В последнее десятилетие отмечается тотальное ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в том числе это касается и головных [1, 2]. По данным клинических и эпидемиологических исследований, головная боль (ГБ) является одной из самых распространенных жалоб среди детей и подростков. В течение последних 30 лет значительно возросла частота встречаемости мигрени, головной боли напряжения (ГБН) и коморбидных психоэмоциональных расстройств в детской популяции, что может быть отражением выраженного изменения образа жизни детей. Наиболее частая причина цефалгии в детском возрасте - первичная ГБ (преимущественно мигрень и ГБН) [3–5]. Высокая распространенность мигрени и ГБН в популяции школьников в США привела к включению ГБ в список 5 наиболее значимых проблем детского здоровья [6]. Эпидемиологические данные о распространенности ГБ у школьников противоречивы и значительно отличаются в зависимости от используемых критериев диагностики, возрастной группы и целей исследования [7,8]. Первичные головные боли выявляются в педиатрической практике у 18,6–27,9% детей и подростков, преимущественно в виде мигрени и головных болей напряжения (ГБН) [9]. По данным других авторов, распространенность первичных ГБ у детей школьного возраста колеблется от 8 до 90% [10, 11]. Головные боли негативно сказываются на настроении, поведении детей, их работоспособности и успеваемости, и также переходят вместе с ребенком во взрослый возраст, приобретая хронический характер. Хронические головные боли не только снижают качество жизни человека, но и зачастую трудно поддаются лечению [12,13]. Актуальность данного исследования определяется отсутствием четких данных о распространенности, структуре головных болей среди школьников, возможной связи их с различными факторами. Изучение этого вопроса позволит улучшить диагностику первичных головных болей у детей школьного возраста, прогнозировать неблагоприятное течение заболеваний, своевременно проводить индивидуально обоснованную их профилактику, что в дальнейшем поможет оптимизировать качество жизни детей с головными болями.
Целью исследования: изучить распространенность, структуру и особенности клинических проявлений первичных головных болей у младших (9-11 лет) и старших (12-17 лет) школьников города Краснодара в зависимости от типа образовательного учреждения (школа-гимназия, средняя общеобразовательная школа), пола и возраста, определить их связь с демографическими и социальными факторами.
Материал и методы исследования. В нерандомизированном контролируемом исследовании приняло участие 398 школьников общеобразовательных средних школ (МАОУ МО СОШ № 93, МАОУ МО СОШ № 49) и 434 учащихся гимназии (МБОУ гимназия № 82, МАОУ Лицей № 48) младших (9-11 лет) и старших (12-17 лет) возрастных групп г. Краснодара. Для выявления головной боли использовали анкету оценки ГБ и общепринятые диагностические критерии основных форм головной боли согласно МКБ-10 (шифр G 44.2) и Международного общества по изучению головной боли (Headache Classification Subcommittee of the International Headache Society, 2017). Анкета оценки ГБ включала в себя описание характера, стороны, локализации, интенсивности, частоты, длительности, течения боли; симптомов, сопровождающих головную боль; факторов, облегчающих головную боль; возраст начала головной боли; изменение самочувствия за некоторое время до приступа; самочувствие вне обострения, наличие других заболеваний. Применены так же анкета MIDAS (migraine disability assessment) Questionnaire, применительно к детской популяции - PedMID AS и опросник определения индекса влияния головной боли на повседневную активность - HIT-6. Интенсивность ГБ оценивалась по визуально-аналоговой шкале (ВАШ). Для изучения связи первичных головных болей с психоэмоциональными нарушениями у школьников применена Шкала самооценки и оценки тревоги Спилбергера-Ханина (STAI) и опросник WHO5 - Индекс общего (хорошего) самочувствия. Для выявления связи ГБ с социально-демографическими факторами применена специализированная анкета (СА), которая включала демографические и социальные (состав семьи, экономические, бытовые, школьные проблемы, антропометрические данные, посещение кружков (музыкальных, танцевальных, художественных), посещение спортивных секций, успеваемость в школе, продолжительность сна, расстройства сна, количество времени, проводимого за занятиями за компьютером, за просмотром телевизионных программ, за компьютерными играми и пользованием другими гаджетами, регулярность приема пищи, особенности питания и т.