Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Жесткова Е.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Лобачевского» (Арзамасский филиал)
Основные задачи обучения русскому языку в начальной школе – сообщение и систематизация знаний, выработка навыков распознавания слов и их грамматических форм, привитие навыков грамотного письма. Орфографическая грамотность детей не может быть достигнута, если мы, с одной стороны, не закрепим зрительного образа слова в памяти учащегося, с другой стороны, не научим их правильно и быстро разбираться в составе слова и в частях речи. И то и другое приобретается в процессе изучения морфологии. Работа по морфологии затрудняет детей своей отвлеченностью. Младшие школьники преимущественно мыслят образами и стремятся к действию, к игре. Вместе с тем учащиеся начальной школы любят подумать, испытать свои силы в решении той или другой задачи. Грамматические игры помогают преодолеть трудности обучения языку, развивают познавательную деятельность, воспитывают нравственное начало, полезны для развития самостоятельности младших школьников. Игры, используемые на уроке, должны быть коллективными, содержать элемент новизны, соревновательный момент; в их основе - знакомые ребятам игры. Важно, чтобы игра выступала средством диагностики полученных младшим школьником в ходе урока знаний. В статье представлены различные формы грамматических игр: загадки, шарады, ребусы.
начальная школа
русский язык
грамматическая игра
загадки
ребусы
шарады
1. Гусев Д.А. Инновационные образовательные ресурсы сельской школы в контексте реализации ФГОС // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 39-42.
2. Жесткова Е.А., Цуцкова Е.В. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12-1. – С. 85-88.
3. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Использование приемов языковой игры на уроках русского языка как условие формирования коммуникативной компетенции младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 7-2. – С. 333-335.
4. Жесткова Е.А., Малышева О.К. Обучение словарной работе младших школьников на уроках русского языка // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 784-786.
5. Клычева А.С. Языковая игра как средство активизации познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения : материалы Всерос. научно-практ. конф. 17 апреля 2015 г. / отв. ред. Е.А. Жесткова. - Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2015. – С. 327-332.
6. Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск, 2015. - С. 149-158.
7. Морозова М.Я. Грамматические игры для начальных классов. – М. : Издательство академии педагогических наук, 1963. – 144 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011.
9. Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. - № 5.1. – С. 60-69.
10. Zhestkova E. Specifics of educational activity antimotivation in future teachers subject to the training period / Assel Bakirovna Akpayeva, Natalia Valentinovna Ivanova, Tatiana Ivanovna Luchina, Elena Viktorovna Minaeva, Elena Alexandrovna Zhestkova // International Review of Management and Marketing. – 2016. - № 3. – Р. 265-259.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителя первой ступени на воспитание нравственно развитой личности, способной «принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [8]. Таким образом, актуальным для учителей начальных классов является вопрос, связанный с выбором такой технологии обучения, которая бы способствовала активизации познавательной деятельности младших школьников.

Для формирования и развития познавательных интересов учащихся начальной школы в процессе обучения русскому языку есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место занимают грамматические игры.

В методической литературе выделяются следующие функции грамматических игр: 1) экспрессивная (оказание эмоционального воздействия на адресата); 2) аттрактивная (привлечение внимания адресата); 3) смыслообразующая (создание нового содержания (смысла) за счёт необычного использования языка); 4) эстетическая (установка на новизну формы, перенесение акцента с того, о чём говорится, на то, кáк об этом говорится); 5) развлекательная (стремление развлечь себя и своего собеседника) и 6) функция создания комического эффекта [2].

Грамматические игры помогают преодолеть трудности обучения языку, развивают познавательную деятельность, воспитывают нравственное начало, полезны для развития самостоятельности младших школьников.

Целью любой грамматической игры должно быть обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей (умение сравнивать, делать выводы, обобщать, систематизировать объекты и явления окружающего мира, высказывать собственные предположения), формирование основных мыслительных операций ребенка [6].

Структура игр, используемых на уроках, следующая: постановка задачи; игровые действия, которые необходимо будет выполнить ребенку (отгадывание загадки, шарад, пространственное преобразование); правила игры и собственно результат, который должны будут получить дети в ходе игры.

Игры, используемые на уроке, должны быть коллективными, содержать элемент новизны, соревновательный момент; в их основе - знакомые ребятам игры. Важно, чтобы игра выступала средством диагностики полученных младшим школьником в ходе урока знаний [5].

