Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Осипова И.С. 1 Булдашева О.В. 2
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
2 ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
Изменения, происходящие в сфере управления физической культурой и спортом, а также изменение требований образовательных стандартов высшего образования обусловливают корректировку подходов к подготовке работников управленческо-педагогического аппарата. Важным является вопрос соответствия образовательных программ не только образовательным стандартам, но и профессиональным стандартам конкретных областей профессиональной деятельности. Процесс соотнесения образовательных и профессиональных стандартов, определения на основе их сопряжения технологического компонента подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуре и спорта становится для университетов творческим и крайне ответственным. Целью статьи является теоретическое обоснование проблемы определения и развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта. Структурные компоненты подготовки управленческо-педагогического состава в сфере физической культуры и спорта раскрыты на примере магистерской программы и содержат два ключевых блока: общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. В статье представлены вопросы определения технологического компонента подготовки будущих работников управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта. Сущностные особенности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта раскрываются через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки студентов-магистрантов, приобретающих профессиональный опыт по управлению в сфере физической культуры и спорта.
управление
управленческая деятельность
управленческо-педагогические кадры
физическая культура и спорт
образовательный стандарт высшего образования
профессиональный стандарт
процесс профессиональной подготовки в высшем образовании
технологический компонент подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта
1. Изаак С.И., Щадилова И.С., Миронова Е.А. Некоторые вопросы кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 94-99.
2. Лубышева Л.И., Росенко С.И., Верзилин Д.Н. Диверсификация образовательной деятельности вузов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 3-6.
3. Середа А.Ю. Формирование ключевых компетентностей у спортивного менеджера в условиях социально-экономической трансформации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 26 с.
4. Волков Ю.Е. Управление как вид социальной деятельности // Социология власти. 2005. № 5. С. 5-19.
5. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. М.: Институт организационных систем, 2000. 180 с.
6. Терещенко Н.Г. Понятие «Управленческая деятельность» в ряду сходных категорий // Концепт. 2017. № 10. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2017/173010.htm. (дата обращения: 23.10.2021).
7. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74966492/#ixzz79FWN2ySS (дата обращения: 22.10.2021).
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. № 798н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71249184/#ixzz79FdZdzmx (дата обращения: 22.10.2021).
9. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 126 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 педагогическое образование» (зарег. Минюстом Российской Федерации 15 марта 2018 г. № 50361). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71897874/#friends (дата обращения: 22.10.2021).
10. Ипполитова Н.В. Структура и содержание системы профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. №2 (18). [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-3.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

Современная жизнедеятельность отражает тенденцию слияния практического опыта из разных направлений деятельности, трансформацию практического опыта. Профессионал должен обладать широкой компетентностной эрудицией. Это позволяет человеку менять и совершенствовать траекторию своего карьерного пути. Данные аспекты затронули подготовку и педагогических, и управленческих кадров. Исключением не стала и отрасль физической культуры и спорта.

Актуальные исследования раскрывают разные аспекты трансформации подготовки управленческих кадров.

В исследовании С.И. Изаак, И.С. Щадиловой, Е.А. Мироновой (2017), посвященном обоснованию роста потребности в управленческих кадрах [1], рассматривается также вопрос об оценке состояния готовности студентов к приобретению специфических управленческих знаний в сфере физической культуры и спорта.

Л.И. Лубышева, С.И. Росенко и Д.Н. Верзилин (2021) поднимают проблему расширения образовательных программ бакалавриата и магистратуры вузов физической культуры, направленных на подготовку специалистов, обеспечивающих разнообразное сопровождение отрасли физической культуры и спорта [2]. Управленческое сопровождение выделяется авторами как особый вид.

А.Ю. Середа (2011) в своем исследовании поднимает вопросы формирования ключевых компетентностей менеджеров в сфере физической культуры и спорта [3].

Управление дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта и оказания физкультурно-оздоровительных услуг, продолжая развиваться, требует особого подхода к подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в процессе непрерывного образования, в частности на ступени высшего образования – магистратуры.

Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы определения и развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является выделение сущностных особенностей технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Методы исследования: изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическое осмысление проблемы определения сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта начинается с дефиниции ее ключевых понятий. Логика построения дефинитивного ряда позволяет определить подход к раскрытию сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Категориальный ряд проблемы управления и управленческой деятельности достаточно широк, что обусловлено проникновением данных понятий во все сферы жизни и деятельности человека. Это универсальная категория, обозначающая функцию или процесс организации, упорядочения, развития какой-либо структуры, управляемой системы.

С позиций подготовки управленческо-педагогических кадров важным для нас является не всякое управление, а социальное управление.

В социологии управления акцент ставится на том, что управление является социальной деятельностью особого вида, выступающей основой общественной жизни, а для субъекта предполагает его существование в социуме [4]. Управление реализуется через управленческую деятельность. Содержание управленческой деятельности в социальной жизни отражается через эффективность функций управления [4].

Понимание «социального управления как вида интеллектуальной деятельности человека, связанной с выявлением и решением проблем социальной организации» (В.И. Франчук, 2000) [5, с. 52] экстраполируется на понимание «управленческой деятельности как специфического вида профессиональной деятельности должностных лиц в организации по обеспечению процесса руководства людьми» [6].

