Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Медведев И.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
В работе предлагается анализ понятия «модель организации образовательного процесса» как совокупность управленческих действий (целеполагания, проектирования и планирования, ресурсного обеспечения, регулирования и контроля), направленных на обеспечение функционирования и развития педагогической системы, включающей цели, содержание образования, технологии его реализации и мониторинга качества. В целях проектирования сетевой модели организации образовательного процесса для малых сельских школ выявляются и характеризуются теоретические основания данного феномена, к которым в первую очередь относятся: 1) становление ведущих теоретических положений сетевой педагогической концепции и др.; 2) развитие теории управления по вопросам перевода образовательной организации в режим развития. К ведущим моделям управления развитием образовательных организаций необходимо отнести: в рамках сетевой теории: структурной и потоковой оптимизации, распределения ресурсами, мотивационного управления; в рамках управления развитием: проектная и кластерная модели.
сельская школа
сетевая модель организации образовательного процесса
теоретические основания.
1. Адамский А.И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. Адамский // Газета «Управление школой». – 2002. – № 4. – Режим доступа: http://upr.1september.ru/2002/04/2.htm, свободный (дата обращения: 10.08.2012).
2. Брязгунова Ю.А. Управление развитием образовательных организаций в условиях реформирования образования // Науковедение. - 2013. - №6. -http://naukovedenie.ru/index.php?p=opublikovat.
3. Бугрова Н.С. Сетевые модели как тенденция развития повышения квалификации педагогических кадров в современной России [Текст] / Н. С. Бугрова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : Научный журнал. – Санкт-Петербург, 2007.– 17 (43). – С. 50–53.
4. Викторова З.С. Сетевой подход как методология исследования процесса принятия государственных решений: дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 / Викторова Зоя Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 136 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-23/18.
5. Вишнева В.В. Управление развитием школы на основе программно-целевого подхода : метод. пособие [Текст] / В. В. Вишнева, Н. Н. Давыдова, Д. А. Маленкин. —Екатеринбург : Изд-во Лингвистической гимназии № 13, 1996.-213 с.
6. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций [Текст] / под ред. Н. В. Горбуновой. — М. : Новая школа, 1995. – 180 с.;
7. Гончарова Н.Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гончарова Наталья Юрьевна; [Место защиты: Кузбасская государственная педагогическая академия]. – Новокузнецк, 2010. – 189 с.: ил.
8. Давыдова, Н. Н. Самоорганизационное управление образовательных учреждений в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию и разработке [Текст] / Н. Н. Давыдова, В. А. Фёдоров // Вестник ФГОУ ВПО МГДУ. – 2011. – № 4. – С.115–212.
9. Зоткин А. Организация системы сетевого взаимодействия: [опыт орг. сети площадок повышения квалификации на базе инновац. шк., Тюмен. обл.] [Текст] / А. Зоткин, Н. Егорова // Управление образованием : науч.-метод. журн. – 2008. – № 5. – C. 92–100.
10. Желобанова И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием. – М.: «Высшая школа», 2005 – 203 с.
11. Мазник А. Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Мазник Александр Феодосиевич. – Сочи, 2004. – 22 с.
12. Новиков Д.А., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. – 142 с.
13. Павлова Л.А. Сетевая организация инновационной деятельности как механизм развития муниципальной системы образования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Павлова Людмила Александровна ; И-т управ. образ. РАО. – Москва, 2010. – 23 с.
14. Панкратова Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Панкратова Тамара Брониславовна ; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т]. – Томск, 2011. – 181 с.
15. Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования [Текст] / А. А. Пинский ; Гос. ун-т ВШЭ. – Москва : ГУ ВШЭ, 2007. – 667 с.
16. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.-149 с.
17. Пономарева Е.В. Сетевая модель международного взаимодействия университетов [Текст] : дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / Пономарева Екатерина Владимировна ; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т]. – Саратов, 2008. – 188 с.
18. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели [Текст] / Г. Н. Прозументова // Вестник ТГУ, 2012. – № 358. – С. 182–188.
19. Смирнов Э. А. Теория организации: Учебное пособие. - (серия "Вопрос - ответ")/Смирнов Э. А. ИНФРА-М, 2000. - 248 с
20. Судьина Л.Н. Сетевое взаимодействие общеобразовательных школ и социальных партнеров в профильном обучении [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Судьина Любовь Николаевна ; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет»]. – Томск, 2012. – 24 с.
21. Управление настроем персонала в организации: Учеб. пособие / Н.Л. Захаров, М.Б. Перфильева; Под ред. Б.Т. Пономаренко. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 287 с.
22. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.- 222с.
23. Цирульников А.М. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации [Текст] / А. М. Цирульников // Вопросы образования : ежекв. науч.-образоват. журн. ; Гос. ун-т – Высш. шк. экономики. – Москва : ГУ-ВШЭ, 2004 – 40 с.
24. Ястребова А.П. Социальные потребности в системе координат современной российской культуры: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Ястребова Александра Петровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. – Москва, 2010. – 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/67.

