Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Панасенко К.Е. 1 Волошина Л.Н. 1 Шинкарева Л.В. 1 Галимская О.Г. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения проблем позитивной социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи в теории и практике дошкольного образования. Цель исследования: изучить и оценить уровень притязаний старших дошкольников с нарушениями речи в двигательной деятельности. В исследовании приняли участие 120 старших дошкольников с нарушениями речевого развития, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных организаций г. Белгорода. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение); эмпирические (модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности», наблюдение); метод математической статистики – U-критерий Манна-Уитни. В ходе теоретического исследования выявлены проблемы детей с нарушениями речи в двигательной деятельности: трудности произвольной организации и оценки своей успешности; дефицит целенаправленной активности; нарушения общей моторики и координации движений; неуверенность, заторможенность, хаотичность движений. Анализ результатов экспериментального исследования позволил выделить 4 группы детей по уровню притязаний в двигательной деятельности: адекватный уровень притязаний у 51,7% детей (28 мальчиков, 34 девочки), заниженный уровень притязаний у 37,5% детей (24 мальчиков, 21 девочка), завышенный уровень притязаний у 6,6% детей (5 мальчиков, 3 девочки), индифферентный уровень притязаний у 4,2% детей (2 мальчика, 2 девочки). Наблюдения за детьми с нарушениями речевого развития в процессе выполнения физических упражнений с мячом позволили отметить недостаточный уровень развития координационных способностей, ловкости, дефицит целенаправленной активности. Выявлены проблемы неадекватного уровня притязаний в двигательной деятельности у 44% дошкольников с нарушениями речи и наличие гендерных особенностей уровня притязаний у мальчиков и девочек. Полученные экспериментальные результаты подтверждают данные, представленные в отечественных и зарубежных исследованиях, и нацеливают ученых и практиков на поиск новых психолого-педагогических подходов к их решению.
уровень притязаний
самооценка
оценка
дошкольники с нарушениями речи
двигательная деятельность
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Основы дефектологии. Том 5. М.: Медик, 2012. 369 с.
2. Макашова В.С., Пазухина С.В. Психолого-педагогическое сопровождения процесса социализации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // RESERCH INNOVATIONS 2019: сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. С. 90-93.
3. Надежина Н.В. Методика совершенствования координационных способностей у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 22 с.
4. Саблева А.С. Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи: проблемы и пути ее решения // Образование через всю жизнь «Непрерывное образование в интересах устойчивого развития»: материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции (Ярославль, 26-27 сентября 2017 г.). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. С. 182-185.
5. Фельдштейн Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.
6. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья. Барнаул: АлтГПУ, 2020. 360 с.
7. Заходякина К.Ю. Адаптивное физическое воспитание младших школьников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционно-развивающей среды. автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2012. 24 с.
8. Huseyin O. The impact of sport activities on basic motor skills of children with autism // Педагогика физической культуры и спорта. 2019. № 3. С. 138-143.
9. Peyre H., Albaret J. M., Bernard J.Y., Hoertel N., Melchior M., Forhan A., et al. Developmental trajectories of motor skills during the preschool period. European Child & Adolescent Psychiatry, 2019. vol. 28 (11). P. 1461-1474.
10. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
11. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия, 2014. 368 с.
12. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.
13. Усанова О.Н. Социально-психологические аспекты стратегии помощи детям с нарушениями развития на современном этапе // Вестник Московского Государственного университета. Серия: Психологические науки. 2019. С. 66-75.
14. Орешкина М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1999. 18 с.
15. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет: программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.

Дошкольники с нарушениями речи составляют одну из наиболее распространенных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и находятся, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), на 3-м месте (20%). В современных исследованиях отмечается, что дети с нарушениями речевого развития испытывают трудности в социально-культурной адаптации, в построении социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в овладении двигательным опытом, которые, в первую очередь, связаны с особенностями их коммуникативно-речевого развития [1-4].

Проблемы позитивной социализации детей с нарушениями речи нашли отражение в ряде научных работ. Ученые акцентируют свое внимание на изучении самосознания детей с речевыми нарушениями, эффектов социализации в разных видах детской деятельности, особенностей развития эмоциональной сферы, произвольности, активности, выявлении проблем формирования самооценки и уровня притязаний.

Отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях также отмечают, что ограничение коммуникативно-речевой и двигательной деятельности, низкий уровень оценки себя, притязаний, эмоциональная нестабильность детей с нарушениями речевого развития отрицательно сказываются на их двигательном развитии и позитивной социализации [3, 5]. Это обусловливает актуальность нашего исследования на социально-педагогическом и научно-методическом уровне.

На наш взгляд, в процессе обеспечения позитивной социализации детей с нарушениями речевого развития возможности двигательной деятельности недостаточно изучены в теории и реализованы на практике. Особенности проявлений детей с нарушениями речи в двигательной деятельности рассматривались и анализировались в работах отечественных и зарубежных ученых [3, 6-9].

В своем исследовании мы остановимся на таком важном аспекте личностного развития детей с нарушениями речи, как изучение их уровня притязаний в двигательной деятельности.

