В настоящее время одной из важнейших задач государственной политики как в сфере образования, так и в области демографического и социально-экономического развития является получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования, что привело к пониманию готовности общества к решению личностных проблем каждого ребенка. В Татарстане создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ОВЗ. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, он осуществляет образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 в Татарстане организована работа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с «примерным Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»[4, 8]. В Республике на увеличение количества ППк в образовательных организациях оказали влияние изменения в законодательной и нормативно-правовой базе. Развитие службы психолого-педагогического сопровождения находится в зависимости от качества исполнения основных законодательных документов, Конституции Российской Федерации и Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых закреплены равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 5, 6]. Создание ППк как службы психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием организации и содержания деятельности. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании заключения могут включать разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента [1, 7]. Необходимо также подчеркнуть, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (И.Ю Левченко, 2001, О.С. Никольская, 2000, JI.B. Кузнецова, 2006, Е.М. Мастюкова, 2005, и др.).
Материал и методы исследования. В мониторинге приняли участие 369 человек, опрос проходил в 137 образовательных организациях, в которых созданы психолого-педагогические консилиумы, среди 51 муниципального образования Республики Татарстан и в районах г. Казани, что говорит о репрезентативности полученных данных [2].
Методы: обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической, медицинской и философской литературы; эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, опрос педагогов, специалистов ППк.
С целью изучения состояния деятельности ППк была разработана программа и организовано проведение мониторинга деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.
Объектами мониторинга выступили:
– кадровый состав и профессиональная компетентность педагогов ППк;
– организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк, в том числе нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ППк;
– материально-техническое обеспечение деятельности ППк.
Отметим, что для анализа были выбраны именно эти аспекты деятельности ППк, так как в большинстве образовательных организаций психолого-педагогические консилиумы начали работать в текущем учебном году.
Цель мониторинга: сбор, обобщение, анализ информации о состоянии организации деятельности ПП консилиумов в Республике Татарстан.
Функция мониторинга: оценочная (особенно в случае необходимости оценки эффекта нововведения).
Стратегическая цель программы мониторинга: совершенствование организации деятельности ППк.
Тактические цели программы мониторинга:
– обеспечение прогнозирования развития ППК в образовательной организации;
– предоставление всем участникам и общественности достоверной информации о деятельности ППк;
– выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами организацией условий и его результатами.
Задачи программы мониторинга
1. Получить объективную информацию о кадровом составе ППк.
2. Оценить возможности и ресурсы условий предоставления качественной помощи лицам, обращающимся в ППк.
3. Произвести замеры ИКТ-насыщенности образовательной среды ППк.
4. Оценить единую систему диагностики и контроля.
5. Оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения и материально-технического оснащения деятельности ППк.
6. Выявить уровень информированности социума об услугах ППк.
Средства (инструмент) мониторинга: анкетирование, опрос.
Показатели оценки объектов мониторинга: количественные и качественные характеристики.
В ходе мониторинга проводился сбор статистических данных в отношении показателей, отражающих эффективность функционирования ППк в муниципалитетах и городах Республики Татарстан [2].
Показатели объединены в 3 блока:
1) кадровый состав ППк, профессиональная компетентность педагогов ППк;
2) организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк;
3) материально-техническое обеспечение деятельности ППк.
Данные были занесены в электронную систему мониторинга каждым общеобразовательным учреждением и педагогическими работниками.
Информация об образовательных организациях, принявших участие в мониторинге, отражена в приведенных ниже диаграммах. Количественные показатели охвата выборки составили 369 человек. Опрос проходил в 51 муниципальном районе Республики Татарстан, а также в г. Казани.
Анализ исследований и нормативно-правовой документации позволяет говорить об особенностях деятельности ППк на современном этапе, несмотря на сложившиеся методологические принципы и методические подходы: расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды психолого-педагогического сопровождения. На организационном уровне определения эффективности деятельности консилиума объективным критерием может выступать количественный и качественный состав комиссии, в частности достаточное число включенных в нее специалистов и наличие у них квалификационных категорий, ученых степеней. Возрастают требования к организации взаимодействия специалистов в процессе работы психолого-педагогических консилиумов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов и логопедов), а также к координации их работы с психолого-медико-педагогической комиссией. Данные по наличию/отсутствию специалистов в ППк представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Кадровый состав (штатные) ППк
Рис. 2. Кадровый состав (привлеченные) ППк
Проведенный сравнительный анализ количества штатных и привлеченных специалистов показал, что ППк недостаточно укомплектованы штатными специалистами. По данным мониторинга ППк отличаются разнообразием профилей работающих специалистов и уровнем образования.
Рис. 3. Уровень образования специалистов
Контингент обследуемых нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождение изменяется, что отмечается и в мировой практике инклюзивного образования [8]. Это связано с изменением социальной структуры детской и подростковой популяции, так как наряду с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и качественными изменениями в ее состав стали включаться и дети различных социальных категорий, которые ранее не прибегали к услугам консилиума. Следует обратить внимание на то, что статус учащихся с особыми образовательными потребностями приобретают в настоящее время не только учащиеся с ОВЗ, но и лица с поведенческими и/или эмоциональными нарушениями, дети с алкогольной и наркотической зависимостью, дети – жертвы насилия и катастроф, беспризорные дети, дети с расстройствами аутистического спектра, что требует изменения организационных форм работы, разработки нового диагностического инструментария и коррекционных практик. Все вышеперечисленное обусловливает необходимость наличия высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными компетенциями.
Наличие квалификационной категории
Высшую квалификационную категорию имеют 25,7% специалистов.
Первую квалификационную категорию имеют 48,6% специалистов.
Без категории – 25,7% специалистов.
Рис. 4. Наличие квалификационной категории
Проанализировано прохождение специалистами консилиума курсов повышения квалификации через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг учащимся с ОВЗ и другим категориям.
Рис. 5. Прохождение курсов повышения квалификации
Материально-техническое обеспечение деятельности ППк
Компьютерная техника и многофункциональные устройства (принтер-сканер-копир), относящиеся к категории оргтехники, имеются в 79,4% ППк. С помощью данных устройств осуществляется документооборот консилиума: печать различных бланков, протоколов, заключений, формирование базы обследованных детей и подростков. Следует обратить внимание и на другие устройства, которые повышают качество работы ППк: это средства фото-, видео-, аудиорегистрации.
Рис. 6. Оснащенность мультимедийной техникой
Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в мониторинге данные могут быть использованы при организации деятельности психолого-педагогических консилиумов. Результаты мониторинга могут стать полезными при оказании методической помощи педагогам-психологам, учителям-дефектологам и учителям-логопедам, работающим с учащимися с особыми образовательными потребностями. Достоверность и обоснованность результатов мониторинга обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных его задачам, изучением репрезентативной выборки консилиумов образовательных организаций.
Заключение. Деятельность ППк в первую очередь ориентирована на создание специальных образовательных условий – преобладание педагогических работников позволяет дать рекомендации, наиболее адекватные педагогическому процессу в образовательных организациях. Данные мониторинга показывают, что ППк используют различные формы трудоустройства специалистов. Так, в штат в основном трудоустраиваются наиболее востребованные специалисты: педагоги-психологи, олигофренопедагоги, социальные педагоги, учителя-логопеды. Необходимо пересмотреть подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических и психологических кадров ППк, разработать регламент по использованию аппаратуры для оптимизации деятельности ППк и повышения качества услуг.
Библиографическая ссылка
Шарифзянова К.Ш., Яковенко Т.В., Кедрова И.А., Бадалова Э.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30020 (дата обращения: 26.04.2024).