Одним из ведущих механизмов развития сельской школы является сетевая модель организация образовательного процесса как совокупность управленческой деятельности, направленных на функционирования и развития системы, цели, образования, технологии его и качества. Особенностями сетевой модели организации процесса являются: смешанной обучения, на формирование образовательных результатов; в проектировании и основных и образовательных программ; использование механизмов в процессами образовательных услуг; на результаты, технологии реализации образовательного процесса.

Результаты и обсуждение

В разработки сетевой организации процесса выявить ее теоретические основания, их для школы сельской местности. Учитывая два параметра: 1) организация процесса есть совокупность управленческой деятельности, на разработку и способов управления процессом и воспитания; 2) есть последовательная система элементов, цели образования, содержание образования, педагогической и управления образовательным процессом, планов и (А.Н. Дахин). Можно констатировать, что модель организации образовательного процесса есть управленческих действий (целеполагания, и планирования, обеспечения, регулирования и контроля), на функционирования и развития системы, цели, образования, технологии его и качества. В теоретического обоснования положения, его по к современным сетевым школам, выявить и теоретические основания, определяющие составляющие понятия. К основаниям, очевидно, относиться: 1) ведущих положений сетевой концепции и др.; 2) развитие теории по перевода ОУ в развития. данные основания подробнее.

Первое основание: «Развитие теоретических положений педагогической теории». На основании историко-педагогического (Н.С. Бугрова [3], Н.Ю. Гончарова [7], А.Ф. Мазник [11], А.Е. Новиков [12], Л.Н. Судьина [20], Л.А. Павлова [13], Т.Б. Панкратова [14] и др.) констатировать, что сетевое взаимодействие в образования есть процесс коммуникации, непосредственного или действия учреждений по реализации программ и ресурсов, их взаимную обусловленность и связь; инновационная реализации образовательного процесса.

Рассмотрим сетевого с аспектов: методологических, целевых, результативных, технологических. Можно предположить, что новой основой современной образования, обладающей степенью образовательных сетей, является сетевой подход, который с 70–80-х гг. века стал в практической педагогике (Е.В. Пономарева [17]). Тогда метод планирования был заимствован из науки и в педагогическую (Р. Родес, Д. Марш, Д. Кноук и Дж. Куклинский, Т. Берцель, М. Смит и др.). Сравнивая характер зарубежных и исследований, в образовательных сетей, можно выделить различие – специалисты свое внимание на основах сетей (А.И. Адамский [1], Н.С. Бугрова [3], А.О. Зоткин [9], А.А. Пинский [15], Г.Н. Прозументова [18] А.М. Цирульников [23] и др.), же разрабатывают теоретико-методологические основы сетевого и различных сетевых структур, в том и в измерении (Э. Брукман, П. Бергер, Т. Лукман, С. Пейперт и др.).

На сетевого можно факторы эффективности образовательных сетей, в очередь нематериальный характер, относящийся к отношений и (см. табл. 1) [4].

Таблица 1. Факторы сетей в образовании

Фактор

Описание влияния фактора,

направленного на рост сети

1. сети

Высокий отношенческой и

2. между

Наличие центра, координирует взаимодействия участниками и деятельности сети

3. Наличие, и ресурсов

Достаточный ресурсов.

Ведущее значение ресурсов (кроме ресурсного обеспечения)

4. сети

Качественная снабжения и сети

5. и вид контроля

Формирование элементов со социума

 

На таблицы утверждать, что к педагогическим сущностных характеристик взаимодействия ОУ отнести: единую взаимоувязанную (со на определенных проблемах центрами) организации роста и менеджеров на месте; одинакового и качества образовательных для всех сетевой организации образования реализации сетевых образовательных программ; сформированную реализации вариативных специализированных программ, на организацию взаимодействия всех школьников, в ОУ – сетевой организации; открытый организации качества услуг, координируемый и осуществляемый сетевого в целях их и качества.

Рассматривая содержание взаимодействия с и аспектов, можно констатировать, что его обусловлена потребностями и его институтов, социальных групп, сельского социума, личности и на социальной и успешности.

Цель сетевого ОУ на селе в развития – создание в низкой степени развития инфраструктуры альтернативных системе образования образовательных для вариативных образовательных услуг. Изучение содержания взаимодействия с позиций с выявлением структуры, взаимодействия, его организационных моделей. К организационным сетевого взаимодействия (А. Ястребова [25]) относятся: модель; использования ресурсов; ситуационная модель; партнерских взаимоотношений; сетевого взаимодействия. модели направления, сетевого взаимодействия, преимущественный его формирования, управления.

