Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА СТУДЕНТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ИСКУССТВ

Ворфоломеева О.В. 1
1 Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова
В данном опытно-экспериментальном исследовании виды учебной деятельности представлены нами как единство в многообразии, использованы в единичном, групповом или комплексном сочетаниях. Метод педагогического наблюдения использовался с целью расширения экспериментального исследования и совершенствования учебного процесса вуза искусств. Разработанный нами метод наблюдения и оценки результатов учебной деятельности обучающегося музыканта через систематический анализ показателей электронной карты студента позволяет вырабатывать пути формирования профессиональной компетентности обучающегося музыканта: методическая и техническая оснащенность; способность к критическому мышлению; аналитические способности; активность; адаптация (освоение нового, освоение в новых условиях, обучаемость), поисковая ориентация; готовность к конкурсным видам деятельности, способность к преодолению трудностей; достижение качества конечного результата в профессиональном творчестве; ответственность за профессиональное решение в условиях академической деятельности; коммуникабельность; информационная культура; работоспособность (коэффициент полезного действия, продуктивность); устойчивость к стрессу. Метод применения электронной карты позволил нам практически наблюдать, фиксировать и координировать пути творческого и профессионально ориентированного роста музыканта, отражающего динамику процесса качественных изменений в обучении и в свою очередь формирования высокопродуктивного уровня учебной мобильности. Содержательный компонент, основанный на сочетании традиционных и авторских методов и средств обучения, позволил нам выявить педагогические и средовые условия и учитывать их в процессе формирования профессионально ориентированных видов деятельности студента вуза искусств.
мобильность
информационно-образовательная среда
индивидуальная карта
педагогический инструментарий
педагогическое наблюдение
1. Горина А.В. Индивидуальная карта студента как методическое средство комплексной оценки сформированности компетенций // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (Омск, 02-13 февраля 2015 г.). Омск: СибАДИ, 2015. С .251-255.
2. Ворфоломеева О.В. Педагогическая концепция мобильной информационно-образовательной среды // Вестник ЗКГУ. 2015. № 2. С. 125-129.
3. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза на основе комплексной психолого-педагогической диагностики: дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2007. 232 с.
4. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Дело, 2010. С. 21-22.
5. Патарая Е.С. Профессионально-ориентированное обучение студентов консерваторий лексической стороне экспрессивных видов речевой деятельности: на материале английского языка: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2009. С. 57-62.
6. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента: дис. докт. … пед. наук. Оренбург, 2011. 403 с.

Обучающийся музыкант вуза искусств является носителем индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, опыта и стиля учебной деятельности. В условиях музыкальной информационно-образовательной среды эти параметры проявляются через профессионально значимые компетенции обучающегося музыканта: методическую и техническую оснащенность; адаптацию (освоение нового, освоение в новых условиях, обучаемость), поисковую ориентацию; активность; способность к критическому мышлению; аналитические способности; ответственность за профессиональное решение в условиях академической деятельности; устойчивость к стрессу, работоспособность (коэффициент полезного действия, продуктивность); готовность к конкурсным видам деятельности, преодоление трудностей, качество конечного результата в профессиональном творчестве; коммуникабельность; информационная культура.

Цель исследования

В результате формирования учебной мобильности студента вуза искусств данные критерии представлены в качестве единого целого, как комплекс по характеристике учебной мобильности музыканта.

Материалы и методы исследования

Данные критерии легли в основу методов анализа продуктов учебной деятельности музыканта, которые в свою очередь формируют учебную мобильность студента. Каждый из этих критериев вводится как постоянный компонент непрерывной и равномерной индивидуальной траектории обучения. Повторяемость, интенсивность, непрерывность, протяженность и равномерность являются теми измеряемыми характеристиками, которые позволяют нам говорить о формировании уровней академической мобильности музыканта как системного качества. В опытно-экспериментальной работе виды учебной деятельности представлены нами как единство в многообразии, использованы в единичном, групповом или комплексном сочетаниях. Метод педагогического наблюдения использовался с целью расширения экспериментального исследования в условиях учебного процесса Казахстана: Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова, город Уральск. Для составления индивидуальных психолого-педагогических характеристик студентов Западно-Казахстанского государственного университета с 1-го по 4-й курс использовался метод изучения и обобщения характеристик. Экспериментальное исследование проводилось систематично, равномерно и целенаправленно на протяжении 5 лет с 2013 по 2018 год. В данный период возникла необходимость применения новых подходов и технологий педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

Непрерывную и равномерную индивидуальную траекторию обучающегося музыканта нами предложено прослеживать в индивидуальном плане студента, где проводится сбор и анализ показателей и результатов продукта учебной деятельности музыканта. Помимо учета традиционных компонентов индивидуального плана студента [1], нами выделен блок критериев, наиболее полно координирующих результаты индивидуальной учебной деятельности. Блок составлен из следующих компонентов:

- социально-средовой (адаптация, ориентация, коммуникабельность, взаимодействие, обмен, коэффициент полезного действия, продуктивность, репродукция фундаментального компонента в МИОС);

- психолого-педагогический (музыкальные способности, мотивация, осознанность, активность, ответственность, риск, критическое мышление, стрессоустойчивость, личностные качества (общий культурный и научный уровень, предпочтения в стилях и жанрах музыки));

- информационно-технический (техническая и информационная культура, методическая оснащенность, поисковая ориентация, маневренность, гибкость).