п.) вопросы. Всем участникам анкетирования предоставлялась полная информация об исследовании, анкеты для заполнения выдавались только после заполнения информированного добровольного согласия законных представителей школьников на участие в исследовании. Опросники и анкеты заполнялись учащимися в режиме онлайн. В исследование включены школьники, которые при участии их законных представителей дали согласия на анкетирование. Критериями исключения были некорректное заполнение ответов на вопросы в анкете, отказ от участия в исследовании. После проверки полноты и качества заполнения опросников и анкет были исключены из исследования 125 анкет и опросников, 845 школьника отказались от проводимого анкетирования. Итоговый объем выборки составил 832 школьника г. Краснодара. На всех участников исследования заполнялась электронная карта комплексной оценки, в которую вносили паспортную часть, данные шкал и опросников - всего 104 показателя. Среди 832 участников анкетирования наличие головных болей выявлено у 260 школьников (173 девочки и 87 мальчиков). Из оставшихся 572 школьников 80 составили контрольную группу (школьники без ГБ, все сопоставимы по полу и возрасту и образовательному учреждению). У всех школьников с ГБ анализировались анамнез жизни и сопутствующая соматическая патология, демографические и социальные факторы в возникновении цефалгий. Статистический анализ проводился с помощью программ Microsoft Excel for Windows 10, Statistika 13. В работе использовали методы описательной вариационной статистики, основанные на определении средней арифметической (М), среднего квадратического отклонения, средней арифметической ошибки (m), критерия Стьюдента. Применялись параметрические и непараметрические методы оценки достоверности результатов. Для выявления взаимосвязи клинико-психофизиологических показателей был проведен корреляционный анализ с определением рангового коэффициента корреляции Спирмена. Анализ качественных признаков проводили на основе сравнения частот их проявления в исследуемых группах с последующей попарной проверкой статистической достоверности различий значений частот с использованием метода углового преобразования Фишера, р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами обследовано 832 школьника средних общеобразовательных школ (СОШ) и школ-гимназий в возрасте 9-17 лет. Наличие головных болей выявлено у 31,2% учащихся. Анализ заболеваемости в зависимости от пола выявил доминирование головной боли у девочек - 66,7%, мальчики страдали головной болью реже (33,3%) (р<0,01). В структуре головной боли преобладали первичные ГБ - головная боль напряжения (ГБН) и мигрень. ГБН в возрасте от 9 до 11 лет наблюдалась у 33,8% школьников, в возрасте от 12 до 17 лет - у 66,2% школьников г. Краснодара. Мигрень выявлена у 16,7% школьников г. Краснодара. Доля ГБН среди всех ГБ у девочек составила 63,1% (p<0,01), у мальчиков – 36,9%, доля мигрени – 84,6% (p<0,001) и 15,4% соответственно (рис.1). Эпизодическая форма ГБН встречалась у 72,1% школьников, хроническая - у 5,1% обследованных. Пик заболеваемости приходился на 14 -15 лет. Средний возраст школьников с первичными ГБ составил 14,21 ± 1,58 года. В разрезе возрастных групп (младшие школьники (9-11 лет) и старшие школьники (12-17 лет)) первичные ГБ чаще встречались в старшей возрастной группе. Среди них ГБН в 66,2%, мигрень – в 69,2% (рис.2). В исследовании участвовали школьники средних общеобразовательных школ (СОШ) и школьники гимназий - преобладающее число детей с ГБ учились в школах - гимназиях (83,3%, p<0,01), чем в СОШ (16,7% ) (рис.3., табл.1).
Рис.1. Распределение первичных головных болей по гендерному признаку
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: ** - р<0,01 при сопоставлении показателей мальчиков с показателями девочек.
