Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ И МЕСТО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В СТРУКТУРЕ СВЯЗАННЫХ С НИМ ПОНЯТИЙ

Алешина М.П. 1
1 БПОУ «Омский педагогический колледж № 1»
В данной статье подробно рассматриваются понятия интереса и познавательного интереса. Определены содержательные аспекты интереса. Дано определение интересу с точки зрения разных наук, таких как философия, педагогика и психология. Определена связь мотивов и интересов. Мотив – вид интереса, осознанный интерес. Выделено место интереса среди потребностей и ценностей: потребности формируют интересы, а интересы образуют ряд ценностей. Такая цепочка образует ряд отношений побуждающего характера. Дано определение познавательному интересу, который рассмотрен и как ситуативный интерес (проявляется на уровне любопытства), и как устойчивый интерес (проявляется на уровне отношений). Выделены модификации и особенности познавательного интереса. Выделена познавательная деятельность как один из видов творческой деятельности. В структуре деятельности и активности познавательный интерес занимает место побуждающей силы: интерес побуждает к деятельности, а деятельность удовлетворяет интерес. В свою очередь, познавательная деятельность определяет уровень познавательной активности. Познавательная деятельность – это потребность в применении знаний на практике. Познавательные и исследовательские мотивы в совокупности с творческой деятельностью образуют мотивацию творческой деятельности, которая должна находиться в параллели с ценностями.
интерес
познавательный интерес
мотив
потребности
ценности
познавательная деятельность
творческая деятельность
познавательная активность
1. Алешина М.П. Уровень развития познавательного интереса к математике у студентов педагогических колледжей // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30794 (дата обращения: 14.09.2021).
2. Далингер В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся при обучении математике // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 134-136.
3. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития качества педагогического образования // Человек и образование. 2012. № 3. С. 4-10.
4. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. 2008. № 3. С. 16-20.
5. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность обучающихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие // Омский институт повышения квалификации работников образования. Омск. 1993. 156 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
7. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов обучающихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
8. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. пед. ун-та, 2012. 131 с.
9. Акиф Гызы Лала Маммадли Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе // Вестник ТГПУ. 2012. №5 (120). С. 197-202.
10. Далингер В.А. Познавательный интерес обучающихся и его развитие в процессе обучения математике // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 3-1. C. 131-135.
11. Лузина Л.М. Словарь педагогического обихода / Под ред. Проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2012. 88 с.
12. Мирзоев С.С. Психолого-педагогические основы формирования познавательных интересов // Наука и школа. 2011. №2. С. 99-104.
13. Бочкарева Т.Н Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. №1. С. 18-32.

В нашей стране система обучения обладает как информативной, так и развивающей функцией. Данные функции должны реализовываться неразрывно друг от друга. При традиционном подходе к обучению в большей (ударение на первый слог) степени реализуется информативная функция, т.е. обучающийся получает знания в готовом виде. В этом случае полученная информация, как правило, не вызывает интереса. При таком подходе обучающийся не является субъектом обучения, он не активен, он сторонний наблюдатель.

Исследования показали, что «уровень развития познавательного интереса у студентов педагогических колледжей низок. В случае проявления интереса к математике анализ отдельных высказываний методики позволил выяснить, что данный интерес вызван не внутренним мотивом, не познавательным интересом к самой дисциплине, а предстоящим экзаменом, ожиданием положительной оценки по математике» [1]. Данные исследования еще раз подчеркивают необходимость развития познавательного интереса у студентов, в том числе и у студентов педагогических колледжей.

В настоящее время учителю необходимо перейти в роль наставника и изменить свои функции. Функции учителя как наставника выделил В.А. Далингер [2] в работе «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся при обучении математике».

Важно отметить, что должны измениться не только функции педагога, но и функции обучающегося.

А.П. Тряпицына [3] говорит о том, что в модернизации педагогического образования важной характеристикой изменений является «становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности, который заключается в освоении норм, образцов и правил профессиональной деятельности». Сейчас важно, чтобы ученик (объект) трансформировался в обучающегося, т.е. в субъект обучения. Субъект обучения характеризуется проявлением высокого уровня интереса к дисциплинам.

