Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TRENDS AND ISSUES IN THE ACTIVITIES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONCILIUMS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Sharifzyanova K.S. 1 Yakovenko T.V. 1 Kedrova I.A. 1 Badalova E.Y. 1
1 GAOU DPO "Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan"
Psychological and pedagogical concilium as a service of psychological and pedagogical support of children and students with special educational needs is characterized by the search for optimal organizational and legal forms and improvement of the organization and the content of activities. The article presents the results of monitoring of the staff and professional competence of teachers, specialists, logistics, organizational and functional support of the activity of psychological and pedagogical conciliums. The research findings allowed to identify general trends and problems in the organization of the work of psychological and pedagogical conciliums in educational organizations of the Republic of Tatarstan and to formulate recommendations for improving their activities. Relevant for psychological and pedagogical consultations in educational organizations is the identification of children with special educational needs. Analysis of the qualitative and quantitative composition of children with signs of maladaptation, impaired socialization, which impede the assimilation of the school curriculum. During the monitoring, conditions were created and the provision of specialists with the activities of the psychological and pedagogical consultation which determine the special educational route of the child, which allows you to track the dynamics of the development of the child in the process of implementing an individual correctional and developmental program. Which allowed to make the necessary changes to the program and taking adequate measures for the identified circumstances, as well as making adjustments in individual correctional and developmental work.
psychological and pedagogical concilium
psychological and pedagogical support
individuals with special educational needs
interaction of specialists

В настоящее время одной из важнейших задач государственной политики как в сфере образования, так и в области демографического и социально-экономического развития является получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования, что привело к пониманию готовности общества к решению личностных проблем каждого ребенка. В Татарстане создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ОВЗ. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, он осуществляет образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 в Татарстане организована работа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с «примерным Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»[4, 8]. В Республике на увеличение количества ППк в образовательных организациях оказали влияние изменения в законодательной и нормативно-правовой базе. Развитие службы психолого-педагогического сопровождения находится в зависимости от качества исполнения основных законодательных документов, Конституции Российской Федерации и Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых закреплены равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 5, 6]. Создание ППк как службы психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием организации и содержания деятельности. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании заключения могут включать разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента [1, 7]. Необходимо также подчеркнуть, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (И.Ю Левченко, 2001, О.С. Никольская, 2000, JI.B. Кузнецова, 2006, Е.М. Мастюкова, 2005, и др.).

Материал и методы исследования. В мониторинге приняли участие 369 человек, опрос проходил в 137 образовательных организациях, в которых созданы психолого-педагогические консилиумы, среди 51 муниципального образования Республики Татарстан и в районах г. Казани, что говорит о репрезентативности полученных данных [2].

Методы: обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической, медицинской и философской литературы; эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, опрос педагогов, специалистов ППк.

С целью изучения состояния деятельности ППк была разработана программа и организовано проведение мониторинга деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

Объектами мониторинга выступили:

– кадровый состав и профессиональная компетентность педагогов ППк;

– организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк, в том числе нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ППк;

– материально-техническое обеспечение деятельности ППк.

Отметим, что для анализа были выбраны именно эти аспекты деятельности ППк, так как в большинстве образовательных организаций психолого-педагогические консилиумы начали работать в текущем учебном году.

Цель мониторинга: сбор, обобщение, анализ информации о состоянии организации деятельности ПП консилиумов в Республике Татарстан.

Функция мониторинга: оценочная (особенно в случае необходимости оценки эффекта нововведения).

Стратегическая цель программы мониторинга: совершенствование организации деятельности ППк.

Тактические цели программы мониторинга:

– обеспечение прогнозирования развития ППК в образовательной организации;

– предоставление всем участникам и общественности достоверной информации о деятельности ППк;

– выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами организацией условий и его результатами.

Задачи программы мониторинга

1. Получить объективную информацию о кадровом составе ППк.

2. Оценить возможности и ресурсы условий предоставления качественной помощи лицам, обращающимся в ППк.

3. Произвести замеры ИКТ-насыщенности образовательной среды ППк.

4. Оценить единую систему диагностики и контроля.

5. Оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения и материально-технического оснащения деятельности ППк.

6. Выявить уровень информированности социума об услугах ППк.

Средства (инструмент) мониторинга: анкетирование, опрос.

Показатели оценки объектов мониторинга: количественные и качественные характеристики.

В ходе мониторинга проводился сбор статистических данных в отношении показателей, отражающих эффективность функционирования ППк в муниципалитетах и городах Республики Татарстан [2].