Рис. 2. Распределение первичных головных болей по возрасту школьников
Примечание. МВГ – младшая возрастная группа (9-11 лет), СВГ – старшая возрастная группа (12-17лет). Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: ** - р<0,01
Рис. 3. Доля школьников с первичными головными болями в зависимости от типа образовательного учреждения
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: ** - р<0,01
В обеих группах (основная с ГБ и контрольная без ГБ) было практически одинаковое число детей из полных семей (78,2% и 75%) и семей, где воспитанием ребенка занимались только мать или один из родителей или отчим или мачеха – 20,5% и 25% соответственно (табл. 1). Анализируя влияния на возникновение головной боли стрессовых факторов, выявлено, что в основной группе больше детей подвержены стрессовым факторам, чем в контрольной группе (24,4% и 14,3% соответственно, p<0,05)). К подобным факторам относятся как конфликты в семье (в основной группе 12,8% против 7,1% в контрольной группе), так и конфликты в школе, либо вне школы (16,7% в основной группе против 10,7% в контрольной) (рис.4). При этом имеются достоверные различия в структуре головных болей - школьники с ГБН значительно больше подвержены стрессовым факторам, чем школьники с мигренью (13,8% и 7,7% соответственно, p<0,05)).
Рис. 4. Влияние стрессовых факторов на возникновение первичных головных болей
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: * - р<0,05
Анализируя школьную успеваемость выявлено, что отличников и хорошистов в группе с ГБ больше, чем в группе без ГБ (88,5% и 64,3% соответственно%, p<0,05). Среди троечников наоборот, число школьников с ГБ составило 11,5%, что на 24,2% ниже числа школьников без ГБ (35,7% (p<0,05). Двоечников среди опрошенных не выявлено (рис.5). Изучая внеклассную деятельность школьников, обнаружено, что посещение школьниками кружков и спортивных секций достоверно не отличалось при сравнении групп детей с первичными ГБ и без ГБ (с ГБ - 43,6%, без ГБ – 42,9%, (p>0,05). Однако спортивные секции больше посещали школьники основной группы, чем участники контрольной группы (52,6% и 42,9% соответственно, p<0,05). Внутри группы видно, что среди посещающих кружки большее количество школьников страдают мигренью (46,2% против 43,1%). Посещающие спортивные секции, наоборот, больше страдают ГБН (53,8% против 46,2%) (табл.1).
Рис. 5. Распространенность первичных головных болей у школьников в зависимости от их успеваемости в школе
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: * - р<0,05; ** - р<0,01
Выявлено, что продолжительность сна у школьников с ГБ достоверно ниже, чем в контрольной группе: менее 8 часов сна зафиксировано у 70,5% школьников с ГБ и у 60,7% участников контрольной группы (р<0,05). 8-10 часов спят 29,5% участников основной группы, что на 5,5% ниже количества участников основной группы (35,7%). Сон длительностью более 10 часов у участников основной группы не выявлен, однако у 3,6% участников контрольной группы отмечается такая продолжительность сна. Среди школьников, имеющих ГБ, и которые спят менее 8 часов, преобладает мигрень (76,9%). При средней продолжительности сна (8-10 часов), школьников основной группы больше беспокоит ГБН (30,8%) (рис.6), (табл.1).
Рис.6. Продолжительность ночного сна у школьников с первичными головными болями
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: * - р<0,05; ** - р<0,01
Результаты анализа продолжительности времени, проводимого школьниками за компьютером неоднозначны. Почти все школьники с ГБ и без ГБ ежедневно проводят за персональным компьютером от 1 до 6 часов и более, однако школьники без ГБ больше времени проводят за компьютером, чем школьники с ГБ. За компьютером около 1 часа в сутки проводят 75,6% учащихся с ГБ против 67,9% без ГБ (табл.1). От 2 до 6 часов в сутки пользуются телефоном, либо планшетом в основной группе большее количество школьников, чем в контрольной группе (67,9% и 39,3% соответственно, p<0,01)), но в контрольной группе больше школьников, чем в основной группе пользуются гаджетами более 6 часов в сутки. Также отмечено, что в контрольной группе вдвое больше участников пользуются телефоном/планшетом минимальное количество времени - около 1 часа в сутки (21,8% с ГБ и 46,4% без ГБ, p<0,01) (табл.1). Выявлено, что 49,2% школьников с ГБН пользуются гаджетами 2-4 часа в сутки, и только 23,1% школьников с мигренью (p<0,01) (рис. 7). Не выявлено достоверных различий по времени проведения на свежем воздухе между группами. Но внутри группы с ГБ видно, что учащиеся с ГБН больше проводят время на свежем воздухе, чем школьники с мигренью - более 3 часов - 20% школьников с ГБН и только 7,7% учащихся с мигренью (p < 0,05) (табл.1).
