Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF ETHNIC TOLERANCE BASED ON BASIC HUMAN VALUES (TO THE QUESTION ABOUT THE AXIOLOGICAL ORIENTATION OF FOREIGN STUDENTS STUDYING IN RUSSIA)

Gordienko O.A. 1 Zinkovskaya V.E. 1
1 Kuban State Technological University
It is suggested that the basic universal values existing in each national culture can bring people of different nationalities together. At the heart of the rapprochement of the cultures in contact is a universal sense of beauty, positive emotions, empathy feelings of delight in the perception of the beauty of nature. Man is peculiar to show emotions of regret, sympathy, complicity in relation to the difficult historical fate of the peoples, he has a need to empathize with the display of courage and nobility, sympathy and protection, joy of successful cooperation. "Contagious emotions", implemented in the literature, allows us to see social reality through the eyes of literary characters presented in the literary works of other people, to see the commonality in respect of their feelings, to understand that core values (such as desire for peace, understanding, friendship and kindness, human dignity, rejection of evil and war) contribute to the mutual understanding of peoples, allow you to blur the ethno-cultural differences. The following topics are directly analyzed: the history of the settlement of the North Caucasus, the Civil and great Patriotic war in the South of Russia, the efforts of our contemporaries to protect the unique natural monuments in the territory of Kuban. Directions of tolerance formation, their realization in the electronic grants placed on the website of open education of the Kuban state technological University and intended for the foreign students studying in the South of Russia are described.
Russian as a foreign language
fiction
inter-ethnic tolerance
axiology
value
an aesthetic need
the North Caucasus
the kuban

Актуальным в преподавании русского языка как иностранного является вопрос о том, как иноязычный социум воспринимается иностранцем, обучающимся в России, через призму его родной культуры, её ценностей (через аксиосферу). В данном случае мы рассматриваем прикладную задачу формирования толерантного отношения иностранных студентов к иноязычному социуму в южном регионе России. Это направление исследований уже частично освещалось на страницах журнала «Современные проблемы науки и образования» [1].

Проблема формирования межнациональной толерантности – одна из острых проблем современности, связанная с совместным проживанием и обучением людей разных национальностей, в особенности иностранных студентов в России и конкретно – на территории многонационального Северного Кавказа. На эту проблему обращается внимание в Постановлении Правительства РФ «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы» как на первоочередную, что связано с «обострением межэтнической напряженности, снижением уровня толерантности в российском обществе»; решение данной проблемы видится в «формировании и развитии базы данных, структурированной по ключевым позициям, отражающим потребности и возможности в сфере функционирования, изучения и преподавания русского языка» [2, с. 4].

Такая база данных была разработана нами в ходе выполнения гранта федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы по теме: «Разработка и реализация аксиологического подхода к преподаванию русского языка как иностранного и как неродного учащимся из ближнего зарубежья на основе цифровой экономики». Размещена база данных на предназначенном для открытого образования сайте Кубанского государственного технологического университета «Служба русского языка» [3]. База данных содержит электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОРы), представляющие общечеловеческие ценности в определённой последовательности.

Формирование межнациональной толерантности предполагает целенаправленное знакомство с новой малой родиной, затем с исторической судьбой народов, проживающих на её территории, на которую указывает А.А. Глебов [4, с. 310-311]. В ходе прохождения этих этапов приобретённый уровень знаний (информационно-логический по своей сути) формирует ценностные критерии (чувственное, эмоционально-личностное отношение к фактам чужой культуры). Появляется чувство сострадания к судьбе местного населения, понимание истоков национальной гордости. Это уже более глубокий уровень личностного общечеловеческого смысла, аксиологический, ценностный, наднациональный, на котором различается добро и зло, приемлемое и неприемлемое, что позволяет личности выстраивать систему культурно-нравственной ориентации, на основе которой избирается тип поведения в определённой ситуации.

Следующий уровень формирования толерантности осуществляется за счёт эмоционального погружения читателя в художественный текст. Проживание жизни литературных героев ведёт к усвоению общественно-исторического опыта, переживанию чувства соучастия. И это закономерно: литература призвана будить лучшие человеческие чувства, она удовлетворяет потребность в сопереживании, в психологическом соучастии событиям, даёт практику «бывания» членом определённого этноса, социума, носителем лучших образцов этнической и общечеловеческой культуры.

