Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ESSENCE OF THE TECHNOLOGICAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERIAL AND PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Osipova I.S. 1 Buldasheva O.V. 2
1 Shadrinsk State Pedagogical University
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Shadrinsk State Pedagogical University
The changes taking place in the field of physical culture and sports management, as well as changes in the requirements of educational standards of higher education, cause the adjustment of approaches to the training of employees of the managerial and pedagogical apparatus. An important issue is the compliance of educational programs not only with educational standards, but also with professional standards of specific areas of professional activity. The process of correlating educational and professional standards, determining on the basis of their coupling the technological component of the training of managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports, becomes creative and extremely responsible for universities. The purpose of the article is a theoretical substantiation of the problem of determining and developing a technological component in the structure of professional training of managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports. The structural components of the training of managerial and pedagogical staff in the field of physical culture and sports are revealed on the example of the master's program, and contains two key blocks: general professional and vocational and technological training. The article presents the issues of determining the technological component of the training of future employees of the managerial and pedagogical apparatus in the field of physical culture and sports. The essential features of the technological component in the structure of professional training of managerial and pedagogical personnel in the field of physical culture and sports are revealed through the allocation of specific content from professional standards. The results of the study can be used in the process of training undergraduates who acquire professional experience in management in the field of physical culture and sports.
management
managerial activity
managerial and pedagogical personnel
physical culture and sports
educational standard of higher education
professional standard
the process of professional training in higher education
technological component of training of managerial and pedagogical staff in the field of physical culture and sports

Современная жизнедеятельность отражает тенденцию слияния практического опыта из разных направлений деятельности, трансформацию практического опыта. Профессионал должен обладать широкой компетентностной эрудицией. Это позволяет человеку менять и совершенствовать траекторию своего карьерного пути. Данные аспекты затронули подготовку и педагогических, и управленческих кадров. Исключением не стала и отрасль физической культуры и спорта.

Актуальные исследования раскрывают разные аспекты трансформации подготовки управленческих кадров.

В исследовании С.И. Изаак, И.С. Щадиловой, Е.А. Мироновой (2017), посвященном обоснованию роста потребности в управленческих кадрах [1], рассматривается также вопрос об оценке состояния готовности студентов к приобретению специфических управленческих знаний в сфере физической культуры и спорта.

Л.И. Лубышева, С.И. Росенко и Д.Н. Верзилин (2021) поднимают проблему расширения образовательных программ бакалавриата и магистратуры вузов физической культуры, направленных на подготовку специалистов, обеспечивающих разнообразное сопровождение отрасли физической культуры и спорта [2]. Управленческое сопровождение выделяется авторами как особый вид.

А.Ю. Середа (2011) в своем исследовании поднимает вопросы формирования ключевых компетентностей менеджеров в сфере физической культуры и спорта [3].

Управление дополнительным образованием в сфере физической культуры и спорта и оказания физкультурно-оздоровительных услуг, продолжая развиваться, требует особого подхода к подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в процессе непрерывного образования, в частности на ступени высшего образования – магистратуры.

Цель исследования: теоретическое обоснование проблемы определения и развития технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического аппарата в сфере физической культуры и спорта.

Материалы и методы исследования

Предметом данного исследования является выделение сущностных особенностей технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Методы исследования: изучение научной литературы и документов, метод теоретического анализа и синтеза.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическое осмысление проблемы определения сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта начинается с дефиниции ее ключевых понятий. Логика построения дефинитивного ряда позволяет определить подход к раскрытию сущности технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Категориальный ряд проблемы управления и управленческой деятельности достаточно широк, что обусловлено проникновением данных понятий во все сферы жизни и деятельности человека. Это универсальная категория, обозначающая функцию или процесс организации, упорядочения, развития какой-либо структуры, управляемой системы.

С позиций подготовки управленческо-педагогических кадров важным для нас является не всякое управление, а социальное управление.

В социологии управления акцент ставится на том, что управление является социальной деятельностью особого вида, выступающей основой общественной жизни, а для субъекта предполагает его существование в социуме [4]. Управление реализуется через управленческую деятельность. Содержание управленческой деятельности в социальной жизни отражается через эффективность функций управления [4].

Понимание «социального управления как вида интеллектуальной деятельности человека, связанной с выявлением и решением проблем социальной организации» (В.И. Франчук, 2000) [5, с. 52] экстраполируется на понимание «управленческой деятельности как специфического вида профессиональной деятельности должностных лиц в организации по обеспечению процесса руководства людьми» [6].

Реализация управленческих функций в организациях дополнительного физкультурно-спортивного образования, а также в организациях, реализующих физкультурно-оздоровительные услуги, осуществляется управленческо-педагогическими кадрами. В сфере физической культуры и спорта обнаруживаются некоторые противоречия в кадровом обеспечении менеджерами среднего звена – заместителями директора спортивной, детско-юношеской спортивной, спортивно-адаптивной школ, спортивной школы или училища олимпийского резерва; директорами (начальниками) спортивного клуба, директорами (заведующими) фитнес-центра и т.п.

Во-первых, увеличивается количество объектов спорта и растет доля занимающихся физической культурой и спортом. В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» акцентируется внимание на росте доли населения «…систематически занимающегося спортом… более чем в 2 раза – с 19 процентов до 43 процентов» [7] за период с 2010 по 2019 гг. Необходимо развитие системы подготовки кадрового резерва в сфере физической культуры и спорта.

