Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDYING VALUE ORIENTATIONS OF TUVINIAN YOUTH

Kuular S.V. 1
1 Tuvan State University
In this article, the author examines the level of formation of the basic values of the indigenous Tuvan people among modern young people, such as reverence for the family, respect for others, an uncompromising attitude towards their shortcomings, which prevent the observance of the national traditions of the Tuvan people. The relevance of this topic is due to the fact that in modern times there is a tendency to transform the leading values of the younger generation in connection with the global modernization processes in the world. Proceeding from this, the study of the value orientations of young people allows departments to find the best ways out of difficult socio-economic situations. young people make up a significant mass of the entire capable population. The research methods were the analysis of scientific and methodological literature, as well as the well-known questionnaire of value orientations of the psychologist M. Rokeach. An analytical review of the theoretical material on the topic showed that modern Tuvans, like all Russians, are characterized by transformational processes and a desire to preserve their national traditional values. However, the results of the empirical study allowed the author to come to the conclusion about the ambiguity of ideas and conflicting trends in the value orientations of Tuvan youth. Despite the desire of young Tuvans to preserve their fundamental values, there is still a tendency of transformation, the previously revered values no longer occupy the leading places in the hierarchy of values of modern Tuvans.
values
value orientations
tuvan youth
national tradition
national values

Цель данной работы – показать представления о ценностях и ценностных ориентациях современной тувинской молодежи на основе локального исследования.

Современное поликультурное и полиэтничное российское общество характеризуется трансформацией этнонациональных культурных ценностей, составляющих базовые ценностные ориентации у подрастающих поколений, представителей этнических групп и народов. Модернизация всех социально-экономических сфер жизни российского общества однозначно влияет на изменения в сознании и на ценностное отношение к жизни у молодых людей, тем самым актуализируя исследование ценностных ориентаций тувинской молодежи. С течением времени и в связи с цифровизацией нашего общества ценности у современных людей меняются, что требует постоянного внимания к проблеме ценностей со стороны исследователей разных научных направлений. Изучение ценностных ориентаций молодого поколения как движущей силы современного общества позволяет находить ответы на актуальные вопросы, вызывающие тревогу у общества, власти. В социологии, психологии и педагогике рассматривается ряд важных направлений, таких как семейные ценности, ценностные отношения между поколениями, личностные или общественные ценности, этнонациональные и общечеловеческие ценности и т.д. Результаты исследования содействуют практическим работникам, ведомственным специалистам и руководителям органов власти находить правильные пути решения насущных проблем семьи и общества, возникающих в переходные этапы общественного развития (Крылова Н.Б., СултанбаеваК.И., Горбунова О.Ф., Рокич М., Никандров Н.Д.).

Республика Тыва является национальной республикой, в которой молодежь составляет значительную часть трудоспособного населения, а именно, на начало 2021 года молодежь составила 31% от всего населения республики. В республике сохраняются этнокультурные традиции благодаря активной общественной деятельности педагогов, работников культуры и соответствующих ведомств. Очевидно, что в динамично меняющихся жизненных условиях происходит трансформация национальных традиций, обычаев, возникают новые, о чем свидетельствуют публикации последних десятилетий (Н.Ч.Дамба, У.П. Допул, Ч.А. Кара-оол, Ч.К. Ламажаа, Ш.Б. Майны, Г.Д. Сундуй, А.С.Шаалы). Важно помнить, что на основе национальных традиций сформировались базовые ценности тувинского народа, которые утверждены в «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва» (2011 г., г. Кызыл). В данной Концепции ценности тувинского народа представлены как педагогические, как ценности-цели и ценности-средства. Они включают задачи воспитания духовно-нравственной личности, приоритета семьи, нравственности и духовности, любовь к родному языку, любовь к родине, природе, сбережение здоровья [1].