Уровень притязаний в психологии рассматривается как стремление к достижению целей той степени сложности, на которую ребенок считает себя способным. Мы полагаем, что уровень притязаний как личностное образование обусловливает развитие самооценки двигательной деятельности детей с нарушениями речи. Мы разделяем мнение Х. Хекхаузена о том, что уровень притязаний определяется как свойство индивида, которое играет решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов [10].

Целью исследования стали изучение и оценка уровня притязаний старших дошкольников с нарушениями речевого развития в двигательной деятельности.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались:

– теоретические методы: анализ, обобщение;

– эмпирические: модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности», наблюдение [11];

– метод математической статистики: U-критерий Манна–Уитни.

В экспериментальном исследовании приняли участие 120 старших дошкольников с нарушениями речевого развития (60 мальчиков и 60 девочек), посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольных образовательных учреждений г. Белгорода.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретический анализ результатов исследований отечественных и зарубежных ученых позволил выявить проблемы, связанные с уровнем притязаний дошкольников с нарушениями речевого развития в деятельности.

В связи с тем, что двигательная деятельность является одним из ключевых понятий нашего исследования, определенный интерес представляют работы, в которых подчеркивается важность двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с речевыми нарушениями [3, 9].

По мнению ряда авторов, ограниченность речевого и двигательного развития, неуверенность в себе, эмоциональная нестабильность детей с речевыми нарушениями отрицательно сказываются на самооценке, уровне притязаний и социализации в целом [12].

По результатам анализа экспериментальных исследований у детей с речевыми нарушениями отмечаются трудности произвольной организации двигательной деятельности и оценки своей успешности в ней, а также проявления расторможенности, импульсивности, хаотичности, заторможенности, утомляемости, инертности [3, 4, 6, 7]. В целом авторы отмечают у детей дефицит целенаправленной активности, отсутствие стремления доводить дело до конца, снижение числа целенаправленных действий по достижению цели.

В исследованиях В.П. Дудьева, Н.В. Надёжиной, А.С. Саблевой и иных выявлены особенности двигательной деятельности детей с речевым дизонтогенезом, проявляющиеся нарушением общей моторики, мелкой моторики и координации движений [3, 4, 6, 7]. Изучение и анализ двигательной деятельности детей позволили авторам определить формы двигательных нарушений: двигательная незрелость, несогласованность движений, нарушение последовательности элементов действия, порывистость, резкость, хаотичность или, наоборот, скованность и замедленность движений, бесцельность, обильность и непродуктивность движений. В большинстве исследований отмечаются проявление дискоординационных расстройств у детей с нарушениями речи при выполнении движений; снижение скорости и ловкости выполнения заданий; нарушение способности к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. Наличие двигательной недостаточности, осознаваемой ребенком, может вызывать неуверенность в своих действиях, отказ от участия в совместных видах деятельности, особенно требующих двигательной активности. Неудовлетворение важной для ребенка с речевыми нарушениями потребности в движении, общении и признании его достижения отрицательно сказывается на физическом развитии, социализации.

В работах И.Ю. Левченко, А.С. Саблевой и иных отмечается проявление в двигательной деятельности у детей с нарушениями речевого развития чувства неуверенности, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности, импульсивности, напряженности, необоснованной смены настроения, неумения управлять своими эмоциями и др. [4].

Влияние уровня притязаний на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями речевого развития, исследовалось в работах Н.Л. Белопольской, Т.А. Болдыревой, Н.А. Жулидовой, М.Ю. Орешкиной, О.А. Слинько, Р.Б. Стеркина, Т.Н. Прилепской, О.Н. Усановой и др. [4, 13]. Авторы по результатам экспериментальных исследований отмечали, что данная категория обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста обнаруживает несформированный уровень притязаний, который не позволяет им ориентироваться в результатах собственной деятельности и оценках окружающих. Они связывают эти особенности самооценки и уровня притязаний со структурой дефекта, спецификой общения и социальной ситуацией развития в целом [14]. Все это инициирует «социально неуверенное поведение», ограничивает возможности индивидуального приспособления к меняющейся социальной действительности, отрицательно сказывается на самооценке и уровне притязаний детей.

В эмпирической части исследования мы предприняли попытку оценить уровень притязаний детей с нарушениями речи в ходе двигательной деятельности.

Уровень притязаний детей с речевыми нарушениями оценивался с помощью модифицированного варианта методики Г.А. Урунтаевой «Изучение уровня притязаний детей в различных видах деятельности» [11].

Детям предъявлялись на выбор картинки-задания и предлагалось выбрать самое сложное упражнение и показать его. Поскольку в качестве вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектируемой по инициативе участников образовательного процесса, использовалась авторская парциальная программа «Играйте на здоровье», детям предлагались игры – упражнения с мячом разной координационной сложности [15]:

– забросить мяч в кольцо (4–5 баллов, выбор трудного задания);

– ведение мяча одной рукой между кеглями (3 балла, задания средней сложности);

– подбросить и поймать мяч двумя руками – 2 балла (легкое задание);

– не справился с выбором задания – 1 балл.

