Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

APPLICATION OF THE MOODLE SYSTEM IN THE INTEGRATION OF TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES OF STUDENTS – ACTING ATHLETES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Tyukin V.G. 1 Maletin S.V. 1
1 FGKOU VO «Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation»
In this article, the study of actual problems arising in the process of integration of educational and sports training activities of cadets and students-active athletes undergoing training in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia is carried out. Attempts have been made to solve them in a promising way. The article considers the timeliness of the introduction of distance learning technologies in the educational process of educational organizations of the Russian Federation. The specifics of the training and service activities of athletes studying in the education system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed. The results of the monitoring of the integration of educational and sports activities and a comparative analysis of the learning conditions in non-militarized higher educational institutions and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are presented. Certain integration difficulties were identified and a flexible educational process was built using the Moodle learning management system. The advantages of this system in the integration of educational and sports activities of cadets and students participating in the experiment are revealed. Employees of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia participated in the experiment: 76 students-active athletes, divided into experimental (EG) and control (KG) groups of 38 participants, 6 teachers. With the help of monitoring, the effectiveness of using the Moodle learning management system has been proven.
training camps
educational activities
educational organizations of the ministry of internal affairs of russia
cadets and listeners
moodle learning management system

С каждым годом возрастает необходимость применения дистанционных образовательных технологий в процессе профессионального обучения в высших школах. Это обусловлено существенными изменениями в информационном пространстве. Статистические данные показывают, что за последние пять лет число высших учебных заведений, использующих дистанционные образовательные технологии, увеличилось в десятки раз. Форсированное внедрение различных цифровых систем и технологий в образовательную систему обосновывается еще и возникшей в результате распространения вирусной инфекции COVID-19 пандемией.

В настоящий момент большинство российских высших учебных заведений, в том числе и специализированных образовательных организаций МВД России, имеют опыт дистанционного обучения. Но образовательный процесс образовательных организаций, готовящих будущих сотрудников правоохранительных органов, существенным образом отличается от традиционного обучения в невоенизированных вузах. В связи с этим возникла необходимость исследования процесса интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.

Цель исследования. Создание оптимальных эффективных условий для интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России с применением системы управления обучением Moodle.

Материал и методы исследования: анализ научно-методической литературы в аспекте рассматриваемой проблемы; коллективные беседы для выявления трудностей и специфических условий совмещения учебной и тренировочной деятельности спортсменов; мониторинг результатов; создание условий для дистанционного обучения; дистанционное обучение с применением системы Moodle; структурирование информации; математическая обработка данных; формулирование выводов.

Учебная деятельность курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России сопряжена со служебной деятельностью и парко-хозяйственными мероприятиями. Поэтому курсанты и слушатели находятся в жестких временных рамках. Тем не менее в рядах будущих хранителей правопорядка немало обучающихся, которые совмещают учебную деятельность с тренировочным процессом и выступлениями на соревнованиях по различным видам спорта. Курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, являются спортсменами различной квалификации, от самого массового 1-го разряда до МСМК. Но основную часть команд составляют спортсмены 1-го разряда и кандидаты в мастера спорта.

Практика поддержания и развития спортивной деятельности в высших школах МВД России зависит от выступления сборных команд данных образовательных организаций на Спартакиаде по служебно-прикладным видам спорта, таким как: самбо, дзюдо, бокс, стрельба, служебный биатлон, легкоатлетический кросс, лыжные гонки, преодоление полосы препятствий со стрельбой, плавание и мини-футбол [1, с. 19].

Для того чтобы курсанты и слушатели, занимающиеся спортом, имели возможность совмещать результативную учебу с полноценным тренировочным процессом, а также достойно выступать на соревнованиях, достигая высоких результатов в образовательных организациях МВД России независимо от квалификации, им необходим индивидуальный график обучения. Именно в учебный период в силу возрастных физиологических особенностей и развития психофизических качеств эти спортсмены могут значительно повысить свой уровень спортивного мастерства. Для многих курсантов и слушателей выступления на соревнованиях являются в большинстве случаев единственной возможностью реализовать себя как высококвалифицированного спортсмена.

По мнению многих авторов, служебно-прикладные виды спорта обеспечивают тренированность функциональных систем и морально-волевых качеств обучающихся, тем самым создавая психофизиологический базис устойчивой профессиональной трудоспособности, что способствует улучшению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [2, с. 72].

Стоит отметить, что при регулировании условий образовательного процесса курсанты и слушатели, интегрируя учебную и спортивную деятельность, могут повысить свой уровень знаний и соответствующую профессиональную подготовленность, что является актуальным в образовательных организациях МВД России и заслуживает пристального внимания с последующим эффективным разрешением существующей проблемы.

