Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE AND PLACE OF COGNITIVE INTEREST IN THE STRUCTURE OF RELATED CONCEPT

Aleshina M.P. 1
1 BPOU «Omsk Pedagogical College № 1»
This article discusses in detail the concepts of interest and cognitive interest. Substantive aspects of interest are determined. The definition of interest from the point of view of different sciences, such as philosophy, pedagogy and psychology, is given. The relationship between motives and interests has been determined. Motive is a kind of interest, a conscious interest. The place of interest among needs and values is highlighted: needs form interests, and interests form a number of values. This chain forms a series of motivating relationships. The definition of cognitive interest is given, which is considered as a situational interest (manifested at the level of curiosity), and as a stable interest (manifested at the level of relationships). The modifications and features of cognitive interest are highlighted. Cognitive activity is highlighted as one of the types of creative activity. In the structure of activity and activity, cognitive interest takes the place of a motivating force: interest prompts for activity, and activity satisfies interest. In turn, cognitive activity determines the level of cognitive activity. Cognitive activity is the need to apply knowledge in practice. Cognitive and research motives, combined with creative activity, form the motivation for creative activity, which should be in parallel with values.
interest
cognitive interest
motive
needs
values
cognitive activity
creative activity
cognitive activity

В нашей стране система обучения обладает как информативной, так и развивающей функцией. Данные функции должны реализовываться неразрывно друг от друга. При традиционном подходе к обучению в большей (ударение на первый слог) степени реализуется информативная функция, т.е. обучающийся получает знания в готовом виде. В этом случае полученная информация, как правило, не вызывает интереса. При таком подходе обучающийся не является субъектом обучения, он не активен, он сторонний наблюдатель.

Исследования показали, что «уровень развития познавательного интереса у студентов педагогических колледжей низок. В случае проявления интереса к математике анализ отдельных высказываний методики позволил выяснить, что данный интерес вызван не внутренним мотивом, не познавательным интересом к самой дисциплине, а предстоящим экзаменом, ожиданием положительной оценки по математике» [1]. Данные исследования еще раз подчеркивают необходимость развития познавательного интереса у студентов, в том числе и у студентов педагогических колледжей.

В настоящее время учителю необходимо перейти в роль наставника и изменить свои функции. Функции учителя как наставника выделил В.А. Далингер [2] в работе «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся при обучении математике».

Важно отметить, что должны измениться не только функции педагога, но и функции обучающегося.

А.П. Тряпицына [3] говорит о том, что в модернизации педагогического образования важной характеристикой изменений является «становление субъектного опыта профессионально-педагогической деятельности, который заключается в освоении норм, образцов и правил профессиональной деятельности». Сейчас важно, чтобы ученик (объект) трансформировался в обучающегося, т.е. в субъект обучения. Субъект обучения характеризуется проявлением высокого уровня интереса к дисциплинам.

Для формирования и развития познавательного интереса необходимо изучить данное понятие более подробно. При анализе литературы по истории развития познавательного интереса возникла проблема, которая заключалась в некоторой подмене понятий: познавательный интерес подменялся познавательной деятельностью или познавательная деятельность рассматривалась как познавательная активность. Возникла необходимость в четком структурировании данных терминов.

Цель исследования: определить роль и место познавательного интереса в структуре мотивов, потребностей, ценностей и деятельности.

Слово «интерес» происходит от латинского глагола interesse, что переводится как «иметь значение».

Е.А. Меньшикова [4, с. 16] выделила пять содержательных аспектов понятия «интерес»:

1) интерес – как выгода, корысть, проявляющаяся в стремлении к приобретению моральных и материальных благ;

2) интерес – как сочувствие другому человеку, проявляющееся в межличностных взаимоотношениях с людьми;

3) интерес – как занимательность, развлекательность, что характеризует поверхностную сторону деятельности, не связанную с глубиной познания существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности;

4) интерес – как внимание, возбуждение человека чем-то значительным;

5) интерес – как нужда, потребность, что, с психологической точки зрения, связано с мотивом познавательной деятельности.

Такой подход через содержательный аспект позволяет рассматривать интерес с разных ракурсов, с разных точек зрения, что подчеркивает многогранность данного понятия.

В.А. Далингер [5, с. 73] рассматривает интерес как стимулятор к умственному труду, как мотив учения. Наличие интереса – это залог успешной учебной деятельности обучающегося.

Интерес исследуют ученые из разных областей науки.

Философы с древних времен рассматривали интерес в нескольких модификациях. Одни считали интерес синонимом мотива, другие рассматривали мотив как подмножество множества интересов.

Е.П. Ильин [6, с. 165] рассматривает интерес как психологический феномен, который можно принять за мотив или побуждение к деятельности.

Если рассматривать интерес как более широкое понятие, которое стоит за мотивами, то мотив – это один из видов интереса, мотив – осознанный интерес. В данной работе интерес, в том числе и познавательный интерес, не будет рассматриваться как мотив. Мотив – это вид познавательного интереса, а мотивы могут быть, в свою очередь, исследовательскими и познавательными.

Важно определить место интереса в структуре потребностей и ценностей. Именно их последовательность будет являться рядом отношений побуждающего характера.

Г.И. Щукина [7, с. 8] считает, что потребности обучающегося побуждают интересы, а уже интересы образуют ценности. Ряд отношений побуждающего характера представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Ряд отношений побуждающего характера

Таким образом, потребности – первопричина деятельности.

Потребности могут возникнуть только в том случае, если человеку не хватает знаний для осуществления какой-либо деятельности. Например, если обучающийся не знает, как решить квадратное уравнение, то у него возникает потребность в знаниях. Важно отметить, что сначала должны возникнуть желание или необходимость решить данное уравнение, после чего следуют интересы и ценности.

Ценности должны прививаться с ранних лет. Поэтому развитие интереса в образовательных учреждениях должно стать основной воспитательной и развивающей функцией.

Е.А. Коняева и Л.Н. Павлова [8, с. 56] с точки зрения педагогики рассматривают интерес как стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора.

Е.А. Коняева [8, с. 56] также подчеркивает, что в основе интереса лежат потребности человека.

После того как интерес удовлетворен, он не исчезает, не угасает; появляется новый интерес, который отвечает более высокому уровню познавательной деятельности. Таким образом, развитие интереса может и должно происходить в течение всей жизни. Побуждения к учению должны существовать всегда, но могут отличаться по степени активности.

Л.М. Акиф гызы [9] под активностью понимает умение человека воздействовать на собственные потребности, взгляды, цели, окружающую действительность, обновлять и изменять ее.

Побуждения к активности, к учению рассматриваются как интерес с точки зрения психологии.

Психологи считают интересом одну из форм направленности личности, окрашенную положительной эмоцией, сосредоточение внимания на определенном, вызывающем интерес феномене. Интерес – это проявление не только познавательной потребности, но и других потребностей.

Классификациями множества интересов занимались такие ученые, как А.Г.Здравомыслов, Е.П.Ильин, Л.Ф.Ильичев, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.

Е.П. Ильин [6, с. 173] выделяет ситуативные и устойчивые интересы. Ситуативные интересы проявляются на уровне любопытства, устойчивые – на уровне длительного положительного отношения. Более подробно виды интересов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Виды интересов

Важно, что познавательный интерес может быть как ситуативным, так и устойчивым.

Познавательный интерес рассматривали такие ученые, как Ю.Б. Бабанский, В.А.Далингер, Н.Г.Морозова, И.Д.Синельникова, Д.И.Трайтак.

В.А. Далингер [5, с. 74] трактует познавательный интерес как одно из личностных свойств обучающегося, черту его характера, проявляющуюся в виде пытливости, любознательности, активности: интерес проявляется в виде избирательного отношения обучающегося к тому или иному учебному предмету и представляет собой «эмоциональную сторону» знаний.

