Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATION OF THE NATIONAL-REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND FAMILY IN THE SOCIAL ADAPTATION OF THE CHILD (BASED ON THE MATERIAL OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA)

Sultygova L.M. 1 Dzhumalieva A.A. 1 Lezina V.V. 2
1 Ingush State University
2 Pyatigorsk State University
The proposed article is devoted to solving the pedagogical problem of successful social adaptation of the child. The components of this decision are the national-regional educational environment and the family in their integrative unity. The first offers clichéd forms of social relations, the second provides a conflict-free introduction of the child into them. The methodological grounds for the study of this process are the environmental and ethnopedagogical approaches. The analysis of the environmental factor of raising a child in the Ingush family is presented, within the framework of which mechanisms, methods, means, techniques are allocated. The mechanisms of social education are defined: focus on a member useful to society, the image of an ideal hero, established social norms, moral and ethical codes, public agents of education (neighbors, elders, villagers). The results of the analysis made it possible to identify the conditions for the integration of the national-regional educational environment and the family in the context of the social adaptation of the child. Such conditions included the development of educational programs, their use in the educational activities of class mentors, consultations for parents, activities on the basis of organizations of additional education, delegation of the author's program to the Institute for Advanced Training and Retraining of Pedagogical Personnel (Nazran). An experimental verification of these conditions was carried out, within the framework of which an educational program for the social adaptation of students was developed and implemented in the educational process of the State Educational Institution – Secondary School No. 1 (JV «Badgers»). Experimental work has proved the effectiveness of previously developed conditions.
integration
social adaptation of the child
national-regional educational environment
family

Одной из базовых функций семьи является социальная адаптация ребенка [1]. Эта педагогическая задача детерминируется региональной средой, выступающей моделью общественных отношений, осознаваемой и воплощаемой ребенком в период взросления. Семья выступает структурным компонентом региональной образовательной среды, обеспечивающей неконфликтный ввод ребенка в общественные отношения. Данное обстоятельство иллюстрируется бытованием всех национально-региональных субъектов Российской Федерации, одним из которых является Республика Ингушетия.

В современной сложной ситуации модернизации российского общества, сопровождающейся его социально-экономическими изменениями, преобразованием ценностных приоритетов, актуально изучение средовой акцентуации семьи. В современном контексте она отходит от ее исторической роли (воспроизводство, социализация детей) и интегрирует некоторые средовые функции: культурную, социальную. В сложившейся ситуации необходимо выделение условий интеграции семьи с региональной образовательной средой для успешного вхождения ребенка в общественные отношения.

В связи с этим цель исследования состоит в разработке условий интегративного единства национально-региональной образовательной среды и семьи для успешной социализации ребенка.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологические основы исследования включили его объект, предмет, гипотезу, методы, задачи. В качестве объекта исследования мы определили национально-региональную образовательную среду, являющуюся исторической моделью успешной социализации ребенка.

Предметом исследования выступает воспитание ребенка в семье.

Гипотеза сформулирована следующим образом: социализация ребенка будет бесконфликтной, если семьей, школой и институтом дополнительного образования будут соблюдены условия интегративного единства с национально-региональной образовательной средой.

Методы исследования: эмпирические (наблюдение, опрос, эксперимент), теоретические (анализ, систематизация).

Задачи исследования включают:

1) конкретизацию понятий «среда», «образовательная среда», «национально-региональная образовательная среда», «семья», «интеграция»;

2) обоснование методологии исследования;

3) рассмотрение средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье;

4) выявление условий интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка;

5) экспериментальную апробацию названных условий в практике работы образовательных организаций Республики Ингушетия.

В рамках задачи 1 конкретизируем основные категории исследования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статьях 7 и 8, посвященных полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, использует понятие «национально-региональная образовательная среда» [2]. Толковый словарь русского языка вкладывает в понятие «среда» значение окружения, совокупности природных условий, определяющих деятельность человека и социума [3]. В педагогике «среда» обретает значение социокультурного пространства, окружающего субъекта образования, и преобразуется в «образовательную среду», где взаимодействуют различные образовательные процессы (В.В. Лезина, Д.М. Целоева [4]). В образовательной среде ребенок включается в культурные связи с обществом, обретая опыт самостоятельной культурной деятельности и формируясь по изначально заданному образцу в соответствии с изначально заданными условиями (Г.Ю. Беляев, Н.Б. Крылова, В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин).

