Цель данной работы – показать представления о ценностях и ценностных ориентациях современной тувинской молодежи на основе локального исследования.
Современное поликультурное и полиэтничное российское общество характеризуется трансформацией этнонациональных культурных ценностей, составляющих базовые ценностные ориентации у подрастающих поколений, представителей этнических групп и народов. Модернизация всех социально-экономических сфер жизни российского общества однозначно влияет на изменения в сознании и на ценностное отношение к жизни у молодых людей, тем самым актуализируя исследование ценностных ориентаций тувинской молодежи. С течением времени и в связи с цифровизацией нашего общества ценности у современных людей меняются, что требует постоянного внимания к проблеме ценностей со стороны исследователей разных научных направлений. Изучение ценностных ориентаций молодого поколения как движущей силы современного общества позволяет находить ответы на актуальные вопросы, вызывающие тревогу у общества, власти. В социологии, психологии и педагогике рассматривается ряд важных направлений, таких как семейные ценности, ценностные отношения между поколениями, личностные или общественные ценности, этнонациональные и общечеловеческие ценности и т.д. Результаты исследования содействуют практическим работникам, ведомственным специалистам и руководителям органов власти находить правильные пути решения насущных проблем семьи и общества, возникающих в переходные этапы общественного развития (Крылова Н.Б., СултанбаеваК.И., Горбунова О.Ф., Рокич М., Никандров Н.Д.).
Республика Тыва является национальной республикой, в которой молодежь составляет значительную часть трудоспособного населения, а именно, на начало 2021 года молодежь составила 31% от всего населения республики. В республике сохраняются этнокультурные традиции благодаря активной общественной деятельности педагогов, работников культуры и соответствующих ведомств. Очевидно, что в динамично меняющихся жизненных условиях происходит трансформация национальных традиций, обычаев, возникают новые, о чем свидетельствуют публикации последних десятилетий (Н.Ч.Дамба, У.П. Допул, Ч.А. Кара-оол, Ч.К. Ламажаа, Ш.Б. Майны, Г.Д. Сундуй, А.С.Шаалы). Важно помнить, что на основе национальных традиций сформировались базовые ценности тувинского народа, которые утверждены в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» (2011 г., г. Кызыл). В данной Концепции ценности тувинского народа представлены как педагогические, как ценности-цели и ценности-средства. Они включают задачи воспитания духовно-нравственной личности, приоритета семьи, нравственности и духовности, любовь к родному языку, любовь к родине, природе, сбережение здоровья [1].
Материал и методы исследования. В данном исследовании методологической базой выбран комплекс взаимообусловленных теоретических положений аксиологического, культурологического и гуманистического подходов, трактующих смысловое содержание основных понятий, используемых в работе. Как показывает аналитический обзор научных трудов отечественных исследователей, термины «ценность, ценностные ориентации» рассмотрены в широком контексте. Так, ценность – это «1. Качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2.Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определённой культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей» [2]. Кроме того, в каждом социуме ценности отличаются не только содержательно между индивидами, но и между поколениями или социальными группами. В целом же ценности определяют культуру поведения человека, управляют его действиями и деятельностью, что особенно значимо при воспитании ценностей и ценностных ориентаций у детей и молодежи. Поэтому ценности необходимы человеку именно в качестве идеала или цели, которые являются движущими силами, следуя им, человек строит свою жизнь [3].
Изучение сущности ценностных ориентаций показывает неоднозначность множества определений. С точки зрения философии, «ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними…». Они «задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни» [2]. С педагогической и психологической позиций, ценностные ориентации – это «а) этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания – критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б)основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости» [2]. Следует отметить, что ценностные ориентации социально и культурно обусловлены, поэтому педагоги считают поэтапное их формирование у ребенка важнейшей задачей наряду с физическим развитием в системе нравственного воспитания. Исходя из этого, следует отметить, что изначально формирование необходимых для жизни человека ценностей происходит в семье, в первостепенном институте воспитания подрастающего поколения. В устном народном творчестве тувинского народа также можно часто встретить пословицы, поговорки, где говорится о необходимости семейного воспитания с самого рождения человека, например один из них «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» (Человеком становятся с детства, а лошадью становятся с жеребенка) [4]. К.И. Султанбаева, О.Ф. Горбунова отметили, что семья как относительно самостоятельная система выполняет важнейшие функции воспроизводства человеческих ресурсов, выполнения жизненно важных, культурно-духовных ценностей, обеспечения социального прогресса цивилизации [5]. Иными словами, семья как главнейший источник культурного наследования представляет собой сложнейшую педагогическую систему, в которой осуществляется передача первостепенных ценностей и ценностных ориентаций через традиции, обычаи и требования к подрастающим поколениям.
Методами исследования послужили теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация сведений, а также опрос.
