На сегодняшний день насчитывается около 20 врожденных энзимопатий эритроцитов, приводящих к их гемолизу. Одной из наиболее часто встречаемой ферментопатией является гемолитическая анемия, связанная с дефицитом активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы (Г-6-ФДГ) эритроцитов, наследуемая сцепленно с Х-хромосомой по рецессивному типу [1-3].
По современным данным считается, что 1/20 всех людей имеют дефект в структуре данного фермента [4], следует отметить, что дефицит активности Г-6-ФДГ эритроцитов связан с точечной мутацией в гене G6PD локализованном в Xq28, 21 kb по NCBI [2; 3].
Недостаточности Г-6-ФДГ в большей степени подвержены мужчины и женщины с гомозиготной мутацией, но гемолитические кризы преимущественно характерны для лиц мужского пола. Дефект данного фермента часто встречается у населения Средиземноморья, Азии, Африки, Латинской Америки [5]. На территории Российской Федерации определяется приблизительно у 2% населения [6]. Из этого следует, что данная патология встречается повсеместно, но степень ее выраженности различается, поэтому, по данным Всемирной организации здравоохранения, выделяют пять типов, среди которых только первые три являются дефицитным состоянием:
I – тяжелый дефицит с хронически протекающей анемией (активность Г-6-ФДГ<10%);
II – тяжелый дефицит с эпизодами гемолиза (активность Г-6-ФДГ<10%);
III – умеренный дефицит с гемолитическими кризами на фоне воздействия стрессорного фактора (10%<активность Г-6-ФДГ<60%);
IV – легкий дефицит с отсутствием симптоматики (60%<активность Г-6-ФДГ<100%);
V – повышенная активность без клинических проявлений (активность Г-6-ФДГ>100%) [7].
Г-6-ФДГ – фермент, запускающий глиголиз по пентозофосфатному пути, способствует восстановлению никотинамидаденин-динуклеотидфосфата (NADP) до NADPH, который необходим для образования восстановленного глутатиона, связывающего окислители, например пероксид водорода, накапливающиеся в эритроците.
При недостаточности Г-6-ФДГ происходит снижение энергетических запасов клеток, что в свою очередь приводит к денатурации гемоглобина (формируются тельца Гейнца-Эрлиха) и белков, входящих в состав клеточной мембраны. Поврежденные клетки элиминируются в селезенку, там они теряют часть своей поверхности, после чего быстро распадаются в кровеносном русле (внутрисосудистый гемолиз). При этом жизненный цикл эритроцитов не превышает 30 суток (в норме 3-3.5 месяца) [1; 2].
К настоящему времени известно, что спровоцировать гемолитический криз могут экзогенные (описано более 40 медикаментов, к их числу относятся сульфаниламиды, нестероидные противовоспалительные препараты, салицилаты, производные витамина K, хинолоны и другие, а также вирусы и бактерии, в литературе описаны случаи длительного воздействия ультрафиолетового облучения, перегревания и переохлаждения) и эндогенные (ацидозы различного генеза – при сахарном диабете, при печеночной недостаточности; преэклампсия) факторы у лиц с врожденным дефектом фермента Г-6-ФДГ, при этом разрушение эритроцитов будет носить эпизодический характер [2; 8], но известны случаи, когда развивается хронический гемолиз без воздействия оксидативного стресса [9], что обусловливает актуальность изучения наследственной гемолитической анемии, обусловленной дефицитом активности Г-6-ФДГ.
Необходимо учитывать тот факт, что при недостаточности NADPH снижается активность нейтрофилов, что приводит к дисбалансу антиоксидантной защиты, а это проявляется неадекватной реакцией организма на инфекции, что, в свою очередь, может привести к повторным случаям развития гемолитических кризов [1].
Цель исследования заключалась в представлении особенностей клинического течения и лечения наследственной формы анемии, связанной с дефицитом активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы эритроцитов у пациента в возрасте 19 лет.
Клиническое наблюдение
Пациент П. поступил в гематологическое отделение БМУ «КОКБ» 13.09.2019 г. с жалобами на повышение температуры тела до 39 °С, потемнение мочи, дискомфорт в поясничной области, сухость во рту, общую слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами.
