Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ)

Султыгова Л.М. 1 Джумалиева А.А. 1 Лезина В.В. 2
1 ФГБОУ ВО Ингушский государственный университет
2 ФГБОУ ВО Пятигорский государственный университет
Предлагаемая статья посвящена решению педагогической задачи успешной социальной адаптации ребенка. Слагаемыми этого решения выступают национально-региональная образовательная среда и семья в их интегративном единстве. Первая предлагает клишированные формы общественных отношений, вторая обеспечивает бесконфликтный ввод в них ребенка. Методологическими основаниями исследования этого процесса являются средовый и этнопедагогический подходы. Представлен анализ средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье, в рамках которого выделены механизмы, методы, средства, приемы. Определены механизмы общественного воспитания: направленность на полезного обществу члена, образ идеального героя, сложившиеся социальные нормы, нравственно-этические кодексы, общественные агенты воспитания (соседи, старейшины, односельчане). Результаты анализа позволили выявить условия интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в контексте социальной адаптации ребенка. Такие условия включили разработку образовательных программ, их использование в воспитательной деятельности классных наставников, консультации для родителей, деятельность на базе организаций дополнительного образования, делегирование авторской программы Институту повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (г. Назрань). Осуществлена экспериментальная верификация названных условий, в рамках которой была разработана и внедрена в образовательный процесс ГКОУ – СОШ № 1 (СП «Барсуки») образовательная программа социальной адаптации обучающихся. Экспериментальная работа доказала эффективность разработанных ранее условий.
интеграция
социальная адаптация ребенка
национально-региональная образовательная среда
семья
1. Федеральный закон от 4 февраля 2021 г. № 5-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400181002/ (дата обращения: 25.03.2022).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2014. С. 11-14.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 76.
4. Лезина В.В., Целоева Д.М. Этикетные формы этнопедагогического дискурса как компонент национально-региональной компетентности будущих педагогов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 275-277.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 203-205.
6. Лезина В.В., Султыгова Л.М., Мамиева З.М. Развитие творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях национально-региональной среды: коллективная монография «Реализация творческого потенциала личности: проблемы, теория, практика». Чебоксары: изд. дом «Среда», 2021. С. 194-208.
7. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи. Пятигорск: ПГЛУ, 2006. С. 8.
8. Гудиева Л.Х.-У. Развитие культурно-образовательного пространства Ингушетии. Ростов н/Д, 2007. С. 11.
9. Саутиева Ф.Б. Особенности влияния семьи на становление личности ребенка // Проблемы межинституционального взаимодействия в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Грозный: ЧГПУ, 2017. С. 298-302.
10. Султыгова Р.М. Преемственность начальным общим образованием опыта российских традиционных обществ в области духовно-нравственного развития и воспитания детей 6-10 лет: монография. Пятигорск: ПГУ, 2020. С. 77-78.
11. Султыгова Р.М. Общественное воспитание как фактор духовно-нравственного развития детей в традиционных обществах // I Научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса». Евпатория: ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» - Евпаторийский институт социальных наук, 2018. С. 82-91.
12. Арсалиев Ш.М.-Х. Этнопедагогические основы воспитания нравственности в поликультурном образовательном пространстве: монография. М.: Гелиос АРВ, 2015. 304 с.
13. Прокопьева М.М. Самоорганизация семьи как основа сохранения духовно-нравственных этнокультурных ценностей народов Республики Саха (Якутия) // Этнокультурное образование в Дальневосточном Федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Якутск: Медиа-Холдинг «Якутия», 2015. С. 258.

Одной из базовых функций семьи является социальная адаптация ребенка [1]. Эта педагогическая задача детерминируется региональной средой, выступающей моделью общественных отношений, осознаваемой и воплощаемой ребенком в период взросления. Семья выступает структурным компонентом региональной образовательной среды, обеспечивающей неконфликтный ввод ребенка в общественные отношения. Данное обстоятельство иллюстрируется бытованием всех национально-региональных субъектов Российской Федерации, одним из которых является Республика Ингушетия.

