Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORY AND METHODS OF FORMATION OF SOCIALLY IMPORTANT SKILLS OF SELF-PRESERVATION OF HEALTH OF STUDENT YOUTH IN THE CONDITIONS OF REAL-VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Safronova A.N. 1
1 FGBOU VO "Ural State Forest Engineering University"
The problem of formation of students' socially significant skills of self-preservation of health, allowing to recognize and avoid socially destructive provocations of the modern information society, is not sufficiently covered in teaching practice. No special attention is paid to the development of educational technologies at the level of higher education, provided with real-virtual means of interaction between teachers and students, which would allow the student to form an idea of himself as a rational subject living in the spectrum of constantly changing social conditions, to instill in him the ability to compare, evaluate, analyze various social. The article substantiates the component composition of socially significant skills of self-preservation of health (cognitive, motivational-volitional, instrumental-activity, emotional). The model of real-virtual educational environment of the University as a condition of realization of pedagogical process of formation of socially significant skills of self-preservation of health of students is offered. A means of implementing this pedagogical process is a technique developed on the basis of the provisions of the system, activity, information and environmental and axiological approaches, which meets the principles of multidimensionality, continuity of information flows, priority of information and communication methods of education. The methods of specially organized educational activities at each stage of the formation of socially significant skills of self-preservation of health in a real-virtual environment of the University.
student youth
educational process of the university
real-virtual environment of the university
socially significant skills of self-preservation of health
methods of education

Преобразование современного общества выдвигает совершенно новые требования к личности молодого человека, способного адаптироваться к постоянно меняющимся условиям информационной среды. Основным ориентиром высшего образования в новых информационных условиях становится развитие личности, ориентированной на перспективу профессионального и жизненного развития. Студенчество – это отражение социальных процессов и ожиданий современного общества. Вместе с тем эта категория человечества является социально уязвимой и незащищенной перед социально разрушающими провокациями современного общества, так как не имеет необходимых жизненных навыков.

Спектр современных социально разрушающих провокаций, внедряющихся в информационное поле студентов, настолько широк, что для устойчивой их социализации высшее образование должно задавать параметры такой образовательной среды, в которой формирование социально значимых навыков самосохранения здоровья является приоритетным направлением всего образовательного процесса.

Цель исследования

Цель данной статьи - представить воспитательный подход к решению задачи формирования у студенческой молодежи социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза.

Материалы и методы исследования

К социально разрушающим провокациям современного общества можно отнести табакокурение, алкоголизацию, наркотизацию, криминализацию, активизировавшиеся в последнее время террористические религиозные формы сектантства, психологические манипуляции и др. В общем смысле социально разрушающей провокацией можно считать внешнее негативное влияние, направленное на разрушение социализации личности, подавление волевой сферы, эмоционального состояния, подчинение внешней силе [1].

В науке представлено множество исследований в области формирования у молодежи ценностных ориентаций, отрицательного отношения к различным видам пагубных привычек, основ антитеррористического воспитания, формирования поведенческих умений и навыков в социально опасных ситуациях и др. (Э.Ф. Зеер, Р.И. Айзман, Э.М. Казин, З.И. Тюмасева, Л.С. Шилова, И.Н. Ананьев и др.). Однако вопрос формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья, в том числе на уровне высшего образования, остается сегодня особо актуальным.

Ключевым термином рассматриваемого вопроса является «здоровье». С учетом того что социально разрушающие провокации современного общества влияют на ценностно-смысловую сферу человека, считаем логичным рассматривать понятие «здоровье» с точки зрения высшей общечеловеческой ценности.

Для целей самосохранения здоровья важно, чтобы ценность здоровья для человека стала действующим элементом личности и основой здоровьесберегающей деятельности.

С позиции представленной проблемы социально значимые навыки самосохранения здоровья рассматриваются как устойчивое личностное образование, основанное на: знаниях в области противодействия социально разрушающим провокациям; эмоциональном восприятии, характеризующемся ценностным отношением к своему здоровью и умением распознавать социальные риски; готовности личности избегать социально разрушающие провокации.

На основе данного определения выявлены критерии формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья: ценностно-смысловой (осознание ценности здоровья), когнитивный (сформированность уровня представлений о проблеме социально разрушающих провокаций современного общества), деятельностно-регулятивный (сформированность умений распознавать и избегать социально разрушающие провокации), поведенческий (сформированность уровня социально позитивного поведения).