Из анамнеза болезни установлено: считает себя больным с трехлетнего возраста, когда в гемограмме впервые была выявлена нормохромная анемия с ретикулоцитозом и гипербилирубинемия. Обследован в НИИОЗДП г. Харькова, где также был проведен генетический анализ матери пациента и была выявлена мутация в гене G6PD в гетерозиготном состоянии. Активность фермента у больного находилась в пределах 75-80%. На основании полученных данных был поставлен диагноз: несфероцитарная гемолитическая анемия – дефицит активности глюкозо-6-фосфатдегидргеназы эритроцитов. Наблюдался у детского гематолога, показатели крови оставались стабильными.
Первый гемолитический криз отмечает в возрасте 5 лет, когда после приема антибиотиков без назначения врача, через сутки, повысилась температура тела до 38 °С, изменился цвет мочи – приобрела темный цвет. С данным симптомокомплексом был госпитализирован в гематологическое отделение по месту жительства, активность Г-6-ФДГ составляла 17%, пациенту был отменен препарат, являющийся в данном случае гемолитическим агентом, и назначена инфузионная терапия (название препарата уточнить не удалось), после чего его состояние стабилизировалось.
Второй криз, в возрасте 12 лет, связывает с приемом препаратов ацетилсалициловой кислоты с целью снижения температуры тела (37.2 °С) при простудном заболевании. Через двое суток отмечает повторный подъем температуры до 39.5 °С, желтушность кожных покровов и слизистых, потемнение мочи, боли в костях, был в госпитализирован в больницу по месту жительства, где выполнялось комплексное обследование с оценкой активности Г-6-ФДГ – 12%. Проводилась инфузионная терапия изотоническим раствором хлорида натрия, но показатели крови оставались без положительной динамики, отмечалось снижение гемоглобина ниже 50 г/л, что послужило поводом к проведению гемотрансфузии, состояние после проведения гемокомпонентной терапии удовлетворительное, осложнений не было. В течение 3 дней показатели крови нормализовались, клинические проявления были купированы.
С 2015 года в связи со сменой места жительства больной наблюдается в БМУ «КОКБ», на протяжении периода диспансерного наблюдения у пациента сохранялась умеренная гипербилирубинемия, показатели красной крови оставались в норме. Ухудшение состояния отмечает с 08.09.19 года, когда на фоне приема нестероидных противоспалительных препаратов (07.09.19 года), по поводу болей в суставах, появилась желтушность склер. 09.09.19 года температура тела повысилась до 39 °С, отмечает потемнение мочи, дискомфорт в поясничной области, постоянные боли в левой подреберной области, сухость во рту, общую слабость, головокружение, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами. Был госпитализирован в инфекционную больницу по месту жительства, где проводился диагностический поиск по лихорадке неясного генеза, не исключался гемолитический криз на фоне наследственной гемолитической анемии, обусловленной дефицитом активности Г-6-ФДГ эритроцитов. Пациенту проводилась жаропонижающая и инфузионная терапия без положительной динамики. В гемограмме наблюдались нарастающая анемия, ретикулоцитоз. После исключения инфекционных заболеваний больной переведен в гематологическое отделение БМУ «КОКБ» для дополнительного обследования и лечения.
Из анамнеза жизни известно, что рос и развивался в соответствии с возрастом, семейный анамнез по основному заболеванию отягощен со стороны матери, вирусные гепатиты отрицает. Из перенесенных заболеваний отмечает простудные. Аллергоанамнез не отягощен. Гемотрансфузия производилась в 2012 году в связи с развитием анемии тяжелой степени на фоне гемолитического криза, побочных эффектов не было. Вредные привычки отрицает.
Пациенту выполнялось комплексное клиническое обследование, включающее в себя: объективный осмотр, лабораторные и инструментальные методы исследования. Были получены следующие результаты: при объективном исследовании: общее состояние средней степени тяжести, кожные покровы и склеры бледно-желтушной окраски. Периферические лимфатические узлы не увеличены. При аускультации легких: над всей поверхностью везикулярное дыхание, патологических шумов нет. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс 102 уд. в мин. Артериальное давление 135/80 мм рт. ст. Печень пальпируется по краю правой реберной дуги, безболезненна, селезенка выступает из-под края левой реберной дуги на 8 см, безболезненная при пальпации, плотной консистенции.
Данные лабораторных методов исследования: I(O) группа крови и Rh+-положительный; HsbAg, a-HCV, RW, ВИЧ – отрицательные. В общем анализе крови – нормохромная анемия тяжелой степени тяжести, ретикулоцитоз, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево и тромбоцитопения; осмотическая резистентность эритроцитов min – 0.54%, max – 0.38%. В биохимическом анализе крови – гипербилирубинемия за счет прямой фракции, повышенный уровень аспарагинаминотрансферазы, лактатдегидрогеназы (практически в 4 раза). Активность Г-6-ФДГ составляла 20%. В общем анализе мочи: цвет бурый, прозрачность мутная, повышенная плотность и гематурия.