В современной сложной ситуации модернизации российского общества, сопровождающейся его социально-экономическими изменениями, преобразованием ценностных приоритетов, актуально изучение средовой акцентуации семьи. В современном контексте она отходит от ее исторической роли (воспроизводство, социализация детей) и интегрирует некоторые средовые функции: культурную, социальную. В сложившейся ситуации необходимо выделение условий интеграции семьи с региональной образовательной средой для успешного вхождения ребенка в общественные отношения.

В связи с этим цель исследования состоит в разработке условий интегративного единства национально-региональной образовательной среды и семьи для успешной социализации ребенка.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологические основы исследования включили его объект, предмет, гипотезу, методы, задачи. В качестве объекта исследования мы определили национально-региональную образовательную среду, являющуюся исторической моделью успешной социализации ребенка.

Предметом исследования выступает воспитание ребенка в семье.

Гипотеза сформулирована следующим образом: социализация ребенка будет бесконфликтной, если семьей, школой и институтом дополнительного образования будут соблюдены условия интегративного единства с национально-региональной образовательной средой.

Методы исследования: эмпирические (наблюдение, опрос, эксперимент), теоретические (анализ, систематизация).

Задачи исследования включают:

1) конкретизацию понятий «среда», «образовательная среда», «национально-региональная образовательная среда», «семья», «интеграция»;

2) обоснование методологии исследования;

3) рассмотрение средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье;

4) выявление условий интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка;

5) экспериментальную апробацию названных условий в практике работы образовательных организаций Республики Ингушетия.

В рамках задачи 1 конкретизируем основные категории исследования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статьях 7 и 8, посвященных полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, использует понятие «национально-региональная образовательная среда» [2]. Толковый словарь русского языка вкладывает в понятие «среда» значение окружения, совокупности природных условий, определяющих деятельность человека и социума [3]. В педагогике «среда» обретает значение социокультурного пространства, окружающего субъекта образования, и преобразуется в «образовательную среду», где взаимодействуют различные образовательные процессы (В.В. Лезина, Д.М. Целоева [4]). В образовательной среде ребенок включается в культурные связи с обществом, обретая опыт самостоятельной культурной деятельности и формируясь по изначально заданному образцу в соответствии с изначально заданными условиями (Г.Ю. Беляев, Н.Б. Крылова, В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин).

Такие условия выраженно представлены в «национально-региональной образовательной среде», рассматриваемой О.М. Барбаковым, В.В. Князевой, Н.Н. Некрасовым, В.И. Сиговым, А. Чернышовым как многокомпонентная физико-географическая, политико-административная, социокультурная, правовая, этническая, экономическая образовательная структура с входящими в нее социальными институтами.

Одним из таких социальных институтов является «семья», интерпретируемая Семейным кодексом Российской Федерации как базовая структурная единица общества, в которой формируется личность. Доминантную роль семьи в развитии ребенка подчеркивал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский. Он писал о пригодности изучения ребенком окрестностей и гармонической природной целостности в домашнем воспитании. Классик педагогики призывал изучать местность, природу, времена года [5] при обучении и воспитании ребенка.

Этнические группы, не имеющие государственности, обеспечивают свою жизнеспособность, этнокультурное развитие, трансляцию фундаментальных ценностей через семью. Она выступает мощным фактором передачи социокультурного опыта, традиций, развивая ценностные приоритеты, формируя характер, поведенческие нормы поведения ребенка [6]. В национально-региональной образовательной среде она выполняет функции родительства, первичной социализации, передачи подрастающим поколениям житейских знаний и духовных ценностей, формирования мировоззрения, картины мира, этнических образцов ролевого поведения (национального характера). Согласимся с мнением Б.Ш. Алиевой, что базовые формы, методы национальной системы воспитания сосредоточены в семье [7].

