Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIO-PEDAGOGICAL REHABILITATION IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Fayzullina K.A. 1
1 Krasnoyarsk state pedagogical University them. V.P. Astafiev
In the framework of the proposed article, a theoretical analysis of psychological and pedagogical research on the problem of socio-pedagogical rehabilitation of children is made. The definitions of the following terms are analyzed and generalized: «rehabilitation», «social rehabilitation», «pedagogical rehabilitation». The analysis revealed that socio-pedagogical rehabilitation in the psychological and pedagogical literature is considered: as a process that ensures the integrity of pedagogical and social influences, expressing the unity and interconnection of all subjects of rehabilitation; as a system of pedagogical measures aimed at mastering by children social roles, rules of behavior adopted in society; as a result of the formation and development of individual, social characteristics in adolescents that contribute to their resistance to the negative effects of external factors and level the likely development of socially destructive forms of behavior. The internal and external factors of socio-pedagogical rehabilitation are identified; object orientation of the process to maladaptive children, children with deviant (deviant) behavior, street children, orphans, children of the «risk group». Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the concept of socio-pedagogical rehabilitation is explicated, which is a holistic process of targeted, interconnected pedagogical and social influences of all rehabilitation subjects aimed at updating internal resources that contribute to the development of a teenager's ability to resist the effects of social risk of maladaptation.
rehabilitation
social rehabilitation
pedagogical rehabilitation
social and pedagogical rehabilitation

Социально-экономический кризис в стране продолжает оказывать влияние на трансформацию современного общества, особенно его детского населения. В связи с этим одной из стратегических задач развития воспитания в РФ на период до 2025 г. является «повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей …, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество» [1, с. 3]. Данная поддержка реализуется в центрах социальной помощи семье и детям в ходе социально-педагогической реабилитации детей, испытывающих в силу объективных обстоятельств различные непреодолимые самостоятельно или с помощью семьи жизненные трудности, препятствующие их эффективной социализации.

Согласно данным доклада Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае «О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2018 г.» в крае проживают 624 692 ребенка, из них 151 921 ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, что составляет 24,3 %. 65 876 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 0 до 7 лет, 77 586 – в возрасте от 7 до 16 лет, 8459 – от 16 до 18 лет [2, с. 42]. Именно дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в социально-педагогической реабилитации, необходимость которой обусловлена характерной спецификой психофизического и социального развития детей, выражающейся в педагогической запущенности, асоциальной, криминальной ориентированности и др. [3, с. 135].

Целями данной работы являются изучение сущности понятия социально-педагогической реабилитации на основе анализа психолого-педагогических исследований, формулирование авторского понимания понятия.

Материал и методы исследования

Материалами исследования явились научные психолого-педагогические исследования отечественных авторов по проблеме социально-педагогической реабилитации детей. Методы исследования: тематический поиск, контент-анализ, синтез, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Научно-теоретическое значение в анализе проблемы социально-педагогической реабилитации детей имеет определение понятий «реабилитация», «социальная реабилитация», «педагогическая реабилитация», «социально-педагогическая реабилитация».

Термин «реабилитация» (происх. от позднелат. habilis – «способность», rehabilitation – «восстановление способностей») – многозначный, применяющийся в медицинском, юридическом, психологическом, педагогическом, бытовом, социальном и иных значениях. Впервые понятие «реабилитация» согласно распространенному мнению среди ученых употребил Франц Йозеф фон Бус в книге «Система общего ухода за бедными», где значение термина, вероятно, было связано с благотворительностью.

Истоки развития понятия «реабилитация» лежат в медицине и содержательно оно связано с укреплением здоровья. Затем термин получил расширительное значение в юридической, экономической, психологической, педагогической и иных науках.

В настоящее время реабилитацию рассматривают в русле междисциплинарного подхода как особый взаимообусловленный процесс взаимодействия общества и индивида, направленный на повышение активности, функциональности социальной жизни реабилитанта, включающий реализацию восстановительных мер социально-экономического, юридического, психолого-педагогического и медицинского характера.

Перейдем к рассмотрению понятия «педагогическая реабилитация». Педагогический аспект реабилитации в отечественной педагогике начал развиваться в 1920-х гг. Педагоги-новаторы XX в. А.С. Макаренко, С.Г. Шацкий целенаправленно не занимались реабилитацией детей, однако их педагогическая практика носила реабилитационный характер. В опубликованных работах педагоги доказывали, что беспризорных детей, детей-сирот, имеющих различные формы девиантного поведения, возможно вернуть к условиям нормальной социальной жизни, а в современном понимании – реабилитировать, то есть восстановить их социальный статус, социальную активность.

