В условиях формирования в России информационного общества и стремительного развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных сетей образовательные организации все более активно используют в учебном процессе дистанционное обучение (ДО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).
Сегодня организация образовательного процесса с использованием ДОТ является важным компонентом электронной информационно-образовательной среды (рис. 1) высших учебных заведений [1], которая согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура должна «обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее» [2].
Рис. 1. Структура электронной информационно-образовательной среды вуза
Актуальность внедрения ДОТ в спортивные вузы обусловлена особенностями организации учебно-тренировочного процесса бакалавров направления подготовки 49.03.01 Физическая культура (ФК) профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: студенты вынуждены пропускать занятия или переходить на индивидуальный график обучения в связи с участием в соревнованиях и пребыванием на спортивных сборах в соответствии с утвержденным календарем соревнований [3, 4].
Обобщив опыт реализации ДОТ в вузах физической культуры [5], сотрудники кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» («ВГАФК») в рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 2016–2017 гг. [6, 7], разработали и внедрили в учебный процесс организационную модель обучения с использованием ДОТ на основе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle (рис. 2).
Однако при внедрении разработанной модели обучения с использованием ДОТ мы столкнулись с проблемой нормативно-правового обеспечения. Существует проблема правильной организации учебного процесса студентов направления подготовки 49.03.01 ФК с использованием ДОТ на законодательном уровне.
Рис. 2. Организационная модель обучения с использованием ДОТ на основе СДО Moodle
Цель исследования. Провести анализ существующего нормативно-правового обеспечения обучения с использованием ДОТ в образовательных учреждениях, выявить особенности организации ДО в вузах физической культуры.
Материалы и методы исследования. В соответствии с прошедшими в 2014 г. в Государственной Думе РФ парламентскими слушаниями «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» был представлен перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ в образовательных учреждениях (рис. 3).
На сегодняшний день (по состоянию на 31.08.2018 г.) этот перечень претерпел некоторые изменения: постановление Правительства № 966 получило новую редакцию от 18.01.2018 г., постановление Правительства № 1039 претерпело многочисленные изменения и дополнения, последнее из которых датировано 18.01.2018 г.; из 6 приказов Минобрнауки РФ № 2 и № 3 утратили силу. Их заменили приказы № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 г. и № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указанный приказ № 1147 претерпел ряд дополнений и изменений, последние из которых зафиксированы справочно-правовыми системами на 31.08.2018 г. Приказ № 22 также претерпел изменения и дополнения 10.12.2014 г.
Рис. 3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ
К нормативно-правовым документам, косвенно влияющим на организацию образовательной деятельности с применением ДОТ и ДО, в материалах данного слушания были отнесены ФГОСы, приказы о мониторинге и аккредитации образовательной организации, а также методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации.
На слушаниях обсуждались также вопросы, не урегулированные существующими нормативно-правовыми актами: признание результатов обучения, лицензионные требования, показатели государственной аккредитационной экспертизы, сетевое взаимодействие образовательных организаций, особенности финансирования ДО и ДОТ.
В настоящее время вузы имеют возможность реализовывать образовательные программы с использованием ДО и ДОТ, что утверждено на законодательном уровне [8]. При этом в указанном Федеральном законе используется понятие «электронное обучение», несмотря на то, что в различных научно-методических источниках встречаются также синонимичные понятия «дистанционное обучение», «e-learning» и др. Нам ближе понятие «дистанционное обучение». Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ трактует понятия ДО и ДОТ следующим образом: ДО – «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»; ДОТ – «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8].
ДО подразумевает применение средств и методов современных ИКТ для обработки и передачи информации, содержащейся в базах данных, между студентами и преподавателями. ДОТ реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем студенты и преподаватели разделены пространством и временем.