Для формирования и развития познавательного интереса необходимо изучить данное понятие более подробно. При анализе литературы по истории развития познавательного интереса возникла проблема, которая заключалась в некоторой подмене понятий: познавательный интерес подменялся познавательной деятельностью или познавательная деятельность рассматривалась как познавательная активность. Возникла необходимость в четком структурировании данных терминов.

Цель исследования: определить роль и место познавательного интереса в структуре мотивов, потребностей, ценностей и деятельности.

Слово «интерес» происходит от латинского глагола interesse, что переводится как «иметь значение».

Е.А. Меньшикова [4, с. 16] выделила пять содержательных аспектов понятия «интерес»:

1) интерес – как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;

2) интерес – как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;

3) интерес – как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;

4) интерес – как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;

5) интерес – как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.

Такой подход через содержательный аспект позволяет рассматривать интерес с разных ракурсов, с разных точек зрения, что подчеркивает многогранность данного понятия.

В.А. Далингер [5, с. 73] рассматривает интерес как стимулятор к умственному труду, как мотив учения. Наличие интереса – это залог успешной учебной деятельности обучающегося.

Интерес исследуют ученые из разных областей науки.

Философы с древних времен рассматривали интерес в нескольких модификациях. Одни считали интерес синонимом мотива, другие рассматривали мотив как подмножество множества интересов.

Е.П. Ильин [6, с. 165] рассматривает интерес как психологический феномен, который можно принять за мотив или побуждение к деятельности.

Если рассматривать интерес как более широкое понятие, которое стоит за мотивами, то мотив – это один из видов интереса, мотив – осознанный интерес. В данной работе интерес, в том числе и познавательный интерес, не будет рассматриваться как мотив. Мотив – это вид познавательного интереса, а мотивы могут быть, в свою очередь, исследовательскими и познавательными.

Важно определить место интереса в структуре потребностей и ценностей. Именно их последовательность будет являться рядом отношений побуждающего характера.

Г.И. Щукина [7, с. 8] считает, что потребности обучающегося побуждают интересы, а уже интересы образуют ценности. Ряд отношений побуждающего характера представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Ряд отношений побуждающего характера

Таким образом, потребности – первопричина деятельности.

Потребности могут возникнуть только в том случае, если человеку не хватает знаний для осуществления какой-либо деятельности. Например, если обучающийся не знает, как решить квадратное уравнение, то у него возникает потребность в знаниях. Важно отметить, что сначала должны возникнуть желание или необходимость решить данное уравнение, после чего следуют интересы и ценности.

Ценности должны прививаться с ранних лет. Поэтому развитие интереса в образовательных учреждениях должно стать основной воспитательной и развивающей функцией.

Е.А. Коняева и Л.Н. Павлова [8, с. 56] с точки зрения педагогики рассматривают интерес как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

Е.А. Коняева [8, с. 56] также подчеркивает, что в основе интереса лежат потребности человека.

После того как интерес удовлетворен, он не исчезает, не угасает; появляется новый интерес, который отвечает более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, развитие интереса может и должно происходить в течение всей жизни. Побуждения к учению должны существовать всегда, но могут отличаться по степени активности.

Л.М. Акиф гызы [9] под активностью понимает умение человека воздействовать на собственные потребности, взгляды, цели, окружающую действительность, обновлять и изменять ее.

Побуждения к активности, к учению рассматриваются как интерес с точки зрения психологии.

Психологи считают интересом одну из форм направленности личности, окрашенную положительной эмоцией, сосредоточение внимания на определенном, вызывающем интерес феномене. Интерес – это проявление не только познавательной потребности, но и других потребностей.

Классификациями множества интересов занимались такие ученые, как А.Г.Здравомыслов, Е.П.Ильин, Л.Ф.Ильичев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.

Е.П. Ильин [6, с. 173] выделяет ситуативные и устойчивые интересы. Ситуативные интересы проявляются на уровне любопытства, устойчивые – на уровне длительного положительного отношения. Более подробно виды интересов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Виды интересов

Важно, что познавательный интерес может быть как ситуативным, так и устойчивым.