Во-вторых, фиксируется рост численности штатных работников сферы физической культуры и спорта (в 2019 г. данный показатель составил 402,4 тыс. человек) [7]. Данный аспект требует увеличения числа руководителей – эффективных менеджеров в сфере физической культуры и спорта. Управленец, работающий в физкультурно-спортивных или образовательных организациях данного профиля, должен обладать не только общеуправленческими компетенциями, но и специфическими, имеющими отношение к физкультурно-оздоровительной сфере, должен иметь опыт решения управленческих задач реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта. Часто прослеживается отсутствие связи между сферой работы и наличием профессионального образования у руководителей в сфере физической культуры и спорта. Проблемой остается рост среднего возраста руководящего состава, особенно в регионах. Наблюдется дисбаланс между опытными управленцами-стажистами и молодым кадровым резервом в сфере физической культуры и спорта.

В-третьих, богатое внутреннее содержание трудовых функций руководителей организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, зависит не только от уровня квалификации (руководство отделением или структурным подразделением внутри организации, или руководство комплексной деятельностью организации, или даже стратегическое руководство), но и от направленности трудовых функций руководителя – является ли управленец руководителем в сфере физической культуры или руководителем в сфере спорта.

Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (2015 г.) направлен на «общий вид профессиональной деятельности – управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации – и предоставляет широкие возможности для профессиональной деятельности менеджеров для обеспечения эффективности и соответствия уставным целям деятельности конкретной физкультурно-спортивной организации» [8].

Профессиональная подготовка управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта является необходимым этапом и важным фактором непрерывного развития сферы физической культуры и спорта.

В Российской Федерации продолжается развитие системы спортивного образования (утверждены соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты, в перечень направлений подготовки бакалавров внесено направление «Спорт»). Однако подготовка управленческо-педагогических кадров проводится в основном в рамках укрупненной группы УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а именно укрупненной группы направлений подготовки магистрантов.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлениям подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утв. Минобрнауки Российской Федерации 22 февраля 2018 г., № 126, зарег. Минюстом Российской Федерации 15 марта 2018 г. № 50361) одной из возможных задач профессиональной деятельности в рамках освоения программы магистратуры определяет задачу организационно-управленческого типа [9]. Профиль программы магистратуры устанавливается университетом и конкретизирует в дальнейшем содержание программы магистратуры. Реализуя программу подготовки магистрантов-менеджеров в сфере физической культуры и спорта, университет определил содержание с учетом профессиональных стандартов, соответствующих будущей деятельности выпускников: профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».

Координация образовательного стандарта подготовки магистрантов и профессиональных стандартов, выбранных для профессиональной подготовки будущего управленческого аппарата в сфере физической культуры и спорта, а также анализ опыта профессиональной подготовки управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта позволяют выстроить программу подготовки студентов-магистрантов «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», выделить компоненты в структуре данной программы.

Проблема определения структуры и содержания профессиональной подготовки педагогических кадров является активно исследуемой (О.А. Абдуллина, Н.В. Ипполитова, В.В. Краевский и др.). Н.В. Ипполитова выделяет общие признаки категории «профессиональная подготовка» [10]. В рамках данной работы исследователь связывает профессиональную подготовку с профессиональным обучением и отражением процесса овладения компетенциями, умениями и навыками, необходимыми для личной профессиональной деятельности.

Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта

Общепрофессиональный компонент подготовки обеспечивает формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, установленных образовательным стандартом и образовательной программой магистратуры. Профессионально-технологическая подготовка – технологический компонент – обеспечивает формирование некоторых общепрофессиональных компетенций с учетом преломления содержания программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» (в частности, общепрофессиональной компетенции, посвященной разработке основных и дополнительных образовательных программ) и профессиональных компетенций.

Сущностные особенности технологического компонента в структуре подготовки управленческо-педагогических профессиональных кадров в сфере физической культуры и спорта раскрываются через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов (рис. 2).

 

Рис. 2. Основа технологического компонента программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта»

Каждая из общетрудовых функций и ее составляющие – трудовые функции – являются частью содержания технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта. Они находят свое отражение в профессиональных компетенциях, определяемых университетом, а также пополняют содержание ряда общепрофессиональных компетенций, формируя их наполнение с учетом практической работы в сфере физической культуры и спорта. Выделенная нами основа технологического компонента образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта» определяет сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Выводы. Структура профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта содержит общепрофессиональную и профессионально-технологическую подготовку. В частности, общепрофессиональная подготовка будущих менеджеров в сфере физической культуры и спорта включает аксиологическую, методологическую и теоретическую составляющие. Они обеспечивают формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций магистрантов. Профессионально-технологическая подготовка включает методико-технологическую и проектно-технологическую подготовку. Они, в свою очередь, обеспечивают формирование некоторых общепрофессиональных и компетенций и профессиональных компетенций.

Сущность технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта рассмотрена через выделение специфического содержания из профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта».

Описанный в статье подход к определению технологического компонента в структуре профессиональной подготовки управленческо-педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта позволяет выстраивать программу подготовки магистрантов, обучающихся по профилю «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта», и развития данного компонента как ключевого в профессиональной подготовке управленческо-педагогического кадрового состава в сфере физической культуры и спорта.