимопонимания, взаимоподдержки).

Заключение

Наиболее продуктивным периодом для освоения элементарного инструментального музицирования с точки зрения возрастных психологических особенностей детей считается младший возраст. Именно на знании этого сензитивного периода построены методики раннего музыкального воспитания зарубежной и отечественной педагогической системы, в том числе К.Орфа, Э.Жак-Далькроза, М.Монтессори, Р.Штайнера, Ш.Судзуки, Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой и др.

Внедрение в практику музыкальных занятий в детском саду элементарного инструментального музицирования способствует развитию творческой активности детей, их эмоционально-пластическому самовыражению, а также планомерному становлению музыкальных способностей. В процессе инструментального музицирования развиваются звуковысотный и ладовый слух, метроритмическое чувство, формируется полноценное представление о музыкальных тембрах и регистрах, обогащаются эмоциональная сфера личности и ее креативность.