Материал и методы исследования. В данном исследовании методологической базой выбран комплекс взаимообусловленных теоретических положений аксиологического, культурологического и гуманистического подходов, трактующих смысловое содержание основных понятий, используемых в работе. Как показывает аналитический обзор научных трудов отечественных исследователей, термины «ценность, ценностные ориентации» рассмотрены в широком контексте. Так, ценность – это «1. Качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2.Абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определённой культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей» [2]. Кроме того, в каждом социуме ценности отличаются не только содержательно между индивидами, но и между поколениями или социальными группами. В целом же ценности определяют культуру поведения человека, управляют его действиями и деятельностью, что особенно значимо при воспитании ценностей и ценностных ориентаций у детей и молодежи. Поэтому ценности необходимы человеку именно в качестве идеала или цели, которые являются движущими силами, следуя им, человек строит свою жизнь [3].

Изучение сущности ценностных ориентаций показывает неоднозначность множества определений. С точки зрения философии, «ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними…». Они «задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) к реализации собственного "проекта" жизни» [2]. С педагогической и психологической позиций, ценностные ориентации – это «а) этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания – критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации; б)основания, по которым личность или группа "выстраивает" воспринимаемые объекты, субъекты, явления и события по степени их значимости» [2]. Следует отметить, что ценностные ориентации социально и культурно обусловлены, поэтому педагоги считают поэтапное их формирование у ребенка важнейшей задачей наряду с физическим развитием в системе нравственного воспитания. Исходя из этого, следует отметить, что изначально формирование необходимых для жизни человека ценностей происходит в семье, в первостепенном институте воспитания подрастающего поколения. В устном народном творчестве тувинского народа также можно часто встретить пословицы, поговорки, где говорится о необходимости семейного воспитания с самого рождения человека, например один из них «Кижи болуру чажындан, аът болуру кулунундан» (Человеком становятся с детства, а лошадью становятся с жеребенка) [4]. К.И. Султанбаева, О.Ф. Горбунова отметили, что семья как относительно самостоятельная система выполняет важнейшие функции воспроизводства человеческих ресурсов, выполнения жизненно важных, культурно-духовных ценностей, обеспечения социального прогресса цивилизации [5]. Иными словами, семья как главнейший источник культурного наследования представляет собой сложнейшую педагогическую систему, в которой осуществляется передача первостепенных ценностей и ценностных ориентаций через традиции, обычаи и требования к подрастающим поколениям.

Методами исследования послужили теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, систематизация сведений, а также опрос.

Отметим, что тувинские исследователи дали научную оценку значимости народных традиций, в том числе и этнопедагогических, которые охарактеризованы как фактор и содержательная основа воспитания и развития свободной духовно-нравственной личности в семье, способной к творческому труду, готовой ради своей семьи и народа, своей родной земли учиться и трудиться. В разработанной учеными модели идеальной личности тувинца предложены такие нравственные качества, как родинопочитание, социумность, уважение и почитание старших, снисходительность и помощь слабым, трудолюбие и ответственность. Эти и другие нравственные постулаты рассматриваются как высшие ценности [6].

В трактовке основных понятий нашего исследования: ценность и ценностные ориентации – придерживаемся позиции отечественных и зарубежных ученых: Е.В.Бондаревской, Н.Б. Крыловой, А. Маслоу, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, М.Рокича, В. Франкла. В целом условно их взгляды на ценности можно объединить в рамках культурной антропологии, когда под ценностями понимают «такие характеристики объектов и процессов, которые имеют важнейшее позитивное значение для людей» [7, с. 39]. Ценности и ценностные ориентации у человека находятся в постоянном действии, они выполняют функции смыслового самоопределения. В зависимости от жизненных условий человека ценности могут меняться, что часто сказывается на развитии общественных процессов.

