Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ELECTRONIC CARD OF THE STUDENT AS A TOOL OF PEDAGOGICAL OBSERVATION IN THE CONDITIONS OF THE INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT (ART’S FACULTY AS EXAMPLE)

Vorfolomeeva O.V. 1
1 WKSU named after M.Utemisov
In this experimental study, the types of educational activities are presented by us as unity in diversity, used in single, group or complex combinations. The method of pedagogical observation was used to expand experimental research and improve the educational process of the university of arts. The method of observation and evaluation of the results of the learning activity of a student musician developed by us through a systematic analysis of the student’s electronic card indicators allows us to develop ways of developing the professional competence of the student musician: methodological and technical equipment; critical thinking ability; analytic skills; activity; adaptation (development of new, development of new conditions, learning), search orientation; readiness for competitive activities, ability to overcome difficulties; achieving the quality of the final result in professional creativity; responsibility for professional decision in terms of academic activities; interpersonal skills; information culture; performance (efficiency, productivity) resistance to stress. The method of using the electronic map allowed us to practically observe, fix and coordinate the ways of creative and professional-oriented growth of a musician, reflecting the dynamics of the process of qualitative changes in education and in turn the formation of a highly productive level of educational mobility. The substantive component, based on a combination of traditional and copyright methods and means of education, allowed us to identify pedagogical and environmental conditions and take them into account in the process of forming professionally-oriented activities of a student of the faculty of arts.
mobility
information-educational environment
individual map
pedagogical tools
pedagogical observation

Обучающийся музыкант вуза искусств является носителем индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, опыта и стиля учебной деятельности. В условиях музыкальной информационно-образовательной среды эти параметры проявляются через профессионально значимые компетенции обучающегося музыканта: методическую и техническую оснащенность; адаптацию (освоение нового, освоение в новых условиях, обучаемость), поисковую ориентацию; активность; способность к критическому мышлению; аналитические способности; ответственность за профессиональное решение в условиях академической деятельности; устойчивость к стрессу, работоспособность (коэффициент полезного действия, продуктивность); готовность к конкурсным видам деятельности, преодоление трудностей, качество конечного результата в профессиональном творчестве; коммуникабельность; информационная культура.

Цель исследования

В результате формирования учебной мобильности студента вуза искусств данные критерии представлены в качестве единого целого, как комплекс по характеристике учебной мобильности музыканта.

Материалы и методы исследования

Данные критерии легли в основу методов анализа продуктов учебной деятельности музыканта, которые в свою очередь формируют учебную мобильность студента. Каждый из этих критериев вводится как постоянный компонент непрерывной и равномерной индивидуальной траектории обучения. Повторяемость, интенсивность, непрерывность, протяженность и равномерность являются теми измеряемыми характеристиками, которые позволяют нам говорить о формировании уровней академической мобильности музыканта как системного качества. В опытно-экспериментальной работе виды учебной деятельности представлены нами как единство в многообразии, использованы в единичном, групповом или комплексном сочетаниях. Метод педагогического наблюдения использовался с целью расширения экспериментального исследования в условиях учебного процесса Казахстана: Западно-Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова, город Уральск. Для составления индивидуальных психолого-педагогических характеристик студентов Западно-Казахстанского государственного университета с 1-го по 4-й курс использовался метод изучения и обобщения характеристик. Экспериментальное исследование проводилось систематично, равномерно и целенаправленно на протяжении 5 лет с 2013 по 2018 год. В данный период возникла необходимость применения новых подходов и технологий педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

Непрерывную и равномерную индивидуальную траекторию обучающегося музыканта нами предложено прослеживать в индивидуальном плане студента, где проводится сбор и анализ показателей и результатов продукта учебной деятельности музыканта. Помимо учета традиционных компонентов индивидуального плана студента [1], нами выделен блок критериев, наиболее полно координирующих результаты индивидуальной учебной деятельности. Блок составлен из следующих компонентов:

- социально-средовой (адаптация, ориентация, коммуникабельность, взаимодействие, обмен, коэффициент полезного действия, продуктивность, репродукция фундаментального компонента в МИОС);

- психолого-педагогический (музыкальные способности, мотивация, осознанность, активность, ответственность, риск, критическое мышление, стрессоустойчивость, личностные качества (общий культурный и научный уровень, предпочтения в стилях и жанрах музыки));

- информационно-технический (техническая и информационная культура, методическая оснащенность, поисковая ориентация, маневренность, гибкость).