О проблемах интеграции учебной и спортивной деятельности в образовательных организациях МВД России на сегодняшний день пишут немногие исследователи и специалисты в области физической подготовки. Однако указанные проблемы освещаются достаточно широко в гражданских высших учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом. В данных вузах разрабатывают предложения, направленные на получение качественного образования без нанесения ущерба спортивной деятельности обучающихся, и эффективно внедряют их в процесс обучения. Например, некоторые учебные заведения увеличивают срок обучения высококвалифицированным спортсменам-студентам; составляют индивидуальное учебное расписание; применяют компьютерные технологи для дистанционного обучения и др. [3, 4, с. 136]. Поэтому следует сравнить возможности интеграции учебой и спортивной деятельности обучающихся в гражданских высших учебных заведениях и в образовательных организациях МВД России.

Если для студентов-спортсменов высокой квалификации гражданских вузов, а особенно обучающихся по физкультурному профилю, индивидуальное расписание обучения планируют и создают охотно, то для спортсменов образовательных организаций МВД России такая возможность становится проблематичной в силу многих обстоятельств, связанных со спецификой служебной деятельности. Гражданские высшие учебные заведения в условиях интеграции образовательного, тренировочного и соревновательного процессов применяют дистанционное обучение студентов-спортсменов с помощью компьютерных технологий, а в образовательных организациях МВД России такая практика отсутствует. Увеличить срок обучения спортсменам – курсантам и слушателям образовательных организаций МВД России, в отличие от гражданских учебных заведений, невозможно, так как осуществление данных действий не регламентировано нормативно-правовыми актами образовательной системы органов внутренних дел.

Помимо интеграции учебной и спортивной деятельности, курсанты и слушатели, входящие в сборные команды по служебно-прикладным видам спорта образовательных организаций МВД России, должны еще сочетать нагрузку по трем основным направлениям:

1) как курсанты и слушатели правоохранительной образовательной организации – усваивать и формировать необходимые профессиональные знания, умения и навыки, проходить промежуточную аттестацию, сдавая зачеты и экзамены;

2) как будущие сотрудники правоохранительных органов – обязаны, юридически грамотно используя нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность сотрудника органов внутренних дел, нести службу в нарядах, осуществлять охрану общественного порядка, проходить практику в территориальных органах полиции;

3) как спортсмены – должны посещать учебно-тренировочные мероприятия и участвовать в соревнованиях, выстраивать режим питания и отдыха в соответствии с запланированным подготовительным периодом к соревнованиям и тренировочными сборами.

Таким образом, мониторинг интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России – действующих спортсменов позволил выявить, что для решения проблемы эффективной реализации интеграции процессов недостаточно использования традиционных методов обучения, и без наличия определенной системы поддержки осуществить практически невозможно.

На наш взгляд, применение дистанционного обучения с помощью компьютерных технологий является наиболее оптимальным решением при интеграции учебной и спортивной деятельности. Оно может активно использоваться образовательными организациями МВД России и будет способствовать достижению положительных результатов в повышении профессиональной готовности обучающихся спортсменов в условиях тренировочных сборов и соревнований.

В результате изучения и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [5], которая уже функционирует как платформа для осуществления процесса обучения во многих образовательных организациях МВД России.

Система Moodle является уникальным инструментом для создания разнообразных систем обучения, направленных на конкретные образовательные цели.

К преимуществам системы Moodle в рамках условий интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся образовательных организаций МВД России можно отнести следующие:

– курсанты и слушатели могут обучаться вне территории образовательной организации без отрыва от тренировочного процесса; пользоваться материалами, размещенными на электронной платформе, в любое удобное время, помимо учебного графика; самостоятельно изучать учебный материал по предметам и повторять его; фиксировать практические выполнения заданий на видео с последующим размещением в электронной образовательной среде;

– преподаватели и обучающиеся могут совместно определить объем информации по предмету, характер и сроки его дальнейшего изучения;

– преподаватели, соответственно, имеют возможность проверить, скорректировать и указать на возникшие ошибки, произвести оценку выполненных заданий;

– курсанты и слушатели могут ознакомиться с оценками в электронном журнале успеваемости, выставленными преподавателями, и др. [6, с. 113].

На основании вышеизложенного нами было принято решение провести эксперимент с целью улучшения условий интеграции учебной и спортивной деятельности курсантов и слушателей – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России путем внедрения методов дистанционного обучения с использованием электронной системы управления Moodle.