Рис. 1. Раздел 2.8 электронной карты студента: владение техническими средствами, IT в контрольной и экспериментальной группах в процентном соотношении

Так, нами разработана электронная карта студента. Прообразом электронной индивидуальной карты студента стал утвержденный еще в середине ХХ века индивидуальный рабочий план студента, который составлялся педагогом вручную, занимал большое количество времени, сил и не давал возможности проводить полноценные и разносторонние статистические педагогические исследования, отсутствовал элемент мобильности. Созданную нами электронную индивидуальную карту студента отличает простота использования, мобильность, возможность заполнения и корректировки данных неограниченного количества обучающихся в любое время в любом географическом местоположении. Электронная индивидуальная карта включает в себя следующие параметры: общие сведения, исследование состава контингента студентов по полу (в экспериментальной группе), состояние здоровья, физическую активность, условия социальной среды, проявление музыкальных способностей (карта, пункты 2.2-2.13). В диагностируемой группе нами выявлены соотношения природных профессионально значимых способностей (слух, память, ритм, вокальные, артистические и художественные способности, зафиксирован уровень владения техническими музыкально-исполнительскими средствами, кругозор в области литературы, науки, педагогические наклонности и организационные способности, определен уровень владения иностранными языками). Важным компонентом электронной карты является выявление черт характера студента (п. 3). В индивидуальной карте отражаются физический, интеллектуальный, поведенческий уровни развития. Особое внимание обращено на уровни развития творческих способностей: музыкальный, театральный, художественный, культура речи. Следующий раздел раскрывает индивидуальные особенности личности студента: волевые качества, силу, темперамент, подвижность, уравновешенность (пункты 5-6.3), отношение к себе и людям, психические процессы, эмоциональность (пункты 6.4-6.7). Раздел профессиональной направленности отражает уровни выраженности профессиональных данных, объем профессиональных навыков, их интенсивность, устойчивость, действенность, трудоспособность (пункты 7-7.6). Следующий раздел дает характеристику творческих способностей обучающихся: эмоционально-моторная устойчивость, внимательность, продуктивность памяти, тип мышления, сообразительность (пункты 8.2-8.6). Метод применения электронной карты позволил нам практически наблюдать, фиксировать и координировать пути творческого и профессионально ориентированного роста музыканта, отражающего динамику процесса качественных изменений в обучении и в свою очередь формирования высокопродуктивного уровня учебной мобильности. Содержательный компонент, основанный на сочетании традиционных и авторских методов и средств обучения, позволил нам выявить педагогические и средовые условия и учитывать их в процессе формирования профессионально ориентированных видов деятельности студента вуза искусств. Данный метод экспериментально проверен нами при помощи статистического метода. Так, эмпирическое значение критерия по Вилкоксону-Манну-Уитни показывает успешность применения метода на 95%, оценочный уровень экспериментальной группы показывает рост положительно решенных студентами учебных задач на 80%.

На этапе экспериментальной работы мы использовали методы описания, психолого-педагогическую характеристику студентов контрольной и экспериментальной групп, методы наблюдения, собеседования, моделирования, анализа учебной документации (успеваемость студента по циклу дисциплин общего и специального - профилирующего компонентов), мотивации продуктивности учебной деятельности студентов, метод педагогической статистики. Эти методы позволили наполнить изучаемый процесс новым содержанием и доказать эффективность предложенной методики.

Внедряемая последовательность представляет собой единство целевого, содержательно-операционного и результативно-оценочного компонентов.

Принцип целеполагания позволил нам выделить организационно-педагогические условия реализации образовательных программ вуза искусств, диагностики индивидуальных и профессионально ориентированных данных обучающегося музыканта.