Для организации педагогического процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи целесообразно применить положения системного, деятельностного, информационно-средового и аксиологического подходов. Взаимосвязь выделенных подходов определяет уровни методологии: общенаучные подходы – системный и деятельностный; информационно-средовой подход определяет комплексное влияние на воспитательный процесс; аксиологический подход обеспечивает характеристику содержания процесса формирования личности [2]. Педагогические подходы указанной выборки определили общедидактические (диалогичности, гуманистической направленности воспитания, самоизменения личности студента в процессе воспитания) и методические (многомерности, непрерывности информационных потоков, приоритетности информационно-коммуникативных методов) принципы организации педагогического процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи.

Принцип многомерности, в рамках которого обеспечивается: соответствие развития студента в области здоровьесбережения ускоренному информационному развитию общества за счет внедрения информационно-коммуникативных технологий в воспитательный процесс; системной интеграцией виртуального опыта противодействия социально разрушающим провокациям в ситуации реального столкновения с ними; многообразием социально ориентированных и информационных взаимодействий с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Принцип взаимодействия обеспечивается управлением воспитательного процесса по формированию у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья, что предполагает регулирование информационных потоков, обработку данных и использование алгоритмов принятия решений. Указанный процесс регулирует модератор, которым является преподаватель.

Принцип приоритетности активных информационно-коммуникативных методов обеспечивает возможность освоения студентами новых форм работы с информацией по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья.

Интенсивный рост информационных потоков в современном обществе требует пересмотра методов воспитания в системе высшего образования. Для реализации процесса формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи предлагается организовать реально-виртуальную воспитательную среду вуза, динамическим компонентом которой яв­ляется виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, обеспечивающая коммуникационное взаимодействие субъектов воспитательной системы и способствующая интеграции этих навыков в реальной жизни. Виртуально-реальный компонент среды вуза – это, прежде всего, методы и средства воспитательного взаимодействия [3].

Учитывая положения информационно-средового подхода, воспитательная реально-виртуальная среда вуза включает объектную, функциональную и субъектную составляющие.

Объектная составляющая заключается в целенаправленном наполнении реально-виртуальной воспитательной среды вуза средствами и методами, направленными на формирование у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья. Воспитательная деятельность по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья обеспечивается: в виртуальном компоненте такими информационными ресурсами, как официальный сайт вуза, социальные сети, электронная почта и т.п.; в реальном компоненте – студенческими организациями, студенческим самоуправлением. Воспитательная деятельность организуется в таких формах, как лекции, беседы, форумы, тренинги, виртуальная коммуникация на базе специально созданного сообщества в социальной сети, практических упражнениях и т.п.

Функциональная составляющая заключается в обеспечении воспитательной деятельности по формированию у студентов социально значимых навыков самосохранения здоровья продуктивным содержанием при использовании современных информационных технологий. Содержание воспитательной деятельности определено ценностно-смысловым, когнитивным, инструментально-деятельностным и поведенческим компонентами формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья.

Субъектная составляющая определяется взаимодействием субъектов воспитательного процесса по формированию социально значимых навыков самосохранения здоровья. Субъектами взаимодействия являются студенты и преподаватель. Взаимодействие субъектов обеспечивается активным включением в воспитательный процесс на основе субъект-субъектных отношений, что отражает: осознание личной причастности субъекта к процессу формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья; понимание воспитательной деятельности как совместной для достижения общей цели; партнерские отношения между субъектами воспитательной деятельности.

Следуя основам субъект-субъектных отношений, деятельность преподавателя и студентов основана именно на постоянном взаимодействии.

На рисунке представлена модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза, обеспечивающая процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи.

Модель реально-виртуальной воспитательной среды вуза

Организация реально-виртуальной воспитательной среды вуза требует информационно-ресурсного обеспечения, что обеспечивает оптимизацию исследуемого явления за счет активизации участия студенческой молодежи в разных видах воспитательной деятельности. В первую очередь это связано с развитием материально-технического оснащения образовательного пространства вуза, что предполагает широкое использование интернет-технологий [4].

Результаты исследования

Воспитательный процесс реализуется методикой формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза.