Осмысление сущности педагогической реабилитации как общенаучной педагогической категории осуществила З.И. Лаврентьева. Ученый определяет данное понятие как целостный динамический процесс, включающий обучение, воспитание, духовно-нравственное развитие, а также социальное становление ребенка. По мнению автора, реабилитационный процесс в данном ключе будет способен восстановить возможности подростка с ограниченными возможностями к полноценной жизнедеятельности в ситуации «инаковости». Феномен реабилитации заключается в восстановлении не дефекта, а развития человека – качественного изменения, способствующего осознанию ребенком себя в соотнесении и взаимодействии с другими людьми. Особый интерес вызывает расширительное значение термина «человек с ограниченными возможностями», под которым понимаются особенности физического, психологического, социального, культурно-духовного состояния, приводящие к стойким нарушениям способности справляться с обстоятельствами жизнедеятельности собственными усилиями. В научном исследовании в данную категорию автор относит весьма широкую группу детей подросткового возраста: с физическими ограничениями, оставшихся без попечения родителей, правонарушителей, детей мигрантов, беспризорных, безнадзорных, а также детей, оказавшихся в зоне землетрясения [4, с. 71–72].

В рамках настоящего исследования обратимся к теоретическому изучению понятия «социальная реабилитация».

Содержание термина раскрывается в работах Н.М. Медведевой, А.М. Мингазовой, Е.И. Холостовой, А.Б. Чистовой и иных с позиций формирования способности ребенка преодолевать неблагоприятное влияние, воспитания уважительного отношения к самому себе, самостоятельности, развития готовности жить в условиях изменяющейся среды, восстановления социальных связей и отношений, каналов реабилитации.

Современные педагоги связывают социальную реабилитацию с восстановлением социальных связей ребенка, временно или вовсе утраченных в результате девиантного поведения: совершения противоправных действий, бродяжничества, агрессивного поведения, употребления алкоголя, наркотиков, ранних половых связей, тотальной школьной неуспеваемости и др. В связи с этим Н.М. Медведевой процесс социальной реабилитации определяется как деятельность по социальной адаптации, созданию необходимых социальных и бытовых условий, формированию ценностных ориентаций [5, с. 12].

Таким образом, под социальной реабилитацией понимается процесс создания необходимых условий для независимого существования индивида в ходе восстановления самостоятельности в общественной и семейно-бытовой среде. Реабилитационный процесс в данном ключе содействует адекватному реагированию ребенка на события, происходящие в его жизнедеятельности.

Социально-педагогическая реабилитация в научных работах рассматривается как:

– процесс, который направлен на изменения в ценностно-смысловой сфере личности ребенка, восстановление его социального статуса, а также физического, психического и нравственного здоровья (Н.В. Антакова, М.В. Иванова, М.Э. Паатова, И.Ю. Тарханова и др.);

– комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, способствующих овладению детьми социальными ролями, правилами поведения в обществе, их возвращению к общественно-полезной жизнедеятельности (С.Н. Дубинин, Е.А. Обухова, Е.Я. Тищенко и др.);

– система мер по выявлению внутренних ресурсов, восстановлению, коррекции или компенсации нарушенных психофизических, социальных функций; устранению, ослаблению влияния неблагоприятных факторов (Т.И. Зубкова, Э.А. Маврина, И.С. Макарьев и др.).

Анализ данных исследований показал, что в современной научно-педагогической действительности социально-педагогическая реабилитация является сложным социальным феноменом, отличающимся специфичностью целевой аудитории и содержанием деятельности, основанным на комплексном подходе, включает педагогические, психологические, социальные формы и методы работы.

Устоявшейся научной точкой зрения служит определение социально-педагогической реабилитации как процесса, направленного на возвращение ребенка к активной жизнедеятельности в социуме и к общественно полезному труду. Следует понимать, что объектами социально-педагогической реабилитации являются дети, утратившие в силу каких-либо причин навыки, содействующие их социальной активности. В связи с этим в науке существует взгляд на социально-педагогическую реабилитацию как на процесс целенаправленной социально-педагогической адаптации ребенка к современной системе ценностей, в которую входят социально-правовые, культурно-национальные и общечеловеческие ценности [6, с. 186].

В научных исследованиях встречаются идеи рассмотрения социально-педагогической реабилитации как комплекса педагогических мер, способствующих обучению детей выстраивать отношения с социумом, формированию статуса ребенка в обществе. Так, узловым компонентом в понимании социально-педагогической реабилитации группой ученых в лице Г.Н. Штиновой, М.Л. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой является воспитательное воздействие на реабилитанта. В данной логике авторы характеризуют процесс реабилитации как комплекс воспитательных мероприятий, способных воссоздавать личностно значимые качества личности подростка, которые обеспечивают развитие активной жизненной позиции и включение его во взаимодействие с представителями общества, создают условия для развития навыков самообслуживания, овладения социальными ролями, нормами и правилами поведения в обществе, а также получения необходимого уровня образования [7, с. 231]. Таким образом, результатом воспитательных воздействий по актуализации личностно значимых качеств личности подростка может явиться социально и личностно значимая активность ребенка, выражающаяся в социально ориентированном взаимодействии в соответствии с освоенными социальными ролями, а также во включенности в образовательный процесс.

Определение сущности социально-педагогической реабилитации осуществляется с позиции внутренних и внешних факторов. Осмысление с точки зрения внутренних факторов подразумевает организацию педагогического процесса по применению мер, направленных на выявление имеющихся внутренних ресурсов ребенка, по восстановлению, коррекции искаженных психофизических и социальных функций, статуса в социуме, по развитию активной социально ориентированной жизненной позиции, оказанию содействия в формировании социального опыта, отношений, которые способны предоставить помощь в решении трудных жизненных ситуаций. Так, М.Э. Паатова социально-педагогическую реабилитацию определяет как специально организованный процесс, направленный на преобразование ценностно-смысловой сферы личности подростков, что окажет содействие социальному развитию и личностному функционированию, успешной социализации [8, с. 42–43].

К внешним факторам воздействия Е.В. Москвина относит влияние рецидивной преступности, утраченные социальные связи с обществом (в связи с чем процесс социально-педагогической реабилитации рассматривается как способность несовершеннолетнего противостоять влияниям рецидивной преступности), владение социально ориентированными способами поведения, восстановление утраченных социальных связей с обществом через включение подростка в разнообразные виды образовательной и трудовой деятельности [9, с. 12]. По мнению А.В. Мудрика, восстановление ослабленных или утраченных социальных взаимоотношений происходит в воссозданных актуальных ситуациях социального развития ребенка, что в свою очередь является сущностью процесса социально-педагогической реабилитации.

Проанализировав научные психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме социально-педагогической реабилитации, мы пришли к пониманию, что социально-педагогическая реабилитация является процессом. Осмысление в данном ключе обеспечивает целенаправленность, целостность взаимообусловленных педагогических, социальных воздействий, находящихся в единстве и взаимосвязи, формирующих сотрудничество всех субъектов реабилитации, что качественным образом влияет на результаты работы. Рассмотрение социально-педагогической реабилитации как результата также для нас является важным основанием для понимания сущности процесса. Социально-педагогический реабилитационный процесс целесообразно направлять на формирование и развитие у подростков индивидуальных, социальных особенностей, повышающих их возможности сопротивления отрицательному воздействию внешних факторов и нивелирующих вероятное развитие социально деструктивных форм поведения.

Перейдем к рассмотрению социально-педагогической реабилитации с позиции объектной направленности. В научной психолого-педагогической литературе особое внимание уделяется рассмотрению социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей, детей с отклоняющимся (девиантным) поведением, безнадзорных, детей-сирот, «группы риска».

Социально-педагогическая реабилитация дезадаптированных подростков определяется как процесс обучающего и воспитательного характера, направленный на восстановление искаженных социальных связей на основе взаимосвязанного комплекса мероприятий, положительно влияющих на состояние здоровья, психическое самочувствие, направленность поведения, выстраивание отношений. Реабилитация детей с отклонениями в поведении предполагает их включение в процесс восстановления здоровья физического, психического и нравственного, а также актуализацию механизмов социализации ребенка в условиях влияния на его поведение биологических и социальных факторов. Реабилитационный процесс безнадзорных детей направлен на восстановление их в статусе активного социального субъекта, развитие личностных качеств, не противоречащих социальным нормам, активной позиции в жизнедеятельности, навыков самообслуживания, социально приемлемых правил поведения в обществе, заинтересованности в получении образования. Восстановление социального статуса ребенка-сироты в процессе социально-педагогической реабилитации происходит через преодоление внутриличностного конфликта (который имеет корни в нарушенных отношениях с биологической матерью), развитие доверительных отношений с социальной (приемной) матерью. Реабилитация детей группы риска осуществляется такими педагогическими воздействиями на реабилитанта, которые способны восстановить дееспособность ребенка, его личную активность, актуализировать его возможности.

Степень изученности проблемы социально-педагогической реабилитации детей группы риска характеризуется весьма ограниченным числом фундаментальных исследований. Мы встретили только одно научное исследование, посвященное вопросу социально-педагогической реабилитации детей группы риска, однако целевой аудиторией автора являются дети младшего подросткового возраста, а сам реабилитационный процесс понимается автором как разновидность социально-педагогической практики, направленной на восстановление полноценного взаимодействия с ближайшим окружением [10, с. 8]. Однако наше понимание социально-педагогической реабилитации выходит за рамки одного из видов педагогической практики. Считаем, что социально-педагогическая реабилитация является процессом, включающим комплекс педагогических, психологических, социальных воздействий с помощью разнообразных технологий, методов и форм работы. Полагаем, что многообразие применяемых инструментов способно удовлетворить реабилитационные потребности ребенка и тем самым повысить результативность процесса социально-педагогической реабилитации.

Выводы. В результате проведенного теоретического анализа психолого-педагогических исследований сформулируем авторское понимание изучаемого понятия. Социально-педагогическая реабилитация – это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.

Разработанность проблемы социально-педагогической реабилитации в современной педагогической науке требует дальнейшего развития, так как наблюдается отсутствие единства в понимании понятия. Научная новизна предложенного определения сущности процесса социально-педагогической реабилитации детей заключается в том, что расширяет его объектную направленность, включает актуализацию собственных ресурсов ребенка в преодолении факторов социального риска дезадаптации, взаимодействие субъектов реабилитационного пространства.