Актуальным в преподавании русского языка как иностранного является вопрос о том, как иноязычный социум воспринимается иностранцем, обучающимся в России, через призму его родной культуры, её ценностей (через аксиосферу). В данном случае мы рассматриваем прикладную задачу формирования толерантного отношения иностранных студентов к иноязычному социуму в южном регионе России. Это направление исследований уже частично освещалось на страницах журнала «Современные проблемы науки и образования» [1].
Проблема формирования межнациональной толерантности – одна из острых проблем современности, связанная с совместным проживанием и обучением людей разных национальностей, в особенности иностранных студентов в России и конкретно – на территории многонационального Северного Кавказа. На эту проблему обращается внимание в Постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы» как на первоочередную, что связано с «обострением межэтнической напряженности, снижением уровня толерантности в российском обществе»; решение данной проблемы видится в «формировании и развитии базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка» [2, с. 4].
Такая база данных была разработана нами в ходе выполнения гранта федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы по теме: «Разработка и реализация аксиологического подхода к преподаванию русского языка как иностранного и как неродного учащимся из ближнего зарубежья на основе цифровой экономики». Размещена база данных на предназначенном для открытого образования сайте Кубанского государственного технологического университета «Служба русского языка» [3]. База данных содержит электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОРы), представляющие общечеловеческие ценности в определённой последовательности.
Формирование межнациональной толерантности предполагает целенаправленное знакомство с новой малой родиной, затем с исторической судьбой народов, проживающих на её территории, на которую указывает А.А. Глебов [4, с. 310-311]. В ходе прохождения этих этапов приобретённый уровень знаний (информационно-логический по своей сути) формирует ценностные критерии (чувственное, эмоционально-личностное отношение к фактам чужой культуры). Появляется чувство сострадания к судьбе местного населения, понимание истоков национальной гордости. Это уже более глубокий уровень личностного общечеловеческого смысла, аксиологический, ценностный, наднациональный, на котором различается добро и зло, приемлемое и неприемлемое, что позволяет личности выстраивать систему культурно-нравственной ориентации, на основе которой избирается тип поведения в определённой ситуации.
Следующий уровень формирования толерантности осуществляется за счёт эмоционального погружения читателя в художественный текст. Проживание жизни литературных героев ведёт к усвоению общественно-исторического опыта, переживанию чувства соучастия. И это закономерно: литература призвана будить лучшие человеческие чувства, она удовлетворяет потребность в сопереживании, в психологическом соучастии событиям, даёт практику «бывания» членом определённого этноса, социума, носителем лучших образцов этнической и общечеловеческой культуры.
Эмоционально-ценностное отношение проявляется в эстетических потребностях человека, и это представлено в таблице 1.
Таблица 1
Общечеловеческие ценности и реализация эстетических потребностей личности
Название электронного образовательного ресурса, их последовательность в учебном процессе |
Эмоциональное отношение, формируемое в ходе работы с материалами ресурса |
Реализация эстетической потребности человека
|
«Люблю тебя, России южный край!» [5] |
«Вот то, чем я поистине любуюсь!» |
Потребность в эмпатии (в чувствовании) |
«Народы юга России: история, традиции и культура» [6] |
«Вот то, чему я сострадаю и чем я восхищаюсь!» |
Потребность в присвоении жизненного опыта иной социокультуры |
«Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7]; «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8] |
«Вот высшие ценности, выявившиеся во время испытаний войной и революцией, единые с ценностями моего народа!» |
Потребность в формировании ценностей и убеждений на эмоционально ёмких примерах |
Мир ценностей познаётся и принимается человеком в онтогенезе (как непрерывном психическом развитии человека), в последовательности, связанной с его личностным становлением. Поэтому ценности иной культуры оптимально представить учащимся также в онтогенезе, в той последовательности, в которой происходит процесс познания. Именно это положение показано в предшествующей таблице. С позиций онтогенеза нами выделены следующие ценности.
Доброта как ценность. Первое, что воспринимает ребёнок ценностью, это доброта (к нему и к окружающей природе), любовь и восхищение-узнавание по отношению к миру. Эти ценности мелиоративны по своей природе, они коррелируются с понятием «семья». С них начинается знакомство с новым языковым социумом, представленным в ЭОРе 1 – «Люблю тебя, России южный край!» [5].
Любовь к природе, к культуре своей страны, к окружающей среде известный философ И.А. Ильин называл интуитивной ценностью [9, с. 218]. И формирование её также проходит на интуитивном уровне: демонстрируется красота природы, облагороженный человеком мир цветов, животный мир, охрана животных человеком в заповедниках – всё это вызывает признательность и восхищение.
Дружба как ценность. Следующая ценность в онтогенезе – дружба. Понятие дружбы заложено в глубинных пластах народной памяти, передаётся как традиция, завет, обычай предков. Эта ценность коррелируется с понятиями «справедливость», «защищённость», «толерантность» (как нравственное свойство, допускающее отличие другого от себя, уважение к другому как к личности). В ЭОРе 2 «Народы юга России: история, традиции и культура» [6] данная ценность представлена в социальном плане, как дружба народов.
Для студентов из ближнего зарубежья, предки которых росли и воспитывались в едином многонациональном государстве, данная ценность более значима, чем для студентов из дальнего зарубежья. Для последних значимыми являются истории переселения народов, живших ранее на Черноморском побережье, в Азию и Европу и пр., например аланов (осетин).