Эмоционально-ценностное отношение проявляется в эстетических потребностях человека, и это представлено в таблице 1.

Таблица 1

Общечеловеческие ценности и реализация эстетических потребностей личности

Название электронного образовательного ресурса, их последовательность в учебном процессе

Эмоциональное отношение, формируемое в ходе работы с материалами ресурса

Реализация эстетической потребности человека

 

«Люблю тебя, России южный край!» [5]

«Вот то, чем я поистине любуюсь!»

Потребность в эмпатии (в чувствовании)

«Народы юга России: история, традиции и культура» [6]

«Вот то, чему я сострадаю и чем я восхищаюсь!»

Потребность в присвоении жизненного опыта иной социокультуры

«Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7]; «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8]

«Вот высшие ценности, выявившиеся во время испытаний войной и революцией, единые с ценностями моего народа!»

Потребность в формировании ценностей и убеждений на эмоционально ёмких примерах

 

Мир ценностей познаётся и принимается человеком в онтогенезе (как непрерывном психическом развитии человека), в последовательности, связанной с его личностным становлением. Поэтому ценности иной культуры оптимально представить учащимся также в онтогенезе, в той последовательности, в которой происходит процесс познания. Именно это положение показано в предшествующей таблице. С позиций онтогенеза нами выделены следующие ценности.

Доброта как ценность. Первое, что воспринимает ребёнок ценностью, это доброта (к нему и к окружающей природе), любовь и восхищение-узнавание по отношению к миру. Эти ценности мелиоративны по своей природе, они коррелируются с понятием «семья». С них начинается знакомство с новым языковым социумом, представленным в ЭОРе 1 – «Люблю тебя, России южный край!» [5].

Любовь к природе, к культуре своей страны, к окружающей среде известный философ И.А. Ильин называл интуитивной ценностью [9, с. 218]. И формирование её также проходит на интуитивном уровне: демонстрируется красота природы, облагороженный человеком мир цветов, животный мир, охрана животных человеком в заповедниках – всё это вызывает признательность и восхищение.

Дружба как ценность. Следующая ценность в онтогенезе – дружба. Понятие дружбы заложено в глубинных пластах народной памяти, передаётся как традиция, завет, обычай предков. Эта ценность коррелируется с понятиями «справедливость», «защищённость», «толерантность» (как нравственное свойство, допускающее отличие другого от себя, уважение к другому как к личности). В ЭОРе 2 «Народы юга России: история, традиции и культура» [6] данная ценность представлена в социальном плане, как дружба народов.

Для студентов из ближнего зарубежья, предки которых росли и воспитывались в едином многонациональном государстве, данная ценность более значима, чем для студентов из дальнего зарубежья. Для последних значимыми являются истории переселения народов, живших ранее на Черноморском побережье, в Азию и Европу и пр., например аланов (осетин).

Исходя из теории лингвокультуры, практики представления иноязычной культуры и культуры страны изучаемого языка, задач формирования языковой картины мира, мы не ограничиваемся представлением в ЭОРе культурных и духовных ценностей народов, населяющих Северный Кавказ, а даём возможность иностранным учащимся рассказать и о своей национальной культуре, сравнить её с этнокультурами региона, выделить среди национальных ценностей всеобщие нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте), а также утвердить их единство. Высказанное, логически и эмоционально закреплённое в сознании гуманистическое суждение об уважении к культурам разных народов позволит сформировать толерантность, которая, в свою очередь, даст возможность учащемуся уйти от выработанного историей войн национального противостояния народов, от навязываемых негативных этнических стереотипов.

Сохранение человеческого достоинства как ценность. История стран и народов отражается не только на страницах официальных учебников, но и в искусстве. И если история оперирует датами, констатациями военных побед и поражений, количеством людских потерь, то искусство обращено к человеку как к личности, к его умению (или неумению) достойно преодолевать трудности, мужественно отстаивать общечеловеческие гуманистические ценности, позволяющие называться человеком в самые трудные моменты жизни. С нелёгким выбором человека в годы Гражданской войны на Кубани знакомит ЭОР «Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7].

Художественная литература напрямую не навязывает следование мирному разрешению межнациональных конфликтов, она задаёт гуманистическую ценность и тем самым определяет выбор человека. Художники слова не ставят задачей опору на разум читателя, а рассказывают о конфликтных ситуациях с чувством глубочайшего сожаления. И в этом проявляется ценностный по своей сути принцип воспитывающего обучения, основанный на аксиологической (ценностной) составляющей литературы.