Рис. 1. Раздел 2.8 электронной карты студента: владение техническими средствами, IT в контрольной и экспериментальной группах в процентном соотношении

Так, нами разработана электронная карта студента. Прообразом электронной индивидуальной карты студента стал утвержденный еще в середине ХХ века индивидуальный рабочий план студента, который составлялся педагогом вручную, занимал большое количество времени, сил и не давал возможности проводить полноценные и разносторонние статистические педагогические исследования, отсутствовал элемент мобильности. Созданную нами электронную индивидуальную карту студента отличает простота использования, мобильность, возможность заполнения и корректировки данных неограниченного количества обучающихся в любое время в любом географическом местоположении. Электронная индивидуальная карта включает в себя следующие параметры: общие сведения, исследование состава контингента студентов по полу (в экспериментальной группе), состояние здоровья, физическую активность, условия социальной среды, проявление музыкальных способностей (карта, пункты 2.2-2.13). В диагностируемой группе нами выявлены соотношения природных профессионально значимых способностей (слух, память, ритм, вокальные, артистические и художественные способности, зафиксирован уровень владения техническими музыкально-исполнительскими средствами, кругозор в области литературы, науки, педагогические наклонности и организационные способности, определен уровень владения иностранными языками). Важным компонентом электронной карты является выявление черт характера студента (п. 3). В индивидуальной карте отражаются физический, интеллектуальный, поведенческий уровни развития. Особое внимание обращено на уровни развития творческих способностей: музыкальный, театральный, художественный, культура речи. Следующий раздел раскрывает индивидуальные особенности личности студента: волевые качества, силу, темперамент, подвижность, уравновешенность (пункты 5-6.3), отношение к себе и людям, психические процессы, эмоциональность (пункты 6.4-6.7). Раздел профессиональной направленности отражает уровни выраженности профессиональных данных, объем профессиональных навыков, их интенсивность, устойчивость, действенность, трудоспособность (пункты 7-7.6). Следующий раздел дает характеристику творческих способностей обучающихся: эмоционально-моторная устойчивость, внимательность, продуктивность памяти, тип мышления, сообразительность (пункты 8.2-8.6). Метод применения электронной карты позволил нам практически наблюдать, фиксировать и координировать пути творческого и профессионально ориентированного роста музыканта, отражающего динамику процесса качественных изменений в обучении и в свою очередь формирования высокопродуктивного уровня учебной мобильности. Содержательный компонент, основанный на сочетании традиционных и авторских методов и средств обучения, позволил нам выявить педагогические и средовые условия и учитывать их в процессе формирования профессионально ориентированных видов деятельности студента вуза искусств. Данный метод экспериментально проверен нами при помощи статистического метода. Так, эмпирическое значение критерия по Вилкоксону-Манну-Уитни показывает успешность применения метода на 95%, оценочный уровень экспериментальной группы показывает рост положительно решенных студентами учебных задач на 80%.

На этапе экспериментальной работы мы использовали методы описания, психолого-педагогическую характеристику студентов контрольной и экспериментальной групп, методы наблюдения, собеседования, моделирования, анализа учебной документации (успеваемость студента по циклу дисциплин общего и специального - профилирующего компонентов), мотивации продуктивности учебной деятельности студентов, метод педагогической статистики. Эти методы позволили наполнить изучаемый процесс новым содержанием и доказать эффективность предложенной методики.

Внедряемая последовательность представляет собой единство целевого, содержательно-операционного и результативно-оценочного компонентов.

Принцип целеполагания позволил нам выделить организационно-педагогические условия реализации образовательных программ вуза искусств, диагностики индивидуальных и профессионально ориентированных данных обучающегося музыканта.

Принцип профессионально ориентированной деятельности позволил нам выявить и использовать совокупность психолого-педагогических условий развития индивидуально-личностных качеств обучающегося, применения технических ресурсов информационно-образовательной среды вуза искусств, которые позволяют обеспечить продолжительность и непрерывность накопления академического опыта [2]. В соответствии с выдвинутой практической проблемой нами выделены значимые ресурсы и компоненты педагогической системы в обновленных условиях информационно-образовательной среды с учетом индивидуальных особенностей студентов. Практическая проблема обусловила постановку задачи выявления совокупности педагогических условий информационно-образовательной среды для формирования продуктивного уровня учебной деятельности студента. Данная продуктивность может быть достигнута через педагогическую систему, где важнейшими компонентами являются ценностные ориентиры при постановке учебных целей и задач; изучение особенностей музыкальной информационно-образовательной среды и её ресурсов через характеристику происходящих в ней процессов и её практическое освоение; осознанная с позиций современных методологических подходов обучения музыканта безопасная средовая учебная деятельность; учет индивидуальных особенностей студента; организация устойчивых оптимальных видов профессиональной деятельности обучающегося музыканта; освоение навыков ценностной ориентации при поиске, отборе, классификации профессионально ориентированных учебных материалов в условиях музыкальной информационно-образовательной среды, непрерывное консультирование и координирование деятельности студента наставником. Эта последовательность организованных педагогических условий информационно-образовательной среды приводит к формированию продуктивного уровня учебной деятельности как профессионально значимой характеристики обучающегося музыканта-исполнителя.

