Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ

Никитина Э.К. 1 Любченко О.А. 1 Львова А.С. 1
1 ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет
В статье характеризуется модель подготовки вожатых к работе в современных летних оздоровительных лагерях и образовательных центрах, которые в настоящее время реализуют как основные образовательные программы, так и дополнительные. Для кадрового обеспечения основных и дополнительных образовательных программ необходимо специально подготавливать педагогических работников, способных осуществлять педагогическое сопровождение временных детских коллективов. Данная статья посвящена проблеме подготовки вожатых к педагогическому сопровождению временного детского коллектива. Особенность разработанной модели заключается в том, что педагогический отряд рассматривается как педагогическая система, обеспечивающая подготовку вожатых. Педагогический отряд проходит в своем развитии три стадии – коллективную, командную, проектную, обеспечивающую саморазвитие субъектов и педагогическое сопровождение детского отдыха, оздоровления и образования. Данная модель служит основанием проектирования образовательной программы высшего педагогического образования, направленной на формирование у студентов компетенций по педагогическому сопровождению временных детских коллективов. В статье представлена характеристика педагогического отряда как образовательной системы, обладающей целостностью и иерархическими отношениями между своими компонентами. В статье обоснованы и раскрыты направления подготовки вожатых в педагогическом отряде, создаваемом во взаимодействии университета и детского центра, которые обеспечиваются необходимыми ресурсами сетевого взаимодействия образовательных организаций и средствами базовой кафедры.
педагогический отряд
образовательная программа подготовка вожатых
технологии подготовки вожатых
студенческая инициатива
исследовательская ситуация
1. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения / Е.В. Караваева, В.А. Богословский, Д.В. Харитонов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 18. – С. 155–162.
2. Куприянов Б.В. Детские досуговые занятия двух поколений россиян (по результатам социологических исследований) / Б.В. Куприянов // Социологические исследования. – 2015. – № 11 (379). – С. 156–160.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”» [электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/(дата обращения: 10.07.2018).
4. Никитина Э.К., Коваленко О.А. Исследовательская ситуация – одно из условий формирования лидерских качеств / Э.К. Никитина, О.А. Коваленко // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 42–46.
5. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. Монография. – М.: Московский государственный областной университет, 2016. – С. 118.
6. Система поддержки инициатив студентов и молодых учителей в сфере столичного образования: монография / О.А. Любченко, А.С. Львова, Э.К. Никитина, А.П. Сухоносов, К.А. Баранников и др. // Под ред. проф. А.И. Савенкова. – М: Перо, 2015. – 132 с.
7. Реморенко И.М., Рожков А.И. Перспективы применения сетевой формы реализации образовательных программ / Журнал руководителя управления образованием. – 2015. – № 2. – С. 60–65.

Развитие современного образования идет по пути открытости и непрерывности, предоставляя разнообразные ресурсы для развития детей, в том числе в образовательных центрах и детских оздоровительных лагерях. Многообразие возможностей для развития человека, являясь социальным благом, создает определенные трудности выбора. Образовательные центры чаще всего реализуют несколько образовательных программ, придавая особую значимость дополнительным образовательным программам. В этих условиях педагогическое сопровождение детей со стороны вожатых, которые способны мотивировать детей, вовлечь в совместную деятельность, сплотить детскую группу и направить ее деятельность на социально и личностно значимые цели, приобретает особую актуальность и значимость. Приобретаемые студентами профессиональные компетенции оцениваются в деятельности по педагогическому сопровождению детей, осваивающих дополнительные образовательные программы [1]. Важно понимать, что условия для досуга и отдыха современных детей существенно изменились, увеличилось время, отводимое на образовательную деятельность, и сократилась общественно-полезная деятельность. В детских оздоровительных лагерях необходимы педагогические кадры, которые обладали бы компетенциями именно в этой работе. Развитие и социализация детей, становясь целевыми ориентирами в образовании, определяют необходимость подготовки вожатых для работы с детьми по досуговым и образовательным программам, которые реализуются в различных детских центрах и детских оздоровительных лагерях [2].