Осмысленная ценность становится для героя литературного произведения руководством к действию и одновременно с этим играет роль заразительного (ненасильственного) положительного примера для читателя.

Художественная литература предполагает сопереживание, эмоциональный отклик, соучастие к судьбе литературного героя. Мысль автора не передаётся напрямую, а ретранслируется через движения тонкого духовного мира человека, задействуется при этом чувственный уровень сознания, более древний и правдивый, чем слово, понятный для человека любой национальности.

Обучение иностранных студентов в поликультурной среде Северного Кавказа привело нас к мысли о том, что изучать русский язык нельзя в отрыве от национальной культуры носителей языка, шире – от многонациональной культуры региона. Мы знакомим иностранный контингент учащихся не только с русской литературой, но и с литературой коренного населения Кубани и Северного Кавказа. Это вызывает понимание сложности этнокультурных взаимодействий, формирует чувство сопереживания, настраивает самого индивида на развитие иной, уже не драматической картины межнациональных взаимодействий, какой она была в прошлом, а картины позитивной.

Неприятие войны, зла, жестокости как ценность. Трагические события минувшей Великой Отечественной войны живут не только в памяти народа, они нашли отражение в произведениях художественной литературы как память о великом подвиге советского народа, о людях, сумевших оценить будущее выше настоящего и заплатить за него своей жизнью. Этот период отражён в ЭОРе «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8].

У каждого народа есть литература, посвящённая войне, подвигу солдата; она формирует чувство гуманизма, гордость за малую родину. И когда иностранные студенты, обучающиеся в Краснодаре, по дороге в университет проходят мимо украшенной живыми цветами мемориальной доски на доме, где жил герой Советского Союза Петр Гаврилов, один из главных действующих лиц прочитанной ими повести С. Смирнова «Брестская крепость», они в состоянии воспринять основы менталитета россиян.

Серия последовательно используемых в обучении ЭОРов позволяет через виртуальную реальность задать начальное яркое, позитивное представление о социуме, членом которого стал иностранный студент, показать ему иерархию ключевых ценностей.

В таблице 2 представлен процесс социализации иностранных студентов за счёт формирования межнациональной толерантности на уровне актуализации ценностных критериев личности.

Таблица 2

Формирование толерантности у иностранных студентов, обучающихся на Северном Кавказе

Психолого-педагогическая

основа воздействия

при формировании толерантности

Актуализация общечеловеческих ценностей

Направление формирования толерантности

Учёт того, что в основе сближения контактируемых культур лежит позитивная оценка предлагаемых реалий, общечеловеческое чувство прекрасного, положительные эмоции, сопереживание чувства восторга при восприятии красот природы

Доброта как ценность

(ЭОР «Люблю тебя, России южный край!» [5])

Социокультур-ное   и

страноведческое направления

Формирование условий для проявления общечеловеческих эмоций восхищения древней культурой, романтическими легендами народов, а также условий для проявления эмоции сожаления, сочувствия, соучастия по отношению к тяжёлой исторической судьбе народов, формирование чувства солидарности, обеспечение действия механизма социализации, т.е. «присвоения» личностью героического опыта человека другой национальности

Дружба как ценность (ЭОР «Народы юга России: история, традиции и культура» [6])

Этносоциоло-гическое направление

Актуализация функции «заразительности эмоций», реализуемая в художественной литературе и позволяющая читателю увидеть социальную реальность глазами литературных героев, в преломлении их чувств, соучаствовать в их переживаниях, сострадать их невзгодам, т.е. понять, что глубинные ценности (такие как стремление к любви, миру, взаимопониманию) едины в этическом самосознании всех народов

Сохранение человеческого достоинства, неприятие войны, зла, жестокости («Литература юга России. Первая треть ХХ века» [7]; «Художественная литература о Великой Отечественной войне» [8])

Литературно-художественное направление

 

Как можно видеть, формирование межнациональной толерантности требует междисциплинарного подхода (сочетание аксиологии, психологии, страноведения, этносоциологии, истории, языка и литературы), а также выделения в принимаемой индивидом иноязычной культуре общечеловеческих ценностей, не противоречащих его национальной культуре.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российской Федерации в лице Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык».