Дошкольники с нарушениями речи составляют одну из наиболее распространенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и находятся, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 3-м месте (20%). В современных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в социально-культурной адаптации, в построении социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в овладении двигательным опытом, которые, в первую очередь, связаны с особенностями их коммуникативно-речевого развития [1-4].
Проблемы позитивной социализации детей с нарушениями речи нашли отражение в ряде научных работ. Ученые акцентируют свое внимание на изучении самосознания детей с речевыми нарушениями, эффектов социализации в разных видах детской деятельности, особенностей развития эмоциональной сферы, произвольности, активности, выявлении проблем формирования самооценки и уровня притязаний.
Отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях также отмечают, что ограничение коммуникативно-речевой и двигательной деятельности, низкий уровень оценки себя, притязаний, эмоциональная нестабильность детей с нарушениями речевого развития отрицательно сказываются на их двигательном развитии и позитивной социализации [3, 5]. Это обусловливает актуальность нашего исследования на социально-педагогическом и научно-методическом уровне.
На наш взгляд, в процессе обеспечения позитивной социализации детей с нарушениями речевого развития возможности двигательной деятельности недостаточно изучены в теории и реализованы на практике. Особенности проявлений детей с нарушениями речи в двигательной деятельности рассматривались и анализировались в работах отечественных и зарубежных ученых [3, 6-9].
В своем исследовании мы остановимся на таком важном аспекте личностного развития детей с нарушениями речи, как изучение их уровня притязаний в двигательной деятельности.
Уровень притязаний в психологии рассматривается как стремление к достижению целей той степени сложности, на которую ребенок считает себя способным. Мы полагаем, что уровень притязаний как личностное образование обусловливает развитие самооценки двигательной деятельности детей с нарушениями речи. Мы разделяем мнение Х. Хекхаузена о том, что уровень притязаний определяется как свойство индивида, которое играет решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов [10].
Целью исследования стали изучение и оценка уровня притязаний старших дошкольников с нарушениями речевого развития в двигательной деятельности.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались:
– теоретические методы: анализ, обобщение;
– эмпирические: модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности», наблюдение [11];
– метод математической статистики: U-критерий Манна–Уитни.
В экспериментальном исследовании приняли участие 120 старших дошкольников с нарушениями речевого развития (60 мальчиков и 60 девочек), посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода.
Результаты исследования и их обсуждение
Теоретический анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых позволил выявить проблемы, связанные с уровнем притязаний дошкольников с нарушениями речевого развития в деятельности.
В связи с тем, что двигательная деятельность является одним из ключевых понятий нашего исследования, определенный интерес представляют работы, в которых подчеркивается важность двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями [3, 9].
По мнению ряда авторов, ограниченность речевого и двигательного развития, неуверенность в себе, эмоциональная нестабильность детей с речевыми нарушениями отрицательно сказываются на самооценке, уровне притязаний и социализации в целом [12].
По результатам анализа экспериментальных исследований у детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности произвольной организации двигательной деятельности и оценки своей успешности в ней, а также проявления расторможенности, импульсивности, хаотичности, заторможенности, утомляемости, инертности [3, 4, 6, 7]. В целом авторы отмечают у детей дефицит целенаправленной активности, отсутствие стремления доводить дело до конца, снижение числа целенаправленных действий по достижению цели.
В исследованиях В.П. Дудьева, Н.В. Надёжиной, А.С. Саблевой и иных выявлены особенности двигательной деятельности детей с речевым дизонтогенезом, проявляющиеся нарушением общей моторики, мелкой моторики и координации движений [3, 4, 6, 7]. Изучение и анализ двигательной деятельности детей позволили авторам определить формы двигательных нарушений: двигательная незрелость, несогласованность движений, нарушение последовательности элементов действия, порывистость, резкость, хаотичность или, наоборот, скованность и замедленность движений, бесцельность, обильность и непродуктивность движений. В большинстве исследований отмечаются проявление дискоординационных расстройств у детей с нарушениями речи при выполнении движений; снижение скорости и ловкости выполнения заданий; нарушение способности к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. Наличие двигательной недостаточности, осознаваемой ребенком, может вызывать неуверенность в своих действиях, отказ от участия в совместных видах деятельности, особенно требующих двигательной активности. Неудовлетворение важной для ребенка с речевыми нарушениями потребности в движении, общении и признании его достижения отрицательно сказывается на физическом развитии, социализации.
В работах И.Ю. Левченко, А.С. Саблевой и иных отмечается проявление в двигательной деятельности у детей с нарушениями речевого развития чувства неуверенности, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности, импульсивности, напряженности, необоснованной смены настроения, неумения управлять своими эмоциями и др. [4].
Влияние уровня притязаний на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речевого развития, исследовалось в работах Н.Л. Белопольской, Т.А. Болдыревой, Н.А. Жулидовой, М.Ю. Орешкиной, О.А. Слинько, Р.Б. Стеркина, Т.Н. Прилепской, О.Н. Усановой и др. [4, 13]. Авторы по результатам экспериментальных исследований отмечали, что данная категория обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста обнаруживает несформированный уровень притязаний, который не позволяет им ориентироваться в результатах собственной деятельности и оценках окружающих. Они связывают эти особенности самооценки и уровня притязаний со структурой дефекта, спецификой общения и социальной ситуацией развития в целом [14]. Все это инициирует «социально неуверенное поведение», ограничивает возможности индивидуального приспособления к меняющейся социальной действительности, отрицательно сказывается на самооценке и уровне притязаний детей.
В эмпирической части исследования мы предприняли попытку оценить уровень притязаний детей с нарушениями речи в ходе двигательной деятельности.
Уровень притязаний детей с речевыми нарушениями оценивался с помощью модифицированного варианта методики Г.А. Урунтаевой «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности» [11].
Детям предъявлялись на выбор картинки-задания и предлагалось выбрать самое сложное упражнение и показать его. Поскольку в качестве вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса, использовалась авторская парциальная программа «Играйте на здоровье», детям предлагались игры – упражнения с мячом разной координационной сложности [15]:
– забросить мяч в кольцо (4–5 баллов, выбор трудного задания);
– ведение мяча одной рукой между кеглями (3 балла, задания средней сложности);
– подбросить и поймать мяч двумя руками – 2 балла (легкое задание);
– не справился с выбором задания – 1 балл.
При выполнении заданий мы наблюдали адекватность реакции на успех или неуспех в выполнении задания, оценивали успешность двигательной деятельности ребенка, качество проявления двигательных способностей; оказывали помощь, если ребенок испытывал затруднения. В таблице фиксировали степень сложности задания (баллы), качество выполнения двигательных действий:
5 баллов – владеет техникой выполнения действий с мячом;
4 балла – допускает незначительные ошибки в технике;
3 балла – владеет основой техники, допускает ошибки в деталях;
2 балла – владеет отдельными элементами техники;
1 балл – техника действий с мячом не освоена.
Результаты исследования позволили нам распределить детей на 4 группы в зависимости от уровня притязаний.
В первую группу (адекватный уровень притязаний) вошли 51,7% детей с речевыми нарушениями (28 мальчиков, 34 девочки). Дошкольники с нарушениями речи после неудачного выполнения двигательного упражнения с мячом (ведение мяча одной рукой между кеглями) выбирали более легкие (подбрасывание и ловля мяча двумя руками), а успешное и качественное выполнение упражнений мотивировало их на выбор более сложных заданий (забрасывание мяча в кольцо).
Вторую группу (заниженный уровень притязаний) составили 37,5% детей с нарушениями речевого развития (24 мальчика, 21 девочка), которые выбирали исключительно несложные двигательные упражнения с мячом (подбрасывание и ловля мяча двумя руками) независимо от успешности и/или неуспешности их выполнения.
6,6% детей с речевыми нарушениями (5 мальчиков, 3 девочки) вошли в третью группу (завышенный уровень притязаний). Они после неуспешного выполнения двигательных упражнений с мячом (ведение мяча между кеглями) все равно отдавали предпочтение упражнениям технически более сложным (забрасывание мяча в кольцо).
Четвертую группу (индифферентный уровень притязаний) составили 4,2% детей с нарушениями речи. Выбор сложности двигательных упражнений с мячом у этих детей не определялся успешностью и/или неуспешностью того или иного упражнения с мячом (рис.).
Распределение детей с нарушениями речи в зависимости от уровня притязаний
Наблюдения за качеством выполнения детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи упражнений с мячом подтвердили наличие трудностей в выполнении сложных координационных действий (броски мяча в кольцо), трудности в дифференцировании силовых и пространственных параметров. Отмечались также снижение ловкости выполнения подбрасываний и ловли мяча, несогласованность движений и наличие проблем ориентировки в пространстве при ведении мяча между кеглями. Непродуктивность двигательных действий у 44% дошкольников с нарушениями речи вызвала у детей неуверенность, отказ от участия в выполнении игровых заданий.
Используя U-критерий Манна–Уитни, мы решили выявить достоверность отличия в уровне притязаний мальчиков и девочек.
Статистические расчеты по U-критерию Манна–Уитни двух групп дошкольников (60 девочек и 60 мальчиков), представленные ранжированием по результату оценки уровня притязаний, выполнялись по следующей формуле:
= + - , где
– количество испытуемых в первой выборке, – количество испытуемых во второй выборке, – большая из ранговых сумм, – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что , т.е. принимается гипотеза о наличии различий в уровне притязаний между группами мальчиков и девочек 5–7 лет с речевыми нарушениями, а гипотеза H0 о том, что нет различий в уровне притязаний между группами мальчиков и девочек с речевыми нарушениями, отвергается. Это свидетельствует о необходимости учета гендерных различий уровня притязаний дошкольников с речевыми нарушениями в процессе проектирования взаимодействия с детьми в двигательной деятельности.
Заключение
Теоретический анализ научной литературы и данные экспериментального исследования позволили изучить и оценить уровень притязаний детей с нарушениями речевого развития в двигательной деятельности, а также выявить гендерные различия в уровне притязаний мальчиков и девочек, имеющих нарушения речи.
Анализ результатов изучения уровня притязаний у дошкольников с нарушениями речи дал возможность выявить более чем у половины старших дошкольников адекватный уровень притязаний. Однако у 37,5% и 6,6% детей с речевыми нарушениями преобладал соответственно неадекватно низкий и неадекватно завышенный уровень притязаний. Индифферентный уровень притязаний был выявлен у 4,2% ребят.
Качественный анализ результатов исследования двигательной деятельности детей с нарушениями речи показал, что в процессе действий с мячом дошкольники демонстрировали недостаточность координации движений, снижение ловкости и скорости, неуверенность в своих двигательных действиях и оценке ее успешности.
Проведенное исследование показало актуальность и необходимость поиска новых педагогических подходов к формированию адекватного уровня притязаний, объективной оценки своих возможностей в двигательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи, эффективных методов стимулирования его успешности в двигательной деятельности.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».
Библиографическая ссылка
Панасенко К.Е., Волошина Л.Н., Шинкарева Л.В., Галимская О.Г. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30456 (дата обращения: 08.12.2024).