Такие условия выраженно представлены в «национально-региональной образовательной среде», рассматриваемой О.М. Барбаковым, В.В. Князевой, Н.Н. Некрасовым, В.И. Сиговым, А. Чернышовым как многокомпонентная физико-географическая, политико-административная, социокультурная, правовая, этническая, экономическая образовательная структура с входящими в нее социальными институтами.

Одним из таких социальных институтов является «семья», интерпретируемая Семейным кодексом Российской Федерации как базовая структурная единица общества, в которой формируется личность. Доминантную роль семьи в развитии ребенка подчеркивал классик отечественной педагогики К.Д. Ушинский. Он писал о пригодности изучения ребенком окрестностей и гармонической природной целостности в домашнем воспитании. Классик педагогики призывал изучать местность, природу, времена года [5] при обучении и воспитании ребенка.

Этнические группы, не имеющие государственности, обеспечивают свою жизнеспособность, этнокультурное развитие, трансляцию фундаментальных ценностей через семью. Она выступает мощным фактором передачи социокультурного опыта, традиций, развивая ценностные приоритеты, формируя характер, поведенческие нормы поведения ребенка [6]. В национально-региональной образовательной среде она выполняет функции родительства, первичной социализации, передачи подрастающим поколениям житейских знаний и духовных ценностей, формирования мировоззрения, картины мира, этнических образцов ролевого поведения (национального характера). Согласимся с мнением Б.Ш. Алиевой, что базовые формы, методы национальной системы воспитания сосредоточены в семье [7].

Теоретико-методологические основания нашего исследования базируются на этнопедагогических трудах Ш.Х.-М. Арсалиева, В.В. Лезиной, А.Н. Мусукаева, М.А. Меретукова, Д.М. Целоевой и др. Несмотря на внушительный корпус ученых, исследовавших семью в этнонациональном контексте, средовая акцентуация воспитания ребенка в семье исследована недостаточно. Этот пробел мы намерены восполнить в нашей работе.

В контексте задачи 2 методологическими подходами к решению проблемы исследования выступают средовый и этнопедагогический. Средовый подход (Л.Х.-У. Гудиева, О.Г. Тринидатская и др.) состоит в обосновании нормативно-правовых, социальных, культурных, образовательных ориентиров (стандартов, образовательных институтов и др.), в рамках которых реализуется воспитательный процесс [8]. Национальная специфика привносит в него региональные условия, ментальные установки, социокультурные и образовательные стратегии. Средовый подход воспроизводит языковую картину мира, зашифрованное в лингвистических кодах мироощущение и восприятие народа. Они воплощаются и закрепляются в семейном воспитании.

Этнопедагогический подход (Г.Н. Волков, К.Ж. Кожахметова, Э.И. Сокольникова, К.Б. Семенов, С.М. Омаров, Р.М. Магомедов, Т.Г. Саидов и др.) заключается в использовании этнопедагогических знаний и воспитательного опыта этнических групп в современном воспитании и обучении. В методологическом поле этнопедагогического подхода находится этнопедагогика семьи [9]. Она использует народно-педагогический опыт направленного воспитательного воздействия на ребенка в целях его социальной адаптации, личностного развития, культурной идентификации.

Мы приблизились к задаче 3. В ее решении сошлемся на анализ семейного и общественного воспитания детей у ингушей, выполненный Р.М. Султыговой [10]. Исследователь выделила механизмы семейного воспитания (семейные идеалы и уклад, ценности, социальные установки, основанные на любви и признании взаимоотношений членов семьи), методы (внушение, убеждение, поощрение, пример, наказание), средства (устное народное творчество, труд, напутствие, игра), приемы (наставление, назидание, поучение, предупреждение). Также автор пишет о целеполагании общественного воспитания, состоящего в направленности на полезного обществу члена и имеющего собирательный характер, складывающийся из образа идеального героя и господствующих социальных норм (таких как коллективизм, взаимопомощь, подчинение личных интересов общественным и др.), нравственно-этических кодексов, общественных агентов воспитания (соседи, старейшины, односельчане), разных каналов духовно-нравственного воздействия на детей (праздники, свадьбы и др.) [11].

Из интервью с Л.В. Мамиевой, касающегося средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье, мы выяснили, что семейные отношения формируются под влиянием ближайшего (родственная группа) и опосредованного (этническая группа) окружения. Семейное воспитание ингушей детерминируется, корректируется и контролируется традициями, обычаями, общественным мнением, этикетными правилами, сформированными в национально-региональной среде. Соседи, малознакомые люди всегда дадут совет, помогут ребенку, в равной степени не оставят без внимания его неблаговидное поведение, поставят в известность родителей.

