По данным статистики ЕГЭ по математике (профиль) только 4,2% абитуриентов решают правильно задачи с параметрами (задание № 18), эти задания относятся к уровню сложности «высокий» и оцениваются максимально 4 баллами [1]; из бесед следует, что большинство абитуриентов не знакомы с методами решения таких задач. Без качественной школьной подготовки невозможно сформировать у подрастающего поколения фундаментальные знания, что является необходимым условием для успешного изучения в технических вузах высшей математики и других базовых дисциплин.
Проблемой обучения школьников решению задач с параметрами занимались М.И. Башмаков, Ю.М. Важенин, В.А. Далингер, А.Г. Мордкович, Г.И. Саранцев и др.
Практика проведения вступительных экзаменов, ЕГЭ и олимпиад по математике показывает, что задачи с параметрами являются для старшеклассников задачами повышенной сложности, при решении которых необходимо не только знание разнообразных методов и приемов, но и гибкость математического мышления. В школьной программе по математике мало времени уделяется решению такого рода задач, и многим абитуриентам они не по силам.
Цель исследования: формирование у абитуриентов фундаментальных знаний по математике посредством изучения нестандартных методов при решении задач с параметрами из повышенного уровня ЕГЭ (профиль).
Материал и методы исследования. В исследовании принимали участие абитуриенты, обучающиеся на подготовительных курсах, ученики школ 10–11-х классов, учителя-предметники, эксперты ЕГЭ. Был проведен анализ литературы, в которой описывались различные методы решения задач с параметрами [2–4].
Разумная классификация задач с параметрами по методам решений достаточно затруднительна, поскольку каждая из них является в определенной степени нестандартной и творческой. Наиболее часто используемые методы решения задач с параметрами: графический метод, метод оценки, метод симметрии, использование ограниченности и монотонности функций и т.п.
Одним из наиболее эффективных методов решения задач с параметрами служит графический способ. Он является более доступным и понятным для старшеклассников в связи со своей наглядностью. Мы остановимся на других методах решения нестандартных задач, в которых требуются логические суждения и умение анализировать различные ситуации. Решение таких задач вызывает у школьников затруднения как в логическом, так и в техническом плане.
Задача 1. Найдите все значения
, при каждом из которых уравнение
имеет единственное решение.
Решение. В первую очередь замечаем, что можно ввести замену по параметру:
. В силу этого уравнение примет симметрический вид:
(1).
Введем функцию
. Уравнение (1) примет вид:
. Легко проверить, что
, т.е. функция четная. Следовательно, если
является корнем уравнения, то и
также корень данного уравнения. По условию решение должно быть единственным, т.е. может быть только
Подставим его в уравнение (1):
.
Корни этого уравнения
. При этих значениях
мы гарантируем, что ноль является корнем, но утверждать, что он единственный, не можем. Поэтому надо подставить найденные значения параметра в уравнение (1) и проверить количество решений при каждом из них.
Если
, то
.
Получили три решения, следовательно,
не подходит.
Если
, то
.
Поскольку обе части неотрицательны, то возведем в квадрат:
,
. (2)
Решим уравнение (2), раскрыв модуль по определению:


Получили единственное решение, следовательно,
подходит. Тогда находим соответствующие значения параметра 
Ответ: 
Отметим важные шаги решения. Во-первых, при решении данной задачи нужно было обратить внимание на единственность решения (в общем случае – нечетность количества корней) и четность уравнения относительно неизвестной. Во-вторых, правильно сделать вывод, что нам дает нахождение значений параметра
, если ноль является корнем уравнения. Решения уравнения (2) было найдено аналитическим способом. Можно было показать количество решений и графическим способом.
Задача 2. Найдите значения
, при каждом из которых решение уравнения
принадлежит отрезку
.
Решение. Введем функцию
, определенную на интервале
. Данная функция является непрерывно возрастающей в своей области определения как сумма двух непрерывно возрастающих функций.
Поэтому множеством значений функции
на отрезке
будет являться промежуток
. Вычислим значения функции в граничных точках отрезка:
;
.
Получаем, что множество значений функции на данном промежутке
.
Исходное уравнение можно записать в виде
, и по условию оно должно иметь решения на промежутке
. Это равносильно, что значение
попадает в множество значений функции
на данном отрезке, т.е.
.
Ответ:
.
Первое впечатление от этого задания – это «нереальность» его решения в общем случае, поэтому надо использовать один из методов нестандартного решения: графический метод, оценка, монотонность функции и т.п. Конкретно к этому типу задания однозначно применяется метод монотонности функции.
В следующем примере также используется этот же метод, но в техническом плане решение будет другим.
Задача 3. Найдите значения
, при каждом из которых уравнение
не имеет корней.
Решение. Преобразуем уравнение:
или
. (3)
Пусть
, тогда уравнение (3) примет вид:
.
Введем вспомогательную функцию:
. Отметим, что данная функция является возрастающей при
, т.к.
.
В силу монотонности функции
имеем
.
Значит,
.
По условию уравнение не имеет корней, т.е. дискриминант
:
.
Ответ:
.
Задача 4. Найдите значения
, при каждом из которых уравнение