В.А. Далингер [10, с. 132] рассматривает познавательный интерес в трех модификациях:

1) познавательный интерес как средство обучения;

2) познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3) познавательный интерес как свойство личности обучающегося.

Если рассматривать познавательный интерес как средство обучения, то в данном случае он может вызвать только начальные моменты любознательности и выступать инструментом педагога.

При рассмотрении познавательного интереса как мотива Г.И. Щукина [7] выделяет следующие моменты:

– познавательный интерес раньше других мотивов осознается обучающимся;

– познавательный интерес как мотив преобладает над другими мотивами учебной деятельности;

– познавательный интерес наиболее доступен для наблюдения: его легче обнаружить, распознать, вызвать, следовательно, легче управлять его развитием;

– познавательный интерес – сильный и значимый мотив, он существенно влияет на познавательную деятельность, учебную активность, успеваемость.

Познавательный интерес как свойство личности обучающегося находит свое отражение в пытливости, любознательности, жажде знаний, постоянной готовности и стремлении к поисковой деятельности.

Л.М. Лузина [11] считает, что познавательный интерес появляется и развивается только в деятельности.

Познавательная деятельность – это деятельность, в результате которой происходит открытие нового знания. Новое знание не обязательно должно быть для науки, оно может быть новым только для обучающегося.

Познавательная деятельность, так же как и творческая, имеет свои специфические особенности. Поэтому важно различать данные виды деятельности. Творческая деятельность – это понятие более широкое, чем познавательная деятельность. Познавательный интерес – это мотив творческой деятельности. Таким образом, познавательный интерес всегда вызывает творческую деятельность, но не любая творческая деятельность вызвана познавательным интересом.

В.А. Далингер [5,с. 37] относит к мотивам творческой деятельности следующие элементы:

– познавательные и исследовательские мотивы, любознательность обучающихся;

– личностные мотивы (самоутверждение);

– стремление принести пользу обществу. Такой мотив считается высшим социальным побуждением.

Активизация познавательной деятельности – один из важнейших этапов образовательного процесса.

Развитие, так же как и образование, не присущи человеку от рождения, обучающийся должен самостоятельно приобретать знания, тем самым активизировать познавательную деятельность и развиваться.

С.С. Мирзоев [12, с. 100] выделяет объект познавательного интереса – процесс познания. Такой процесс характеризуется стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, относительно устойчивым стремлением к постоянному, глубокому и основательному их изучению.

Т.Н. Бочкарева [13, с. 23] считает, что такой процесс познания может возникать только при наличии потребностей. Эти потребности должны стать предпосылками к активной познавательной деятельности. Таким образом, познавательная деятельность должна быть вызвана познавательным интересом и провоцирует познавательную активность. Более подробно связь познавательной активности и познавательного интереса представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Связь познавательной активности и познавательного интереса

Из рисунка 3 видно, что уровень познавательного интереса обучающихся определяет уровень активности.

С.С. Мирзоев [12, с. 99] говорит о том, что интерес – это мотив деятельности, деятельность удовлетворяет интерес. Чем активнее деятельность обучающегося, тем более высоким уровнем познавательного интереса он обладает.

На рисунке 4 представлена связь познавательного интереса с мотивом, деятельностью и активностью.

Рис. 4. Структура понятий, связанных с познавательным интересом

Таким образом, познавательный интерес находится в тесной связи с такими понятиями, как «деятельность», «активность», «мотивы», «ценности», «потребности» и др. Потребности порождают интересы, интересы формируют ценности. В свою очередь, интерес порождает деятельность, а деятельность удовлетворяет интерес и порождает активность. Потребности в применении знаний на практике и есть познавательная деятельность; мотивация творческой деятельности есть познавательный интерес.