Теоретико-методологические основания нашего исследования базируются на этнопедагогических трудах Ш.Х.-М. Арсалиева, В.В. Лезиной, А.Н. Мусукаева, М.А. Меретукова, Д.М. Целоевой и др. Несмотря на внушительный корпус ученых, исследовавших семью в этнонациональном контексте, средовая акцентуация воспитания ребенка в семье исследована недостаточно. Этот пробел мы намерены восполнить в нашей работе.

В контексте задачи 2 методологическими подходами к решению проблемы исследования выступают средовый и этнопедагогический. Средовый подход (Л.Х.-У. Гудиева, О.Г. Тринидатская и др.) состоит в обосновании нормативно-правовых, социальных, культурных, образовательных ориентиров (стандартов, образовательных институтов и др.), в рамках которых реализуется воспитательный процесс [8]. Национальная специфика привносит в него региональные условия, ментальные установки, социокультурные и образовательные стратегии. Средовый подход воспроизводит языковую картину мира, зашифрованное в лингвистических кодах мироощущение и восприятие народа. Они воплощаются и закрепляются в семейном воспитании.

Этнопедагогический подход (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, Э.И. Сокольникова, К.Б. Семенов, С.М. Омаров, Р.М. Магомедов, Т.Г. Саидов и др.) заключается в использовании этнопедагогических знаний и воспитательного опыта этнических групп в современном воспитании и обучении. В методологическом поле этнопедагогического подхода находится этнопедагогика семьи [9]. Она использует народно-педагогический опыт направленного воспитательного воздействия на ребенка в целях его социальной адаптации, личностного развития, культурной идентификации.

Мы приблизились к задаче 3. В ее решении сошлемся на анализ семейного и общественного воспитания детей у ингушей, выполненный Р.М. Султыговой [10]. Исследователь выделила механизмы семейного воспитания (семейные идеалы и уклад, ценности, социальные установки, основанные на любви и признании взаимоотношений членов семьи), методы (внушение, убеждение, поощрение, пример, наказание), средства (устное народное творчество, труд, напутствие, игра), приемы (наставление, назидание, поучение, предупреждение). Также автор пишет о целеполагании общественного воспитания, состоящего в направленности на полезного обществу члена и имеющего собирательный характер, складывающийся из образа идеального героя и господствующих социальных норм (таких как коллективизм, взаимопомощь, подчинение личных интересов общественным и др.), нравственно-этических кодексов, общественных агентов воспитания (соседи, старейшины, односельчане), разных каналов духовно-нравственного воздействия на детей (праздники, свадьбы и др.) [11].

Из интервью с Л.В. Мамиевой, касающегося средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье, мы выяснили, что семейные отношения формируются под влиянием ближайшего (родственная группа) и опосредованного (этническая группа) окружения. Семейное воспитание ингушей детерминируется, корректируется и контролируется традициями, обычаями, общественным мнением, этикетными правилами, сформированными в национально-региональной среде. Соседи, малознакомые люди всегда дадут совет, помогут ребенку, в равной степени не оставят без внимания его неблаговидное поведение, поставят в известность родителей.

Данные анализа и интервью подтверждают правоту наших намерений интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка. Эти факторы дополняют друг друга. В соответствии с ними в задаче 4 мы сформулировали условия такой адаптации. Они включают: 1) разработку образовательной программы, где был бы прописан фактор интеграции среды и семьи; 2) использование такой программы в практике воспитательной деятельности классных наставников; 3) консультативную помощь родителям; 4) привлечение организаций дополнительного образования к реализации этнопедагогического опыта ингушей в социальной адаптации ребенка; 5) использование авторской программы ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (г. Назрань).

