Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GRAMMATICAL GAMES ON LESSONS OF RUSSIAN LANGUAGE AS A MEANS ACTIVIZATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Zhestkova E.A. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Arzamas Branch)
The main problem of Russian language teaching in primary school - the message and organize knowledge, develop word recognition skills and their grammatical forms, to impart literacy skills letter. Spelling literacy of children can not be achieved if we, on the one hand, do not we fix the visual image in the student's memory of words, on the other hand, do not teach them correctly and quickly understand the composition of words and parts of speech. Both are sold in the course of studying the morphology. Work on the morphology of children complicates its abstraction. Younger students mostly think in images and eager for action, for the game. However, the elementary school students like to think, to try their hand at solving one or another problem. The grammar games help to overcome the difficulties of language learning, developing the cognitive activity, bring moral principle, useful for the development of independence of younger schoolboys. Games used in the classroom should be collective, contain an element of novelty, competitive time; they are based on - the guys familiar games. It is important that the game is a means of diagnosis obtained a junior in high school during the lesson knowledge. The article presents the different forms of grammar games: puzzles, charades, puzzles.
elementary school
russian language grammar game
riddles
puzzles
charades

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует учителя первой ступени на воспитание нравственно развитой личности, способной «принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [8]. Таким образом, актуальным для учителей начальных классов является вопрос, связанный с выбором такой технологии обучения, которая бы способствовала активизации познавательной деятельности младших школьников.

Для формирования и развития познавательных интересов учащихся начальной школы в процессе обучения русскому языку есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место занимают грамматические игры.

В методической литературе выделяются следующие функции грамматических игр: 1) экспрессивная (оказание эмоционального воздействия на адресата); 2) аттрактивная (привлечение внимания адресата); 3) смыслообразующая (создание нового содержания (смысла) за счёт необычного использования языка); 4) эстетическая (установка на новизну формы, перенесение акцента с того, о чём говорится, на то, кáк об этом говорится); 5) развлекательная (стремление развлечь себя и своего собеседника) и 6) функция создания комического эффекта [2].

Грамматические игры помогают преодолеть трудности обучения языку, развивают познавательную деятельность, воспитывают нравственное начало, полезны для развития самостоятельности младших школьников.

Целью любой грамматической игры должно быть обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей (умение сравнивать, делать выводы, обобщать, систематизировать объекты и явления окружающего мира, высказывать собственные предположения), формирование основных мыслительных операций ребенка [6].

Структура игр, используемых на уроках, следующая: постановка задачи; игровые действия, которые необходимо будет выполнить ребенку (отгадывание загадки, шарад, пространственное преобразование); правила игры и собственно результат, который должны будут получить дети в ходе игры.

Игры, используемые на уроке, должны быть коллективными, содержать элемент новизны, соревновательный момент; в их основе - знакомые ребятам игры. Важно, чтобы игра выступала средством диагностики полученных младшим школьником в ходе урока знаний [5].

Интерес у учащихся начальных классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, выдумки, кругозора. Загадки требуют от учащихся внимания, которое акцентируется на изучаемом материале с целью пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, тренирует умственные силы ребенка, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Игры – загадки делятся на три группы: отгадывание загадок; узнавание предмета по элементарному определению; узнавание предмета по развернутому определению. Для отгадок следует подбирать слова, трудные в орфографическом отношении.

Приведем примеры загадок:

Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам пить дает. (Корова.)

По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца.)

Хвост длинен, сами крошки, боимся очень кошки. (Мышь.)

С бородой родится – никто не дивится. (Козел.)

Мохнатенький, усатенький, есть начнет – песни поет. (Котенок.)

Вьется веревка, на конце головка. (Река.)

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит. (Петух.)

Не огонь, а схватишь – обожжешься. (Крапива.)

У меня два коня, бойки и ретивы, только нет у коней ни хвоста, ни гривы. Летом спят на боку, в поле не пасутся, а зимой не удержать – все вперед несутся. (Лыжи.)

В ясный день в углу стою, в ненастный день гулять хожу. (Зонтик.)