Интерес у учащихся начальных классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, выдумки, кругозора. Загадки требуют от учащихся внимания, которое акцентируется на изучаемом материале с целью пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, тренирует умственные силы ребенка, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Игры – загадки делятся на три группы: отгадывание загадок; узнавание предмета по элементарному определению; узнавание предмета по развернутому определению. Для отгадок следует подбирать слова, трудные в орфографическом отношении.

Приведем примеры загадок:

Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам пить дает. (Корова.)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Хвост длинен, сами крошки, боимся очень кошки. (Мышь.)

С бородой родится – никто не дивится. (Козел.)

Мохнатенький, усатенький, есть начнет – песни поет. (Котенок.)

Вьется веревка, на конце головка. (Река.)

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит. (Петух.)

Не огонь, а схватишь – обожжешься. (Крапива.)

У меня два коня, бойки и ретивы, только нет у коней ни хвоста, ни гривы. Летом спят на боку, в поле не пасутся, а зимой не удержать – все вперед несутся. (Лыжи.)

В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу. (Зонтик.)

Игру на узнавание предмета по элементарному определению можно построить следующим образом: заранее изготовить карты, на которых написаны загадки, и карточки с отгадками; ведущий дает каждому играющему по одному набору (карту с заданиями и 6 карточек-покрышек с ответами); тот, кто покроет всю свою карту, сдает ее ведущему для проверки и, если ответы окажутся правильными, считается выигравшим [5]. Чтобы карточки не путались, их надо сделать для каждого играющего особого цвета. Карточки-ответы можно снабдить рисунками.

Вариантами заданий в карточках могут быть следующие: положи карточку с названием человека. Положи карточку с названием животного. Положи карточку с названием растения. Положи карточку с названием машины. Положи карточку с названием инструмента и т.д.

Предлагаем примерную игру с развернутым определением, способствующую развитию речи учащихся, пополнению их словарного запаса. В определения включаем как родовые, так и видовые признаки предмета и подбираем для ответов слова трудного написания. Игра состоит из карт с заданиями: положи карточку с названием предмета, выставленного в музее. Положи карточку с названием инструмента, которым вбивают гвозди. Положи карточку с названием времени года между зимой и летом. Положи карточку с названием спортивной игры маленькими мячами, которые перебрасываются ракетками через сетку. Положи карточку с названием площадки для взлета, посадки и стоянки самолетов.

Играющему предлагается следующий набор: экспонат, молоток, весна, теннис, аэродром.

Ребус – это особый вид загадки, в которой слово или фраза изображены сочетанием рисунков, чертежей, букв, цифр и т.д. В ребусах можно зашифровать пословицы, названия книг, городов.

Чтобы составлять и отгадывать ребусы, нужно знать правила [4].

    1. Слово может быть составлено из названий предметов, нарисованных рядом друг с другом. Например, если нарисован кит, а рядом с ним ель, то читаем: китель; если написаны буквы «мо» и нарисованы розы, читаем: морозы.
    2. Отдельные слова, буквы, рисунки могут стоять друг за другом, одно над другим, и тогда предлоги «под», «на» и др. нужно читать при разгадывании ребусов. Например, если написан слог «ка», а под ним слог «ва», нужно читать: «ка» на «ва», т.е. канава.
    3. Если перед рисунком стоит запятая, то от соответствующего слова нужно отбросить первую букву. Запятая после рисунка означает, что отбрасывается последняя буква. Две запятые показывают, что нужно отбросить две буквы.
    4. Если предмет нарисован «вверх ногами», то его название читают справа налево.
    5. Если над рисунком написана перечеркнутая буква, то эту букву нужно выбросить из слова.
    6. Цифры около рисунка показывают, что буквы в слове нужно переставить в том порядке, в каком поставлены цифры.

На развитие навыка быстрого распознавания частей речи и грамматических форм направлена игра «Заказ» [2]. Комплект игры состоит из набора карточек-заказов (для ведущего) и наборов карточек для играющих. Каждый играющий получает от ведущего конверт с набором карточек-ответов. У всех играющих наборы разные.

Ведущий, перемешав свои карточки, делает по ним заказ, например: требуется название реки. Требуется имя существительное в форме дательного падежа. Требуются глаголы 1 спряжения в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.