Таким образом, в первом случае компьютер и сетевая инфраструктура – это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и студента, а во втором – удаленного [9]. Поэтому понятия ДО и ДОТ не являются тождественными.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ постановлений Правительства РФ и приказов Министерства образования и науки РФ (рис. 3) позволил сделать следующие выводы:
1) действующие сегодня нормативно-правовые акты наделяют образовательные организации достаточными полномочиями в вопросах использования в образовательном процессе ДО и ДОТ, однако на практике в полной мере реализация обучения в данной форме вызывает сложности;
2) в то же время наличие правовой возможности осуществления внедрения ДО и ДОТ образовательными организациями, реализация доступности и других преимуществ основных образовательных программ не способствуют как снижению издержек на реализацию образовательного процесса, так и извлечению прибыли.
При этом остаются неразрешенными и законодательно не урегулированными следующие вопросы организации образовательного процесса в вузе с использованием ДО и ДОТ:
– отсутствие перечня направлений подготовки на уровне высшего образования, по которым организация образовательного процесса недопустима исключительно с применением ДО и ДОТ;
– отсутствие алгоритмов контроля успеваемости и аттестации студентов, а также проблема идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу;
– отсутствие требований к кадровому и техническому обеспечению образовательного процесса с использованием ДОТ, а также к проведению итоговой аттестации [9].
Проведенный нами анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура с использованием ДОТ в вузах физической культуры позволил сделать вывод о том, что некоторые вузы, использующие ДОТ в образовательном процессе, ограничиваются одним внутривузовским нормативным документом, другие разрабатывают целый пакет документов. Однако единства в этих локальных актах нет, как нет и требований со стороны Минобрнауки РФ к нормативно-правовому обеспечению процесса обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры.
Так, например, в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» разработано «Положение об электронной информационно-образовательной среде», к основным задачам которой относится в том числе «проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [10].
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» разработал 3 документа, регламентирующих применение ДОТ в образовательном процессе: это методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию и оформлению электронного учебно-методического комплекса дисциплины», содержащая шаблон регистрационных карт ЭУМКД, «Положение об образовательном портале», обеспечивающее техническую реализацию ДО, и «Положение об электронной информационно-образовательной среде университета» [11].
ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта» регламентирует процесс ДО и обучения с использованием ДОТ локальными актами, к которым относятся «Положение о порядке применения дистанционных образовательных технологий» и «Положение о сетевой форме реализации образовательных программ» [12].
ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» разработано «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в котором, в отличие от рассмотренных выше локальных актов, подробно описаны функции структурных подразделений и преподавателей академии при реализации ДО и ДОТ в образовательном процессе, требования к субъектам обучения, порядок управления учебным процессом с использованием ДО и ДОТ, а также его методическое обеспечение [13].
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует унифицированный перечень локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. Однако при разработке внутреннего положения об организации обучения с использованием ДОТ все проанализированные нами документы вузов физической культуры (далее Положение) опираются в совокупности на следующий набор федеральных и локальных нормативно-правовых актов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- устав вуза;
- ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;
- локальные акты, регламентирующие организацию и обеспечение образовательного процесса в вузе.
Структура Положения в проанализированных вузах физической культуры не имеет единообразия и включает разные разделы. В качестве примера рассмотрим «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО “Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма”», которое, на наш взгляд, наиболее подробно описывает процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. К основным разделам разработчики Положения отнесли: «Общие положения», «Функции структурных подразделений как участников обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Требования к субъектам обучения», «Управление учебным процессом с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Методическое обеспечение учебного процесса» [13].
Положение принимается на заседании Ученого совета вуза и утверждается ректором.
Выводы. Как видно, решение многих вопросов пока отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь обозначают ограничения на применение ДО и ДОТ в образовательном процессе. Вузы физической культуры при проектировании электронной информационно-образовательной среды должны самостоятельно разрабатывать локальные положения и документацию о правилах и порядке внедрения ДОТ с опорой на нормативно-правовые акты Минобрнауки РФ.
При этом локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе с использованием ДОТ в том случае, если его содержание не противоречит федеральным требованиям.
Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием применения в образовательном процессе вузов физической культуры ДОТ, по-прежнему остаются без ответа. Мы считаем, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия субъектов образования в рамках ДО будут появляться новые регламенты и инструкции. Приоритетной задачей ответственных за реализацию ДО и ДОТ в образовательном процессе вузов в сложившихся реалиях является мониторинг законодательного поля в этой сфере.