В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» определяются обобщенные трудовые функции в области воспитания, которые выполняет вожатый: 3.2. «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации», которая предполагает следующие трудовые функции: «Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений», «Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений», «Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства». Вожатый должен получить подготовку для выполнения трудовых функций и действий, ее составляющих (например, как указано в профессиональном стандарте «Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности. Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив. Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания. Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений») [3]. Педагогическое сопровождение временного детского коллектива осуществляется вожатыми педагогического отряда. Педагогический отряд представляет собой профессиональную социальную группу, направленную на решение задач педагогического сопровождения детского отдыха и досуга. Формируется педагогический отряд из студентов, получающих педагогическое образование в университете, а их подготовка осуществляется совместно с образовательными центрами, в которых они будут работать на должности вожатых. При создании педагогического отряда реализуются принципы добровольности и инициативы, запускающие процессы самоорганизации в этой образовательной системе. Такой подход позволяет использовать педагогический отряд для решения задач педагогического сопровождения детского коллектива и в то же время как среду для профессионального саморазвития студентов и профессионального взаимодействия, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций. В практической деятельности у вожатых создаются исследовательские ситуации, которые эффективно развивают их лидерские качества, позволяют вовлекать детей и подростков в разнообразную деятельность, создавать условия для социализации детей и подростков [4].

Цель исследования заключается в том, чтобы разработать модель подготовки вожатых, адекватную запросам детских образовательных центров и детских оздоровительных лагерей, осуществляющих образовательную деятельность по программам основного и дополнительного образования. Деятельность вожатого осуществляется в соответствии с задачами, которые ставит перед ним образовательная организация, реализующая собственную миссию и приоритетные направления в работе с детьми, поэтому требования, которые предъявляются к вожатым, имеют различия. Педагогическое сопровождение группы детей осуществляется в разных образовательных пространствах: детские загородные оздоровительные лагеря, образовательные центры «Артек», «Сириус», «Орлёнок», «Океан». Запрос на подготовку вожатых определяется особенностями конкретной образовательной среды и спецификой реализуемых образовательных программ, следовательно, подготовка вожатых должна базироваться на согласованных позициях участников образовательных отношений, осуществляться в профессиональной группе, которой и является педагогический отряд.

Материалы и методы исследования выбраны в соответствии с заявленной в названии проблемой. Построение теоретической модели подготовки вожатых осуществлялось на основе системного анализа опыта деятельности детских образовательных центров и летних оздоровительных лагерей. В ходе анализа использовались следующие понятия: образовательная система детского образовательного центра как множество взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостность; педагогический отряд как неделимый компонент этой целостности; структура образовательной системы и подсистемы подготовки вожатых как устойчивое фиксирование связей между элементами системы [5]. Система подготовки вожатых обеспечивается ее общими целями, содержанием и технологиями. Синергетичность подготовки представляет собой несводимость свойств системы к свойствам элементов системы, получение нового интегрированного образовательного результата, что позволяет получать новый образовательный результат (в том числе и для студентов, работающих в должности вожатого).

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим ключевые особенности деятельности этих образовательных центров, отличающие их от других детских образовательных центров. Международный детский центр «Артек» отдает приоритет в деятельности активному познавательному исследованию мира, сотрудничает с тематическими партнерами, реализует веер образовательных программ. Требования к вожатому центрируются на владении им игровыми методиками и технологиями, позволяющими вовлечь детей в активную познавательную и исследовательскую деятельность.

Образовательный центр «Сириус» работает с одаренными детьми по направлениям: спорт, наука, искусство, отдавая приоритет развитию лидерства. Образовательные программы центрируются вокруг «больших вызовов», зафиксированных в Стратегии научно-технического развития России: персонализированная медицина, современная энергетика, информационная безопасность, новое материаловедение, большие данные, беспилотный транспорт и наносистемы. Осуществляется интеграция основных и дополнительных образовательных программ. Реализуемая идея – дети живут в образовательном центре реальной производственной, научной, научно-исследовательской жизнью инноватора. Вожатый должен обладать компетенциями работы с одаренными детьми, уметь выполнять трудовые действия в работе с одаренными детьми.

