Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кожанов И.В. 1 Ильина И.А. 1
1 ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
Статья посвящена проблеме формирования готовности бакалавров специального (дефектологического) образования к инновационной деятельности. На основе анализа научных работ дается определение основным понятиям: «инновационная деятельность», «готовность к инновационной деятельности», делается вывод о взаимосвязи профессиональной подготовки и подготовки к инновационной деятельности. Авторами приводятся примеры выделяемых учеными структурных компонентов готовности к инновационной деятельности, в качестве основы для исследования берутся мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты. В соответствии с выделяемыми компонентами определяются критерии и показатели их сформированности: мотивационно-творческая направленность личности, креативность педагога, оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности, индивидуальные особенности личности педагога. Представлены результаты диагностики студентов направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», проведенной на основе диагностического инструментария «Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова). Анализ полученных данных позволил сделать вывод о высоком уровне сформированности готовности к инновационной деятельности у большинства обучающихся, а также выявить закономерность в возрастании самооценки обучающихся в компоненте «Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности» по мере освоения ими основной профессиональной образовательной программы.
инновации
инновационная деятельность
готовность к инновационной деятельности
1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 224 с.
2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С.42-49.
3. Зорина О.В. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к инновационной деятельности // МНКО. 2019. № 3. С. 35-37.
4. Антоненко О.В. Теоретические основы формирования готовности учителя физического воспитания к инновационной учебной деятельности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. тр. Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2006. № 4. С.70-74.
5. Овчинникова Е.Г. Готовность будущего бакалавра профессионального обучения к инновационной деятельности как объект целенаправленного формирования в профессионально-педагогическом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3. С.98-102.
6. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13880 (дата обращения: 01.10.2019).
7. Белявская И.Б. Формирование готовности учителя к инновационной деятельности в системе методической работы школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2010. 24 с.

Современный динамично меняющийся мир, достижения в науке и технике, все чаще находящие свое применение в различных областях народного хозяйства, рост конкуренции на мировом уровне ставят важные задачи перед российской системой образования – обеспечение его глобальной конкурентоспособности путем всесторонней модернизации образовательной среды, превращение ее в инновационную образовательную среду.

Поставленная задача требует пересмотра материально-технического состояния образовательных организаций, существующих образовательных программ и, на наш взгляд, самое главное – соответствующей подготовки педагогов, готовых к осуществлению инновационной деятельности.

В этой связи повышенную актуальность приобретает подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования, представляющего собой динамично развивающуюся область, профессиональная деятельность в которой предполагает готовность к внедрению инноваций, использованию в образовательном процессе достижений мировой науки.

Целью исследования являются подбор диагностического инструментария и проведение диагностики сформированности готовности к инновационной деятельности бакалавров специального (дефектологического) образования.

Материал и методы исследования. В качестве методов исследования использованы научный анализ литературы по проблеме формирования готовности к инновационной деятельности и анкетирование студентов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.

Диагностика сформированности готовности к инновационной деятельности бакалавров специального (дефектологического) образования проводилась на базе факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» при помощи методики «Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) [1]. В исследовании приняли участие 84 студента.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научных работ по проблеме подготовки обучающихся, педагогов к инновационной деятельности показал наличие различий в понимании основных терминов: «инновационная деятельность» и «готовность к инновационной деятельности». Ряд ученых (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) инновационную деятельность определяют как социально-педагогический феномен, выступающий важнейшей особенностью педагогического труда и характеризующий сложную взаимосвязь общей культуры педагога, его творческого потенциала и профессиональной направленности [2]. О.В. Зорина в контексте формирования готовности к инновационной культуре будущих учителей физической культуры инновационную деятельность определяет как целенаправленную, осознанную творческую деятельность, которая основывается на анализе передового опыта в области физической культуры, заключается в применении современных форм, методов и средств обучения [3]. Представленные выше дефиниции позволяют нам дать следующее определение инновационной деятельности в контексте образования – это целенаправленная педагогическая деятельность, содержанием или конечным результатом которой является педагогическая инновация, призванная способствовать достижению более высоких образовательных результатов, получению нового знания, внедрению альтернативной практики.

