Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Файзуллина К.А. 1
1 Красноярский государственный педагогический универсистет им. В.П. Астафьева
В рамках предлагаемой статьи произведен теоретический анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме социально-педагогической реабилитации детей. Проанализированы и обобщены определения следующих терминов: «реабилитация», «социальная реабилитация», «педагогическая реабилитация». В ходе анализа выявлено, что социально-педагогическая реабилитация в психолого-педагогической литературе рассматривается: как процесс, обеспечивающий целостность педагогических и социальных воздействий, выражающих единство и взаимосвязь всех субъектов реабилитации; как система педагогических мер, направленных на овладение детьми социальными ролями, правилами поведения, принятыми в обществе; как результат формирования и развития у подростков индивидуальных, социальных особенностей, способствующих их сопротивлению отрицательному воздействию внешних факторов и нивелирующих вероятное развитие социально деструктивных форм поведения. Выявлены внутренние и внешние факторы социально-педагогической реабилитации; объектная направленность процесса на дезадаптированных детей, детей с отклоняющимся (девиантным) поведением, безнадзорных, детей-сирот, детей «группы риска». На основе анализа психолого-педагогических исследований эксплицировано понятие социально-педагогической реабилитации, которая является целостным процессом целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способностей подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.
реабилитация
социальная реабилитация
педагогическая реабилитация
социально-педагогическая реабилитация
1 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 27.04.2020).
2 Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Красноярском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2018 году». Красноярск, 2019. 170 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ombudsmankk.ru/media/doc/doklad_v_pechat_10_aprelja_2019.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
3 Яковлева Н.Ф. Сетевое профессиональное сообщество «Центр социально-психолого-педагогического сопровождения детей в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Сетевое пространство дополнительного профессионального образования: проблемы, поиски, пути решения: колл. монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. 198 с.
4 Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков: дис. … докт. пед. наук. Новосибирск, 2009. 423 с.
5 Медведева Н.М. Социальная реабилитация дезадаптивных подростков: автореф. дис. … канд. социол. наук. Москва, 2000. 26 с.
6 Кащеева А.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков в специализированных учреждениях посредством формирования толерантности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. С. 186-189.
7 Штинова Г.Н., Галагузова М.Л., Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: учебник для вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 260 с.
8 Паатова М.Э. Формирование социально-личностной жизнеспособности в процессе социально-педагогической реабилитации девиантных подростков в учреждениях закрытого типа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. С. 42-43.
9 Москвина Е.В. Социально-педагогическая реабилитация подростков делинквентного поведения в специальном учебно-воспитательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2017. 24 с.
10 Ушакова Т.О. Социально-педагогическая реабилитация младших подростков группы риска средствами имитационной игры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 24 с.

Социально-экономический кризис в стране продолжает оказывать влияние на трансформацию современного общества, особенно его детского населения. В связи с этим одной из стратегических задач развития воспитания в РФ на период до 2025 г. является «повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей …, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество» [1, с. 3]. Данная поддержка реализуется в центрах социальной помощи семье и детям в ходе социально-педагогической реабилитации детей, испытывающих в силу объективных обстоятельств различные непреодолимые самостоятельно или с помощью семьи жизненные трудности, препятствующие их эффективной социализации.

Согласно данным доклада Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2018 г.» в крае проживают 624 692 ребенка, из них 151 921 ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, что составляет 24,3 %. 65 876 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 0 до 7 лет, 77 586 – в возрасте от 7 до 16 лет, 8459 – от 16 до 18 лет [2, с. 42]. Именно дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в социально-педагогической реабилитации, необходимость которой обусловлена характерной спецификой психофизического и социального развития детей, выражающейся в педагогической запущенности, асоциальной, криминальной ориентированности и др. [3, с. 135].

Целями данной работы являются изучение сущности понятия социально-педагогической реабилитации на основе анализа психолого-педагогических исследований, формулирование авторского понимания понятия.

