Преобразование современного общества выдвигает совершенно новые требования к личности молодого человека, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям информационной среды. Основным ориентиром высшего образования в новых информационных условиях становится развитие личности, ориентированной на перспективу профессионального и жизненного развития. Студенчество – это отражение социальных процессов и ожиданий современного общества. Вместе с тем эта категория человечества является социально уязвимой и незащищенной перед социально разрушающими провокациями современного общества, так как не имеет необходимых жизненных навыков.
Спектр современных социально разрушающих провокаций, внедряющихся в информационное поле студентов, настолько широк, что для устойчивой их социализации высшее образование должно задавать параметры такой образовательной среды, в которой формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья является приоритетным направлением всего образовательного процесса.
Цель исследования
Цель данной статьи - представить воспитательный подход к решению задачи формирования у студенческой молодежи социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза.
Материалы и методы исследования
К социально разрушающим провокациям современного общества можно отнести табакокурение, алкоголизацию, наркотизацию, криминализацию, активизировавшиеся в последнее время террористические религиозные формы сектантства, психологические манипуляции и др. В общем смысле социально разрушающей провокацией можно считать внешнее негативное влияние, направленное на разрушение социализации личности, подавление волевой сферы, эмоционального состояния, подчинение внешней силе [1].
В науке представлено множество исследований в области формирования у молодежи ценностных ориентаций, отрицательного отношения к различным видам пагубных привычек, основ антитеррористического воспитания, формирования поведенческих умений и навыков в социально опасных ситуациях и др. (Э.Ф. Зеер, Р.И. Айзман, Э.М. Казин, З.И. Тюмасева, Л.С. Шилова, И.Н. Ананьев и др.). Однако вопрос формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья, в том числе на уровне высшего образования, остается сегодня особо актуальным.
Ключевым термином рассматриваемого вопроса является «здоровье». С учетом того что социально разрушающие провокации современного общества влияют на ценностно-смысловую сферу человека, считаем логичным рассматривать понятие «здоровье» с точки зрения высшей общечеловеческой ценности.
Для целей самосохранения здоровья важно, чтобы ценность здоровья для человека стала действующим элементом личности и основой здоровьесберегающей деятельности.
С позиции представленной проблемы социально значимые навыки самосохранения здоровья рассматриваются как устойчивое личностное образование, основанное на: знаниях в области противодействия социально разрушающим провокациям; эмоциональном восприятии, характеризующемся ценностным отношением к своему здоровью и умением распознавать социальные риски; готовности личности избегать социально разрушающие провокации.
На основе данного определения выявлены критерии формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья: ценностно-смысловой (осознание ценности здоровья), когнитивный (сформированность уровня представлений о проблеме социально разрушающих провокаций современного общества), деятельностно-регулятивный (сформированность умений распознавать и избегать социально разрушающие провокации), поведенческий (сформированность уровня социально позитивного поведения).
Для организации педагогического процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи целесообразно применить положения системного, деятельностного, информационно-средового и аксиологического подходов. Взаимосвязь выделенных подходов определяет уровни методологии: общенаучные подходы – системный и деятельностный; информационно-средовой подход определяет комплексное влияние на воспитательный процесс; аксиологический подход обеспечивает характеристику содержания процесса формирования личности [2]. Педагогические подходы указанной выборки определили общедидактические (диалогичности, гуманистической направленности воспитания, самоизменения личности студента в процессе воспитания) и методические (многомерности, непрерывности информационных потоков, приоритетности информационно-коммуникативных методов) принципы организации педагогического процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи.
Принцип многомерности, в рамках которого обеспечивается: соответствие развития студента в области здоровьесбережения ускоренному информационному развитию общества за счет внедрения информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс; системной интеграцией виртуального опыта противодействия социально разрушающим провокациям в ситуации реального столкновения с ними; многообразием социально ориентированных и информационных взаимодействий с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Принцип взаимодействия обеспечивается управлением воспитательного процесса по формированию у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья, что предполагает регулирование информационных потоков, обработку данных и использование алгоритмов принятия решений. Указанный процесс регулирует модератор, которым является преподаватель.
Принцип приоритетности активных информационно-коммуникативных методов обеспечивает возможность освоения студентами новых форм работы с информацией по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья.
Интенсивный рост информационных потоков в современном обществе требует пересмотра методов воспитания в системе высшего образования. Для реализации процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи предлагается организовать реально-виртуальную воспитательную среду вуза, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, обеспечивающая коммуникационное взаимодействие субъектов воспитательной системы и способствующая интеграции этих навыков в реальной жизни. Виртуально-реальный компонент среды вуза – это, прежде всего, методы и средства воспитательного взаимодействия [3].
Учитывая положения информационно-средового подхода, воспитательная реально-виртуальная среда вуза включает объектную, функциональную и субъектную составляющие.
Объектная составляющая заключается в целенаправленном наполнении реально-виртуальной воспитательной среды вуза средствами и методами, направленными на формирование у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья. Воспитательная деятельность по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья обеспечивается: в виртуальном компоненте такими информационными ресурсами, как официальный сайт вуза, социальные сети, электронная почта и т.п.; в реальном компоненте – студенческими организациями, студенческим самоуправлением. Воспитательная деятельность организуется в таких формах, как лекции, беседы, форумы, тренинги, виртуальная коммуникация на базе специально созданного сообщества в социальной сети, практических упражнениях и т.п.
