В связи с разработкой новых образовательных стандартов в терминах компетентностного подхода, различными исследователями предпринимаются попытки не только определить, обосновать и описать набор компетенций, но и измерить уровень их развития у учащихся в количественном выражении. Являясь оценочными понятиями, «компетентность» и «компетенция» были введены в педагогику, прежде всего, для формулирования целей образования и измерения и оценки его результатов согласно нормативным документам. Следовательно, каждая компетенция может и должна быть измерена. Однако, если измерение компетентности учащегося в той или иной предметной области является традиционным и осуществляется постоянно в учебном процессе, то оценка базовых, надпредметных компетенций представляет определённую сложность. В настоящее время, несмотря на активные исследования таких авторов, как В.С. Аванесов, А.В. Виневская [2], В.И. Звонников, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.Ф. Ефремова [1], М.В. Кларин, А.Н. Майоров, И.Н. Сысоева [4], А.О. Татур, М.А. Федулова, М.М. Челышкова, М.Б. Шалашова [3], Л.И. Щербакова [4] и др., педагоги не располагают достаточной базой измерительных средств для их диагностики.
В данной статье мы представляем опыт разработки диагностической методики для измерения учебно-познавательной компетентности студентов и аспирантов неязыковых специальностей в предметной области «иностранный язык». Измерение учебно-познавательной компетентности может иметь практическую пользу, не меньшую, чем определение уровня владения предметом, которое происходит регулярно в процессе обучения. Цель диагностики уровня учебно-познавательной компетентности – помочь студентам осознать себя как субъектов учебно-познавательной деятельности, осознать связанные с нею мотивы, цели, задачи, а также выявить существующие проблемы, мешающие эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Научная новизна данной методики состоит в том, что диагностика уровня развития учебно-познавательной компетентности студентов происходит в рамках определённой предметной области (иностранный язык) и производится при помощи опросного листа со стандартизованным набором ответов.
Почему учебно-познавательная компетентность студентов должна измеряться в рамках той или иной предметной области? Поскольку учебно-познавательная компетентность может проявляться только в процессе изучения различных предметов и дисциплин, усвоение которых требует различных приёмов и стратегий познавательной деятельности, отметим такую её особенность, как предметная, или дисциплинарная, избирательность. Так, например, изучение иностранного языка отличается от изучения математики и задействует несколько иные механизмы познавательной активности, предъявляет иные требования. Дисциплинарная избирательность особенно ярко выражена у студентов и аспирантов вуза, поэтому уровень развития учебно-познавательной компетентности в различных предметных областях у них может сильно разниться, и его следует диагностировать отдельно, при помощи различных измерительных средств.
При таком подходе к диагностике учебно-познавательной компетентности результаты измерения будут иметь практическую ценность, давая возможность корректировать развитие учебно-познавательной компетентности в определённой предметной области [5].
В научной педагогической литературе описан ряд методик для измерения базовых (ключевых, надпредметных) компетенций. Наиболее полной и эффективной является методика измерения уровня сформированности базовых компетенций на основе проблемных педагогических задач [6]. Суть данной методики заключается в том, что создаётся диагностическая карта той или иной компетенции, включающая все её компоненты, согласно ВГОС ВПО. В неё входят знаниевые компоненты в традиционных характеристиках знания основных компонентов дидактических единиц; состав действий студента как составляющих те виды его деятельности, в которых формируется и проявляется соответствующая компетенция; личностную составляющую деятельности студента, его отношения-ценности, мотивы, установки и формы их проявления. Затем испытуемым предлагается решить некую задачу, требующую применения данной компетенции. В процессе её решения и после получения результата испытуемыми педагог фиксирует проявления указанных в диагностической карте компонентов компетенции и оценивает их в баллах, получая таким образом количественный результат для каждого испытуемого [6]. Авторы обосновывают такой подход концептуальным положением компетентностного подхода о том, что каждая компетенция студента проявляется и формируется в процессе соответствующей деятельности и в рамках определённой ситуации.
