Развитие современного образования идет по пути открытости и непрерывности, предоставляя разнообразные ресурсы для развития детей, в том числе в образовательных центрах и детских оздоровительных лагерях. Многообразие возможностей для развития человека, являясь социальным благом, создает определенные трудности выбора. Образовательные центры чаще всего реализуют несколько образовательных программ, придавая особую значимость дополнительным образовательным программам. В этих условиях педагогическое сопровождение детей со стороны вожатых, которые способны мотивировать детей, вовлечь в совместную деятельность, сплотить детскую группу и направить ее деятельность на социально и личностно значимые цели, приобретает особую актуальность и значимость. Приобретаемые студентами профессиональные компетенции оцениваются в деятельности по педагогическому сопровождению детей, осваивающих дополнительные образовательные программы [1]. Важно понимать, что условия для досуга и отдыха современных детей существенно изменились, увеличилось время, отводимое на образовательную деятельность, и сократилась общественно-полезная деятельность. В детских оздоровительных лагерях необходимы педагогические кадры, которые обладали бы компетенциями именно в этой работе. Развитие и социализация детей, становясь целевыми ориентирами в образовании, определяют необходимость подготовки вожатых для работы с детьми по досуговым и образовательным программам, которые реализуются в различных детских центрах и детских оздоровительных лагерях [2].
В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» определяются обобщенные трудовые функции в области воспитания, которые выполняет вожатый: 3.2. «Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации», которая предполагает следующие трудовые функции: «Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений», «Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений», «Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства». Вожатый должен получить подготовку для выполнения трудовых функций и действий, ее составляющих (например, как указано в профессиональном стандарте «Организация участия педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании содержания совместной деятельности. Педагогическое стимулирование детских социальных инициатив. Определение педагогических средств развития самоуправления обучающихся совместно с другими субъектами воспитания. Организационно-педагогическая поддержка самоорганизации обучающихся, их инициатив по созданию общественных объединений») [3]. Педагогическое сопровождение временного детского коллектива осуществляется вожатыми педагогического отряда. Педагогический отряд представляет собой профессиональную социальную группу, направленную на решение задач педагогического сопровождения детского отдыха и досуга. Формируется педагогический отряд из студентов, получающих педагогическое образование в университете, а их подготовка осуществляется совместно с образовательными центрами, в которых они будут работать на должности вожатых. При создании педагогического отряда реализуются принципы добровольности и инициативы, запускающие процессы самоорганизации в этой образовательной системе. Такой подход позволяет использовать педагогический отряд для решения задач педагогического сопровождения детского коллектива и в то же время как среду для профессионального саморазвития студентов и профессионального взаимодействия, обеспечивающего формирование профессиональных компетенций. В практической деятельности у вожатых создаются исследовательские ситуации, которые эффективно развивают их лидерские качества, позволяют вовлекать детей и подростков в разнообразную деятельность, создавать условия для социализации детей и подростков [4].
Цель исследования заключается в том, чтобы разработать модель подготовки вожатых, адекватную запросам детских образовательных центров и детских оздоровительных лагерей, осуществляющих образовательную деятельность по программам основного и дополнительного образования. Деятельность вожатого осуществляется в соответствии с задачами, которые ставит перед ним образовательная организация, реализующая собственную миссию и приоритетные направления в работе с детьми, поэтому требования, которые предъявляются к вожатым, имеют различия. Педагогическое сопровождение группы детей осуществляется в разных образовательных пространствах: детские загородные оздоровительные лагеря, образовательные центры «Артек», «Сириус», «Орлёнок», «Океан». Запрос на подготовку вожатых определяется особенностями конкретной образовательной среды и спецификой реализуемых образовательных программ, следовательно, подготовка вожатых должна базироваться на согласованных позициях участников образовательных отношений, осуществляться в профессиональной группе, которой и является педагогический отряд.
Материалы и методы исследования выбраны в соответствии с заявленной в названии проблемой. Построение теоретической модели подготовки вожатых осуществлялось на основе системного анализа опыта деятельности детских образовательных центров и летних оздоровительных лагерей. В ходе анализа использовались следующие понятия: образовательная система детского образовательного центра как множество взаимосвязанных элементов, представляющих собой целостность; педагогический отряд как неделимый компонент этой целостности; структура образовательной системы и подсистемы подготовки вожатых как устойчивое фиксирование связей между элементами системы [5]. Система подготовки вожатых обеспечивается ее общими целями, содержанием и технологиями. Синергетичность подготовки представляет собой несводимость свойств системы к свойствам элементов системы, получение нового интегрированного образовательного результата, что позволяет получать новый образовательный результат (в том числе и для студентов, работающих в должности вожатого).