Для изучения ценностей и ценностных ориентаций современной тувинской молодежи нами использован опросник американского психолога М. Рокича, основанный на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич в своем известном опроснике различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Под терминальными ценностями он ставит убеждения о том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, а под инструментальными – убеждения о том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В нашем исследовании респондентам предъявлены два списка ценностей в листах бумаги, где в каждом списке имеются по 18 ценностей. В списках испытуемый должен присваивать каждой ценности ранговый номер по мере значимости для респондента, где у самой предпочитаемой ценности респондент ставит первый ранг, а наименее значимому ставит самый последний 18-й номер, и таким образом ранжирует все ценности, при этом не повторяя ранговые номера. В начале опроса респондентам предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Результаты исследования и их обсуждение. Респондентами исследования выступила современная тувинская молодежь от 18 до 24 лет из г. Кызыла и районов Республики Тыва. Всего в исследовании приняли участие 116 молодых людей, из которых 97 (84%) составили девушки, а 18 (16%) - юноши. Обработанные данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Ценностные предпочтения первого ранга у тувинской молодежи (терминальные ценности)

Как показывают полученные результаты, из числа терминальных ценностей первого ранга респондентами выбраны: здоровье - 35 человек (30%); активная деятельная жизнь - 23 человек (20%), счастливая семейная жизнь - 14 человек (12%).

А последнее, 18 место получили такие ценности, как счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества) – 21 (18%); красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) – 14 (12%); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) и развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) – 10 (9%).

Рис. 2. Ценностные предпочтения последнего ранга у тувинской молодежи (терминальные ценности)

Далее рассмотрим инструментальные ценностные предпочтения наших респондентов. Они представлены на рисунке 3, из которого следует, что в число первого ранга попали такие ценности, как воспитанность 30 (26%); жизнерадостность 14 (12%); аккуратность 15 (13%).

Рис. 3. Ценностные предпочтения первого ранга у тувинской молодежи (инструментальные ценности)

Рис. 4. Ценностные предпочтения тувинской молодежи (инструментальные ценности)

На рисунке 4 показаны данные респондентов, демонстрирующие наименьшую значимость выбранных из числа инструментальных ценностей. К таким отнесены: высокие запросы 20 (17%); непримиримость к недостаткам в себе и других 28 (24%); чуткость 10 (9%).

Полученные данные показывают довольно противоречивую картину ценностных ориентаций современной тувинской молодежи. С одной стороны, она предпочитает и осознает здоровье и счастливую семейную жизнь как ценности высокого уровня. И тем самым понимают, что для достижения полного успеха нужно быть воспитанным, аккуратным и жизнерадостным. С другой стороны, у части современных молодых людей наблюдается отсутствие устремленности понимания других, что показывает ее эгоистичность. Затем трудно соотносить такие предпочтения, как признание значимости воспитания и воспитанности как нравственного качества с одновременным выбором неважности черты «непримиримость к своим недостаткам». Также мы видим равнодушное отношение к красоте природы и искусству, что не характерно для воспитанного человека.

Полученные противоречивые данные можно охарактеризовать как результат влияния изменяющихся условий современной жизни, активного функционирования рыночных отношений не только в экономической и социокультурной сфере, но их проникновения в семейно-бытовую сферу тувинской семьи. Выражается это чаще всего в том, что в большинстве семей работающим родителям приходится выживать, зарабатывать различными способами, порой пренебрегая собственными социально значимыми нравственными представлениями.

Тем самым можно сделать вывод, что нынешнее состояние ценностных ориентаций у современной тувинской молодежи претерпело трансформацию, снижается значимость таких традиционных национальных ценностей тувинского народа, как любовь к природе, родине, честность, чуткость, бережное отношение к человеку. Как показано в нашей работе, предложенный идеал совершенной личности тувинца в Концепции и «Программе духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в образовательных организациях Республики Тыва» служит ориентиром в формировании ценностных ориентаций молодежи. Только совместными усилиями института семьи и образования возможно достичь такой высокой цели через культивирование позитивных семейных традиций и духовно-нравственного воспитания в школе.