Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.01. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хованская Т.В. 1 Илясова А.Ю. 1 Сандирова М.Н. 1 Стеценко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Волгоградская государственная академия физической культуры"
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования образовательного процесса высших учебных заведений с использованием дистанционного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обосновывается необходимость внедрения дистанционных образовательных технологий в вузы физической культуры и приводится соответствующая организационная модель обучения. Авторами проведен анализ законодательных инициатив (федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министерства образования и науки Российской Федерации), а также нормативных документов, косвенно влияющих на организацию образовательной деятельности в вузе с использованием дистанционных образовательных технологий и дистанционного обучения. Дается трактовка понятий «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», поясняется необходимость разграничения этих понятий. Выявлены вопросы в сфере организации дистанционного обучения и применения дистанционных образовательных технологий в высших учебных заведениях, требующие урегулирования как на федеральном, так и на локальном уровнях. Рассмотрен опыт нормативно-правового обеспечения процесса организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры. Представлены рекомендации по организации нормативно-правового обеспечения процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием дистанционных образовательных технологий.
бакалавры
физическая культура
нормативно-правовое обеспечение
образовательный процесс
дистанционные образовательные технологии
дистанционное обучение
1. Барышова Т.Л. Особенности проектирования образовательной среды как пространства профессионально-личностного развития студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С.37-39.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/2/394 (дата обращения: 20.11.2018).
3. Коренева В.В., Сивашова Е.С., Илясова А.Ю. О возможности использования технологии дистанционного образования в учебном процессе по дисциплинам естественнонаучного цикла в физкультурном вузе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2015. № 4 (14). С. 135-140.
4. Хадиуллина Р.Р. Интегративная организация виртуальной образовательной среды в процессе обучения студентов-спортсменов информатике и физике: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2014. 281 с.
5. Широбакина Е.А., Стеценко Н.В., Хованская Т.В., Илясова А.Ю., Коренева В.В., Сандирова М.Н. Опыт применения дистанционного обучения в образовательном процессе физкультурных вузов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2017. № 6 (120). С. 26-31.
6. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Коренева В.В., Науменко Ю.В., Сандирова М.Н., Стеценко Н.В., Хованская Т.В., Широбакина Е.А. Организационно-методические основы обучения с использованием дистанционных технологий в вузах физической культуры: монография / под общ. ред. Н.В. Стеценко, А.Ю. Илясовой. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018. 222 с.
7. Илясова А.Ю., Коренева В.В., Стеценко Н.В., Сандирова М.Н., Хованская Т.В., Широбакина Е.А. Теоретико-методологические аспекты проектирования и внедрения электронных образовательных ресурсов в высшие учебные заведения: монография / под общ. ред. Е.А. Широбакиной. Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016. 183 с.
8. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/ (дата обращения: 23.11.2018).
9. Edutainme: Дистанционное образование и закон [Электронный ресурс]. URL: http://www.unkniga.ru/news/4847-distantsionnoe-obrazovanie-i-zakon.html (дата обращения: 20.11.2018).
10. Положение об электронной информационно-образовательной среде ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) [Электронный ресурс]. URL: http://umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/polozhenie_ob_elektronnoy_informacionno-obrazovatelnoy_srede_rgufksmit.pdf (дата обращения: 20.11.2018).
11. Информационно-образовательная среда [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibsport.ru/home-5/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda (дата обращения: 22.11.2018).
12. Локальные нормативные акты [Электронный ресурс]. URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/lokalnye-normativnye-akty (дата обращения: 22.11.2018).
13. Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sportacadem.ru/files/Polozhenie_ob_ispol_zov_e_lektronn_obuch_i_DOT_01.03.18.pdf (дата обращения: 20.08.2018).

В условиях формирования в России информационного общества и стремительного развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных сетей образовательные организации все более активно используют в учебном процессе дистанционное обучение (ДО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

Сегодня организация образовательного процесса с использованием ДОТ является важным компонентом электронной информационно-образовательной среды (рис. 1) высших учебных заведений [1], которая согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура должна «обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее» [2].

