В нашей стране система обучения обладает как информативной, так и развивающей функцией. Данные функции должны реализовываться неразрывно друг от друга. При традиционном подходе к обучению в большей (ударение на первый слог) степени реализуется информативная функция, т.е. обучающийся получает знания в готовом виде. В этом случае полученная информация, как правило, не вызывает интереса. При таком подходе обучающийся не является субъектом обучения, он не активен, он сторонний наблюдатель.
Исследования показали, что «уровень развития познавательного интереса у студентов педагогических колледжей низок. В случае проявления интереса к математике анализ отдельных высказываний методики позволил выяснить, что данный интерес вызван не внутренним мотивом, не познавательным интересом к самой дисциплине, а предстоящим экзаменом, ожиданием положительной оценки по математике» [1]. Данные исследования еще раз подчеркивают необходимость развития познавательного интереса у студентов, в том числе и у студентов педагогических колледжей.
В настоящее время учителю необходимо перейти в роль наставника и изменить свои функции. Функции учителя как наставника выделил В.А. Далингер [2] в работе «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся при обучении математике».
Важно отметить, что должны измениться не только функции педагога, но и функции обучающегося.
А.П. Тряпицына [3] говорит о том, что в модернизации педагогического образования важной характеристикой изменений является «становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности, который заключается в освоении норм, образцов и правил профессиональной деятельности». Сейчас важно, чтобы ученик (объект) трансформировался в обучающегося, т.е. в субъект обучения. Субъект обучения характеризуется проявлением высокого уровня интереса к дисциплинам.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо изучить данное понятие более подробно. При анализе литературы по истории развития познавательного интереса возникла проблема, которая заключалась в некоторой подмене понятий: познавательный интерес подменялся познавательной деятельностью или познавательная деятельность рассматривалась как познавательная активность. Возникла необходимость в четком структурировании данных терминов.
Цель исследования: определить роль и место познавательного интереса в структуре мотивов, потребностей, ценностей и деятельности.
Слово «интерес» происходит от латинского глагола interesse, что переводится как «иметь значение».
Е.А. Меньшикова [4, с. 16] выделила пять содержательных аспектов понятия «интерес»:
1) интерес – как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;
2) интерес – как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;
3) интерес – как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;
4) интерес – как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;
5) интерес – как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.
Такой подход через содержательный аспект позволяет рассматривать интерес с разных ракурсов, с разных точек зрения, что подчеркивает многогранность данного понятия.
В.А. Далингер [5, с. 73] рассматривает интерес как стимулятор к умственному труду, как мотив учения. Наличие интереса – это залог успешной учебной деятельности обучающегося.
Интерес исследуют ученые из разных областей науки.
Философы с древних времен рассматривали интерес в нескольких модификациях. Одни считали интерес синонимом мотива, другие рассматривали мотив как подмножество множества интересов.
Е.П. Ильин [6, с. 165] рассматривает интерес как психологический феномен, который можно принять за мотив или побуждение к деятельности.
Если рассматривать интерес как более широкое понятие, которое стоит за мотивами, то мотив – это один из видов интереса, мотив – осознанный интерес. В данной работе интерес, в том числе и познавательный интерес, не будет рассматриваться как мотив. Мотив – это вид познавательного интереса, а мотивы могут быть, в свою очередь, исследовательскими и познавательными.
Важно определить место интереса в структуре потребностей и ценностей. Именно их последовательность будет являться рядом отношений побуждающего характера.
Г.И. Щукина [7, с. 8] считает, что потребности обучающегося побуждают интересы, а уже интересы образуют ценности. Ряд отношений побуждающего характера представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Ряд отношений побуждающего характера
Таким образом, потребности – первопричина деятельности.
Потребности могут возникнуть только в том случае, если человеку не хватает знаний для осуществления какой-либо деятельности. Например, если обучающийся не знает, как решить квадратное уравнение, то у него возникает потребность в знаниях. Важно отметить, что сначала должны возникнуть желание или необходимость решить данное уравнение, после чего следуют интересы и ценности.
Ценности должны прививаться с ранних лет. Поэтому развитие интереса в образовательных учреждениях должно стать основной воспитательной и развивающей функцией.
Е.А. Коняева и Л.Н. Павлова [8, с. 56] с точки зрения педагогики рассматривают интерес как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.
Е.А. Коняева [8, с. 56] также подчеркивает, что в основе интереса лежат потребности человека.
После того как интерес удовлетворен, он не исчезает, не угасает; появляется новый интерес, который отвечает более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, развитие интереса может и должно происходить в течение всей жизни. Побуждения к учению должны существовать всегда, но могут отличаться по степени активности.
Л.М. Акиф гызы [9] под активностью понимает умение человека воздействовать на собственные потребности, взгляды, цели, окружающую действительность, обновлять и изменять ее.
Побуждения к активности, к учению рассматриваются как интерес с точки зрения психологии.
Психологи считают интересом одну из форм направленности личности, окрашенную положительной эмоцией, сосредоточение внимания на определенном, вызывающем интерес феномене. Интерес – это проявление не только познавательной потребности, но и других потребностей.
Классификациями множества интересов занимались такие ученые, как А.Г.Здравомыслов, Е.П.Ильин, Л.Ф.Ильичев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.
Е.П. Ильин [6, с. 173] выделяет ситуативные и устойчивые интересы. Ситуативные интересы проявляются на уровне любопытства, устойчивые – на уровне длительного положительного отношения. Более подробно виды интересов представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Виды интересов
Важно, что познавательный интерес может быть как ситуативным, так и устойчивым.
Познавательный интерес рассматривали такие ученые, как Ю.Б. Бабанский, В.А.Далингер, Н.Г.Морозова, И.Д.Синельникова, Д.И.Трайтак.
В.А. Далингер [5, с. 74] трактует познавательный интерес как одно из личностных свойств обучающегося, черту его характера, проявляющуюся в виде пытливости, любознательности, активности: интерес проявляется в виде избирательного отношения обучающегося к тому или иному учебному предмету и представляет собой «эмоциональную сторону» знаний.
В.А. Далингер [10, с. 132] рассматривает познавательный интерес в трех модификациях:
1) познавательный интерес как средство обучения;
2) познавательный интерес как мотив учебной деятельности;
3) познавательный интерес как свойство личности обучающегося.
Если рассматривать познавательный интерес как средство обучения, то в данном случае он может вызвать только начальные моменты любознательности и выступать инструментом педагога.
При рассмотрении познавательного интереса как мотива Г.И. Щукина [7] выделяет следующие моменты:
– познавательный интерес раньше других мотивов осознается обучающимся;
– познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;
– познавательный интерес наиболее доступен для наблюдения: его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его развитием;
– познавательный интерес – сильный и значимый мотив, он существенно влияет на познавательную деятельность, учебную активность, успеваемость.
Познавательный интерес как свойство личности обучающегося находит свое отражение в пытливости, любознательности, жажде знаний, постоянной готовности и стремлении к поисковой деятельности.
Л.М. Лузина [11] считает, что познавательный интерес появляется и развивается только в деятельности.
Познавательная деятельность – это деятельность, в результате которой происходит открытие нового знания. Новое знание не обязательно должно быть для науки, оно может быть новым только для обучающегося.
Познавательная деятельность, так же как и творческая, имеет свои специфические особенности. Поэтому важно различать данные виды деятельности. Творческая деятельность – это понятие более широкое, чем познавательная деятельность. Познавательный интерес – это мотив творческой деятельности. Таким образом, познавательный интерес всегда вызывает творческую деятельность, но не любая творческая деятельность вызвана познавательным интересом.
В.А. Далингер [5,с. 37] относит к мотивам творческой деятельности следующие элементы:
– познавательные и исследовательские мотивы, любознательность обучающихся;
– личностные мотивы (самоутверждение);
– стремление принести пользу обществу. Такой мотив считается высшим социальным побуждением.
Активизация познавательной деятельности – один из важнейших этапов образовательного процесса.
Развитие, так же как и образование, не присущи человеку от рождения, обучающийся должен самостоятельно приобретать знания, тем самым активизировать познавательную деятельность и развиваться.
С.С. Мирзоев [12, с. 100] выделяет объект познавательного интереса – процесс познания. Такой процесс характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному, глубокому и основательному их изучению.
Т.Н. Бочкарева [13, с. 23] считает, что такой процесс познания может возникать только при наличии потребностей. Эти потребности должны стать предпосылками к активной познавательной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность должна быть вызвана познавательным интересом и провоцирует познавательную активность. Более подробно связь познавательной активности и познавательного интереса представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Связь познавательной активности и познавательного интереса
Из рисунка 3 видно, что уровень познавательного интереса обучающихся определяет уровень активности.
С.С. Мирзоев [12, с. 99] говорит о том, что интерес – это мотив деятельности, деятельность удовлетворяет интерес. Чем активнее деятельность обучающегося, тем более высоким уровнем познавательного интереса он обладает.
На рисунке 4 представлена связь познавательного интереса с мотивом, деятельностью и активностью.
Рис. 4. Структура понятий, связанных с познавательным интересом
Таким образом, познавательный интерес находится в тесной связи с такими понятиями, как «деятельность», «активность», «мотивы», «ценности», «потребности» и др. Потребности порождают интересы, интересы формируют ценности. В свою очередь, интерес порождает деятельность, а деятельность удовлетворяет интерес и порождает активность. Потребности в применении знаний на практике и есть познавательная деятельность; мотивация творческой деятельности есть познавательный интерес.
Библиографическая ссылка
Алешина М.П. РОЛЬ И МЕСТО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В СТРУКТУРЕ СВЯЗАННЫХ С НИМ ПОНЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31118 (дата обращения: 09.12.2024).