Принцип профессионально ориентированной деятельности позволил нам выявить и использовать совокупность психолого-педагогических условий развития индивидуально-личностных качеств обучающегося, применения технических ресурсов информационно-образовательной среды вуза искусств, которые позволяют обеспечить продолжительность и непрерывность накопления академического опыта [2]. В соответствии с выдвинутой практической проблемой нами выделены значимые ресурсы и компоненты педагогической системы в обновленных условиях информационно-образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей студентов. Практическая проблема обусловила постановку задачи выявления совокупности педагогических условий информационно-образовательной среды для формирования продуктивного уровня учебной деятельности студента. Данная продуктивность может быть достигнута через педагогическую систему, где важнейшими компонентами являются ценностные ориентиры при постановке учебных целей и задач; изучение особенностей музыкальной информационно-образовательной среды и её ресурсов через характеристику происходящих в ней процессов и её практическое освоение; осознанная с позиций современных методологических подходов обучения музыканта безопасная средовая учебная деятельность; учет индивидуальных особенностей студента; организация устойчивых оптимальных видов профессиональной деятельности обучающегося музыканта; освоение навыков ценностной ориентации при поиске, отборе, классификации профессионально ориентированных учебных материалов в условиях музыкальной информационно-образовательной среды, непрерывное консультирование и координирование деятельности студента наставником. Эта последовательность организованных педагогических условий информационно-образовательной среды приводит к формированию продуктивного уровня учебной деятельности как профессионально значимой характеристики обучающегося музыканта-исполнителя.

В соответствии с особенностями процесса обучения для студентов исполнительских специальностей нами определены педагогические цели, проанализированы и систематизированы формы и свойства информационных (электронных и физических) ресурсов, а также учебно-методическое обеспечение дисциплин. Разработка данных вопросов составляет основу системного подхода к педагогической концепции обучения музыканта в информационно-образовательной среде.

Особо важными в аспекте предвидения результата обучения являются педагогические цели, проектируемые в информационно-образовательной среде:

1) освоение определенного банка профессиональных знаний обучающегося музыканта;

2) развитие навыков самостоятельной учебной и профессиональной деятельности музыканта;

3) получение и закрепление навыков работы музыканта с информацией в профессионально ориентированной образовательной среде;

4) практическое применение навыка поиска и совершенствования способов познавательной, исполнительской и творческой деятельности музыканта в ИОС, которые позволят сохранить высокую профессиональную мобильность в будущем;

5) закрепление через образовательную среду социально значимых качеств, среди которых не только персональное творчество, но и способность к коллективной работе.

Принцип интегрирования позволил дать характеристику процесса взаимодействия обучающегося музыканта в информационно-образовательной среде через профессионально ориентированные (традиционные и технологически насыщенные) виды деятельности.

Результатом следующего этапа явился процесс расширения сферы учебной деятельности, системного формирования его продуктивного уровня как профессионально значимого качества [3] обучающегося музыканта в музыкальной информационно-образовательной среде. На основе данных, полученных по результатам заполнения индивидуальной карты студента, разработанной в электронном виде с применением технических средств информационно-образовательной среды, нами определены виды деятельности студента, которые направлены на выполнение учебных задач эксперимента и обновление содержания процесса обучения:

1) освоение программ образовательного цикла, наполненного новым содержанием в условиях информационно-образовательной среды вуза искусств, с учетом индивидуальных особенностей личности (в том числе индивидуальные формы обучения в классах специальных дисциплин);

2) проектирование приоритетной стратегии творческого саморазвития в соответствии с индивидуальными запросами студента (с применением технических средств информационно-образовательной среды);

3) обучение студентов экспериментальной группы основам академической мобильности (методические рекомендации), выявление базового уровня готовности к осуществлению академической мобильной деятельности;

4) участие в публичных выступлениях, концертах, музыкальных фестивалях, музыкальных конкурсах, предметных олимпиадах, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей;

5) обучение по программе академической мобильности в партнерских вузах (перемещение на обучение внутри страны и выезд за рубеж);

6) поисково-аналитическая направленность через осуществление научно-исследовательской деятельности студента (выбор темы научно-исследовательской работы, поиск материалов с помощью технических средств обучения информационно-образовательной среды, оформление результатов исследования, участие в конференциях, публикация студенческих научных работ);

7) самостоятельное составление личного электронного портфолио студента, с учетом достижений учебных задач эксперимента;

8) анкетирование;

9) педагогическая беседа;

10) непрерывное педагогическое консультирование в условиях информационно-образовательной среды вуза.

Рис. 2. Раздел 3 электронной карты студента. Общие черты характера, самостоятельная оценка студентов в контрольной и экспериментальной группах

На завершающем этапе нами осуществлялся анализ продуктов многоуровневого взаимодействия видов учебной деятельности обучающихся студентов (исполнительские программы, научно-исследовательские и творческие проекты) с учетом качественного изменения показателей ценностно-мотивационного [4], профессионально-средового, а также личностного компонента [5], что в свою очередь явилось показателем интенсивности роста и достижения высокопродуктивного устойчивого, творческого уровня профессионально ориентированной деятельности [6] студента вуза искусств в условиях информационно-образовательной среды.

Выводы

Таким образом, использование индивидуальной электронной карты позволяет наполнить процесс обучения студента вуза искусств новым содержанием (причем акцент делается на индивидуальные способности личности обучающегося), а также унифицирует и совершенствует педагогические методы в условиях непрерывно обновляющейся информационно-образовательной среды.


Библиографическая ссылка

Ворфоломеева О.В. ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА СТУДЕНТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ИСКУССТВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28902 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674