При очевидных преимуществах данного подхода нельзя не отметить и его недостатки: такая диагностика требует значительных временных затрат, результаты её могут значительно варьироваться при выполнении одним и тем же студентом различных учебно-познавательных задач, а, следовательно, диагностика уровня сформированности компетенции одного студента должна проводиться неоднократно, на основе решения нескольких различных учебно-познавательных задач. Кроме того, не всегда критерии оценивания того или иного компонента объективны.
Для измерения учебно-познавательной компетенции студентов мы разработали опросник, который позволяет измерить уровень сформированности учебно-познавательной компетенции студентов, что значительно экономит время исследователя и позволяет получить объективные результаты.
Для составления данного опросного листа на первом этапе мы провели диагностику уровня сформированности учебно-познавательной компетентности (владение приёмами и методами, организационными навыками учебной деятельности) 123 студента 1–4 курсов и 47 аспирантов неязыковых специальностей. Студентам предлагались 4 учебно-познавательные задачи: выполнение грамматических упражнений, написание эссе, выучивание и активное применение в обсуждении тематической лексики, подготовка проекта на иностранном языке. Первые две задачи выполнялись на занятии, вторые две требовали самостоятельной подготовки. Результаты фиксировались при помощи диагностической карты. Это знания, умения и навыки, а также способности и мотивы, необходимые для эффективного изучения иностранных языков.
Знания: знание основных методов и приёмов изучения иностранного языка, знание своих персональных особенностей как субъекта образования – способностей, предпочтений, трудностей и т.д.
Умения: умение ставить учебно-познавательные цели и задачи по отношению к изучению иностранного языка, определять способы их достижения и решения; умение пользоваться усвоенным языковым материалом в своей дальнейшей познавательной, учебной и профессиональной деятельности, планировать своё личное время; умение применять те или иные методы изучения языкового материала в зависимости от поставленных целей и учебной ситуации; умение пользоваться словарями, справочниками, методической литературой; умение (и готовность) применять эвристические методы; умение (и готовность) добывать знания по иностранному языку из окружающей действительности и культурного наследия; умение (и готовность) оценить результаты своей деятельности, эффективности приёмов и методов изучения иностранного языка применительно к данной конкретной учебной или практической ситуации, умение (и готовность) корректировать свою познавательную деятельность по иностранному языку, владение приёмами самоконтроля;
Навыки: навыки логического мышления, навыки работы с информацией; навыки творческой познавательной и исследовательской деятельности на иностранном языке и по изучению иностранного языка;
Способности: способность / готовность активно применять на практике полученные языковые, речевые, коммуникативные и познавательные навыки; способность / готовность к постоянному иноязычному самообразованию; толерантность к непониманию иноязычной речи; способность сформировать адекватную самооценку своих знаний, умений, навыков, а также применяемых методов изучения иностранного языка, своей учебной деятельности в этой области; готовность к изучению иностранной культуры.
Для измерения той или иной компетентности обычно выделяют определённые уровни развития. Мы условно выделили 3 уровня развития учебно-познавательной компетентности – низкий (начальный), средний и высокий. В качестве практических задач, для которых данные уровни являются необходимыми и достаточными, мы условно определили уровни следующим образом: начальный уровень необходим для получения базового образования в младшей и средней школе; средний уровень – для обучения в старших классах школы, для получения специального образования, освоения основ отдельных непрофилирующих дисциплин в вузе; иногда для ситуации переквалификации (получения дополнительной специализации) на курсах переподготовки специалистов; высокий уровень необходим для получения полноценного высшего образования, послевузовского образования, научно-исследовательской деятельности, дальнейшей профессиональной и научно-исследовательской деятельности, для самообразования и повышения квалификации [7].