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим ключевые особенности деятельности этих образовательных центров, отличающие их от других детских образовательных центров. Международный детский центр «Артек» отдает приоритет в деятельности активному познавательному исследованию мира, сотрудничает с тематическими партнерами, реализует веер образовательных программ. Требования к вожатому центрируются на владении им игровыми методиками и технологиями, позволяющими вовлечь детей в активную познавательную и исследовательскую деятельность.
Образовательный центр «Сириус» работает с одаренными детьми по направлениям: спорт, наука, искусство, отдавая приоритет развитию лидерства. Образовательные программы центрируются вокруг «больших вызовов», зафиксированных в Стратегии научно-технического развития России: персонализированная медицина, современная энергетика, информационная безопасность, новое материаловедение, большие данные, беспилотный транспорт и наносистемы. Осуществляется интеграция основных и дополнительных образовательных программ. Реализуемая идея – дети живут в образовательном центре реальной производственной, научной, научно-исследовательской жизнью инноватора. Вожатый должен обладать компетенциями работы с одаренными детьми, уметь выполнять трудовые действия в работе с одаренными детьми.
Во Всероссийском детском центре «Океан» осуществляются различные виды деятельности детей, учитываются особенности учебного процесса, интегрирующего образовательные программы основного и дополнительного образования, проводятся занятия по предметам «Искусство», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура». Педагогическое сопровождение детей в ФГБОУ ВДЦ «Океан» имеет ряд особенностей: дети приезжают из субъектов Российской Федерации на 21 день; они обучаются по разным программам и учебникам, учащиеся представляют собой многонациональный состав и демонстрирует разную степень владения русским языком, поэтому перед вожатым стоит ряд специфических задач, к решению которых он должен быть подготовлен. Учитывая указанную специфику, необходимо привлекать к подготовке вожатых для образовательного воспитательного центра представителей этого центра, усиливая практико-ориентированный компонент методологическими, психолого-педагогическими и научными позициями, свойственными университетскому образованию.
Модель подготовки вожатого включает в себя организационно-педагогическую среду взаимодействия образовательного центра и университета, проявленную в форме базовой кафедры, и содержание подготовки, представленное образовательными программами магистратуры и дополнительного профессионального образования. В качестве механизма моделирования выступает сетевое взаимодействие университета, базовой кафедры, образовательного центра. На первом этапе сетевого взаимодействия его продуктом становится образовательная программа подготовки вожатых с учетом условий и требований образовательного центра. Образовательная программа имеет модульную структуру. Требования к образовательным результатам сформулированы на основе интеграции требований профессионального стандарта и компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. Для организационного обеспечения условий реализации образовательных программ создается новая структура – базовая кафедра, которая призвана интегрировать требования определенной образовательной среды детского центра и требования к образовательным результатам по программам высшего педагогического образования.
Базовая кафедра как организационно-педагогическая среда подготовки вожатых интегрирует теоретическую подготовку, реализуемую силами научно-педагогических кадров университета, и практическую деятельность, организуемую силами педагогических работников образовательных центров. На основе базовой кафедры создается педагогический отряд, в который на добровольных началах принимаются студенты педагогического вуза.
Педагогический отряд как образовательная система проходит в своем развитии три стадии: коллективную, командную, проектную. Коллективная стадия развития педагогического отряда соответствует подготовительному этапу, осуществляемому на базе университета с привлечением для экспертизы в качестве работодателей представителей детских образовательных центров. На этой стадии реализуются программы бакалавриата и магистратуры с включением дополнительной образовательной программы «Школа вожатых». Командная стадия реализуется на базах детских образовательных центров, включает в себя работу по согласованию организационных процессов с целью оптимизации необходимых для подготовки вожатых ресурсов и достижения эффективности подготовки вожатых в соответствии с запросами работодателей. Часто создание педагогического отряда становится результатом студенческой инициативы, когда возможность совершенствования студентами своих профессиональных компетенций сопрягается со стремлением выстроить профессиональную карьеру, найти место работы [6].
В настоящее время педагогический отряд представляет собой образовательную систему, обладающую целостностью и иерархическими отношениями между своими компонентами, направленную на достижение цели социально-педагогического сопровождения детского отдыха, содействие развитию детского общественного движения.