Подготовка к инновационной деятельности является частью общей профессиональной подготовки, что находит подтверждение в работах ученых. Так, по мнению О.В. Антоненко, сущность готовности педагога к инновационной деятельности заключается в личностном и профессиональном самосовершенствовании, сформированной компетентности относительно оптимального решения образовательных задач, подготовке к будущей профессиональной деятельности [4]. Тесную связь с профессиональной подготовкой отмечает и Е.Г. Овчинникова: по ее мнению, под готовностью к инновационной деятельности необходимо понимать результат длительного и систематического процесса обучения, сложное целенаправленное проявление личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, умения, навыки и опыт [5]. Е.Э. Воропаева объединяет личностную и профессиональную составляющие данного явления, обращая внимание на доминирование направленности на развитие своей профессиональной деятельности педагогом, большую долю самостоятельности, высокую активность, потребность в творческой реализации, в том числе через создание и внедрение педагогических инноваций [6]. Нами дается следующее определение данного феномена: готовность к инновационной деятельности – это характеристика личности, отражающая результат индивидуального и профессионального становления педагога, выражающаяся в направленности на постоянное саморазвитие, активное творчество, использование и создание педагогических инноваций.

Понимание сущности готовности к инновационной деятельности позволяет выделить основные компоненты, определить соответствующие критерии, их показатели и уровни сформированности данной готовности.

И.Б. Белявская предлагает такие структурные элементы, как мотивационно-ценностный (осознание современных прогрессивных тенденций в образовании и конкретизация в связи с этим задач своей профессиональной деятельности; потребность в самообразовании, самосовершенствовании и творческой самореализации в деятельности; устойчиво положительное отношение к инновационной деятельности), когнитивный (базовые научно-педагогические знания о сущности инновационной деятельности, о ее закономерностях, принципах, технологиях; оценка педагогом своих личных качеств и возможностей, необходимых для осуществления инновационной деятельности, профессиональная рефлексия), содержательно-операционный (способность к осуществлению проектно-прогностической деятельности в области педагогической инноватики; владение ситуативными и надситуативными способами решения педагогических ситуаций; создание модели вероятностного профессионального поведения в условиях инновационной деятельности; наличие опыта применения педагогических инноваций в образовательной практике) [7].

Е.Э. Воропаева [6] выделяет мотивационный, когнитивный, личностный и деятельностный компоненты готовности, представляющие собой синтез личностного и операционного аспектов, базирующихся на теоретической подготовке и соответствующих знаниях.

В.А. Сластенин и Л.С. Подымова предлагают такие структурные компоненты инновационной деятельности педагога, как: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный. На основании данных компонентов учеными выделяются соответствующие показатели: 1) мотивационно-творческая направленность личности; 2) креативность педагога; 3) оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности; 4) индивидуальные особенности личности педагога [1]. Именно такое структурирование готовности к инновационной деятельности с соответствующим выделением показателей мы берем за основу в своем исследовании. Поэтому для диагностирования сформированности готовности бакалавров специального (дефектологического) образования к инновационной деятельности мы использовали методику «Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) [1].

В анкетировании приняли участие студенты направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование в количестве 84 человек. В таблице 1 представлено распределение обучающихся направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по курсам.

Таблица 1

Распределение обучающихся направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» по курсам

Курс

Количество обучающихся, человек

1-й курс

21

2-й курс

19

3-й курс

22

4-й курс

22

Итого:

84

 

Полученные результаты самооценки студентов в рамках анкетирования позволили определить уровень сформированности у бакалавров специального (дефектологического) образования готовности к инновационной деятельности. В таблицах 2, 3, 4, 5 представлены обобщенные данные по уровням сформированности отдельных показателей готовности к инновационной деятельности.