В соответствии с особенностями процесса обучения для студентов исполнительских специальностей нами определены педагогические цели, проанализированы и систематизированы формы и свойства информационных (электронных и физических) ресурсов, а также учебно-методическое обеспечение дисциплин. Разработка данных вопросов составляет основу системного подхода к педагогической концепции обучения музыканта в информационно-образовательной среде.

Особо важными в аспекте предвидения результата обучения являются педагогические цели, проектируемые в информационно-образовательной среде:

1) освоение определенного банка профессиональных знаний обучающегося музыканта;

2) развитие навыков самостоятельной учебной и профессиональной деятельности музыканта;

3) получение и закрепление навыков работы музыканта с информацией в профессионально ориентированной образовательной среде;

4) практическое применение навыка поиска и совершенствования способов познавательной, исполнительской и творческой деятельности музыканта в ИОС, которые позволят сохранить высокую профессиональную мобильность в будущем;

5) закрепление через образовательную среду социально значимых качеств, среди которых не только персональное творчество, но и способность к коллективной работе.

Принцип интегрирования позволил дать характеристику процесса взаимодействия обучающегося музыканта в информационно-образовательной среде через профессионально ориентированные (традиционные и технологически насыщенные) виды деятельности.

Результатом следующего этапа явился процесс расширения сферы учебной деятельности, системного формирования его продуктивного уровня как профессионально значимого качества [3] обучающегося музыканта в музыкальной информационно-образовательной среде. На основе данных, полученных по результатам заполнения индивидуальной карты студента, разработанной в электронном виде с применением технических средств информационно-образовательной среды, нами определены виды деятельности студента, которые направлены на выполнение учебных задач эксперимента и обновление содержания процесса обучения:

1) освоение программ образовательного цикла, наполненного новым содержанием в условиях информационно-образовательной среды вуза искусств, с учетом индивидуальных особенностей личности (в том числе индивидуальные формы обучения в классах специальных дисциплин);

2) проектирование приоритетной стратегии творческого саморазвития в соответствии с индивидуальными запросами студента (с применением технических средств информационно-образовательной среды);

3) обучение студентов экспериментальной группы основам академической мобильности (методические рекомендации), выявление базового уровня готовности к осуществлению академической мобильной деятельности;

4) участие в публичных выступлениях, концертах, музыкальных фестивалях, музыкальных конкурсах, предметных олимпиадах, с учетом индивидуальных способностей и наклонностей;

5) обучение по программе академической мобильности в партнерских вузах (перемещение на обучение внутри страны и выезд за рубеж);

6) поисково-аналитическая направленность через осуществление научно-исследовательской деятельности студента (выбор темы научно-исследовательской работы, поиск материалов с помощью технических средств обучения информационно-образовательной среды, оформление результатов исследования, участие в конференциях, публикация студенческих научных работ);

7) самостоятельное составление личного электронного портфолио студента, с учетом достижений учебных задач эксперимента;

8) анкетирование;

9) педагогическая беседа;

10) непрерывное педагогическое консультирование в условиях информационно-образовательной среды вуза.

Рис. 2. Раздел 3 электронной карты студента. Общие черты характера, самостоятельная оценка студентов в контрольной и экспериментальной группах

На завершающем этапе нами осуществлялся анализ продуктов многоуровневого взаимодействия видов учебной деятельности обучающихся студентов (исполнительские программы, научно-исследовательские и творческие проекты) с учетом качественного изменения показателей ценностно-мотивационного [4], профессионально-средового, а также личностного компонента [5], что в свою очередь явилось показателем интенсивности роста и достижения высокопродуктивного устойчивого, творческого уровня профессионально ориентированной деятельности [6] студента вуза искусств в условиях информационно-образовательной среды.

Выводы

Таким образом, использование индивидуальной электронной карты позволяет наполнить процесс обучения студента вуза искусств новым содержанием (причем акцент делается на индивидуальные способности личности обучающегося), а также унифицирует и совершенствует педагогические методы в условиях непрерывно обновляющейся информационно-образовательной среды.