Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ДЕЙСТВУЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Тюкин В.Г. 1 Малетин С.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В данной статье проведено исследование актуальных проблем, возникающих в процессе интеграции учебно-воспитательной и спортивно-тренировочной деятельности курсантов и слушателей – действующих спортсменов, проходящих обучение в образовательных учреждениях высшего образования системы МВД России. Приняты попытки их перспективного решения. В статье рассматривается своевременность внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс образовательных организаций Российской Федерации. Раскрывается специфика учебной и служебной деятельности спортсменов, обучающихся в системе образования МВД России. Приведены результаты мониторинга интеграции учебной и спортивной деятельности и сравнительного анализа условий обучения в невоенизированных высших учебных заведениях и образовательных организациях МВД России. Выявлены определенные трудности интеграции и выстроен гибкий образовательный процесс с использованием системы управления обучением Moodle. Раскрыты преимущества данной системы в интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей, участвующих в эксперименте. В эксперименте участвовали сотрудники Барнаульского юридического института МВД России: 76 обучающихся – действующих спортсменов, разделенных на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 38 участников, 6 преподавателей. С помощью мониторинга доказана эффективность использования системы управления обучением Moodle.
тренировочные сборы
учебная деятельность
образовательные организации мвд россии
курсанты и слушатели
система управления обучением moodle
1. Бакин А.В., Толстихин А.Н. Состояние спортивно-массовой и спортивной работы в образовательных организациях МВД России на современном этапе // Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт: сборник статей. Орёл: Издательство ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2015. С. 17-22.
2. Кулиничев А.Н., Клименко Б.А., Воротник А.Н., Лопатин И.И. Служебно-прикладные виды спорта как основа профессионального становления сотрудника ОВД // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2016. № 1(27). С. 71-73.
3. Галимов А.М. Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (дата обращения: 24.09.2021).
4. Галимов А.М., Ботова Л.Н., Назаренко А.С., Галяутдинов М.И. Модель содержательной интеграции учебного процесса и спортивной подготовки в вузе спортивного профиля // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. № 4. (Том 21). С. 134-144.
5. Каткова Т.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. 2015. № 11 (ноябрь). [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. (дата обращения: 26.09.2021).
6. Желонкин В.В. Об опыте применения электронной образовательной среды по дисциплине «Служебно-прикладная физическая подготовка» при переводе на дистанционный формат обучения // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы XХIV международной научно-практической конференции. Красноярск: Издательство СибЮИ МВД России, 2021. С. 112-114.

С каждым годом возрастает необходимость применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессионального обучения в высших школах. Это обусловлено существенными изменениями в информационном пространстве. Статистические данные показывают, что за последние пять лет число высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличилось в десятки раз. Форсированное внедрение различных цифровых систем и технологий в образовательную систему обосновывается еще и возникшей в результате распространения вирусной инфекции COVID-19 пандемией.

В настоящий момент большинство российских высших учебных заведений, в том числе и специализированных образовательных организаций МВД России, имеют опыт дистанционного обучения. Но образовательный процесс образовательных организаций, готовящих будущих сотрудников правоохранительных органов, существенным образом отличается от традиционного обучения в невоенизированных вузах. В связи с этим возникла необходимость исследования процесса интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования. Создание оптимальных эффективных условий для интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России с применением системы управления обучением Moodle.

Материал и методы исследования: анализ научно-методической литературы в аспекте рассматриваемой проблемы; коллективные беседы для выявления трудностей и специфических условий совмещения учебной и тренировочной деятельности спортсменов; мониторинг результатов; создание условий для дистанционного обучения; дистанционное обучение с применением системы Moodle; структурирование информации; математическая обработка данных; формулирование выводов.

Учебная деятельность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России сопряжена со служебной деятельностью и парко-хозяйственными мероприятиями. Поэтому курсанты и слушатели находятся в жестких временных рамках. Тем не менее в рядах будущих хранителей правопорядка немало обучающихся, которые совмещают учебную деятельность с тренировочным процессом и выступлениями на соревнованиях по различным видам спорта. Курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, являются спортсменами различной квалификации, от самого массового 1-го разряда до МСМК. Но основную часть команд составляют спортсмены 1-го разряда и кандидаты в мастера спорта.

Практика поддержания и развития спортивной деятельности в высших школах МВД России зависит от выступления сборных команд данных образовательных организаций на Спартакиаде по служебно-прикладным видам спорта, таким как: самбо, дзюдо, бокс, стрельба, служебный биатлон, легкоатлетический кросс, лыжные гонки, преодоление полосы препятствий со стрельбой, плавание и мини-футбол [1, с. 19].

Для того чтобы курсанты и слушатели, занимающиеся спортом, имели возможность совмещать результативную учебу с полноценным тренировочным процессом, а также достойно выступать на соревнованиях, достигая высоких результатов в образовательных организациях МВД России независимо от квалификации, им необходим индивидуальный график обучения. Именно в учебный период в силу возрастных физиологических особенностей и развития психофизических качеств эти спортсмены могут значительно повысить свой уровень спортивного мастерства. Для многих курсантов и слушателей выступления на соревнованиях являются в большинстве случаев единственной возможностью реализовать себя как высококвалифицированного спортсмена.

По мнению многих авторов, служебно-прикладные виды спорта обеспечивают тренированность функциональных систем и морально-волевых качеств обучающихся, тем самым создавая психофизиологический базис устойчивой профессиональной трудоспособности, что способствует улучшению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [2, с. 72].

Стоит отметить, что при регулировании условий образовательного процесса курсанты и слушатели, интегрируя учебную и спортивную деятельность, могут повысить свой уровень знаний и соответствующую профессиональную подготовленность, что является актуальным в образовательных организациях МВД России и заслуживает пристального внимания с последующим эффективным разрешением существующей проблемы.

О проблемах интеграции учебной и спортивной деятельности в образовательных организациях МВД России на сегодняшний день пишут немногие исследователи и специалисты в области физической подготовки. Однако указанные проблемы освещаются достаточно широко в гражданских высших учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом. В данных вузах разрабатывают предложения, направленные на получение качественного образования без нанесения ущерба спортивной деятельности обучающихся, и эффективно внедряют их в процесс обучения. Например, некоторые учебные заведения увеличивают срок обучения высококвалифицированным спортсменам-студентам; составляют индивидуальное учебное расписание; применяют компьютерные технологи для дистанционного обучения и др. [3, 4, с. 136]. Поэтому следует сравнить возможности интеграции учебой и спортивной деятельности обучающихся в гражданских высших учебных заведениях и в образовательных организациях МВД России.

Если для студентов-спортсменов высокой квалификации гражданских вузов, а особенно обучающихся по физкультурному профилю, индивидуальное расписание обучения планируют и создают охотно, то для спортсменов образовательных организаций МВД России такая возможность становится проблематичной в силу многих обстоятельств, связанных со спецификой служебной деятельности. Гражданские высшие учебные заведения в условиях интеграции образовательного, тренировочного и соревновательного процессов применяют дистанционное обучение студентов-спортсменов с помощью компьютерных технологий, а в образовательных организациях МВД России такая практика отсутствует. Увеличить срок обучения спортсменам – курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, в отличие от гражданских учебных заведений, невозможно, так как осуществление данных действий не регламентировано нормативно-правовыми актами образовательной системы органов внутренних дел.

Помимо интеграции учебной и спортивной деятельности, курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, должны еще сочетать нагрузку по трем основным направлениям:

1) как курсанты и слушатели правоохранительной образовательной организации – усваивать и формировать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, проходить промежуточную аттестацию, сдавая зачеты и экзамены;

2) как будущие сотрудники правоохранительных органов – обязаны, юридически грамотно используя нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудника органов внутренних дел, нести службу в нарядах, осуществлять охрану общественного порядка, проходить практику в территориальных органах полиции;

3) как спортсмены – должны посещать учебно-тренировочные мероприятия и участвовать в соревнованиях, выстраивать режим питания и отдыха в соответствии с запланированным подготовительным периодом к соревнованиям и тренировочными сборами.

Таким образом, мониторинг интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России – действующих спортсменов позволил выявить, что для решения проблемы эффективной реализации интеграции процессов недостаточно использования традиционных методов обучения, и без наличия определенной системы поддержки осуществить практически невозможно.

На наш взгляд, применение дистанционного обучения с помощью компьютерных технологий является наиболее оптимальным решением при интеграции учебной и спортивной деятельности. Оно может активно использоваться образовательными организациями МВД России и будет способствовать достижению положительных результатов в повышении профессиональной готовности обучающихся спортсменов в условиях тренировочных сборов и соревнований.

В результате изучения и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [5], которая уже функционирует как платформа для осуществления процесса обучения во многих образовательных организациях МВД России.

Система Moodle является уникальным инструментом для создания разнообразных систем обучения, направленных на конкретные образовательные цели.

К преимуществам системы Moodle в рамках условий интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России можно отнести следующие:

– курсанты и слушатели могут обучаться вне территории образовательной организации без отрыва от тренировочного процесса; пользоваться материалами, размещенными на электронной платформе, в любое удобное время, помимо учебного графика; самостоятельно изучать учебный материал по предметам и повторять его; фиксировать практические выполнения заданий на видео с последующим размещением в электронной образовательной среде;

– преподаватели и обучающиеся могут совместно определить объем информации по предмету, характер и сроки его дальнейшего изучения;

– преподаватели, соответственно, имеют возможность проверить, скорректировать и указать на возникшие ошибки, произвести оценку выполненных заданий;

– курсанты и слушатели могут ознакомиться с оценками в электронном журнале успеваемости, выставленными преподавателями, и др. [6, с. 113].

На основании вышеизложенного нами было принято решение провести эксперимент с целью улучшения условий интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России путем внедрения методов дистанционного обучения с использованием электронной системы управления Moodle.

Эксперимент проводился на базе Барнаульского юридического института МВД России в течение одного учебного года, во время тренировочных сборов. В эксперименте участвовали 76 обучающихся (с 1-го по 5-й курсы) – спортсменов различной квалификации, от 1-го разряда до мастера спорта России. Они были разделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ), по 38 участников в каждой, и 6 преподавателей по профильным учебным предметам.

Выбор именно профильных предметов основывался на следующих значимых аспектах:

– непосредственное использование знаний, умений и навыков сотрудниками правопорядка в профессиональной деятельности, которые формируются при изучении профильных учебных предметов;

– развитие и совершенствование профессионально ориентированных компетенций;

– умеренность информационного воздействия для оптимальной психофизической нагрузки с помощью небольшого количества необходимых предметов.

Для обсуждения и корректировки процесса интеграции учебной и спортивной деятельности в условиях тренировочных сборов было проведено совместное коллективное собрание всех участников эксперимента: ЭГ, КГ, преподавателей профильных учебных предметов и координаторов эксперимента. В результате были выявлены следующие проблемы:

– временное пересечение тренировочных занятий с учебным графиком;

– самостоятельное изучение предметов;

– затрачивание большого количества времени на перемещение между институтом, местом для спортивных тренировок и домом;

– часто возникающие задолженности по учебным предметам;

– недостаточное формирование профессиональных компетенций;

– сложное общение с некоторыми преподавателями из-за пропусков их занятий;

– недостаточное количество времени на бытовые дела и отдых.

При этом 97% участников эксперимента отметили, что хотели бы более эффективно совмещать учебную и спортивную деятельность для успешной реализации себя в будущей профессии и достижения максимального результата в спорте.

Всем участникам эксперимента с целью оптимизации процесса интеграции было предложено в течение 1 учебного года во время тренировочных сборов использовать систему управления обучением Moodle. Большинство обучающихся обеих групп (89%) согласились с данным предложением, 11% были готовы стать участниками КГ.

Разделение курсантов и слушателей на ЭГ и КГ происходило по среднему баллу успеваемости каждого обучающегося таким образом, чтобы в каждой из групп суммарный средний балл успеваемости получился примерно одинаковое.

Перед каждыми тренировочными сборами между обучающимися спортсменами и преподавателями обсуждались все необходимые детали педагогического взаимодействия с учетом выявленных в коллективной беседе трудностей и других специфических условий (виды используемых компьютерных устройств, время выхода в систему Moodle, форма субъект-субъектных отношений преподавателей с обучающимися спортсменами и др.). По результатам этих бесед преподавателями и участниками эксперимента ЭГ было принято совместное решение о реализации эксперимента в условиях интеграции учебной и спортивной деятельности.

В качестве основы использовались стандартные формы дистанционного обучения:

– лекционные и практические занятия;

– самостоятельная работа: видеолекции, презентации, дополнительные файловые материалы, расположенные в системе Moodle;

– контрольные работы;

– консультации;

– тестирование.

Большая часть объема учебного плана приходилась на самостоятельную работу обучающихся курсантов и слушателей.

В ЭГ во время тренировочных сборов проводились занятия по выбранным профильным учебным предметам посредством электронной образовательной среды под руководством профессорско-преподавательского состава института.

В КГ курсанты обучались, как обычно, самостоятельно.

При этом участники эксперимента могли лично оценить все положительные и отрицательные стороны эксперимента, так как происходило непосредственное наблюдение и общение между участниками обеих групп, находящихся на тренировочных сборах одновременно.

За весь период эксперимента у курсантов и слушателей – спортсменов Барнаульского юридического института МВД России прошло 8 тренировочных сборов продолжительностью от 14 до 21 дней.

Результаты исследования. По результатам мониторинга средний балл успеваемости по профильным учебным предметам до эксперимента в обеих группах (ЭГ и КГ) был практически одинаковым: в ЭГ – 3,67, в КГ – 3,63.

После проведения эксперимента в КГ средний балл успеваемости остался практически на том же уровне – 3,61, а в ЭГ он существенно повысился и составил 4,22.

Одновременно реализуемые цели в рамках эксперимента: развивать и совершенствовать профессиональные качества сотрудника правопорядка и достигать запланированных спортивных результатов у курсантов и слушателей – действующих спортсменов – были достигнуты.

Выводы. Опираясь на итоги исследования, можно утверждать о целесообразности использования системы Moodle как средства, способствующего формированию более гибкой образовательной системы и эффективной интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.


Библиографическая ссылка

Тюкин В.Г., Малетин С.В. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ДЕЙСТВУЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31120 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674