Игру на узнавание предмета по элементарному определению можно построить следующим образом: заранее изготовить карты, на которых написаны загадки, и карточки с отгадками; ведущий дает каждому играющему по одному набору (карту с заданиями и 6 карточек-покрышек с ответами); тот, кто покроет всю свою карту, сдает ее ведущему для проверки и, если ответы окажутся правильными, считается выигравшим [5]. Чтобы карточки не путались, их надо сделать для каждого играющего особого цвета. Карточки-ответы можно снабдить рисунками.

Вариантами заданий в карточках могут быть следующие: положи карточку с названием человека. Положи карточку с названием животного. Положи карточку с названием растения. Положи карточку с названием машины. Положи карточку с названием инструмента и т.д.

Предлагаем примерную игру с развернутым определением, способствующую развитию речи учащихся, пополнению их словарного запаса. В определения включаем как родовые, так и видовые признаки предмета и подбираем для ответов слова трудного написания. Игра состоит из карт с заданиями: положи карточку с названием предмета, выставленного в музее. Положи карточку с названием инструмента, которым вбивают гвозди. Положи карточку с названием времени года между зимой и летом. Положи карточку с названием спортивной игры маленькими мячами, которые перебрасываются ракетками через сетку. Положи карточку с названием площадки для взлета, посадки и стоянки самолетов.

Играющему предлагается следующий набор: экспонат, молоток, весна, теннис, аэродром.

Ребус – это особый вид загадки, в которой слово или фраза изображены сочетанием рисунков, чертежей, букв, цифр и т.д. В ребусах можно зашифровать пословицы, названия книг, городов.

Чтобы составлять и отгадывать ребусы, нужно знать правила [4].

    1. Слово может быть составлено из названий предметов, нарисованных рядом друг с другом. Например, если нарисован кит, а рядом с ним ель, то читаем: китель; если написаны буквы «мо» и нарисованы розы, читаем: морозы.
    2. Отдельные слова, буквы, рисунки могут стоять друг за другом, одно над другим, и тогда предлоги «под», «на» и др. нужно читать при разгадывании ребусов. Например, если написан слог «ка», а под ним слог «ва», нужно читать: «ка» на «ва», т.е. канава.
    3. Если перед рисунком стоит запятая, то от соответствующего слова нужно отбросить первую букву. Запятая после рисунка означает, что отбрасывается последняя буква. Две запятые показывают, что нужно отбросить две буквы.
    4. Если предмет нарисован «вверх ногами», то его название читают справа налево.
    5. Если над рисунком написана перечеркнутая буква, то эту букву нужно выбросить из слова.
    6. Цифры около рисунка показывают, что буквы в слове нужно переставить в том порядке, в каком поставлены цифры.

На развитие навыка быстрого распознавания частей речи и грамматических форм направлена игра «Заказ» [2]. Комплект игры состоит из набора карточек-заказов (для ведущего) и наборов карточек для играющих. Каждый играющий получает от ведущего конверт с набором карточек-ответов. У всех играющих наборы разные.

Ведущий, перемешав свои карточки, делает по ним заказ, например: требуется название реки. Требуется имя существительное в форме дательного падежа. Требуются глаголы 1 спряжения в форме 2 лица единственного числа настоящего времени.

Те, у кого есть соответствующие карточки, сдают их ведущему. Игра идет быстро. На требование могут откликнуться сразу все играющие. Ведущий внимательно проверяет поданные карточки и, если кто-нибудь из играющих ошибся, возвращает ему карточку. Выигрывает тот, кто первый сдаст все свои карточки, не ошибется и не прозевает.

Карточки каждого набора имеют свой цвет. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы играющие не ошиблись в выполнении «заказа».

Предлагаем игру на тему «Падежи» [3].

Ведущий берет карточку, в которой предлагается выполнить задание типа: требуется именительный падеж имени существительного единственного числа. Требуется родительный падеж имени существительного единственного числа и т.д.

Ребята тем временем должны внимательно прослушать задание и выбрать из целого списка предложений то, в котором употребляется слово нужной формы. Например: В темную нору забилась лисица. (Н. Некрасов.) Птичка под моим окошком гнездышко для деток вьет. (А. Плещеев.)