После обработки полученных данных было выявлено, что 27 % студентов обладают высоким уровнем сформированности учебно-познавательной компетентности, 31 % – средним и 42 % низким. После обработки результатов диагностики студентам, показавшим высокий уровень развития учебно-познавательной компетенции, были заданы вопросы относительно действий, которые они совершают в процессе своей учебно-познавательной деятельности. В результате были выявлены действия, характерные для обладателей высокого уровня развития компетентности. По результатам исследования был составлен опросник «Определение уровня учебно-познавательной компетентности студентов в предметной области “Иностранный язык”», который мы предлагаем в данной статье. Студентам, чья учебно-познавательная компетенция была измерена ранее при помощи методики решения педагогических задач с использованием диагностических карт, было предложено ответить на вопросы. Результаты измерения учебно-познавательной компетенции студентов при помощи опросника совпали с результатами предыдущего измерения на 94 %.
Ниже приводится опросник для определения уровня учебно-познавательной компетентности студентов в предметной области «иностранный язык».
В вопросах, помеченных знаком *, возможны несколько вариантов ответа.
- Организация самостоятельной работы под руководством преподавателя.
- Насколько регулярно Вы выполняете домашние задания по иностранному языку?
а) всегда выполняю всё, что задано;б) выполняю домашние задания почти всегда;
в) делаю домашние задания иногда, от случая к случаю;
г) редко или никогда (укажите причину).
- Сколько раз в течение этого семестра Вы пользовались словарём при выполнении домашней работы?
а) ни разу; б) 1–5 раз; в) 6–10 раз; г) более 10; д) каждый раз при выполнении домашнего задания.
- Пользуетесь ли Вы при выполнении домашней работы по иностранному языку справочными материалами по грамматике-таблицами, правилами, схемами и т.д.?
а) как правило, не пользуюсь; б) пользуюсь иногда или редко (до 3 раз в семестр); в) пользуюсь часто, когда задание относится к новому материалу, или если я не уверен в правильности своих ответов; г) всегда пользуюсь справочными материалами, когда выполняю задания по грамматике.
- Как часто Вы заучиваете новые слова?
а) каждый раз, как встречаю их; б) каждый раз, когда это задают; в) время от времени; г) перед контрольными, тестами, зачетами; д) я не заучиваю слова специально, они сами запоминаются;
е) я не заучиваю слова специально, так как не вижу в этом необходимости.
- Ведёте ли вы специальный словарь для записи слов?
а) да; б) нет, записываю их в тетрадь вместе с прочей информацией по иностранному языку;
в) нет, я надписываю их в книге; г) нет, я не записываю незнакомые слова.
- Каким образом Вы учите новые слова? *
а) учу списком (просто читаю и повторяю вслух); б) учу списком, запоминая перевод с английского на русский, а потом обратно; в) делю слова на группы по смыслу, а потом запоминаю; г) запоминаю, находя какие-нибудь ассоциации; д) записываю по памяти или прошу кого-нибудь их продиктовать; е) выписываю их на специальные карточки, или помещаю на видном месте; ж) составляю с ними предложения; з) другой способ (укажите, какой);
и) никак специально не заучиваю;
- Как Вы готовитесь к тесту, контрольной работе? *
а) повторяю записи в тетради; б) проделываю упражнения и проверяю себя по ключам;
в) повторяю список новых слов; г) как-то иначе (укажите, как); д) никак специально не готовлюсь;
- При выполнении грамматических заданий Вы, как правило, руководствуетесь
а) интуицией, «языковым чутьём», представлением о том, «как лучше звучит»;
б) справочными материалами, таблицами, схемами;в) выученными ранее правилами;
г) не знаю, не задумывался об этом.
- Какие задания Вам выполнять легче всего? *
а) прослушать текст или диалог и понять его; б) прочитать и перевести текст; в) написать сочинение, рассказ на заданную тему; г) высказать своё мнение, описать ситуацию;
д) поставить глаголы в правильной форме; е) вставить подходящие по смыслу слова.
