С каждым годом возрастает необходимость применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессионального обучения в высших школах. Это обусловлено существенными изменениями в информационном пространстве. Статистические данные показывают, что за последние пять лет число высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличилось в десятки раз. Форсированное внедрение различных цифровых систем и технологий в образовательную систему обосновывается еще и возникшей в результате распространения вирусной инфекции COVID-19 пандемией.
В настоящий момент большинство российских высших учебных заведений, в том числе и специализированных образовательных организаций МВД России, имеют опыт дистанционного обучения. Но образовательный процесс образовательных организаций, готовящих будущих сотрудников правоохранительных органов, существенным образом отличается от традиционного обучения в невоенизированных вузах. В связи с этим возникла необходимость исследования процесса интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.
Цель исследования. Создание оптимальных эффективных условий для интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России с применением системы управления обучением Moodle.
Материал и методы исследования: анализ научно-методической литературы в аспекте рассматриваемой проблемы; коллективные беседы для выявления трудностей и специфических условий совмещения учебной и тренировочной деятельности спортсменов; мониторинг результатов; создание условий для дистанционного обучения; дистанционное обучение с применением системы Moodle; структурирование информации; математическая обработка данных; формулирование выводов.
Учебная деятельность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России сопряжена со служебной деятельностью и парко-хозяйственными мероприятиями. Поэтому курсанты и слушатели находятся в жестких временных рамках. Тем не менее в рядах будущих хранителей правопорядка немало обучающихся, которые совмещают учебную деятельность с тренировочным процессом и выступлениями на соревнованиях по различным видам спорта. Курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, являются спортсменами различной квалификации, от самого массового 1-го разряда до МСМК. Но основную часть команд составляют спортсмены 1-го разряда и кандидаты в мастера спорта.
Практика поддержания и развития спортивной деятельности в высших школах МВД России зависит от выступления сборных команд данных образовательных организаций на Спартакиаде по служебно-прикладным видам спорта, таким как: самбо, дзюдо, бокс, стрельба, служебный биатлон, легкоатлетический кросс, лыжные гонки, преодоление полосы препятствий со стрельбой, плавание и мини-футбол [1, с. 19].
Для того чтобы курсанты и слушатели, занимающиеся спортом, имели возможность совмещать результативную учебу с полноценным тренировочным процессом, а также достойно выступать на соревнованиях, достигая высоких результатов в образовательных организациях МВД России независимо от квалификации, им необходим индивидуальный график обучения. Именно в учебный период в силу возрастных физиологических особенностей и развития психофизических качеств эти спортсмены могут значительно повысить свой уровень спортивного мастерства. Для многих курсантов и слушателей выступления на соревнованиях являются в большинстве случаев единственной возможностью реализовать себя как высококвалифицированного спортсмена.
По мнению многих авторов, служебно-прикладные виды спорта обеспечивают тренированность функциональных систем и морально-волевых качеств обучающихся, тем самым создавая психофизиологический базис устойчивой профессиональной трудоспособности, что способствует улучшению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [2, с. 72].
Стоит отметить, что при регулировании условий образовательного процесса курсанты и слушатели, интегрируя учебную и спортивную деятельность, могут повысить свой уровень знаний и соответствующую профессиональную подготовленность, что является актуальным в образовательных организациях МВД России и заслуживает пристального внимания с последующим эффективным разрешением существующей проблемы.
О проблемах интеграции учебной и спортивной деятельности в образовательных организациях МВД России на сегодняшний день пишут немногие исследователи и специалисты в области физической подготовки. Однако указанные проблемы освещаются достаточно широко в гражданских высших учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом. В данных вузах разрабатывают предложения, направленные на получение качественного образования без нанесения ущерба спортивной деятельности обучающихся, и эффективно внедряют их в процесс обучения. Например, некоторые учебные заведения увеличивают срок обучения высококвалифицированным спортсменам-студентам; составляют индивидуальное учебное расписание; применяют компьютерные технологи для дистанционного обучения и др. [3, 4, с. 136]. Поэтому следует сравнить возможности интеграции учебой и спортивной деятельности обучающихся в гражданских высших учебных заведениях и в образовательных организациях МВД России.
Если для студентов-спортсменов высокой квалификации гражданских вузов, а особенно обучающихся по физкультурному профилю, индивидуальное расписание обучения планируют и создают охотно, то для спортсменов образовательных организаций МВД России такая возможность становится проблематичной в силу многих обстоятельств, связанных со спецификой служебной деятельности. Гражданские высшие учебные заведения в условиях интеграции образовательного, тренировочного и соревновательного процессов применяют дистанционное обучение студентов-спортсменов с помощью компьютерных технологий, а в образовательных организациях МВД России такая практика отсутствует. Увеличить срок обучения спортсменам – курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, в отличие от гражданских учебных заведений, невозможно, так как осуществление данных действий не регламентировано нормативно-правовыми актами образовательной системы органов внутренних дел.
Помимо интеграции учебной и спортивной деятельности, курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, должны еще сочетать нагрузку по трем основным направлениям:
1) как курсанты и слушатели правоохранительной образовательной организации – усваивать и формировать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, проходить промежуточную аттестацию, сдавая зачеты и экзамены;
2) как будущие сотрудники правоохранительных органов – обязаны, юридически грамотно используя нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудника органов внутренних дел, нести службу в нарядах, осуществлять охрану общественного порядка, проходить практику в территориальных органах полиции;
3) как спортсмены – должны посещать учебно-тренировочные мероприятия и участвовать в соревнованиях, выстраивать режим питания и отдыха в соответствии с запланированным подготовительным периодом к соревнованиям и тренировочными сборами.
Таким образом, мониторинг интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России – действующих спортсменов позволил выявить, что для решения проблемы эффективной реализации интеграции процессов недостаточно использования традиционных методов обучения, и без наличия определенной системы поддержки осуществить практически невозможно.
На наш взгляд, применение дистанционного обучения с помощью компьютерных технологий является наиболее оптимальным решением при интеграции учебной и спортивной деятельности. Оно может активно использоваться образовательными организациями МВД России и будет способствовать достижению положительных результатов в повышении профессиональной готовности обучающихся спортсменов в условиях тренировочных сборов и соревнований.
В результате изучения и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [5], которая уже функционирует как платформа для осуществления процесса обучения во многих образовательных организациях МВД России.
Система Moodle является уникальным инструментом для создания разнообразных систем обучения, направленных на конкретные образовательные цели.
К преимуществам системы Moodle в рамках условий интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России можно отнести следующие:
– курсанты и слушатели могут обучаться вне территории образовательной организации без отрыва от тренировочного процесса; пользоваться материалами, размещенными на электронной платформе, в любое удобное время, помимо учебного графика; самостоятельно изучать учебный материал по предметам и повторять его; фиксировать практические выполнения заданий на видео с последующим размещением в электронной образовательной среде;
– преподаватели и обучающиеся могут совместно определить объем информации по предмету, характер и сроки его дальнейшего изучения;
– преподаватели, соответственно, имеют возможность проверить, скорректировать и указать на возникшие ошибки, произвести оценку выполненных заданий;
– курсанты и слушатели могут ознакомиться с оценками в электронном журнале успеваемости, выставленными преподавателями, и др. [6, с. 113].
На основании вышеизложенного нами было принято решение провести эксперимент с целью улучшения условий интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России путем внедрения методов дистанционного обучения с использованием электронной системы управления Moodle.
Эксперимент проводился на базе Барнаульского юридического института МВД России в течение одного учебного года, во время тренировочных сборов. В эксперименте участвовали 76 обучающихся (с 1-го по 5-й курсы) – спортсменов различной квалификации, от 1-го разряда до мастера спорта России. Они были разделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ), по 38 участников в каждой, и 6 преподавателей по профильным учебным предметам.
Выбор именно профильных предметов основывался на следующих значимых аспектах:
– непосредственное использование знаний, умений и навыков сотрудниками правопорядка в профессиональной деятельности, которые формируются при изучении профильных учебных предметов;
– развитие и совершенствование профессионально ориентированных компетенций;
– умеренность информационного воздействия для оптимальной психофизической нагрузки с помощью небольшого количества необходимых предметов.
Для обсуждения и корректировки процесса интеграции учебной и спортивной деятельности в условиях тренировочных сборов было проведено совместное коллективное собрание всех участников эксперимента: ЭГ, КГ, преподавателей профильных учебных предметов и координаторов эксперимента. В результате были выявлены следующие проблемы:
– временное пересечение тренировочных занятий с учебным графиком;
– самостоятельное изучение предметов;
– затрачивание большого количества времени на перемещение между институтом, местом для спортивных тренировок и домом;
– часто возникающие задолженности по учебным предметам;
– недостаточное формирование профессиональных компетенций;
– сложное общение с некоторыми преподавателями из-за пропусков их занятий;
– недостаточное количество времени на бытовые дела и отдых.
При этом 97% участников эксперимента отметили, что хотели бы более эффективно совмещать учебную и спортивную деятельность для успешной реализации себя в будущей профессии и достижения максимального результата в спорте.
Всем участникам эксперимента с целью оптимизации процесса интеграции было предложено в течение 1 учебного года во время тренировочных сборов использовать систему управления обучением Moodle. Большинство обучающихся обеих групп (89%) согласились с данным предложением, 11% были готовы стать участниками КГ.
Разделение курсантов и слушателей на ЭГ и КГ происходило по среднему баллу успеваемости каждого обучающегося таким образом, чтобы в каждой из групп суммарный средний балл успеваемости получился примерно одинаковое.
Перед каждыми тренировочными сборами между обучающимися спортсменами и преподавателями обсуждались все необходимые детали педагогического взаимодействия с учетом выявленных в коллективной беседе трудностей и других специфических условий (виды используемых компьютерных устройств, время выхода в систему Moodle, форма субъект-субъектных отношений преподавателей с обучающимися спортсменами и др.). По результатам этих бесед преподавателями и участниками эксперимента ЭГ было принято совместное решение о реализации эксперимента в условиях интеграции учебной и спортивной деятельности.
В качестве основы использовались стандартные формы дистанционного обучения:
– лекционные и практические занятия;
– самостоятельная работа: видеолекции, презентации, дополнительные файловые материалы, расположенные в системе Moodle;
– контрольные работы;
– консультации;
– тестирование.
Большая часть объема учебного плана приходилась на самостоятельную работу обучающихся курсантов и слушателей.
В ЭГ во время тренировочных сборов проводились занятия по выбранным профильным учебным предметам посредством электронной образовательной среды под руководством профессорско-преподавательского состава института.
В КГ курсанты обучались, как обычно, самостоятельно.
При этом участники эксперимента могли лично оценить все положительные и отрицательные стороны эксперимента, так как происходило непосредственное наблюдение и общение между участниками обеих групп, находящихся на тренировочных сборах одновременно.
За весь период эксперимента у курсантов и слушателей – спортсменов Барнаульского юридического института МВД России прошло 8 тренировочных сборов продолжительностью от 14 до 21 дней.
Результаты исследования. По результатам мониторинга средний балл успеваемости по профильным учебным предметам до эксперимента в обеих группах (ЭГ и КГ) был практически одинаковым: в ЭГ – 3,67, в КГ – 3,63.
После проведения эксперимента в КГ средний балл успеваемости остался практически на том же уровне – 3,61, а в ЭГ он существенно повысился и составил 4,22.
Одновременно реализуемые цели в рамках эксперимента: развивать и совершенствовать профессиональные качества сотрудника правопорядка и достигать запланированных спортивных результатов у курсантов и слушателей – действующих спортсменов – были достигнуты.
Выводы. Опираясь на итоги исследования, можно утверждать о целесообразности использования системы Moodle как средства, способствующего формированию более гибкой образовательной системы и эффективной интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.
Библиографическая ссылка
Тюкин В.Г., Малетин С.В. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ MOODLE В ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ – ДЕЙСТВУЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31120 (дата обращения: 11.09.2024).