Рис.7. Доля школьников с первичными головными болями в зависимости от времени, проводимого за телефоном/планшетом
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: ** - р<0,01
Анализ влияния психоэмоциональных нарушений у школьников на распространенность головных болей позволил выявить, что у 56,9% учащихся с ГБН выявлена умеренная личностная тревожность и только у 22,2% школьников с мигренью (р<0,01). При этом выраженная личностная тревожность достоверно преобладает у школьников с мигренью. Выраженная реактивная тревога выявлена только среди школьников с мигренью (11,1%) (рис.8, рис.9).
Рис. 8. Уровень личностной тревоги у школьников с первичными головными болями
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: ** - р<0,01
Рис.9. Уровень реактивной тревоги у школьников с первичными головными болями
Примечание. Достоверность различий по методу углового преобразования Фишера: * - р<0,05
Распространенность различных социальных факторов у школьников г. Краснодара с первичными головными болями
№ |
Социальные факторы |
ГБН |
Мигрень |
Все первичные ГБ |
Без ГБ |
1 |
Пол: |
||||
• Мужской |
36,9% |
15,4% |
33,3% |
53,6% |
|
• Женский |
63,1% |
84,6% |
66,7% |
46,4% |
|
2 |
Возрастная группа: |
||||
• МВГ |
33,8% |
30,8% |
33,3% |
50,0% |
|
• СВГ |
66,2% |
69,2% |
66,7% |
50,0% |
|
3 |
Школа: |
||||
• Гимназия |
87,7% |
61,5% |
83,3% |
46,4% |
|
• СОШ |
12,3% |
38,5% |
16,7% |
53,6% |
|
4 |
Состав семьи: |
||||
• Полная семья (родные мать и отец) |
76,9% |
84,6% |
78,2% |
75,0% |
|
• Неполная семья (воспитывает только мать или только отец) |
21,5% |
15,4% |
20,5% |
25,0% |
|
• Один из родителей неродной (отчим или мачеха) |
1,5% |
0,0% |
1,3% |
0,0% |
|
5 |
ГБ у родственников: |
||||
• Мать |
32,3% |
15,4% |
29,5% |
39,3% |
|
• Другие родственники |
9,2% |
23,1% |
11,5% |
3,6% |
|
6 |
Наличие стрессовых факторов: |
24,6% |
23,1% |
24,4% |
14,3% |
• Конфликты в семье |
13,8% |
7,7% |
12,8% |
7,1% |
|
• Конфликты в школе/вне школы (со сверстниками/противоположным полом) |
16,9% |
15,4% |
16,7% |
10,7% |
|
7 |
Успеваемость в школе: |
||||
• Отличники |
13,8% |
0,0% |
11,5% |
7,1% |
|
• Хорошисты |
75,4% |
84,6% |
76,9% |
57,1% |
|
• Троечники |
10,8% |
15,4% |
11,5% |
35,7% |
|
8 |
Посещение кружков/занятия с репетитором |
43,1% |
46,2% |
43,6% |
42,9% |
9 |
Посещение спортивных секций |
53,8% |
46,2% |
52,6% |
42,9% |
10 |
Продолжительность сна: |
||||
• Менее 8 часов |
69,2% |
76,9% |
70,5% |
60,7% |
|
• 8-10 часов |
30,8% |
23,1% |
29,5% |
35,7% |
|
• Более 10 часов |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
3,6% |
|
11 |
Расстройства сна |
18,5% |
38,5% |
21,8% |
21,4% |
12 |
Количество времени, проводимое за компьютером (в сутки): |
||||
• Около 1 часа |
73,8% |
84,6% |
75,6% |
67,9% |
|
• 2-4 часа |
26,2% |
7,7% |
23,1% |
28,6% |
|
• 5-6 часов |
0,0% |
7,7% |
1,3% |
3,6% |
|
13 |
Количество времени, проводимое за просмотром телевизора (в сутки): |
||||
• Около 1 часа |
86,2% |
84,6% |
85,9% |
82,1% |
|
• 2-4 часа |
12,3% |
15,4% |
12,8% |
17,9% |
|
• 5-6 часов |
1,5% |
0,0% |
1,3% |
0,0% |
|