Эксперимент проводился на базе Барнаульского юридического института МВД России в течение одного учебного года, во время тренировочных сборов. В эксперименте участвовали 76 обучающихся (с 1-го по 5-й курсы) – спортсменов различной квалификации, от 1-го разряда до мастера спорта России. Они были разделены на экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ), по 38 участников в каждой, и 6 преподавателей по профильным учебным предметам.

Выбор именно профильных предметов основывался на следующих значимых аспектах:

– непосредственное использование знаний, умений и навыков сотрудниками правопорядка в профессиональной деятельности, которые формируются при изучении профильных учебных предметов;

– развитие и совершенствование профессионально ориентированных компетенций;

– умеренность информационного воздействия для оптимальной психофизической нагрузки с помощью небольшого количества необходимых предметов.

Для обсуждения и корректировки процесса интеграции учебной и спортивной деятельности в условиях тренировочных сборов было проведено совместное коллективное собрание всех участников эксперимента: ЭГ, КГ, преподавателей профильных учебных предметов и координаторов эксперимента. В результате были выявлены следующие проблемы:

– временное пересечение тренировочных занятий с учебным графиком;

– самостоятельное изучение предметов;

– затрачивание большого количества времени на перемещение между институтом, местом для спортивных тренировок и домом;

– часто возникающие задолженности по учебным предметам;

– недостаточное формирование профессиональных компетенций;

– сложное общение с некоторыми преподавателями из-за пропусков их занятий;

– недостаточное количество времени на бытовые дела и отдых.

При этом 97% участников эксперимента отметили, что хотели бы более эффективно совмещать учебную и спортивную деятельность для успешной реализации себя в будущей профессии и достижения максимального результата в спорте.

Всем участникам эксперимента с целью оптимизации процесса интеграции было предложено в течение 1 учебного года во время тренировочных сборов использовать систему управления обучением Moodle. Большинство обучающихся обеих групп (89%) согласились с данным предложением, 11% были готовы стать участниками КГ.

Разделение курсантов и слушателей на ЭГ и КГ происходило по среднему баллу успеваемости каждого обучающегося таким образом, чтобы в каждой из групп суммарный средний балл успеваемости получился примерно одинаковое.

Перед каждыми тренировочными сборами между обучающимися спортсменами и преподавателями обсуждались все необходимые детали педагогического взаимодействия с учетом выявленных в коллективной беседе трудностей и других специфических условий (виды используемых компьютерных устройств, время выхода в систему Moodle, форма субъект-субъектных отношений преподавателей с обучающимися спортсменами и др.). По результатам этих бесед преподавателями и участниками эксперимента ЭГ было принято совместное решение о реализации эксперимента в условиях интеграции учебной и спортивной деятельности.

В качестве основы использовались стандартные формы дистанционного обучения:

– лекционные и практические занятия;

– самостоятельная работа: видеолекции, презентации, дополнительные файловые материалы, расположенные в системе Moodle;

– контрольные работы;

– консультации;

– тестирование.

Большая часть объема учебного плана приходилась на самостоятельную работу обучающихся курсантов и слушателей.

В ЭГ во время тренировочных сборов проводились занятия по выбранным профильным учебным предметам посредством электронной образовательной среды под руководством профессорско-преподавательского состава института.

В КГ курсанты обучались, как обычно, самостоятельно.

При этом участники эксперимента могли лично оценить все положительные и отрицательные стороны эксперимента, так как происходило непосредственное наблюдение и общение между участниками обеих групп, находящихся на тренировочных сборах одновременно.

За весь период эксперимента у курсантов и слушателей – спортсменов Барнаульского юридического института МВД России прошло 8 тренировочных сборов продолжительностью от 14 до 21 дней.

Результаты исследования. По результатам мониторинга средний балл успеваемости по профильным учебным предметам до эксперимента в обеих группах (ЭГ и КГ) был практически одинаковым: в ЭГ – 3,67, в КГ – 3,63.

После проведения эксперимента в КГ средний балл успеваемости остался практически на том же уровне – 3,61, а в ЭГ он существенно повысился и составил 4,22.

Одновременно реализуемые цели в рамках эксперимента: развивать и совершенствовать профессиональные качества сотрудника правопорядка и достигать запланированных спортивных результатов у курсантов и слушателей – действующих спортсменов – были достигнуты.

Выводы. Опираясь на итоги исследования, можно утверждать о целесообразности использования системы Moodle как средства, способствующего формированию более гибкой образовательной системы и эффективной интеграции учебной и спортивной деятельности обучающихся – действующих спортсменов образовательных организаций МВД России.