Результаты инструментальных методов исследования: на электрокардиограмме - синусовая тахикардия. При ультразвуковом исследовании органов брюшной полости и забрюшинного пространства: желчекаменная болезнь - холецистолитиаз. Незначительные диффузные изменения паренхимы печени. Выраженная спленомегалия 16.8х6.6 (см), S=123 см2. Незначительные изменения паренхимы почек.
После проведения комплексного клинического обследования пациента был поставлен диагноз: наследственная гемолитическая анемия – дефицит активности глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы эритроцитов. Гемолитический криз.
Пациенту было проведено следующее лечение: Sol. Natrii hydrocarbonas 5% - 800.0 D.S. Внутривенно, 1 раз в день – с 13.09.2019 по 20.09.2019 г., с 20.09.2019 г. на фоне положительной динамики показателей крови объем вводимого раствора гидрокарбоната натрия уменьшен в 2 раза.
Раствор гидрокарбоната натрия (NaHCO3) назначается с целью профилактики развития метаболического ацидоза, так как при гемолизе происходит повышенное поступление калия во внеклеточное пространство, что приводит к нарушению атриовентрикулярной проводимости, также NaHCO3 оказывает диуретическое действие, что способствует ускорению выведения продуктов гемолиза из кровеносного русла.
На фоне тяжелой анемии 13.09.19 г. (273 мл) и 14.09.19 г. (286 мл) была произведена операция переливания компонентов крови: эритроцитарной массы O(I) Rh+-положительная. Информированное добровольное согласие пациента на выполнение данных манипуляций получено. Пробы на индивидуальную совместимость, резус-совместимость и биологическая отрицательны. Осложнений во время переливаний компонентов донорской крови не было. Состояние реципиента после проведенной операции удовлетворительное.
На фоне проведенного лечения у пациента наблюдается положительная клинико-лабораторная динамика: общее состояние удовлетворительное, нормализация температуры тела, цвета кожи и видимых слизистых оболочек, уменьшение размеров селезенки. Динамика результатов лабораторных исследований представлена ниже (табл. 1-3).
Таблица 1
Общий анализ крови
Показатели |
13.09.19 |
14.09.19 |
16.09.19 |
19.09.19 |
23.09.19 |
24.09.19 |
|
Hb, г/л |
58 |
68 |
103 |
114 |
116 |
118 |
|
Эритроциты, 1012 /л |
2.5 |
2.73 |
3.4 |
3.6 |
3.68 |
3.7 |
|
Гематокрит, % |
25 |
27 |
34 |
38 |
39 |
39.5 |
|
Цветовой показатель |
0.9 |
0.9 |
0.9 |
0.95 |
0.9 |
0.95 |
|
Тромбоциты, 109/л |
75 |
69 |
188 |
162 |
162 |
163 |
|
Ретикулоциты, ‰ |
200 |
200 |
200 |
220 |
200 |
120 |
|
Лейкоциты, 109/л |
5.8 |
8.1 |
7.4 |
4.2 |
4.3 |
4.9 |
|
|
Миелоциты, % |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Метамиелоциты, % |
5 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Палочкоядерные, % |
7 |
6 |
2 |
5 |
5 |
6 |
|
Сегментоядерные,% |
64 |
59 |
54 |
50 |
51 |
52 |
|
Эозинофилы, % |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
|
Лимфоциты, % |
14 |
18 |
30 |
30 |
30 |
29 |
|
Моноциты, % |
14 |
16 |
7 |
12 |
12 |
13 |
|
Плазматические клетки, % |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
СОЭ, мм/ч |
6 |
5 |
2 |
4 |
4 |
3 |
Таблица 2
Биохимический анализ крови
Показатели |
13.09.19 |
16.09.19 |
19.09.19 |
|
Общий белок, г/л |
70 |
70.5 |
71 |
|
Билирубин, мкмоль/л |
73.5 |
48.7 |
48.0 |
|
|
Прямой билирубин, мкмоль/л |
45.5 |
26.1 |
20.0 |
|
Непрямой билирубин, мкмоль/л |
28.0 |
22.6 |
28.0 |
Аланинаминотрансфераза, Ед/л |
38.2 |
22.9 |
17.4 |
|
Аспарагинаминотрансфераза, Ед/л |
58.4 |
26.6 |
20.8 |
|
Креатинин, мкмоль/л |
76.9 |
76.7 |
76.5 |
|
Лактатдегидрогеназа, МЕ/л |
1781 |
1140 |
844.0 |
|
Щелочная фосфатаза, ЕД/л |
125.5 |