Рис. 1. Структура электронной информационно-образовательной среды вуза

Актуальность внедрения ДОТ в спортивные вузы обусловлена особенностями организации учебно-тренировочного процесса бакалавров направления подготовки 49.03.01 Физическая культура (ФК) профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: студенты вынуждены пропускать занятия или переходить на индивидуальный график обучения в связи с участием в соревнованиях и пребыванием на спортивных сборах в соответствии с утвержденным календарем соревнований [3, 4].

Обобщив опыт реализации ДОТ в вузах физической культуры [5], сотрудники кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» («ВГАФК») в рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 2016–2017 гг. [6, 7], разработали и внедрили в учебный процесс организационную модель обучения с использованием ДОТ на основе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle (рис. 2).

Однако при внедрении разработанной модели обучения с использованием ДОТ мы столкнулись с проблемой нормативно-правового обеспечения. Существует проблема правильной организации учебного процесса студентов направления подготовки 49.03.01 ФК с использованием ДОТ на законодательном уровне.

Рис. 2. Организационная модель обучения с использованием ДОТ на основе СДО Moodle

Цель исследования. Провести анализ существующего нормативно-правового обеспечения обучения с использованием ДОТ в образовательных учреждениях, выявить особенности организации ДО в вузах физической культуры.

Материалы и методы исследования. В соответствии с прошедшими в 2014 г. в Государственной Думе РФ парламентскими слушаниями «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» был представлен перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ в образовательных учреждениях (рис. 3).

На сегодняшний день (по состоянию на 31.08.2018 г.) этот перечень претерпел некоторые изменения: постановление Правительства № 966 получило новую редакцию от 18.01.2018 г., постановление Правительства № 1039 претерпело многочисленные изменения и дополнения, последнее из которых датировано 18.01.2018 г.; из 6 приказов Минобрнауки РФ № 2 и № 3 утратили силу. Их заменили приказы № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 г. и № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указанный приказ № 1147 претерпел ряд дополнений и изменений, последние из которых зафиксированы справочно-правовыми системами на 31.08.2018 г. Приказ № 22 также претерпел изменения и дополнения 10.12.2014 г.

Рис. 3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ

К нормативно-правовым документам, косвенно влияющим на организацию образовательной деятельности с применением ДОТ и ДО, в материалах данного слушания были отнесены ФГОСы, приказы о мониторинге и аккредитации образовательной организации, а также методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации.

На слушаниях обсуждались также вопросы, не урегулированные существующими нормативно-правовыми актами: признание результатов обучения, лицензионные требования, показатели государственной аккредитационной экспертизы, сетевое взаимодействие образовательных организаций, особенности финансирования ДО и ДОТ.

В настоящее время вузы имеют возможность реализовывать образовательные программы с использованием ДО и ДОТ, что утверждено на законодательном уровне [8]. При этом в указанном Федеральном законе используется понятие «электронное обучение», несмотря на то, что в различных научно-методических источниках встречаются также синонимичные понятия «дистанционное обучение», «e-learning» и др. Нам ближе понятие «дистанционное обучение». Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ трактует понятия ДО и ДОТ следующим образом: ДО – «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»; ДОТ – «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8].

ДО подразумевает применение средств и методов современных ИКТ для обработки и передачи информации, содержащейся в базах данных, между студентами и преподавателями. ДОТ реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем студенты и преподаватели разделены пространством и временем.

Таким образом, в первом случае компьютер и сетевая инфраструктура – это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и студента, а во втором – удаленного [9]. Поэтому понятия ДО и ДОТ не являются тождественными.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ постановлений Правительства РФ и приказов Министерства образования и науки РФ (рис. 3) позволил сделать следующие выводы:

1) действующие сегодня нормативно-правовые акты наделяют образовательные организации достаточными полномочиями в вопросах использования в образовательном процессе ДО и ДОТ, однако на практике в полной мере реализация обучения в данной форме вызывает сложности;

2) в то же время наличие правовой возможности осуществления внедрения ДО и ДОТ образовательными организациями, реализация доступности и других преимуществ основных образовательных программ не способствуют как снижению издержек на реализацию образовательного процесса, так и извлечению прибыли.