Данные анализа и интервью подтверждают правоту наших намерений интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка. Эти факторы дополняют друг друга. В соответствии с ними в задаче 4 мы сформулировали условия такой адаптации. Они включают: 1) разработку образовательной программы, где был бы прописан фактор интеграции среды и семьи; 2) использование такой программы в практике воспитательной деятельности классных наставников; 3) консультативную помощь родителям; 4) привлечение организаций дополнительного образования к реализации этнопедагогического опыта ингушей в социальной адаптации ребенка; 5) использование авторской программы ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (г. Назрань).

Разработанные нами условия были экспериментально проверены в практике работы ГКОУ – СОШ № 1 (СП «Барсуки») во вторых классах «А» и «Б» с наполняемостью 26 и 28 человек. Были сформированы экспериментальные и контрольные группы с равным количеством обучающихся в каждом классе. Экспериментальная работа включила разработку автором образовательной программы социальной адаптации обучающихся и ее использование в образовательном процессе. В данной программе были прописаны запланированные пункты семейного воспитания: 1) координация совместных действий с родителями по вопросу театральной постановки нартского эпического произведения; 2) согласование позиций родителей и педагогов по вопросу изучения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Пункты общественного воспитания включили: 1) беседу со старейшиной СП «Барсуки» об ингушских нормах поведения; 2) участие школьников экспериментальной группы в национальном празднике. С разрешения администрации школы на заседании педагогического семинара в феврале 2021 г. наставники вторых классов «А» и «Б» (Халимат Хусейновна Татиева и Нина Юсуповна Ужахова) были ознакомлены с составленной нами программой. Запланированная экспериментальная работа получила их поддержку. Была утверждена методика проведения экспериментального исследования, включавшая консультации родителей, чьи дети входили в экспериментальные группы.

Далее в течение трех месяцев в образовательную практику и семейное воспитание внедрялись механизмы, социальные установки, методы (пример, поощрение, внушение, убеждение), средства (напутствие, чтение фольклорных произведений, игра), приемы (поучение, назидание, наставление, предупреждение), образы нартов (мифологических героев северокавказских горцев), названные выше ингушские поведенческие нормы. Формировались компетенции в области ингушских нравственно-этических кодексов. На базе театра-студии был представлен мини-спектакль по сценарию чечено-ингушской легенды «Два друга» [12]. Все это время родители обучавшихся экспериментальной группы получали консультативную помощь. На родительских собраниях, состоявшихся в январе, феврале и мае 2021 г., обсуждались результаты экспериментальной работы.

Результаты исследования и их обсуждение

Диагностика социальной адаптации детей проводилась в мае 2021 г. Она включила срезы на: 1) однодневное пребывание участников эксперимента на уроках во вторых классах «В» и «Г», 2) взаимодействие и общение с обучающимися этих классов. Критериями социальной адаптации обучающихся вторых классов стали свободное общение, альтруизм, доверительные отношения, высокий эмоциональный фон [13]. Диагностическая документация отразила количественное опережение (на 14%) участниками экспериментальной группы обучавшихся контрольной группы. Качественные показатели продемонстрировали доминирование свободного общения, доверительных отношений, высокого эмоционального фона в экспериментальных группах. Таким способом была доказана эффективность условий интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальную адаптацию ребенка.

В июне 2021г. авторская программа была делегирована в ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» (г. Назрань). Материалы нашего исследования были использованы в курсах «Семейная педагогика» и «Этнопедагогика ингушей», проводившихся в сентябре – октябре того же года. Педагогические работники, проходившие переподготовку по данным курсам, одобрили авторскую программу и выделенные в ней условия.

Заключение

Социальная адаптация ребенка достигается в полной мере совокупностью семейного воспитания и национально-региональной образовательной среды. При этом национально-региональная среда формирует модель общественных отношений, а семья обеспечивает гармоничный ввод в них ребенка. Обоснование и реализация этого положения в статье выполнены с применением средового и этнопедагогического подходов, методов эмпирических (наблюдение, опрос, эксперимент) и теоретических (анализ, систематизация). На основании анализа средового фактора воспитания ребенка в ингушской семье сформулированы условия интеграции национально-региональной образовательной среды и семьи в социальной адаптации ребенка.

Экспериментальная апробация этих условий в практике работы ГКОУ – СОШ № 1 (СП «Барсуки», Республика Ингушетия) доказала правильность гипотетического предположения о бесконфликтной социализации ребенка при соблюдении семьей, школой и институтом дополнительного образования условий интегративного единства с национально-региональной образовательной средой. Результаты такого единства нашли воплощение в авторской программе, прошедшей апробацию в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Ингушетия.