Во Всероссийском детском центре «Океан» осуществляются различные виды деятельности детей, учитываются особенности учебного процесса, интегрирующего образовательные программы основного и дополнительного образования, проводятся занятия по предметам «Искусство», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». Педагогическое сопровождение детей в ФГБОУ ВДЦ «Океан» имеет ряд особенностей: дети приезжают из субъектов Российской Федерации на 21 день; они обучаются по разным программам и учебникам, учащиеся представляют собой многонациональный состав и демонстрирует разную степень владения русским языком, поэтому перед вожатым стоит ряд специфических задач, к решению которых он должен быть подготовлен. Учитывая указанную специфику, необходимо привлекать к подготовке вожатых для образовательного воспитательного центра представителей этого центра, усиливая практико-ориентированный компонент методологическими, психолого-педагогическими и научными позициями, свойственными университетскому образованию.

Модель подготовки вожатого включает в себя организационно-педагогическую среду взаимодействия образовательного центра и университета, проявленную в форме базовой кафедры, и содержание подготовки, представленное образовательными программами магистратуры и дополнительного профессионального образования. В качестве механизма моделирования выступает сетевое взаимодействие университета, базовой кафедры, образовательного центра. На первом этапе сетевого взаимодействия его продуктом становится образовательная программа подготовки вожатых с учетом условий и требований образовательного центра. Образовательная программа имеет модульную структуру. Требования к образовательным результатам сформулированы на основе интеграции требований профессионального стандарта и компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Для организационного обеспечения условий реализации образовательных программ создается новая структура – базовая кафедра, которая призвана интегрировать требования определенной образовательной среды детского центра и требования к образовательным результатам по программам высшего педагогического образования.

Базовая кафедра как организационно-педагогическая среда подготовки вожатых интегрирует теоретическую подготовку, реализуемую силами научно-педагогических кадров университета, и практическую деятельность, организуемую силами педагогических работников образовательных центров. На основе базовой кафедры создается педагогический отряд, в который на добровольных началах принимаются студенты педагогического вуза.

Педагогический отряд как образовательная система проходит в своем развитии три стадии: коллективную, командную, проектную. Коллективная стадия развития педагогического отряда соответствует подготовительному этапу, осуществляемому на базе университета с привлечением для экспертизы в качестве работодателей представителей детских образовательных центров. На этой стадии реализуются программы бакалавриата и магистратуры с включением дополнительной образовательной программы «Школа вожатых». Командная стадия реализуется на базах детских образовательных центров, включает в себя работу по согласованию организационных процессов с целью оптимизации необходимых для подготовки вожатых ресурсов и достижения эффективности подготовки вожатых в соответствии с запросами работодателей. Часто создание педагогического отряда становится результатом студенческой инициативы, когда возможность совершенствования студентами своих профессиональных компетенций сопрягается со стремлением выстроить профессиональную карьеру, найти место работы [6].

В настоящее время педагогический отряд представляет собой образовательную систему, обладающую целостностью и иерархическими отношениями между своими компонентами, направленную на достижение цели социально-педагогического сопровождения детского отдыха, содействие развитию детского общественного движения.

Взаимодействие подразделений университета и базовой кафедры в подготовке вожатых

Модель подготовки вожатых включает в себя пять компонентов: фиксация запроса на подготовку вожатого, целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы, формирование технологии подготовки вожатых в педагогическом отряде, осуществление теоретической и практической подготовки вожатых, оценка результата и рефлексия теоретической подготовки и способности самостоятельно решать профессиональные задачи (рисунок).

Фиксация запроса на подготовку вожатых осуществляется путем заключения договора о сетевом взаимодействии между университетом и образовательным (воспитательным) центром, детским оздоровительным лагерем. Потребность в новых кадрах, обладающих активностью, инициативностью, направленностью на педагогическую деятельность и владеющих современными способами оздоровления, образования, организации досуга, фиксируется в требованиях к модели подготовки и укладывается в формат образовательной программы.

Целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы осуществляются на базе университета, после чего согласуются с базовой кафедрой и образовательным (воспитательным) центром. На этом этапе профессиональные компетенции, заданные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, соотносятся с требованиями профессионального стандарта вожатого и оформляются в качестве образовательного результата, который должны будут продемонстрировать выпускники образовательной программы. Для этого создается проектировочный коллектив, включающий представителей университета и образовательного центра, который в дальнейшем станет основой для создания базовой кафедры, функционирующей на базе детского образовательного (воспитательного) центра. После того как запрос на подготовку вожатых оформлен и создан проектировочный коллектив, задается технология подготовки вожатых в педагогическом отряде. Планирует и реализует выбранную технологию объединенный коллектив базовой кафедры. Подготовка вожатых осуществляется силами научно-педагогических работников университета и педагогов базовой кафедры. Осуществляют диагностику и мониторинг эффективности подготовки научно-педагогические кадры университета, предоставляя научно обоснованную информацию для развития подготовки и коррекции выявленных отклонений от заданной модели. Вожатые осуществляют рефлексию и самооценку подготовленности к деятельности вожатого.

Выводы. Данная модель подготовки вожатых внедрена в образовательный процесс АОУ ВО МГПУ и МДЦ «Артек». Институт педагогики и психологии образования организовал в МДЦ «Артек» базовую кафедру, на которой с 2016 по 2018 годы прошли подготовку 45 вожатых, успешно работающих в образовательном центре, в настоящее время осуществляется их подготовка по программе магистратуры.

Для детских образовательных центров и летних оздоровительных лагерей, которые нуждаются в кадрах вожатых, создается кадровый ресурс вожатых, организационной базой служит площадка университета. В группе образовательных организаций выбирается базовая, которая определяет в качестве объекта проектирования образовательную программу, анализирует необходимое обеспечение программы, руководит проектированием и служит площадкой для апробации образовательной программы.

В образовательные программы университета (по консолидированному решению) включается модуль, направленный на подготовку вожатых, проектируется отдельная образовательная программа дополнительного образования, обеспечивающая подготовку вожатых для образовательных центров и детских оздоровительных лагерей, участвующих в сетевом взаимодействии. Эта программа утверждается всеми участниками сетевого взаимодействия. Базовая кафедра и научно-педагогические работники университета по договору с другими организациями реализуют данный модуль с использованием дистанционных образовательных технологии?, а также организуют проектную деятельность студентов, проводят аттестацию и выдают документ, подтверждающий освоение модуля или программы дополнительного образования. Указанная деятельность требует материально-технических, кадровых и научно-методических ресурсов, требования к которым содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.

Базируясь на разработанных принципах высшего образования и содержании сетевого взаимодействия в сфере подготовки педагогических кадров, мы экстраполировали эти положения в область подготовки вожатых для оптимизации ее ресурсного обеспечения. Свободное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательной сети обеспечивают обмен актуальной информацией и знаниями для более эффективной подготовки вожатых. Особенности коммуникации, контракты, договоры о сотрудничестве получили свою апробацию в продуктивном сотрудничестве МГПУ и детских образовательных центров. Согласованность целей, совместные проекты становятся актуальной перспективой ресурсного развития сетевого взаимодействия университета и детских образовательных центров, когда под запрос образовательного центра проектируется образовательная программа магистерской подготовки [7].

Разрабатываемая модель подготовки является основанием для проектирования образовательных программ по направлению «Педагогическое образование». Один из модулей основной образовательной программы высшего образования формируется с участием представителей детских образовательных центров с учетом требований, высказываемых руководителями летних оздоровительных лагерей, реализуется на базах детских образовательных центров силами педагогических работников базовых кафедр.


Библиографическая ссылка

Никитина Э.К., Любченко О.А., Львова А.С. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТЫХ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27937 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674