Таблица 2

Распределение обучающихся 1-го курса по уровням сформированности готовности к инновационной деятельности

Уровень

Показатели сформированности готовности к инновационной деятельности

Мотивационно-творческая направленность личности

(абс./%)

Креативность педагога

(абс./%)

Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности

(абс./%)

Индивидуальные особенности личности педагога

(абс./%)

Высокий

15 / 71,4

9 / 42,9

11 / 52,4

16 / 76,2

Средний

6 / 28,6

12 / 57,1

10 / 47,6

5 / 23,8

Достаточный

 

Таблица 3

Распределение обучающихся 2-го курса по уровням сформированности готовности к инновационной деятельности

Уровень

Показатели сформированности готовности к инновационной деятельности

Мотивационно-творческая направленность личности

(абс./%)

Креативность педагога

(абс./%)

Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности

(абс./%)

Индивидуальные особенности личности педагога

(абс./%)

Высокий

7 / 36,8

6 / 31,6

4 / 21,1

6 / 31,6

Средний

12 / 63,2

13 / 68,4

15 / 78,9

13 / 68,4

Достаточный

 

Таблица 4

Распределение обучающихся 3-го курса по уровням сформированности готовности к инновационной деятельности

Уровень

Показатели сформированности готовности к инновационной деятельности

Мотивационно-творческая направленность личности

(абс./%)

Креативность педагога

(абс./%)

Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности

(абс./%)

Индивидуальные особенности личности педагога

(абс./%)

Высокий

14 / 63,6

14 / 63,6

15 / 68,2

18 / 81,8

Средний

8 / 36,4

8 / 36,4

7 / 31,8

4 / 18,2

Достаточный

 

Таблица 5

Распределение обучающихся 4-го курса по уровням сформированности готовности к инновационной деятельности

Уровень

Показатели сформированности готовности к инновационной деятельности

Мотивационно-творческая направленность личности

(абс./%)

Креативность педагога

(абс./%)

Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности

(абс./%)

Индивидуальные особенности личности педагога

(абс./%)

Высокий

12 / 54,5

9 / 40,9

13 / 59,1

15 / 68,2

Средний

10 / 45,5

13 / 59,1

9 / 40,9

7 / 31,8

Достаточный

 

Полученные данные показывают, что на 1–2-м курсах наибольшее количество баллов было набрано по показателям «Мотивационно-творческая направленность личности» (у 71,4% обучающихся 1-го курса и 36,8% обучающихся 2-го курса) и «Индивидуальные особенности личности педагога» (у 76,2% обучающихся 1-го курса и 31,6% обучающихся 2-го курса). Студенты 3-го и 4-го курсов наибольшее количество баллов получили по показателям «Индивидуальные особенности личности педагога» (3-й курс – 81,8%, 4-й курс – 68,2%) и «Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности» (3-й курс – 68,2%, 4-й курс – 59,1%), что может свидетельствовать о более высокой оценке своих профессиональных компетенций и уровне подготовки к профессиональной деятельности у обучающихся старших курсов.

В обобщенном виде сформированность готовности бакалавров специального (дефектологического) образования к инновационной деятельности в целом на основании методики «Карта педагогической оценки способностей педагога к инновационной деятельности» (В.А. Сластенин, Л.С. Подымова) представлена в таблице 6.

Таблица 6

Распределение бакалавров специального (дефектологического) образования по уровням сформированности готовности к инновационной деятельности

Уровень

Курс

1-й

(абс./%)

2-й

(абс./%)

3-й

(абс./%)

4-й

(абс./%)

Высокий

14 / 66,7

5 / 26,3

18 / 81,8

15 / 68,2

Средний

7 / 33,3

14 / 73,7

4 / 18,2

7 / 31,8

Достаточный

 

Представленные данные свидетельствуют о преобладании студентов с высоким уровнем сформированности готовности к инновационной деятельности на 1-м, 3-м и 4-м курсах. Среди студентов 2-го курса большинство имеют средний уровень сформированности готовности к инновационной деятельности. Студенты с достаточным уровнем сформированности готовности к инновационной деятельности отсутствуют.

Выводы. Использованный диагностический инструментарий позволил выявить закономерность в возрастании самооценки обучающихся по показателю «Оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности» по мере освоения ими основной профессиональной образовательной программы и прийти к выводу о преобладании на 1-м, 3-м, 4-м курсах студентов с высоким уровнем сформированности как отдельных показателей, так и в целом готовности к инновационной деятельности.


Библиографическая ссылка

Кожанов И.В., Ильина И.А. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29341 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674