Те, у кого есть соответствующие карточки, сдают их ведущему. Игра идет быстро. На требование могут откликнуться сразу все играющие. Ведущий внимательно проверяет поданные карточки и, если кто-нибудь из играющих ошибся, возвращает ему карточку. Выигрывает тот, кто первый сдаст все свои карточки, не ошибется и не прозевает.

Карточки каждого набора имеют свой цвет. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы играющие не ошиблись в выполнении «заказа».

Предлагаем игру на тему «Падежи» [3].

Ведущий берет карточку, в которой предлагается выполнить задание типа: требуется именительный падеж имени существительного единственного числа. Требуется родительный падеж имени существительного единственного числа и т.д.

Ребята тем временем должны внимательно прослушать задание и выбрать из целого списка предложений то, в котором употребляется слово нужной формы. Например: В темную нору забилась лисица. (Н. Некрасов.) Птичка под моим окошком гнездышко для деток вьет. (А. Плещеев.)

Как показывает практика, младшим школьникам нравится разгадывать, а также составлять шарады.

Чтобы составить шараду, возьмем слово, которое можно разбить на части, представляющие собой отдельные слова. Например: носорог – нос-о-рог. Начинаем составлять шараду: первое – часть лица; второе – гласный звук, возглас, который произносит человек, когда чему-нибудь удивляется; «последним» защищаются животные [4].

Вот пример шарад для учащихся 1 и 2 классов:

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины

К целому полны любовью сердца.

И, коли вражья надвинется рать,

Целое будем мы все защищать. (Родина.)

Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача.)

Первое – нота, второе – тоже, а целое на горох похоже. (Фасоль.)

Две ноты, две буквы, все вместе – игра, в которую любит играть детвора. (Домино.)

Сопоставление – один из важнейших методических приемов в работе по грамматике. Находить черты различия труднее, чем черты сходства. В начальной школе ребенок должен научиться сопоставлять различные грамматические правила. Именно этой задаче могут служить игры бирюльки [7].

Каждая игра имеет свою тему для сопоставления: предметы, части речи, разные грамматические формы. Комплект игры состоит из карточек с отверстиями и проволочных крючков. Карточки перемешиваются и складываются в кучу. Каждый играющий получает задание крючком вытащить из кучи слово, относящееся к той или иной группе. Например, один должен вытащить названия млекопитающих, другой – птиц, третий – насекомых, четвертый – рыб.

Переворачивать соседнюю карточку нельзя, перевернувший лишается хода. Вытащивший карточку со словом чужого задания кладет ее обратно, ведущий заново перемешивает карточки, и в игру вступает следующий участник.

Эффективны в этом плане игры серии «Части речи». Например, ведущий дает задание выбрать из списка имена существительные мужского рода первого склонения, имена существительные женского рода третьего склонения и т.д. [7].

В процессе изучения темы «Корень. Однокоренные слова» младшим школьникам можно предложить поиграть в игру «Дружная семейка». Учитель должен заранее подготовить 40 карточек, на которых написаны однокоренные слова 4 групп. В каждой группе однокоренных слов выделено бесприставочное слово, в котором ударение падает на корень. Это слово написано на карточке красного цвета. Для остальных карточек подбираются наиболее трудные слова, без ударения на корневой гласной. В процессе игры дети практически знакомятся со сложными словами и с простейшими чередованиями. Играть должны четыре человека. Ведущий перемешивает карточки слов разных корней и раздает всем играющим по десять штук. Один из играющих выкладывает карточку красного цвета. Другой покрывает ее карточкой с однокоренным словом. Следующий продолжает игру. Но если у игрока не оказывается карточки с нужным словом, ход пропускается.

В статье мы предложили различные формы детских игр, использованных нами в ходе проведения экспериментального обучения русскому языку учащихся 3-4 классов в МБОУ СШ № 1, 15 г. Арзамаса Нижегородской области, МБОУ «Большетумановская ООШ». Следует отметить положительную динамику: использование грамматических игр на уроках русского языка позволило учащимся усвоить грамматический материал, развить основные характеристики произвольного внимания детей. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.

Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, произвести определённые мыслительные операции.

Кроме того, грамматические игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Видно, как ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияют на формирование и сплочение коллектива.

Учитель может выбрать те игры, которые ему покажутся более подходящими к уровню класса. Следует помнить, что игровые ситуации на уроке должны использоваться лишь для активизации внимания младшего школьника.


Библиографическая ссылка

Жесткова Е.А. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25374 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674