125.4 |
125.5 |
|
Глюкоза, ммоль/л |
5.16 |
- |
- |
|
Мочевина, ммоль/л |
6.3 |
- |
- |
|
K+, ммоль/л |
4.17 |
- |
- |
|
Ca2+, ммоль/л |
2.46 |
- |
- |
|
Na+, ммоль/л |
140.7 |
- |
- |
|
Cl-, ммоль/л |
102.0 |
- |
- |
Таблица 3
Общий анализ мочи
Показатели |
13.09.19 |
16.09.19 |
19.09.19 |
24.09.19 |
Цвет |
Бурый |
Желтый (насыщенный) |
Желтый (насыщенный) |
Желтый (насыщенный) |
Прозрачность |
Мутная |
Мутная |
Светлая |
Светлая |
Удельный вес |
1034 |
1020 |
1020 |
1021 |
Реакция |
Слабо-кислая |
Кислая |
Кислая |
Кислая |
Белок, г/л |
0.78 |
0 |
0.05 |
0 |
Эпителий плоский в п/зр |
- |
2-3 |
1-2 |
1-2 |
Лейкоциты в п/зр |
25-30 |
4-5 |
1-3 |
1-2 |
Эритроциты неизм. в п/зр |
20-23 |
- |
1-2 |
- |
Эритроциты изм. в п/зр |
- |
- |
- |
- |
Цилиндры зернистые в п/зр |
4-6 |
- |
- |
- |
Соли |
Ураты (небольшое количество) |
Ураты (небольшое количество) |
Ураты (небольшое количество) |
Ураты (небольшое количество) |
Пациент выписан 24.09.19 г. в удовлетворительном состоянии со следующими рекомендациями: динамическое амбулаторное наблюдение участкового терапевта по месту жительства, контроль показателей общего анализа крови и активности Г-6-ФДГ эритроцитов, контроль за приемом препаратов, способных спровоцировать развитие гемолитического криза.
Заключение
Клинические проявления у пациентов с дефектом Г-6-ФДГ длительное время могут оставаться скрытыми, а при соблюдении профилактических мер вовсе не проявиться на протяжении всей жизни, поэтому среди данной группы больных необходимо проводить тщательный сбор анамнеза заболевания с целью установления возможных предикторов развития гемолитических кризов, что снизит количество обострений в виде гемолитических кризов, а это в свою очередь предотвратит развитие такого осложнения, как острая почечная недостаточность.
В случае необходимости приема лекарственных веществ, вызывающих обострение гемолитической анемии, необходимо сочетать их прием с препаратами, восстанавливающими глютатион (ксилит 30.0 в комбинации с рибофлавином 0.03).
Терапию гемолитических кризов начинают с прекращения действия этиологического фактора, приводящего к разрушению эритроцитов. Назначение антиоксидантной терапии на сегодняшней день не рассматривается как ключевой этап в лечении. При развитии почечной недостаточности показан гемодиализ. Также у данной группы пациентов выполнение спленэктомии является крайним методом, применяющимся при частых обострениях, для купирования которых выполняют гемотрансфузии.
Исход гемолитических кризов зависит от возраста, состояния сердечно-сосудистой системы и незамедлительной отмены провоцирующих факторов, приводящих к активации процессов гемолиза.
На сегодняшний день остается актуальным вопрос раннего выявления гемолитических агентов у определенного пациента, чтобы свести к минимуму возможные обострения заболевания. Влияние тех или иных факторов, предрасполагающих к разрушению эритроцитов, скрывается на молекулярно-генетическом уровне, где происходит большое число различных мутаций в гене G6PD, отвечающем за синтез и активность фермента глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, что ставит данную ситуацию в число сложных задач, так как возникновение новых комбинаций приводит к увеличению гемолитических агентов.
Библиографическая ссылка
Белов А.И., Евдокимова М.В., Мотина А.Н., Ластовская К.В., Чертков С.В., Тиганов А.Р., Асатрян А.В., Степченко М.А. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ АНЕМИЯ, СВЯЗАННАЯ С ДЕФИЦИТОМ АКТИВНОСТИ ГЛЮКОЗО-6-ФОСФАТДЕГИДРОГЕНАЗЫ ЭРИТРОЦИТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29550 (дата обращения: 11.09.2024).