14 |
Количество времени пользования телефоном/планшетом (в сутки): |
||||
• Около 1 часа |
20,0% |
30,8% |
21,8% |
46,4% |
|
• 2-4 часа |
49,2% |
23,1% |
44,9% |
35,7% |
|
• 5-6 часов |
20,0% |
38,5% |
23,1% |
3,6% |
|
• Более 6 часов |
10,8% |
7,7% |
10,3% |
14,3% |
|
15 |
Количество времени, проводимое на свежем воздухе (в сутки): |
||||
• Менее 1 часа |
27,7% |
46,2% |
30,8% |
28,6% |
|
• 1-3 часа |
52,3% |
46,2% |
51,3% |
57,1% |
|
• Более 3 часов |
20,0% |
7,7% |
17,9% |
14,3% |
|
16 |
Наличие хронических заболеваний |
10,8% |
38,5% |
15,4% |
14,3% |
17 |
Личностная тревога: |
||||
• Низкая тревожность |
10,3% |
0,0% |
9,0% |
0,0% |
|
• Умеренная тревожность |
56,9% |
22,2% |
52,2% |
64,0% |
|
• Выраженная тревожность |
32,8% |
77,8% |
38,8% |
36,0% |
|
18 |
Реактивная тревога: |
||||
• Низкая тревожность |
77,6% |
66,7% |
76,1% |
68,0% |
|
• Умеренная тревожность |
22,4% |
22,2% |
22,4% |
32,0% |
|
• Выраженная тревожность |
0,0% |
11,1% |
1,5% |
0,0% |
Заключение. Результаты исследования позволяют говорить о высокой частоте первичных ГБ среди школьников г. Краснодара. Первичные головные боли выявлены у 31,2% учащихся г. Краснодара. Наши данные согласуются с данными других авторов [14]. При этом в структуре ГБ преобладает головная боль напряжения. В возрасте от 9 до 11 лет она встречается у 33,8% школьников, а в возрасте от 12 до 17 лет - у 66,2% школьников. На увеличение заболеваемостью ГБ по мере взросления детей указывают также и другие авторы [Осипова]. Мигрень выявлена у 16,7% школьников г. Краснодара. При этом как ГБН, так и мигрень чаще наблюдается у школьников 12-17 лет. Частота заболеваемости первичными ГБ болями связаны с полом ребенка - первичные цефалгии чаще встречаются у девочек, а также с типом общеобразовательного учреждения и успеваемостью школьников – чаще наблюдаются у учащихся гимназии или лицея, отличников и хорошистов, что также согласуется с другими авторами [15]. Эмоциональное напряжение и нарушения сна достоверно чаще наблюдались у детей и подростков с мигренью, чем у лиц с ГБН. Подростки с ГБН тратят меньшее время на компьютерные игры, что, по-видимому, обусловлено повышенной утомляемостью, связанной с ГБ. Выявлено сочетание семейных и внесемейных факторов, сказывающихся на манифестации синдрома ГБ, многофакторность и неоднозначность формирования синдрома ГБ у школьников г. Краснодара. На частоту и выраженность ГБ влияет гендерный фактор, тип образовательного учреждения, наличие стрессовых факторов (конфликты в семье, школе) и психоэмоциональных нарушений, нарушение режима сна и отдыха.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Краснодарского края в рамках научного проекта № 19-415-235001.
Библиографическая ссылка
Заболотских Н.В., Курзанов А.Н., Выродова Е.Ю., Семерджян М.А., Симонян Н.Э., Шамаева М.В., Меретукова З.А., Цай В.В., Нехай Б.К. КЛИНИКО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВИЧНЫХ ГОЛОВНЫХ БОЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ Г. КРАСНОДАРА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30193 (дата обращения: 17.01.2025).