Познавательный интерес рассматривали такие ученые, как Ю.Б. Бабанский, В.А.Далингер, Н.Г.Морозова, И.Д.Синельникова, Д.И.Трайтак.

В.А. Далингер [5, с. 74] трактует познавательный интерес как одно из личностных свойств обучающегося, черту его характера, проявляющуюся в виде пытливости, любознательности, активности: интерес проявляется в виде избирательного отношения обучающегося к тому или иному учебному предмету и представляет собой «эмоциональную сторону» знаний.

В.А. Далингер [10, с. 132] рассматривает познавательный интерес в трех модификациях:

1) познавательный интерес как средство обучения;

2) познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3) познавательный интерес как свойство личности обучающегося.

Если рассматривать познавательный интерес как средство обучения, то в данном случае он может вызвать только начальные моменты любознательности и выступать инструментом педагога.

При рассмотрении познавательного интереса как мотива Г.И. Щукина [7] выделяет следующие моменты:

– познавательный интерес раньше других мотивов осознается обучающимся;

– познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;

– познавательный интерес наиболее доступен для наблюдения: его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его развитием;

– познавательный интерес – сильный и значимый мотив, он существенно влияет на познавательную деятельность, учебную активность, успеваемость.

Познавательный интерес как свойство личности обучающегося находит свое отражение в пытливости, любознательности, жажде знаний, постоянной готовности и стремлении к поисковой деятельности.

Л.М. Лузина [11] считает, что познавательный интерес появляется и развивается только в деятельности.

Познавательная деятельность – это деятельность, в результате которой происходит открытие нового знания. Новое знание не обязательно должно быть для науки, оно может быть новым только для обучающегося.

Познавательная деятельность, так же как и творческая, имеет свои специфические особенности. Поэтому важно различать данные виды деятельности. Творческая деятельность – это понятие более широкое, чем познавательная деятельность. Познавательный интерес – это мотив творческой деятельности. Таким образом, познавательный интерес всегда вызывает творческую деятельность, но не любая творческая деятельность вызвана познавательным интересом.

В.А. Далингер [5,с. 37] относит к мотивам творческой деятельности следующие элементы:

– познавательные и исследовательские мотивы, любознательность обучающихся;

– личностные мотивы (самоутверждение);

– стремление принести пользу обществу. Такой мотив считается высшим социальным побуждением.

Активизация познавательной деятельности – один из важнейших этапов образовательного процесса.

Развитие, так же как и образование, не присущи человеку от рождения, обучающийся должен самостоятельно приобретать знания, тем самым активизировать познавательную деятельность и развиваться.

С.С. Мирзоев [12, с. 100] выделяет объект познавательного интереса – процесс познания. Такой процесс характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному, глубокому и основательному их изучению.

Т.Н. Бочкарева [13, с. 23] считает, что такой процесс познания может возникать только при наличии потребностей. Эти потребности должны стать предпосылками к активной познавательной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность должна быть вызвана познавательным интересом и провоцирует познавательную активность. Более подробно связь познавательной активности и познавательного интереса представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Связь познавательной активности и познавательного интереса

Из рисунка 3 видно, что уровень познавательного интереса обучающихся определяет уровень активности.

С.С. Мирзоев [12, с. 99] говорит о том, что интерес – это мотив деятельности, деятельность удовлетворяет интерес. Чем активнее деятельность обучающегося, тем более высоким уровнем познавательного интереса он обладает.

На рисунке 4 представлена связь познавательного интереса с мотивом, деятельностью и активностью.

Рис. 4. Структура понятий, связанных с познавательным интересом

Таким образом, познавательный интерес находится в тесной связи с такими понятиями, как «деятельность», «активность», «мотивы», «ценности», «потребности» и др. Потребности порождают интересы, интересы формируют ценности. В свою очередь, интерес порождает деятельность, а деятельность удовлетворяет интерес и порождает активность. Потребности в применении знаний на практике и есть познавательная деятельность; мотивация творческой деятельности есть познавательный интерес.


Библиографическая ссылка

Алешина М.П. РОЛЬ И МЕСТО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В СТРУКТУРЕ СВЯЗАННЫХ С НИМ ПОНЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31118 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674