Можно следующие сетевого ОУ, которые соотнести с моделями: проведение образовательных регионального, федерального для направлений, и развития образования; авторских проектов, в образовательных учреждениях по качества образования; открытого для аккумулирования и инновационных разработок; и реализация проектов, для групп по разным предметам и обучения; структур сетевых форм организации образования.

Второе основание «Развитие управления по перевода ОУ в развития». В условиях системы проектов в социокультурной модернизации в школе каждая организация перейти в режим развития. Это необходимость содержания процесса перевода ОУ в развития.

В настоящее установлено, что любой организацией, в том и образовательной, рассматривать с позиций: процесса, системы, ситуации и развития [19]. Процессный позволяет функции организацией и выстроить логическую управленческих действий. подход формирует восприятие как взаимосвязанных и взаимозависимых частей. подход в направлен на адекватных и быстрых при различных ситуаций. представляет собой положительных в организацией, модернизацию тех и в деятельности, не дают или дают недостаточный эффект, того, позволяют находить и реализовывать пути эффективной работы [2].

Для успешной образовательная должна современным материально-техническим оснащением, программами и учебными планами, требованиям ФГОС общего образования. Управление развитием организаций следующие функции: планирование образовательной деятельности, выражается в разработке и реализации учебного плана и программ по дисциплинам; организация учебного и с средой, тесно с функцией планирования; управление ресурсами и взаимодействием, оценку действий руководства организации (эта должна на четкости, рациональности, своевременности); личная мотивация образовательной организации, в его заинтересованности в управлении, поставленных для достижения цели такой организации; мотивация персонала, миссию организации и необходимость ответственного своих функций [21]; контроль за функций, с своевременного выявления возможных при образовательной деятельности, а также оценки того, что происходит в с установленным законодательством и в достижения цели.

Для реализации процесса перехода ОУ из режима функционирования в режим развития использовать принципы управления [6], обеспечивающие благоприятный климат [5]: формирование уровня циркуляции информации подразделениями и сотрудниками и постоянное совершенствование коммуникаций; комплексных систем, включающих формы и материального инновационной деятельности, и, того, набор мер социально-психологического воздействия на педагогов; работников во все фазы инновационного процесса, что сопротивление нововведениям, способствует улучшению показателей деятельности; поддержка новаторства со руководства школы [10].

В современных исследованиях (в частности А.М. Соломатина) выделено организационных изменений, к можно отнести действия, на образовательного процесса, управление педагогическими образовательной организации, взаимодействия между образовательной среды.

Экономические изменения процессы, с финансирования организации за счет дополнительных образовательных услуг, получения грантов для конкретных программ. цель экономических – конкурентной среды, стимулирующей активность учреждений по качества образования. К педагогическим в очередь выбор образовательной программы, должна созданию в учреждении максимально эффективных для и учащихся. того, в группу педагогических можно состав и педагогического персонала организации. Материально-технические преобразования на условий обучения: современных, отвечающих всем требованиям, кабинетов, классов, спортивных сооружений, качественной учебно-методической литературой, здорового и так далее. Выбор того или пути должен организацией как процесс выбора стратегии с краткосрочных, и долгосрочных целей. При этом помнить о том, что от образовательной организации, ее заключается в качественного и воспитании детей, на их развитие.

Алгоритм перехода ОУ в развития в Н.Н. Давыдовой [8]. Автор подчеркивает, что ОУ в технологии проектного управления, включает взаимосвязанные процессы [16]: общее изменениями (определение, согласование, и к управленческих по отдельным проекта и изменений по в целом); управление (составление «древа ресурсов», их по ходу реализации проекта); целями (целеполагание и его в процессе проекта); качеством как и проведение мероприятий по неудовлетворительного исполнения; рисками как на сбои в и их коррекция; контактами как работы и исполнителей, разрешение конфликтов, договоров.

Выводы

На историко-педагогического анализа мы к выводам: 1) к теоретическим основаниям разработки модели образовательного необходимо отнести концепции взаимодействия и развитием ОУ; 2) основу сетевого ОУ как конструкции составляют: отношений ОУ по реализации образовательных и профессионального педагогов (включая управление, распределение / присвоение ответственности, отношений собственности, ведения, принятия решений, схемы финансирования); ответственности и по сетевых образовательных по сети; узлы сети (ОУ); нормативно-правовое и организационно-техническое обеспечение; 3) к моделям управления образовательных необходимо отнести: в рамках теории: и оптимизации, ресурсами, мотивационного управления; в рамках развитием: и модели. Выявленное концепций развития школы, образовательного процесса, управления развитием организациями, сетевого позволяет сетевую организации образовательного в школе.


Библиографическая ссылка

Медведев И.Б. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25918 (дата обращения: 20.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074