- Какие задания из предыдущего вопроса Вам выполнять трудней всего?*
- Представьте, что Вам задали текст для изучающего чтения (подробное прочтение, полное понимание), и упражнение, где нужно ответить на вопросы по тексту. Отметьте свои действия:*
а) просматриваю текст, чтобы понять общий смысл, затем сразу перехожу к вопросам;
б) читаю текст и перевожу его со словарём; в) выписываю незнакомые слова в тетрадь (словарик); г) надписываю перевод новых слов прямо в тексте; д) перевожу текст письменно, со словарём; е) если встречаются незнакомые грамматические конструкции, я пользуюсь справочниками, таблицами и т.п., чтобы правильно их понять; ж) подчеркиваю сложные места, чтобы позже спросить у преподавателя; з) отмечаю сложные места, чтобы позже спросить у других студентов; и) о значении новых слов и грамматических конструкций догадываюсь по смыслу текста; к) учу незнакомые слова; л) отмечаю в тексте ответы на вопросы; м) стараюсь ответить на вопросы без зрительной опоры на текст;
н) пробую пересказать текст.
Другая самостоятельная работа:
- Изучаете ли Вы иностранный язык самостоятельно, помимо учебной программы?
а) да, потому что считаю занятия по программе недостаточными или слишком лёгкими;
б) да, потому что хочу «догнать» основную программу, восполнить пробелы в своих знаниях; в) да, потому что мне интересно изучать иностранный язык, мне это может пригодиться в будущем; г) нет.
- Если да, то как именно*
а) занимаюсь самостоятельно по самоучителю; б) использую обучающие компьютерные программы (какие?); в) читаю художественную литературу на английском языке (назовите книги); г) читаю газеты, журналы, информацию из Интернета на английском языке (укажите); д) читаю литературу по специальности (укажите); е) занимаюсь индивидуально с репетитором; ж) смотрю фильмы и/или передачи на английском языке (какие?); з) общаюсь на английском с носителями языка или другими иноязычными людьми; и) другое (укажите).
Результаты оцениваются согласно таблице.
Оценка результатов опросника для определения уровня учебно-познавательной компетентности в предметной области «иностранный язык»
№ вопр. |
вариант ответа |
Вес (в баллах) |
№ вопр. |
вариант ответа |
Вес (в баллах) |
№ вопр. |
вариант ответа |
Вес (в баллах) |
1 |
а б в г |
7 5 3 1 |
5 |
а б, в г
|
2 1 0 |
9 10 |
подсчитывается только для сравнительного анализа |
|
2 |
а б в г д |
0 1 2 3 4 |
6 |
а, б, в, г, д, е, ж, з
и |
Каждый по 2
0 |
11 |
а, и б, г, д, з, л в, ж е, к, м, н |
1
2 3 4 |
3 |
а, б, в, г, д |
Каждый по 2 |
7 |
А, б, в г д |
По 2 1 0 |
12 |
а, б, в г
|
2 0 |
4 |
а б в г, д е |
4 3 2 1 0 |
8 |
а б в г |
1 2 2 0 |
13 |
а, б, г, е, ж, з, и
в, д
|
2
3
|
1 – 10: низкий уровень развития учебно-познавательной компетентности.
11 – 40: начальный уровень.
41 – 70: средний уровень.
71 – 97: высокий уровень.
В данной статье мы привели пример измерения ключевой (а именно учебно-познавательной) компетентности методом опроса и показали, какие теоретические аспекты компетентности нужно учитывать, чтобы разработать подобный опросник. Данная статья может быть полезна как преподавателям иностранного языка, желающим измерить учебно-познавательную компетентность студентов для её дальнейшего развития и улучшения результатов обучения, так и для исследователей, желающих разработать собственные методики измерения учебно-познавательной компетентности учащихся в различных предметных областях, или других базовых (надпредметных) компетенций.
Библиографическая ссылка
Хорешман В.С., Черноморова О.Н. ИЗМЕРЕНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27138 (дата обращения: 11.12.2023).