Отметим, что тувинские исследователи дали научную оценку значимости народных традиций, в том числе и этнопедагогических, которые охарактеризованы как фактор и содержательная основа воспитания и развития свободной духовно-нравственной личности в семье, способной к творческому труду, готовой ради своей семьи и народа, своей родной земли учиться и трудиться. В разработанной учеными модели идеальной личности тувинца предложены такие нравственные качества, как родинопочитание, социумность, уважение и почитание старших, снисходительность и помощь слабым, трудолюбие и ответственность. Эти и другие нравственные постулаты рассматриваются как высшие ценности [6].
В трактовке основных понятий нашего исследования: ценность и ценностные ориентации – придерживаемся позиции отечественных и зарубежных ученых: Е.В.Бондаревской, Н.Б. Крыловой, А. Маслоу, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, М.Рокича, В. Франкла. В целом условно их взгляды на ценности можно объединить в рамках культурной антропологии, когда под ценностями понимают «такие характеристики объектов и процессов, которые имеют важнейшее позитивное значение для людей» [7, с. 39]. Ценности и ценностные ориентации у человека находятся в постоянном действии, они выполняют функции смыслового самоопределения. В зависимости от жизненных условий человека ценности могут меняться, что часто сказывается на развитии общественных процессов.
Для изучения ценностей и ценностных ориентаций современной тувинской молодежи нами использован опросник американского психолога М. Рокича, основанный на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич в своем известном опроснике различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Под терминальными ценностями он ставит убеждения о том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, а под инструментальными – убеждения о том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
В нашем исследовании респондентам предъявлены два списка ценностей в листах бумаги, где в каждом списке имеются по 18 ценностей. В списках испытуемый должен присваивать каждой ценности ранговый номер по мере значимости для респондента, где у самой предпочитаемой ценности респондент ставит первый ранг, а наименее значимому ставит самый последний 18-й номер, и таким образом ранжирует все ценности, при этом не повторяя ранговые номера. В начале опроса респондентам предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение. Респондентами исследования выступила современная тувинская молодежь от 18 до 24 лет из г. Кызыла и районов Республики Тыва. Всего в исследовании приняли участие 116 молодых людей, из которых 97 (84%) составили девушки, а 18 (16%) - юноши. Обработанные данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Ценностные предпочтения первого ранга у тувинской молодежи (терминальные ценности)
Как показывают полученные результаты, из числа терминальных ценностей первого ранга респондентами выбраны: здоровье - 35 человек (30%); активная деятельная жизнь - 23 человек (20%), счастливая семейная жизнь - 14 человек (12%).
А последнее, 18 место получили такие ценности, как счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества) – 21 (18%); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) – 14 (12%); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) – 10 (9%).
Рис. 2. Ценностные предпочтения последнего ранга у тувинской молодежи (терминальные ценности)
Далее рассмотрим инструментальные ценностные предпочтения наших респондентов. Они представлены на рисунке 3, из которого следует, что в число первого ранга попали такие ценности, как воспитанность 30 (26%); жизнерадостность 14 (12%); аккуратность 15 (13%).
Рис. 3. Ценностные предпочтения первого ранга у тувинской молодежи (инструментальные ценности)
Рис. 4. Ценностные предпочтения тувинской молодежи (инструментальные ценности)
На рисунке 4 показаны данные респондентов, демонстрирующие наименьшую значимость выбранных из числа инструментальных ценностей. К таким отнесены: высокие запросы 20 (17%); непримиримость к недостаткам в себе и других 28 (24%); чуткость 10 (9%).
Полученные данные показывают довольно противоречивую картину ценностных ориентаций современной тувинской молодежи. С одной стороны, она предпочитает и осознает здоровье и счастливую семейную жизнь как ценности высокого уровня. И тем самым понимают, что для достижения полного успеха нужно быть воспитанным, аккуратным и жизнерадостным. С другой стороны, у части современных молодых людей наблюдается отсутствие устремленности понимания других, что показывает ее эгоистичность. Затем трудно соотносить такие предпочтения, как признание значимости воспитания и воспитанности как нравственного качества с одновременным выбором неважности черты «непримиримость к своим недостаткам». Также мы видим равнодушное отношение к красоте природы и искусству, что не характерно для воспитанного человека.
Полученные противоречивые данные можно охарактеризовать как результат влияния изменяющихся условий современной жизни, активного функционирования рыночных отношений не только в экономической и социокультурной сфере, но их проникновения в семейно-бытовую сферу тувинской семьи. Выражается это чаще всего в том, что в большинстве семей работающим родителям приходится выживать, зарабатывать различными способами, порой пренебрегая собственными социально значимыми нравственными представлениями.
Тем самым можно сделать вывод, что нынешнее состояние ценностных ориентаций у современной тувинской молодежи претерпело трансформацию, снижается значимость таких традиционных национальных ценностей тувинского народа, как любовь к природе, родине, честность, чуткость, бережное отношение к человеку. Как показано в нашей работе, предложенный идеал совершенной личности тувинца в Концепции и «Программе духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва» служит ориентиром в формировании ценностных ориентаций молодежи. Только совместными усилиями института семьи и образования возможно достичь такой высокой цели через культивирование позитивных семейных традиций и духовно-нравственного воспитания в школе.
Библиографическая ссылка
Куулар С.В. ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТУВИНСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31529 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.31529