имеет на отрезке
ровно два решения.
Решение. Отметим, что
существует, если
, т.е.
. С учетом нашего промежутка получаем
.
Введем замену
. Получим уравнение:
.
По обратной теореме Виета имеем:

Функция
является возрастающей на своей области определения, поэтому если 1)
, то
; 2) если
, то
.
Таким образом, если
, то получим два решения по переменной
; если
, то получим одно решение по переменной
.
Для выполнения условия задачи возможны два случая:

1. 
Получаем, что если
, то
, т.е. уравнение имеет одно решение, что не удовлетворяет условию задачи.
Если
, то
, т.е. уравнение имеет два решение. Следовательно, значения
подходит.
2. Если
, то
.
Таким образом, 
Ответ: 
Замечания по задаче:
1) при решении этой задачи сразу «напрашивались» замена переменной и сведение исходного уравнения к квадратному;
2) нахождение корней по обратной теореме Виета не обязательно, можно было вычислить дискриминант, который получился бы полным квадратом;
3) после введения переменой необходимо прописать множество значений новой величины;
4) требуется проанализировать ситуации получения нужного количества корней уравнения.
Следующая задача по структуре очень похожа: замена переменной и сведение к исследованию корней квадратного уравнения, но проверка ограничений (ОДЗ) будет более тщательной.
Задача 5. Найдите значения
, при каждом из которых уравнение

имеет ровно два решения.
Решение. Выпишем ОДЗ: 
Введем замену
.
Получим уравнение:
. (4)
Вычислим дискриминант
.
Если
, то
.
Если
, то 
Пусть
– корень уравнения (4). Найдем соответствующее значение неизвестной
.
,
,
.
Если
, то
система не имеет решения.
Вычислим значения
, при которых
ОДЗ.
1. Если
, то
:
не имеет решения.
2. Если
, то
:

3. Если
, то
:

Таким образом, ОДЗ по переменной
:
(5)
По условию нам нужно ровно два решения по переменной
, тогда и по переменной
тоже должно быть два различных решения, удовлетворяющих ОДЗ (5).
Выше получили, что при
:
1.
:
.
2.
:
.
Получаем 
Ответ:
.
Отличие трех решений заключается в различных способах проверки ограничений.
Для создания математической модели данной задачи требуются гибкость мышления и уверенное владение математическим аппаратом.
Результаты исследования и их обсуждение. Абитуриенты и школьники обучились новым приемам и методам решения сложных нестандартных задач с параметрами. Полученные навыки являются мощным инструментом формирования фундаментальных знаний, а также повышают уровень развития математической культуры.
Выводы. Абитуриенты, способные решать задачи с параметрами, более успешно справляются и с другими заданиями ЕГЭ, умеют конструировать новые способы решения задач, осознанно выбирают рациональные методы решения, решают задачи несколькими способами, более того – увеличиваются скорость и качество техники решения задач.
Заключение. Задачи с параметрами относятся к заданиям повышенного уровня и располагаются в вариантах профильного ЕГЭ по математике на последних позициях. Оцениваются они более высокими первичными баллами и предназначены для тех абитуриентов, которые претендуют на высокий экзаменационный балл. Изучение нестандартных методов на примере решения задач с параметрами [5–7] не только позволяет расширить область успешно решаемых задач по математике, но и способствует развитию у старшеклассников нестандартного, конструктивного математического мышления, которое необходимо для будущих инженеров.
Библиографическая ссылка
Матвеева Т.А., Светличная В.Б., Мустафина Д.А., Ребро И.В., Рахманкулова Г.А. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО МАТЕМАТИКЕ С ПАРАМЕТРАМИ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29667 (дата обращения: 28.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.29667