Материал и методы исследования

Материалами исследования явились научные психолого-педагогические исследования отечественных авторов по проблеме социально-педагогической реабилитации детей. Методы исследования: тематический поиск, контент-анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Научно-теоретическое значение в анализе проблемы социально-педагогической реабилитации детей имеет определение понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «педагогическая реабилитация», «социально-педагогическая реабилитация».

Термин «реабилитация» (происх. от позднелат. habilis – «способность», rehabilitation – «восстановление способностей») – многозначный, применяющийся в медицинском, юридическом, психологическом, педагогическом, бытовом, социальном и иных значениях. Впервые понятие «реабилитация» согласно распространенному мнению среди ученых употребил Франц Йозеф фон Бус в книге «Система общего ухода за бедными», где значение термина, вероятно, было связано с благотворительностью.

Истоки развития понятия «реабилитация» лежат в медицине и содержательно оно связано с укреплением здоровья. Затем термин получил расширительное значение в юридической, экономической, психологической, педагогической и иных науках.

В настоящее время реабилитацию рассматривают в русле междисциплинарного подхода как особый взаимообусловленный процесс взаимодействия общества и индивида, направленный на повышение активности, функциональности социальной жизни реабилитанта, включающий реализацию восстановительных мер социально-экономического, юридического, психолого-педагогического и медицинского характера.

Перейдем к рассмотрению понятия «педагогическая реабилитация». Педагогический аспект реабилитации в отечественной педагогике начал развиваться в 1920-х гг. Педагоги-новаторы XX в. А.С. Макаренко, С.Г. Шацкий целенаправленно не занимались реабилитацией детей, однако их педагогическая практика носила реабилитационный характер. В опубликованных работах педагоги доказывали, что беспризорных детей, детей-сирот, имеющих различные формы девиантного поведения, возможно вернуть к условиям нормальной социальной жизни, а в современном понимании – реабилитировать, то есть восстановить их социальный статус, социальную активность.

Осмысление сущности педагогической реабилитации как общенаучной педагогической категории осуществила З.И. Лаврентьева. Ученый определяет данное понятие как целостный динамический процесс, включающий обучение, воспитание, духовно-нравственное развитие, а также социальное становление ребенка. По мнению автора, реабилитационный процесс в данном ключе будет способен восстановить возможности подростка с ограниченными возможностями к полноценной жизнедеятельности в ситуации «инаковости». Феномен реабилитации заключается в восстановлении не дефекта, а развития человека – качественного изменения, способствующего осознанию ребенком себя в соотнесении и взаимодействии с другими людьми. Особый интерес вызывает расширительное значение термина «человек с ограниченными возможностями», под которым понимаются особенности физического, психологического, социального, культурно-духовного состояния, приводящие к стойким нарушениям способности справляться с обстоятельствами жизнедеятельности собственными усилиями. В научном исследовании в данную категорию автор относит весьма широкую группу детей подросткового возраста: с физическими ограничениями, оставшихся без попечения родителей, правонарушителей, детей мигрантов, беспризорных, безнадзорных, а также детей, оказавшихся в зоне землетрясения [4, с. 71–72].

В рамках настоящего исследования обратимся к теоретическому изучению понятия «социальная реабилитация».

Содержание термина раскрывается в работах Н.М. Медведевой, А.М. Мингазовой, Е.И. Холостовой, А.Б. Чистовой и иных с позиций формирования способности ребенка преодолевать неблагоприятное влияние, воспитания уважительного отношения к самому себе, самостоятельности, развития готовности жить в условиях изменяющейся среды, восстановления социальных связей и отношений, каналов реабилитации.

Современные педагоги связывают социальную реабилитацию с восстановлением социальных связей ребенка, временно или вовсе утраченных в результате девиантного поведения: совершения противоправных действий, бродяжничества, агрессивного поведения, употребления алкоголя, наркотиков, ранних половых связей, тотальной школьной неуспеваемости и др. В связи с этим Н.М. Медведевой процесс социальной реабилитации определяется как деятельность по социальной адаптации, созданию необходимых социальных и бытовых условий, формированию ценностных ориентаций [5, с. 12].

Таким образом, под социальной реабилитацией понимается процесс создания необходимых условий для независимого существования индивида в ходе восстановления самостоятельности в общественной и семейно-бытовой среде. Реабилитационный процесс в данном ключе содействует адекватному реагированию ребенка на события, происходящие в его жизнедеятельности.

Социально-педагогическая реабилитация в научных работах рассматривается как:

– процесс, который направлен на изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, восстановление его социального статуса, а также физического, психического и нравственного здоровья (Н.В. Антакова, М.В. Иванова, М.Э. Паатова, И.Ю. Тарханова и др.);

– комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, способствующих овладению детьми социальными ролями, правилами поведения в обществе, их возвращению к общественно-полезной жизнедеятельности (С.Н. Дубинин, Е.А. Обухова, Е.Я. Тищенко и др.);

– система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических, социальных функций; устранению, ослаблению влияния неблагоприятных факторов (Т.И. Зубкова, Э.А. Маврина, И.С. Макарьев и др.).

Анализ данных исследований показал, что в современной научно-педагогической действительности социально-педагогическая реабилитация является сложным социальным феноменом, отличающимся специфичностью целевой аудитории и содержанием деятельности, основанным на комплексном подходе, включает педагогические, психологические, социальные формы и методы работы.

Устоявшейся научной точкой зрения служит определение социально-педагогической реабилитации как процесса, направленного на возвращение ребенка к активной жизнедеятельности в социуме и к общественно полезному труду. Следует понимать, что объектами социально-педагогической реабилитации являются дети, утратившие в силу каких-либо причин навыки, содействующие их социальной активности. В связи с этим в науке существует взгляд на социально-педагогическую реабилитацию как на процесс целенаправленной социально-педагогической адаптации ребенка к современной системе ценностей, в которую входят социально-правовые, культурно-национальные и общечеловеческие ценности [6, с. 186].

В научных исследованиях встречаются идеи рассмотрения социально-педагогической реабилитации как комплекса педагогических мер, способствующих обучению детей выстраивать отношения с социумом, формированию статуса ребенка в обществе. Так, узловым компонентом в понимании социально-педагогической реабилитации группой ученых в лице Г.Н. Штиновой, М.Л. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой является воспитательное воздействие на реабилитанта. В данной логике авторы характеризуют процесс реабилитации как комплекс воспитательных мероприятий, способных воссоздавать личностно значимые качества личности подростка, которые обеспечивают развитие активной жизненной позиции и включение его во взаимодействие с представителями общества, создают условия для развития навыков самообслуживания, овладения социальными ролями, нормами и правилами поведения в обществе, а также получения необходимого уровня образования [7, с. 231]. Таким образом, результатом воспитательных воздействий по актуализации личностно значимых качеств личности подростка может явиться социально и личностно значимая активность ребенка, выражающаяся в социально ориентированном взаимодействии в соответствии с освоенными социальными ролями, а также во включенности в образовательный процесс.

Определение сущности социально-педагогической реабилитации осуществляется с позиции внутренних и внешних факторов. Осмысление с точки зрения внутренних факторов подразумевает организацию педагогического процесса по применению мер, направленных на выявление имеющихся внутренних ресурсов ребенка, по восстановлению, коррекции искаженных психофизических и социальных функций, статуса в социуме, по развитию активной социально ориентированной жизненной позиции, оказанию содействия в формировании социального опыта, отношений, которые способны предоставить помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Так, М.Э. Паатова социально-педагогическую реабилитацию определяет как специально организованный процесс, направленный на преобразование ценностно-смысловой сферы личности подростков, что окажет содействие социальному развитию и личностному функционированию, успешной социализации [8, с. 42–43].

К внешним факторам воздействия Е.В. Москвина относит влияние рецидивной преступности, утраченные социальные связи с обществом (в связи с чем процесс социально-педагогической реабилитации рассматривается как способность несовершеннолетнего противостоять влияниям рецидивной преступности), владение социально ориентированными способами поведения, восстановление утраченных социальных связей с обществом через включение подростка в разнообразные виды образовательной и трудовой деятельности [9, с. 12]. По мнению А.В. Мудрика, восстановление ослабленных или утраченных социальных взаимоотношений происходит в воссозданных актуальных ситуациях социального развития ребенка, что в свою очередь является сущностью процесса социально-педагогической реабилитации.

Проанализировав научные психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме социально-педагогической реабилитации, мы пришли к пониманию, что социально-педагогическая реабилитация является процессом. Осмысление в данном ключе обеспечивает целенаправленность, целостность взаимообусловленных педагогических, социальных воздействий, находящихся в единстве и взаимосвязи, формирующих сотрудничество всех субъектов реабилитации, что качественным образом влияет на результаты работы. Рассмотрение социально-педагогической реабилитации как результата также для нас является важным основанием для понимания сущности процесса. Социально-педагогический реабилитационный процесс целесообразно направлять на формирование и развитие у подростков индивидуальных, социальных особенностей, повышающих их возможности сопротивления отрицательному воздействию внешних факторов и нивелирующих вероятное развитие социально деструктивных форм поведения.

Перейдем к рассмотрению социально-педагогической реабилитации с позиции объектной направленности. В научной психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется рассмотрению социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей, детей с отклоняющимся (девиантным) поведением, безнадзорных, детей-сирот, «группы риска».

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков определяется как процесс обучающего и воспитательного характера, направленный на восстановление искаженных социальных связей на основе взаимосвязанного комплекса мероприятий, положительно влияющих на состояние здоровья, психическое самочувствие, направленность поведения, выстраивание отношений. Реабилитация детей с отклонениями в поведении предполагает их включение в процесс восстановления здоровья физического, психического и нравственного, а также актуализацию механизмов социализации ребенка в условиях влияния на его поведение биологических и социальных факторов. Реабилитационный процесс безнадзорных детей направлен на восстановление их в статусе активного социального субъекта, развитие личностных качеств, не противоречащих социальным нормам, активной позиции в жизнедеятельности, навыков самообслуживания, социально приемлемых правил поведения в обществе, заинтересованности в получении образования. Восстановление социального статуса ребенка-сироты в процессе социально-педагогической реабилитации происходит через преодоление внутриличностного конфликта (который имеет корни в нарушенных отношениях с биологической матерью), развитие доверительных отношений с социальной (приемной) матерью. Реабилитация детей группы риска осуществляется такими педагогическими воздействиями на реабилитанта, которые способны восстановить дееспособность ребенка, его личную активность, актуализировать его возможности.

Степень изученности проблемы социально-педагогической реабилитации детей группы риска характеризуется весьма ограниченным числом фундаментальных исследований. Мы встретили только одно научное исследование, посвященное вопросу социально-педагогической реабилитации детей группы риска, однако целевой аудиторией автора являются дети младшего подросткового возраста, а сам реабилитационный процесс понимается автором как разновидность социально-педагогической практики, направленной на восстановление полноценного взаимодействия с ближайшим окружением [10, с. 8]. Однако наше понимание социально-педагогической реабилитации выходит за рамки одного из видов педагогической практики. Считаем, что социально-педагогическая реабилитация является процессом, включающим комплекс педагогических, психологических, социальных воздействий с помощью разнообразных технологий, методов и форм работы. Полагаем, что многообразие применяемых инструментов способно удовлетворить реабилитационные потребности ребенка и тем самым повысить результативность процесса социально-педагогической реабилитации.

Выводы. В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогических исследований сформулируем авторское понимание изучаемого понятия. Социально-педагогическая реабилитация – это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.

Разработанность проблемы социально-педагогической реабилитации в современной педагогической науке требует дальнейшего развития, так как наблюдается отсутствие единства в понимании понятия. Научная новизна предложенного определения сущности процесса социально-педагогической реабилитации детей заключается в том, что расширяет его объектную направленность, включает актуализацию собственных ресурсов ребенка в преодолении факторов социального риска дезадаптации, взаимодействие субъектов реабилитационного пространства.


Библиографическая ссылка

Файзуллина К.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29815 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674