Реализация управленческих функций в организациях дополнительного физкультурно-спортивного образования, а также в организациях, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги, осуществляется управленческо-педагогическими кадрами. В сфере физической культуры и спорта обнаруживаются некоторые противоречия в кадровом обеспечении менеджерами среднего звена – заместителями директора спортивной, детско-юношеской спортивной, спортивно-адаптивной школ, спортивной школы или училища олимпийского резерва; директорами (начальниками) спортивного клуба, директорами (заведующими) фитнес-центра и т.п.

Во-первых, увеличивается количество объектов спорта и растет доля занимающихся физической культурой и спортом. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» акцентируется внимание на росте доли населения «…систематически занимающегося спортом… более чем в 2 раза – с 19 процентов до 43 процентов» [7] за период с 2010 по 2019 гг. Необходимо развитие системы подготовки кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта.

Во-вторых, фиксируется рост численности штатных работников сферы физической культуры и спорта (в 2019 г. данный показатель составил 402,4 тыс. человек) [7]. Данный аспект требует увеличения числа руководителей – эффективных менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Управленец, работающий в физкультурно-спортивных или образовательных организациях данного профиля, должен обладать не только общеуправленческими компетенциями, но и специфическими, имеющими отношение к физкультурно-оздоровительной сфере, должен иметь опыт решения управленческих задач реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта. Часто прослеживается отсутствие связи между сферой работы и наличием профессионального образования у руководителей в сфере физической культуры и спорта. Проблемой остается рост среднего возраста руководящего состава, особенно в регионах. Наблюдется дисбаланс между опытными управленцами-стажистами и молодым кадровым резервом в сфере физической культуры и спорта.

В-третьих, богатое внутреннее содержание трудовых функций руководителей организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, зависит не только от уровня квалификации (руководство отделением или структурным подразделением внутри организации, или руководство комплексной деятельностью организации, или даже стратегическое руководство), но и от направленности трудовых функций руководителя – является ли управленец руководителем в сфере физической культуры или руководителем в сфере спорта.

Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (2015 г.) направлен на «общий вид профессиональной деятельности – управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации – и предоставляет широкие возможности для профессиональной деятельности менеджеров для обеспечения эффективности и соответствия уставным целям деятельности конкретной физкультурно-спортивной организации» [8].

Профессиональная подготовка управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта является необходимым этапом и важным фактором непрерывного развития сферы физической культуры и спорта.

В Российской Федерации продолжается развитие системы спортивного образования (утверждены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, в перечень направлений подготовки бакалавров внесено направление «Спорт»). Однако подготовка управленческо-педагогических кадров проводится в основном в рамках укрупненной группы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а именно укрупненной группы направлений подготовки магистрантов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утв. Минобрнауки Российской Федерации 22 февраля 2018 г., № 126, зарег. Минюстом Российской Федерации 15 марта 2018 г. № 50361) одной из возможных задач профессиональной деятельности в рамках освоения программы магистратуры определяет задачу организационно-управленческого типа [9]. Профиль программы магистратуры устанавливается университетом и конкретизирует в дальнейшем содержание программы магистратуры. Реализуя программу подготовки магистрантов-менеджеров в сфере физической культуры и спорта, университет определил содержание с учетом профессиональных стандартов, соответствующих будущей деятельности выпускников: профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».

Координация образовательного стандарта подготовки магистрантов и профессиональных стандартов, выбранных для профессиональной подготовки будущего управленческого аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также анализ опыта профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта позволяют выстроить программу подготовки студентов-магистрантов «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», выделить компоненты в структуре данной программы.

Проблема определения структуры и содержания профессиональной подготовки педагогических кадров является активно исследуемой (О.А. Абдуллина, Н.В. Ипполитова, В.В. Краевский и др.). Н.В. Ипполитова выделяет общие признаки категории «профессиональная подготовка» [10]. В рамках данной работы исследователь связывает профессиональную подготовку с профессиональным обучением и отражением процесса овладения компетенциями, умениями и навыками, необходимыми для личной профессиональной деятельности.

Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Общепрофессиональный компонент подготовки обеспечивает формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных образовательным стандартом и образовательной программой магистратуры. Профессионально-технологическая подготовка – технологический компонент – обеспечивает формирование некоторых общепрофессиональных компетенций с учетом преломления содержания программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» (в частности, общепрофессиональной компетенции, посвященной разработке основных и дополнительных образовательных программ) и профессиональных компетенций.

Сущностные особенности технологического компонента в структуре подготовки управленческо-педагогических профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта раскрываются через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов (рис. 2).

 

Рис. 2. Основа технологического компонента программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»

Каждая из общетрудовых функций и ее составляющие – трудовые функции – являются частью содержания технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта. Они находят свое отражение в профессиональных компетенциях, определяемых университетом, а также пополняют содержание ряда общепрофессиональных компетенций, формируя их наполнение с учетом практической работы в сфере физической культуры и спорта. Выделенная нами основа технологического компонента образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» определяет сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Выводы. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта содержит общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. В частности, общепрофессиональная подготовка будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта включает аксиологическую, методологическую и теоретическую составляющие. Они обеспечивают формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций магистрантов. Профессионально-технологическая подготовка включает методико-технологическую и проектно-технологическую подготовку. Они, в свою очередь, обеспечивают формирование некоторых общепрофессиональных и компетенций и профессиональных компетенций.

Сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта рассмотрена через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».

Описанный в статье подход к определению технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет выстраивать программу подготовки магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», и развития данного компонента как ключевого в профессиональной подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта.


Библиографическая ссылка

Осипова И.С., Булдашева О.В. СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31248 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674