Методика формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза обеспечена педагогическими принципами в реализации ее содержания: структуризации содержания социально значимых знаний для раскрытия базовых проблем самосохранения здоровья; углубленного изучения специфики влияния социально разрушающих провокаций современного общества; валеологизации содержания информационных блоков; интеграции виртуального опыта в реальную жизнедеятельность; постоянного обновления содержания воспитательных программ; сочетания организации творчества студентов со здоровьесберегающей практикой; привлечения студентов к решению местных проблем процесса воспитания.

Процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза строится на следующих принципах:

- принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к студенту как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений;

- принцип самоизменения личности в процессе воспитания под влиянием средств информационных коммуникаций направлен на подготовку студенческой молодежи к жизни в современных инфор­мационных условиях, к восприятию информации (научить чело­века понимать ее - «декодировать» сообщения, критически оце­нивать их качество), осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств;

- принцип диалогичности воспитания предполагает, что ценностная ориентация студенческой молодежи на самосохранение здоровья осуществляется в процессе воспитательного взаимодействия, содержанием которо­го являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональны­ми, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также со­вместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности.

Для определения этапов методики учитывался компонентный состав навыков самосохранения здоровья и отобранные нами методологические подходы. Этапами формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза являются информационно-познавательный, деятельностно-практический и рефлексивный.

На информационно-познавательном этапе студенты получали информацию о проблеме социально разрушающих провокаций, осознавали необходимость противодействия этим провокациям для успешной социализации и профессионального становления, развивали способности к оценке социально провокационных ситуаций и, как следствие, формировали ценностное отношение к своему здоровью.

На данном этапе могут использоваться такие методы, как обсуждение, объяснение, видеообзор, пример, тренинг и т.п. Результатом информационно-познавательного этапа становится устойчивое восприятие студентами ценности собственного здоровья, наличие мотива самосовершенствования с целью достижения успеха.

Деятельностно-практический этап направлен на углубление знаний и применение их в практических ситуациях.

Реализация деятельностно-практического этапа предусматривает широкое использование активных реальных и виртуальных методов воспитательного взаимодействия (проблемное обсуждение ситуации, онлайн-брифинг, веб-конференция, тренинги и др.). Виртуальная коммуникация субъектов воспитания осуществляется в форме чата. Чат является электронной формой опосредованного общения в режиме реального времени с помощью компьютерных средств, обладает признаками интерактивности и статусного равноправия участников коммуникации [5].

Интеграция интернет-чата в воспитательный процесс позволяет эффективно решать задачи по формированию у студенческой молодежи социально значимых навыков самосохранения здоровья: систематизировать знания по вопросам самосохранения здоровья; формировать и совершенствовать умения поиска вариантов распознавания социально разрушающей провокации; совершенствуя навыки коммуникации, формировать устойчивую позицию по здоровьесберегающей деятельности и т.п.

Задачей рефлексивного этапа является формирование навыков распознавания и избегания социально разрушающих провокаций современного общества. В рамках указанного этапа целесообразно применение таких педагогических методов взаимодействия, которые способствовали бы формированию навыков алгоритмизации действий при столкновении с социально разрушающей провокацией с целью самосохранения здоровья.

Выполнение действий по алгоритму формирует у студентов основу совершенствования умений контролировать свое поведение в ситуации социально разрушающей провокации с целью самосохранения здоровья. Алгоритм действий способствует: упорядочению полученных знаний в области самосохранения здоровья; развитию адекватного восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в ситуации выполнения определенных действий; познанию логических связей между последовательными этапами самосохранительного действия в ситуации социально разрушающей провокации; умению самостоятельно принимать решения, определяющие стратегию поведения в ситуации социально разрушающей провокации [6].

Таким методом может являться web-квест поэтапного выполнения упражнений на тему самосохранения здоровья в ситуациях социально разрушающих провокаций. Рефлексивной составляющей web-квеста может служить составление студентами алгоритма действий при столкновении с социально разрушающей провокацией.

Заключение

Воспитательный процесс формирования социально значимых навыков самосохранения здоровья у студенческой молодежи средствами реально-виртуальной воспитательной среды вуза позволяет систематизировать знаниевую основу студентов в области здоровьесбережения, содействует становлению самосохранительного мировоззрения, позволяет выработать у студентов умения распознавания и навыки избегания социально разрушающих провокаций современного общества.