Взаимодействие подразделений университета и базовой кафедры в подготовке вожатых
Модель подготовки вожатых включает в себя пять компонентов: фиксация запроса на подготовку вожатого, целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы, формирование технологии подготовки вожатых в педагогическом отряде, осуществление теоретической и практической подготовки вожатых, оценка результата и рефлексия теоретической подготовки и способности самостоятельно решать профессиональные задачи (рисунок).
Фиксация запроса на подготовку вожатых осуществляется путем заключения договора о сетевом взаимодействии между университетом и образовательным (воспитательным) центром, детским оздоровительным лагерем. Потребность в новых кадрах, обладающих активностью, инициативностью, направленностью на педагогическую деятельность и владеющих современными способами оздоровления, образования, организации досуга, фиксируется в требованиях к модели подготовки и укладывается в формат образовательной программы.
Целеполагание и структурирование целей и задач образовательной программы осуществляются на базе университета, после чего согласуются с базовой кафедрой и образовательным (воспитательным) центром. На этом этапе профессиональные компетенции, заданные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, соотносятся с требованиями профессионального стандарта вожатого и оформляются в качестве образовательного результата, который должны будут продемонстрировать выпускники образовательной программы. Для этого создается проектировочный коллектив, включающий представителей университета и образовательного центра, который в дальнейшем станет основой для создания базовой кафедры, функционирующей на базе детского образовательного (воспитательного) центра. После того как запрос на подготовку вожатых оформлен и создан проектировочный коллектив, задается технология подготовки вожатых в педагогическом отряде. Планирует и реализует выбранную технологию объединенный коллектив базовой кафедры. Подготовка вожатых осуществляется силами научно-педагогических работников университета и педагогов базовой кафедры. Осуществляют диагностику и мониторинг эффективности подготовки научно-педагогические кадры университета, предоставляя научно обоснованную информацию для развития подготовки и коррекции выявленных отклонений от заданной модели. Вожатые осуществляют рефлексию и самооценку подготовленности к деятельности вожатого.
Выводы. Данная модель подготовки вожатых внедрена в образовательный процесс АОУ ВО МГПУ и МДЦ «Артек». Институт педагогики и психологии образования организовал в МДЦ «Артек» базовую кафедру, на которой с 2016 по 2018 годы прошли подготовку 45 вожатых, успешно работающих в образовательном центре, в настоящее время осуществляется их подготовка по программе магистратуры.
Для детских образовательных центров и летних оздоровительных лагерей, которые нуждаются в кадрах вожатых, создается кадровый ресурс вожатых, организационной базой служит площадка университета. В группе образовательных организаций выбирается базовая, которая определяет в качестве объекта проектирования образовательную программу, анализирует необходимое обеспечение программы, руководит проектированием и служит площадкой для апробации образовательной программы.
В образовательные программы университета (по консолидированному решению) включается модуль, направленный на подготовку вожатых, проектируется отдельная образовательная программа дополнительного образования, обеспечивающая подготовку вожатых для образовательных центров и детских оздоровительных лагерей, участвующих в сетевом взаимодействии. Эта программа утверждается всеми участниками сетевого взаимодействия. Базовая кафедра и научно-педагогические работники университета по договору с другими организациями реализуют данный модуль с использованием дистанционных образовательных технологии?, а также организуют проектную деятельность студентов, проводят аттестацию и выдают документ, подтверждающий освоение модуля или программы дополнительного образования. Указанная деятельность требует материально-технических, кадровых и научно-методических ресурсов, требования к которым содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования.
Базируясь на разработанных принципах высшего образования и содержании сетевого взаимодействия в сфере подготовки педагогических кадров, мы экстраполировали эти положения в область подготовки вожатых для оптимизации ее ресурсного обеспечения. Свободное взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательной сети обеспечивают обмен актуальной информацией и знаниями для более эффективной подготовки вожатых. Особенности коммуникации, контракты, договоры о сотрудничестве получили свою апробацию в продуктивном сотрудничестве МГПУ и детских образовательных центров. Согласованность целей, совместные проекты становятся актуальной перспективой ресурсного развития сетевого взаимодействия университета и детских образовательных центров, когда под запрос образовательного центра проектируется образовательная программа магистерской подготовки [7].
Разрабатываемая модель подготовки является основанием для проектирования образовательных программ по направлению «Педагогическое образование». Один из модулей основной образовательной программы высшего образования формируется с участием представителей детских образовательных центров с учетом требований, высказываемых руководителями летних оздоровительных лагерей, реализуется на базах детских образовательных центров силами педагогических работников базовых кафедр.