Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE LEGAL MAINTENANCE OF PROCESS OF BACHELORS’ TRAINING IN THE FIELD OF 49.03.01. PHYSICAL EDUCATION USING E-LEARNING TECHNOLOGIES

Khovanskaya T.V. 1 Ilyasova A.Y. 1 Sandirova M.N. 1 Stetsenko N.V. 1
1 Volgogradskaya state academy of physical culture
The article deals with the issues of legal regulation of the higher education institutions’ educational process using e-learning and e-learning technologies. The necessity of introduction of e-educational technologies in physical culture’s higher education institutions is proved and the corresponding organizational model of training is given. The authors analyzed legislative initiatives (Federal laws, decrees of the Russian Federation’s Government, orders of the ministries of the Russian Federation’s education and science), ensuring the realization of e-educational technologies. The interpretation of the concepts of «e-learning» and «e-learning technologies» in accordance with the Federal law «on education in the Russian Federation» is given, the necessity of differentiation of these concepts is explained. The issues in the sphere of e-learning and the use of e-learning technologies in higher education institutions that require regulation at both the Federal and local levels are identified. The experience of legal support of the process of training’s organization with the use of e-learning technologies in physical culture’s universities. Recommendations on the organization of legal support of the training bachelors’ process in the direction of training 49.03.01 physical education using e-learning technologies.
e-learning technologies
educational process
legal and regulatory support
e-learning
bachelors
physical culture

В условиях формирования в России информационного общества и стремительного развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникационных сетей образовательные организации все более активно используют в учебном процессе дистанционное обучение (ДО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ).

Сегодня организация образовательного процесса с использованием ДОТ является важным компонентом электронной информационно-образовательной среды (рис. 1) высших учебных заведений [1], которая согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура должна «обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как на территории организации, так и вне ее» [2].

Рис. 1. Структура электронной информационно-образовательной среды вуза

Актуальность внедрения ДОТ в спортивные вузы обусловлена особенностями организации учебно-тренировочного процесса бакалавров направления подготовки 49.03.01 Физическая культура (ФК) профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»: студенты вынуждены пропускать занятия или переходить на индивидуальный график обучения в связи с участием в соревнованиях и пребыванием на спортивных сборах в соответствии с утвержденным календарем соревнований [3, 4].

Обобщив опыт реализации ДОТ в вузах физической культуры [5], сотрудники кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» («ВГАФК») в рамках научно-исследовательской работы, проводимой в 2016–2017 гг. [6, 7], разработали и внедрили в учебный процесс организационную модель обучения с использованием ДОТ на основе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle (рис. 2).

Однако при внедрении разработанной модели обучения с использованием ДОТ мы столкнулись с проблемой нормативно-правового обеспечения. Существует проблема правильной организации учебного процесса студентов направления подготовки 49.03.01 ФК с использованием ДОТ на законодательном уровне.

Рис. 2. Организационная модель обучения с использованием ДОТ на основе СДО Moodle

Цель исследования. Провести анализ существующего нормативно-правового обеспечения обучения с использованием ДОТ в образовательных учреждениях, выявить особенности организации ДО в вузах физической культуры.

Материалы и методы исследования. В соответствии с прошедшими в 2014 г. в Государственной Думе РФ парламентскими слушаниями «Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» был представлен перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ в образовательных учреждениях (рис. 3).

На сегодняшний день (по состоянию на 31.08.2018 г.) этот перечень претерпел некоторые изменения: постановление Правительства № 966 получило новую редакцию от 18.01.2018 г., постановление Правительства № 1039 претерпело многочисленные изменения и дополнения, последнее из которых датировано 18.01.2018 г.; из 6 приказов Минобрнауки РФ № 2 и № 3 утратили силу. Их заменили приказы № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 г. и № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Указанный приказ № 1147 претерпел ряд дополнений и изменений, последние из которых зафиксированы справочно-правовыми системами на 31.08.2018 г. Приказ № 22 также претерпел изменения и дополнения 10.12.2014 г.

Рис. 3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих применение ДО и ДОТ

К нормативно-правовым документам, косвенно влияющим на организацию образовательной деятельности с применением ДОТ и ДО, в материалах данного слушания были отнесены ФГОСы, приказы о мониторинге и аккредитации образовательной организации, а также методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации.

На слушаниях обсуждались также вопросы, не урегулированные существующими нормативно-правовыми актами: признание результатов обучения, лицензионные требования, показатели государственной аккредитационной экспертизы, сетевое взаимодействие образовательных организаций, особенности финансирования ДО и ДОТ.

В настоящее время вузы имеют возможность реализовывать образовательные программы с использованием ДО и ДОТ, что утверждено на законодательном уровне [8]. При этом в указанном Федеральном законе используется понятие «электронное обучение», несмотря на то, что в различных научно-методических источниках встречаются также синонимичные понятия «дистанционное обучение», «e-learning» и др. Нам ближе понятие «дистанционное обучение». Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ трактует понятия ДО и ДОТ следующим образом: ДО – «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»; ДОТ – «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [8].