При этом остаются неразрешенными и законодательно не урегулированными следующие вопросы организации образовательного процесса в вузе с использованием ДО и ДОТ:

– отсутствие перечня направлений подготовки на уровне высшего образования, по которым организация образовательного процесса недопустима исключительно с применением ДО и ДОТ;

– отсутствие алгоритмов контроля успеваемости и аттестации студентов, а также проблема идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу;

– отсутствие требований к кадровому и техническому обеспечению образовательного процесса с использованием ДОТ, а также к проведению итоговой аттестации [9].

Проведенный нами анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура с использованием ДОТ в вузах физической культуры позволил сделать вывод о том, что некоторые вузы, использующие ДОТ в образовательном процессе, ограничиваются одним внутривузовским нормативным документом, другие разрабатывают целый пакет документов. Однако единства в этих локальных актах нет, как нет и требований со стороны Минобрнауки РФ к нормативно-правовому обеспечению процесса обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры.

Так, например, в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» разработано «Положение об электронной информационно-образовательной среде», к основным задачам которой относится в том числе «проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [10].

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» разработал 3 документа, регламентирующих применение ДОТ в образовательном процессе: это методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию и оформлению электронного учебно-методического комплекса дисциплины», содержащая шаблон регистрационных карт ЭУМКД, «Положение об образовательном портале», обеспечивающее техническую реализацию ДО, и «Положение об электронной информационно-образовательной среде университета» [11].

ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта» регламентирует процесс ДО и обучения с использованием ДОТ локальными актами, к которым относятся «Положение о порядке применения дистанционных образовательных технологий» и «Положение о сетевой форме реализации образовательных программ» [12].

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» разработано «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в котором, в отличие от рассмотренных выше локальных актов, подробно описаны функции структурных подразделений и преподавателей академии при реализации ДО и ДОТ в образовательном процессе, требования к субъектам обучения, порядок управления учебным процессом с использованием ДО и ДОТ, а также его методическое обеспечение [13].

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует унифицированный перечень локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. Однако при разработке внутреннего положения об организации обучения с использованием ДОТ все проанализированные нами документы вузов физической культуры (далее Положение) опираются в совокупности на следующий набор федеральных и локальных нормативно-правовых актов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- устав вуза;

- ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;

- локальные акты, регламентирующие организацию и обеспечение образовательного процесса в вузе.

Структура Положения в проанализированных вузах физической культуры не имеет единообразия и включает разные разделы. В качестве примера рассмотрим «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО “Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма”», которое, на наш взгляд, наиболее подробно описывает процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. К основным разделам разработчики Положения отнесли: «Общие положения», «Функции структурных подразделений как участников обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Требования к субъектам обучения», «Управление учебным процессом с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Методическое обеспечение учебного процесса» [13].

Положение принимается на заседании Ученого совета вуза и утверждается ректором.

Выводы. Как видно, решение многих вопросов пока отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь обозначают ограничения на применение ДО и ДОТ в образовательном процессе. Вузы физической культуры при проектировании электронной информационно-образовательной среды должны самостоятельно разрабатывать локальные положения и документацию о правилах и порядке внедрения ДОТ с опорой на нормативно-правовые акты Минобрнауки РФ.

При этом локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе с использованием ДОТ в том случае, если его содержание не противоречит федеральным требованиям.

Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием применения в образовательном процессе вузов физической культуры ДОТ, по-прежнему остаются без ответа. Мы считаем, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия субъектов образования в рамках ДО будут появляться новые регламенты и инструкции. Приоритетной задачей ответственных за реализацию ДО и ДОТ в образовательном процессе вузов в сложившихся реалиях является мониторинг законодательного поля в этой сфере.


Библиографическая ссылка

Хованская Т.В., Илясова А.Ю., Сандирова М.Н., Стеценко Н.В. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.01. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28419 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674