Разработанные нами условия были экспериментально проверены в практике работы ГКОУ – СОШ № 1 (СП «Барсуки») во вторых классах «А» и «Б» с наполняемостью 26 и 28 человек. Были сформированы экспериментальные и контрольные группы с равным количеством обучающихся в каждом классе. Экспериментальная работа включила разработку автором образовательной программы социальной адаптации обучающихся и ее использование в образовательном процессе. В данной программе были прописаны запланированные пункты семейного воспитания: 1) координация совместных действий с родителями по вопросу театральной постановки нартского эпического произведения; 2) согласование позиций родителей и педагогов по вопросу изучения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Пункты общественного воспитания включили: 1) беседу со старейшиной СП «Барсуки» об ингушских нормах поведения; 2) участие школьников экспериментальной группы в национальном празднике. С разрешения администрации школы на заседании педагогического семинара в феврале 2021 г. наставники вторых классов «А» и «Б» (Халимат Хусейновна Татиева и Нина Юсуповна Ужахова) были ознакомлены с составленной нами программой. Запланированная экспериментальная работа получила их поддержку. Была утверждена методика проведения экспериментального исследования, включавшая консультации родителей, чьи дети входили в экспериментальные группы.

Далее в течение трех месяцев в образовательную практику и семейное воспитание внедрялись механизмы, социальные установки, методы (пример, поощрение, внушение, убеждение), средства (напутствие, чтение фольклорных произведений, игра), приемы (поучение, назидание, наставление, предупреждение), образы нартов (мифологических героев северокавказских горцев), названные выше ингушские поведенческие нормы. Формировались компетенции в области ингушских нравственно-этических кодексов. На базе театра-студии был представлен мини-спектакль по сценарию чечено-ингушской легенды «Два друга» [12]. Все это время родители обучавшихся экспериментальной группы получали консультативную помощь. На родительских собраниях, состоявшихся в январе, феврале и мае 2021 г., обсуждались результаты экспериментальной работы.

Результаты исследования и их обсуждение

Диагностика социальной адаптации детей проводилась в мае 2021 г. Она включила срезы на: 1) однодневное пребывание участников эксперимента на уроках во вторых классах «В» и «Г», 2) взаимодействие и общение с обучающимися этих классов. Критериями социальной адаптации обучающихся вторых классов стали свободное общение, альтруизм, доверительные отношения, высокий эмоциональный фон [13]. Диагностическая документация отразила количественное опережение (на 14%) участниками экспериментальной группы обучавшихся контрольной группы. Качественные показатели продемонстрировали доминирование свободного общения, доверительных отношений, высокого эмоционального фона в экспериментальных группах. Таким способом была доказана эффективность условий интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальную адаптацию ребенка.

В июне 2021г. авторская программа была делегирована в ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (г. Назрань). Материалы нашего исследования были использованы в курсах «Семейная педагогика» и «Этнопедагогика ингушей», проводившихся в сентябре – октябре того же года. Педагогические работники, проходившие переподготовку по данным курсам, одобрили авторскую программу и выделенные в ней условия.

Заключение

Социальная адаптация ребенка достигается в полной мере совокупностью семейного воспитания и национально-региональной образовательной среды. При этом национально-региональная среда формирует модель общественных отношений, а семья обеспечивает гармоничный ввод в них ребенка. Обоснование и реализация этого положения в статье выполнены с применением средового и этнопедагогического подходов, методов эмпирических (наблюдение, опрос, эксперимент) и теоретических (анализ, систематизация). На основании анализа средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье сформулированы условия интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка.

Экспериментальная апробация этих условий в практике работы ГКОУ – СОШ № 1 (СП «Барсуки», Республика Ингушетия) доказала правильность гипотетического предположения о бесконфликтной социализации ребенка при соблюдении семьей, школой и институтом дополнительного образования условий интегративного единства с национально-региональной образовательной средой. Результаты такого единства нашли воплощение в авторской программе, прошедшей апробацию в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Ингушетия.

 


Библиографическая ссылка

Султыгова Л.М., Джумалиева А.А., Лезина В.В. ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ) // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31571 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674