Исходя из теории лингвокультуры, практики представления иноязычной культуры и культуры страны изучаемого языка, задач формирования языковой картины мира, мы не ограничиваемся представлением в ЭОРе культурных и духовных ценностей народов, населяющих Северный Кавказ, а даём возможность иностранным учащимся рассказать и о своей национальной культуре, сравнить её с этнокультурами региона, выделить среди национальных ценностей всеобщие нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте), а также утвердить их единство. Высказанное, логически и эмоционально закреплённое в сознании гуманистическое суждение об уважении к культурам разных народов позволит сформировать толерантность, которая, в свою очередь, даст возможность учащемуся уйти от выработанного историей войн национального противостояния народов, от навязываемых негативных этнических стереотипов.
Сохранение человеческого достоинства как ценность. История стран и народов отражается не только на страницах официальных учебников, но и в искусстве. И если история оперирует датами, констатациями военных побед и поражений, количеством людских потерь, то искусство обращено к человеку как к личности, к его умению (или неумению) достойно преодолевать трудности, мужественно отстаивать общечеловеческие гуманистические ценности, позволяющие называться человеком в самые трудные моменты жизни. С нелёгким выбором человека в годы Гражданской войны на Кубани знакомит ЭОР «Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7].
Художественная литература напрямую не навязывает следование мирному разрешению межнациональных конфликтов, она задаёт гуманистическую ценность и тем самым определяет выбор человека. Художники слова не ставят задачей опору на разум читателя, а рассказывают о конфликтных ситуациях с чувством глубочайшего сожаления. И в этом проявляется ценностный по своей сути принцип воспитывающего обучения, основанный на аксиологической (ценностной) составляющей литературы.
Осмысленная ценность становится для героя литературного произведения руководством к действию и одновременно с этим играет роль заразительного (ненасильственного) положительного примера для читателя.
Художественная литература предполагает сопереживание, эмоциональный отклик, соучастие к судьбе литературного героя. Мысль автора не передаётся напрямую, а ретранслируется через движения тонкого духовного мира человека, задействуется при этом чувственный уровень сознания, более древний и правдивый, чем слово, понятный для человека любой национальности.
Обучение иностранных студентов в поликультурной среде Северного Кавказа привело нас к мысли о том, что изучать русский язык нельзя в отрыве от национальной культуры носителей языка, шире – от многонациональной культуры региона. Мы знакомим иностранный контингент учащихся не только с русской литературой, но и с литературой коренного населения Кубани и Северного Кавказа. Это вызывает понимание сложности этнокультурных взаимодействий, формирует чувство сопереживания, настраивает самого индивида на развитие иной, уже не драматической картины межнациональных взаимодействий, какой она была в прошлом, а картины позитивной.
Неприятие войны, зла, жестокости как ценность. Трагические события минувшей Великой Отечественной войны живут не только в памяти народа, они нашли отражение в произведениях художественной литературы как память о великом подвиге советского народа, о людях, сумевших оценить будущее выше настоящего и заплатить за него своей жизнью. Этот период отражён в ЭОРе «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8].
У каждого народа есть литература, посвящённая войне, подвигу солдата; она формирует чувство гуманизма, гордость за малую родину. И когда иностранные студенты, обучающиеся в Краснодаре, по дороге в университет проходят мимо украшенной живыми цветами мемориальной доски на доме, где жил герой Советского Союза Петр Гаврилов, один из главных действующих лиц прочитанной ими повести С. Смирнова «Брестская крепость», они в состоянии воспринять основы менталитета россиян.
Серия последовательно используемых в обучении ЭОРов позволяет через виртуальную реальность задать начальное яркое, позитивное представление о социуме, членом которого стал иностранный студент, показать ему иерархию ключевых ценностей.
В таблице 2 представлен процесс социализации иностранных студентов за счёт формирования межнациональной толерантности на уровне актуализации ценностных критериев личности.
Таблица 2
Формирование толерантности у иностранных студентов, обучающихся на Северном Кавказе
Психолого-педагогическая основа воздействия при формировании толерантности |
Актуализация общечеловеческих ценностей |
Направление формирования толерантности |
Учёт того, что в основе сближения контактируемых культур лежит позитивная оценка предлагаемых реалий, общечеловеческое чувство прекрасного, положительные эмоции, сопереживание чувства восторга при восприятии красот природы |
Доброта как ценность (ЭОР «Люблю тебя, России южный край!» [5]) |
Социокультур-ное и страноведческое направления |
Формирование условий для проявления общечеловеческих эмоций восхищения древней культурой, романтическими легендами народов, а также условий для проявления эмоции сожаления, сочувствия, соучастия по отношению к тяжёлой исторической судьбе народов, формирование чувства солидарности, обеспечение действия механизма социализации, т.е. «присвоения» личностью героического опыта человека другой национальности |
Дружба как ценность (ЭОР «Народы юга России: история, традиции и культура» [6]) |
Этносоциоло-гическое направление |
Актуализация функции «заразительности эмоций», реализуемая в художественной литературе и позволяющая читателю увидеть социальную реальность глазами литературных героев, в преломлении их чувств, соучаствовать в их переживаниях, сострадать их невзгодам, т.е. понять, что глубинные ценности (такие как стремление к любви, миру, взаимопониманию) едины в этическом самосознании всех народов |
Сохранение человеческого достоинства, неприятие войны, зла, жестокости («Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7]; «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8]) |
Литературно-художественное направление |
Как можно видеть, формирование межнациональной толерантности требует междисциплинарного подхода (сочетание аксиологии, психологии, страноведения, этносоциологии, истории, языка и литературы), а также выделения в принимаемой индивидом иноязычной культуре общечеловеческих ценностей, не противоречащих его национальной культуре.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык».
Библиографическая ссылка
Гордиенко О.А., Зиньковская В.Е. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ С ОПОРОЙ НА БАЗОВЫЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ (К ВОПРОСУ ОБ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27549 (дата обращения: 18.02.2025).