Показатели объединены в 3 блока:

1) кадровый состав ППк, профессиональная компетентность педагогов ППк;

2) организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк;

3) материально-техническое обеспечение деятельности ППк.

Данные были занесены в электронную систему мониторинга каждым общеобразовательным учреждением и педагогическими работниками.

Информация об образовательных организациях, принявших участие в мониторинге, отражена в приведенных ниже диаграммах. Количественные показатели охвата выборки составили 369 человек. Опрос проходил в 51 муниципальном районе Республики Татарстан, а также в г. Казани.

Анализ исследований и нормативно-правовой документации позволяет говорить об особенностях деятельности ППк на современном этапе, несмотря на сложившиеся методологические принципы и методические подходы: расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды психолого-педагогического сопровождения. На организационном уровне определения эффективности деятельности консилиума объективным критерием может выступать количественный и качественный состав комиссии, в частности достаточное число включенных в нее специалистов и наличие у них квалификационных категорий, ученых степеней. Возрастают требования к организации взаимодействия специалистов в процессе работы психолого-педагогических консилиумов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов и логопедов), а также к координации их работы с психолого-медико-педагогической комиссией. Данные по наличию/отсутствию специалистов в ППк представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Кадровый состав (штатные) ППк

Рис. 2. Кадровый состав (привлеченные) ППк

Проведенный сравнительный анализ количества штатных и привлеченных специалистов показал, что ППк недостаточно укомплектованы штатными специалистами. По данным мониторинга ППк отличаются разнообразием профилей работающих специалистов и уровнем образования.

Рис. 3. Уровень образования специалистов

Контингент обследуемых нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождение изменяется, что отмечается и в мировой практике инклюзивного образования [8]. Это связано с изменением социальной структуры детской и подростковой популяции, так как наряду с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и качественными изменениями в ее состав стали включаться и дети различных социальных категорий, которые ранее не прибегали к услугам консилиума. Следует обратить внимание на то, что статус учащихся с особыми образовательными потребностями приобретают в настоящее время не только учащиеся с ОВЗ, но и лица с поведенческими и/или эмоциональными нарушениями, дети с алкогольной и наркотической зависимостью, дети – жертвы насилия и катастроф, беспризорные дети, дети с расстройствами аутистического спектра, что требует изменения организационных форм работы, разработки нового диагностического инструментария и коррекционных практик. Все вышеперечисленное обусловливает необходимость наличия высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными компетенциями.

Наличие квалификационной категории

Высшую квалификационную категорию имеют 25,7% специалистов.

Первую квалификационную категорию имеют 48,6% специалистов.

Без категории – 25,7% специалистов.

Рис. 4. Наличие квалификационной категории

Проанализировано прохождение специалистами консилиума курсов повышения квалификации через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг учащимся с ОВЗ и другим категориям.

Рис. 5. Прохождение курсов повышения квалификации

Материально-техническое обеспечение деятельности ППк

Компьютерная техника и многофункциональные устройства (принтер-сканер-копир), относящиеся к категории оргтехники, имеются в 79,4% ППк. С помощью данных устройств осуществляется документооборот консилиума: печать различных бланков, протоколов, заключений, формирование базы обследованных детей и подростков. Следует обратить внимание и на другие устройства, которые повышают качество работы ППк: это средства фото-, видео-, аудиорегистрации.

Рис. 6. Оснащенность мультимедийной техникой

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в мониторинге данные могут быть использованы при организации деятельности психолого-педагогических консилиумов. Результаты мониторинга могут стать полезными при оказании методической помощи педагогам-психологам, учителям-дефектологам и учителям-логопедам, работающим с учащимися с особыми образовательными потребностями. Достоверность и обоснованность результатов мониторинга обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных его задачам, изучением репрезентативной выборки консилиумов образовательных организаций.

Заключение. Деятельность ППк в первую очередь ориентирована на создание специальных образовательных условий – преобладание педагогических работников позволяет дать рекомендации, наиболее адекватные педагогическому процессу в образовательных организациях. Данные мониторинга показывают, что ППк используют различные формы трудоустройства специалистов. Так, в штат в основном трудоустраиваются наиболее востребованные специалисты: педагоги-психологи, олигофренопедагоги, социальные педагоги, учителя-логопеды. Необходимо пересмотреть подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических и психологических кадров ППк, разработать регламент по использованию аппаратуры для оптимизации деятельности ППк и повышения качества услуг.