ДО подразумевает применение средств и методов современных ИКТ для обработки и передачи информации, содержащейся в базах данных, между студентами и преподавателями. ДОТ реализуются через информационно-телекоммуникационные сети, причем студенты и преподаватели разделены пространством и временем.

Таким образом, в первом случае компьютер и сетевая инфраструктура – это инструменты личного (непосредственного) взаимодействия педагога и студента, а во втором – удаленного [9]. Поэтому понятия ДО и ДОТ не являются тождественными.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ постановлений Правительства РФ и приказов Министерства образования и науки РФ (рис. 3) позволил сделать следующие выводы:

1) действующие сегодня нормативно-правовые акты наделяют образовательные организации достаточными полномочиями в вопросах использования в образовательном процессе ДО и ДОТ, однако на практике в полной мере реализация обучения в данной форме вызывает сложности;

2) в то же время наличие правовой возможности осуществления внедрения ДО и ДОТ образовательными организациями, реализация доступности и других преимуществ основных образовательных программ не способствуют как снижению издержек на реализацию образовательного процесса, так и извлечению прибыли.

При этом остаются неразрешенными и законодательно не урегулированными следующие вопросы организации образовательного процесса в вузе с использованием ДО и ДОТ:

– отсутствие перечня направлений подготовки на уровне высшего образования, по которым организация образовательного процесса недопустима исключительно с применением ДО и ДОТ;

– отсутствие алгоритмов контроля успеваемости и аттестации студентов, а также проблема идентификация личности студента, сдающего экзамен, зачет или защищающего курсовую работу;

– отсутствие требований к кадровому и техническому обеспечению образовательного процесса с использованием ДОТ, а также к проведению итоговой аттестации [9].

Проведенный нами анализ нормативно-правового обеспечения процесса обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура с использованием ДОТ в вузах физической культуры позволил сделать вывод о том, что некоторые вузы, использующие ДОТ в образовательном процессе, ограничиваются одним внутривузовским нормативным документом, другие разрабатывают целый пакет документов. Однако единства в этих локальных актах нет, как нет и требований со стороны Минобрнауки РФ к нормативно-правовому обеспечению процесса обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры.

Так, например, в ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» разработано «Положение об электронной информационно-образовательной среде», к основным задачам которой относится в том числе «проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусматривает применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [10].

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» разработал 3 документа, регламентирующих применение ДОТ в образовательном процессе: это методическая инструкция «Общие требования к построению, содержанию и оформлению электронного учебно-методического комплекса дисциплины», содержащая шаблон регистрационных карт ЭУМКД, «Положение об образовательном портале», обеспечивающее техническую реализацию ДО, и «Положение об электронной информационно-образовательной среде университета» [11].

ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта» регламентирует процесс ДО и обучения с использованием ДОТ локальными актами, к которым относятся «Положение о порядке применения дистанционных образовательных технологий» и «Положение о сетевой форме реализации образовательных программ» [12].

ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» разработано «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», в котором, в отличие от рассмотренных выше локальных актов, подробно описаны функции структурных подразделений и преподавателей академии при реализации ДО и ДОТ в образовательном процессе, требования к субъектам обучения, порядок управления учебным процессом с использованием ДО и ДОТ, а также его методическое обеспечение [13].

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует унифицированный перечень локальных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. Однако при разработке внутреннего положения об организации обучения с использованием ДОТ все проанализированные нами документы вузов физической культуры (далее Положение) опираются в совокупности на следующий набор федеральных и локальных нормативно-правовых актов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- устав вуза;

- ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура;

- локальные акты, регламентирующие организацию и обеспечение образовательного процесса в вузе.

Структура Положения в проанализированных вузах физической культуры не имеет единообразия и включает разные разделы. В качестве примера рассмотрим «Положение об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в ФГБОУ ВО “Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма”», которое, на наш взгляд, наиболее подробно описывает процесс обучения бакалавров по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура с использованием ДОТ. К основным разделам разработчики Положения отнесли: «Общие положения», «Функции структурных подразделений как участников обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Требования к субъектам обучения», «Управление учебным процессом с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», «Методическое обеспечение учебного процесса» [13].

Положение принимается на заседании Ученого совета вуза и утверждается ректором.

Выводы. Как видно, решение многих вопросов пока отдается на откуп образовательным организациям, а федеральные законы и постановления лишь обозначают ограничения на применение ДО и ДОТ в образовательном процессе. Вузы физической культуры при проектировании электронной информационно-образовательной среды должны самостоятельно разрабатывать локальные положения и документацию о правилах и порядке внедрения ДОТ с опорой на нормативно-правовые акты Минобрнауки РФ.

При этом локальный документ становится главным нормативным основанием взаимодействия субъектов образовательного процесса в вузе с использованием ДОТ в том случае, если его содержание не противоречит федеральным требованиям.

Таким образом, многие вопросы, связанные с правовым регулированием применения в образовательном процессе вузов физической культуры ДОТ, по-прежнему остаются без ответа. Мы считаем, что по мере расширения и усложнения форм взаимодействия субъектов образования в рамках ДО будут появляться новые регламенты и инструкции. Приоритетной задачей ответственных за реализацию ДО и ДОТ в образовательном процессе вузов в сложившихся реалиях является мониторинг законодательного поля в этой сфере.