Функциональная составляющая заключается в обеспечении воспитательной деятельности по формированию у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья продуктивным содержанием при использовании современных информационных технологий. Содержание воспитательной деятельности определено ценностно-смысловым, когнитивным, инструментально-деятельностным и поведенческим компонентами формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья.
Субъектная составляющая определяется взаимодействием субъектов воспитательного процесса по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья. Субъектами взаимодействия являются студенты и преподаватель. Взаимодействие субъектов обеспечивается активным включением в воспитательный процесс на основе субъект-субъектных отношений, что отражает: осознание личной причастности субъекта к процессу формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья; понимание воспитательной деятельности как совместной для достижения общей цели; партнерские отношения между субъектами воспитательной деятельности.
Следуя основам субъект-субъектных отношений, деятельность преподавателя и студентов основана именно на постоянном взаимодействии.
На рисунке представлена модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза, обеспечивающая процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи.
Модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза
Организация реально-виртуальной воспитательной среды вуза требует информационно-ресурсного обеспечения, что обеспечивает оптимизацию исследуемого явления за счет активизации участия студенческой молодежи в разных видах воспитательной деятельности. В первую очередь это связано с развитием материально-технического оснащения образовательного пространства вуза, что предполагает широкое использование интернет-технологий [4].
Результаты исследования
Воспитательный процесс реализуется методикой формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза.
Методика формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза обеспечена педагогическими принципами в реализации ее содержания: структуризации содержания социально значимых знаний для раскрытия базовых проблем самосохранения здоровья; углубленного изучения специфики влияния социально разрушающих провокаций современного общества; валеологизации содержания информационных блоков; интеграции виртуального опыта в реальную жизнедеятельность; постоянного обновления содержания воспитательных программ; сочетания организации творчества студентов со здоровьесберегающей практикой; привлечения студентов к решению местных проблем процесса воспитания.
Процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза строится на следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к студенту как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений;
- принцип самоизменения личности в процессе воспитания под влиянием средств информационных коммуникаций направлен на подготовку студенческой молодежи к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оценивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;
- принцип диалогичности воспитания предполагает, что ценностная ориентация студенческой молодежи на самосохранение здоровья осуществляется в процессе воспитательного взаимодействия, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности.
Для определения этапов методики учитывался компонентный состав навыков самосохранения здоровья и отобранные нами методологические подходы. Этапами формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза являются информационно-познавательный, деятельностно-практический и рефлексивный.
На информационно-познавательном этапе студенты получали информацию о проблеме социально разрушающих провокаций, осознавали необходимость противодействия этим провокациям для успешной социализации и профессионального становления, развивали способности к оценке социально провокационных ситуаций и, как следствие, формировали ценностное отношение к своему здоровью.
На данном этапе могут использоваться такие методы, как обсуждение, объяснение, видеообзор, пример, тренинг и т.п. Результатом информационно-познавательного этапа становится устойчивое восприятие студентами ценности собственного здоровья, наличие мотива самосовершенствования с целью достижения успеха.
Деятельностно-практический этап направлен на углубление знаний и применение их в практических ситуациях.
Реализация деятельностно-практического этапа предусматривает широкое использование активных реальных и виртуальных методов воспитательного взаимодействия (проблемное обсуждение ситуации, онлайн-брифинг, веб-конференция, тренинги и др.). Виртуальная коммуникация субъектов воспитания осуществляется в форме чата. Чат является электронной формой опосредованного общения в режиме реального времени с помощью компьютерных средств, обладает признаками интерактивности и статусного равноправия участников коммуникации [5].
Интеграция интернет-чата в воспитательный процесс позволяет эффективно решать задачи по формированию у студенческой молодежи социально значимых навыков самосохранения здоровья: систематизировать знания по вопросам самосохранения здоровья; формировать и совершенствовать умения поиска вариантов распознавания социально разрушающей провокации; совершенствуя навыки коммуникации, формировать устойчивую позицию по здоровьесберегающей деятельности и т.п.
Задачей рефлексивного этапа является формирование навыков распознавания и избегания социально разрушающих провокаций современного общества. В рамках указанного этапа целесообразно применение таких педагогических методов взаимодействия, которые способствовали бы формированию навыков алгоритмизации действий при столкновении с социально разрушающей провокацией с целью самосохранения здоровья.
Выполнение действий по алгоритму формирует у студентов основу совершенствования умений контролировать свое поведение в ситуации социально разрушающей провокации с целью самосохранения здоровья. Алгоритм действий способствует: упорядочению полученных знаний в области самосохранения здоровья; развитию адекватного восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в ситуации выполнения определенных действий; познанию логических связей между последовательными этапами самосохранительного действия в ситуации социально разрушающей провокации; умению самостоятельно принимать решения, определяющие стратегию поведения в ситуации социально разрушающей провокации [6].
Таким методом может являться web-квест поэтапного выполнения упражнений на тему самосохранения здоровья в ситуациях социально разрушающих провокаций. Рефлексивной составляющей web-квеста может служить составление студентами алгоритма действий при столкновении с социально разрушающей провокацией.
Заключение
Воспитательный процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза позволяет систематизировать знаниевую основу студентов в области здоровьесбережения, содействует становлению самосохранительного мировоззрения, позволяет выработать у студентов умения распознавания и навыки избегания социально разрушающих провокаций современного общества.
Библиографическая ссылка
Сафронова А.Н. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ НАВЫКОВ САМОСОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНО-ВИРТУАЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28179 (дата обращения: 21.09.2024).