Как показывает практика, младшим школьникам нравится разгадывать, а также составлять шарады.

Чтобы составить шараду, возьмем слово, которое можно разбить на части, представляющие собой отдельные слова. Например: носорог – нос-о-рог. Начинаем составлять шараду: первое – часть лица; второе – гласный звук, возглас, который произносит человек, когда чему-нибудь удивляется; «последним» защищаются животные [4].

Вот пример шарад для учащихся 1 и 2 классов:

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины

К целому полны любовью сердца.

И, коли вражья надвинется рать,

Целое будем мы все защищать. (Родина.)

Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. (Задача.)

Первое – нота, второе – тоже, а целое на горох похоже. (Фасоль.)

Две ноты, две буквы, все вместе – игра, в которую любит играть детвора. (Домино.)

Сопоставление – один из важнейших методических приемов в работе по грамматике. Находить черты различия труднее, чем черты сходства. В начальной школе ребенок должен научиться сопоставлять различные грамматические правила. Именно этой задаче могут служить игры бирюльки [7].

Каждая игра имеет свою тему для сопоставления: предметы, части речи, разные грамматические формы. Комплект игры состоит из карточек с отверстиями и проволочных крючков. Карточки перемешиваются и складываются в кучу. Каждый играющий получает задание крючком вытащить из кучи слово, относящееся к той или иной группе. Например, один должен вытащить названия млекопитающих, другой – птиц, третий – насекомых, четвертый – рыб.

Переворачивать соседнюю карточку нельзя, перевернувший лишается хода. Вытащивший карточку со словом чужого задания кладет ее обратно, ведущий заново перемешивает карточки, и в игру вступает следующий участник.

Эффективны в этом плане игры серии «Части речи». Например, ведущий дает задание выбрать из списка имена существительные мужского рода первого склонения, имена существительные женского рода третьего склонения и т.д. [7].

В процессе изучения темы «Корень. Однокоренные слова» младшим школьникам можно предложить поиграть в игру «Дружная семейка». Учитель должен заранее подготовить 40 карточек, на которых написаны однокоренные слова 4 групп. В каждой группе однокоренных слов выделено бесприставочное слово, в котором ударение падает на корень. Это слово написано на карточке красного цвета. Для остальных карточек подбираются наиболее трудные слова, без ударения на корневой гласной. В процессе игры дети практически знакомятся со сложными словами и с простейшими чередованиями. Играть должны четыре человека. Ведущий перемешивает карточки слов разных корней и раздает всем играющим по десять штук. Один из играющих выкладывает карточку красного цвета. Другой покрывает ее карточкой с однокоренным словом. Следующий продолжает игру. Но если у игрока не оказывается карточки с нужным словом, ход пропускается.

В статье мы предложили различные формы детских игр, использованных нами в ходе проведения экспериментального обучения русскому языку учащихся 3-4 классов в МБОУ СШ № 1, 15 г. Арзамаса Нижегородской области, МБОУ «Большетумановская ООШ». Следует отметить положительную динамику: использование грамматических игр на уроках русского языка позволило учащимся усвоить грамматический материал, развить основные характеристики произвольного внимания детей. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.

Элементы занимательности не только способствуют закреплению грамматического материала и развитию речи учащихся, они воспитывают дисциплинированность, волю, память, мышление, ведь в играх есть правила, условия, игры связаны с преодолением трудностей, они заставляют что-то вспомнить, воспроизвести, произвести определённые мыслительные операции.

Кроме того, грамматические игры на уроках русского языка создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Игры создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности. Видно, как ребенок меняется в ситуации игры, он чувствует себя более уверенным, школьник не боится совершить ошибку, а если совершает таковую, у него есть возможность осознать ее, понять причины данной ошибки и исправить.

В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Игры положительно влияют на формирование и сплочение коллектива.

Учитель может выбрать те игры, которые ему покажутся более подходящими к уровню класса. Следует помнить, что игровые ситуации на уроке должны использоваться лишь для активизации внимания младшего школьника.