При выполнении заданий мы наблюдали адекватность реакции на успех или неуспех в выполнении задания, оценивали успешность двигательной деятельности ребенка, качество проявления двигательных способностей; оказывали помощь, если ребенок испытывал затруднения. В таблице фиксировали степень сложности задания (баллы), качество выполнения двигательных действий:

5 баллов – владеет техникой выполнения действий с мячом;

4 балла – допускает незначительные ошибки в технике;

3 балла – владеет основой техники, допускает ошибки в деталях;

2 балла – владеет отдельными элементами техники;

1 балл – техника действий с мячом не освоена.

Результаты исследования позволили нам распределить детей на 4 группы в зависимости от уровня притязаний.

В первую группу (адекватный уровень притязаний) вошли 51,7% детей с речевыми нарушениями (28 мальчиков, 34 девочки). Дошкольники с нарушениями речи после неудачного выполнения двигательного упражнения с мячом (ведение мяча одной рукой между кеглями) выбирали более легкие (подбрасывание и ловля мяча двумя руками), а успешное и качественное выполнение упражнений мотивировало их на выбор более сложных заданий (забрасывание мяча в кольцо).

Вторую группу (заниженный уровень притязаний) составили 37,5% детей с нарушениями речевого развития (24 мальчика, 21 девочка), которые выбирали исключительно несложные двигательные упражнения с мячом (подбрасывание и ловля мяча двумя руками) независимо от успешности и/или неуспешности их выполнения.

6,6% детей с речевыми нарушениями (5 мальчиков, 3 девочки) вошли в третью группу (завышенный уровень притязаний). Они после неуспешного выполнения двигательных упражнений с мячом (ведение мяча между кеглями) все равно отдавали предпочтение упражнениям технически более сложным (забрасывание мяча в кольцо).

Четвертую группу (индифферентный уровень притязаний) составили 4,2% детей с нарушениями речи. Выбор сложности двигательных упражнений с мячом у этих детей не определялся успешностью и/или неуспешностью того или иного упражнения с мячом (рис.).

Распределение детей с нарушениями речи в зависимости от уровня притязаний

Наблюдения за качеством выполнения детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи упражнений с мячом подтвердили наличие трудностей в выполнении сложных координационных действий (броски мяча в кольцо), трудности в дифференцировании силовых и пространственных параметров. Отмечались также снижение ловкости выполнения подбрасываний и ловли мяча, несогласованность движений и наличие проблем ориентировки в пространстве при ведении мяча между кеглями. Непродуктивность двигательных действий у 44% дошкольников с нарушениями речи вызвала у детей неуверенность, отказ от участия в выполнении игровых заданий.

Используя U-критерий Манна–Уитни, мы решили выявить достоверность отличия в уровне притязаний мальчиков и девочек.

Статистические расчеты по U-критерию Манна–Уитни двух групп дошкольников (60 девочек и 60 мальчиков), представленные ранжированием по результату оценки уровня притязаний, выполнялись по следующей формуле:

= + - , где

– количество испытуемых в первой выборке, – количество испытуемых во второй выборке, – большая из ранговых сумм, – количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что , т.е. принимается гипотеза о наличии различий в уровне притязаний между группами мальчиков и девочек 5–7 лет с речевыми нарушениями, а гипотеза H0 о том, что нет различий в уровне притязаний между группами мальчиков и девочек с речевыми нарушениями, отвергается. Это свидетельствует о необходимости учета гендерных различий уровня притязаний дошкольников с речевыми нарушениями в процессе проектирования взаимодействия с детьми в двигательной деятельности.

Заключение

Теоретический анализ научной литературы и данные экспериментального исследования позволили изучить и оценить уровень притязаний детей с нарушениями речевого развития в двигательной деятельности, а также выявить гендерные различия в уровне притязаний мальчиков и девочек, имеющих нарушения речи.

Анализ результатов изучения уровня притязаний у дошкольников с нарушениями речи дал возможность выявить более чем у половины старших дошкольников адекватный уровень притязаний. Однако у 37,5% и 6,6% детей с речевыми нарушениями преобладал соответственно неадекватно низкий и неадекватно завышенный уровень притязаний. Индифферентный уровень притязаний был выявлен у 4,2% ребят.

Качественный анализ результатов исследования двигательной деятельности детей с нарушениями речи показал, что в процессе действий с мячом дошкольники демонстрировали недостаточность координации движений, снижение ловкости и скорости, неуверенность в своих двигательных действиях и оценке ее успешности.

Проведенное исследование показало актуальность и необходимость поиска новых педагогических подходов к формированию адекватного уровня притязаний, объективной оценки своих возможностей в двигательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи, эффективных методов стимулирования его успешности в двигательной деятельности.

Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 20-013-00434 «Моделирование процесса целостной социализации-индивидуализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в физкультурно-оздоровительной деятельности».


Библиографическая ссылка

Панасенко К.Е., Волошина Л.Н., Шинкарева Л.В., Галимская О.Г. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30456 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674