Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Мачнев В.Я. 1 Чердымова Е.И. 1
1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева
Стратегия перехода общества к устойчивому развитию предъявляет к образованию важное требование: оно должно но¬сить «суперопережающий характер», в котором формирование экопрофессионального сознания занимает ведущее, приоритетное место. В решении экологических проблем в настоящее время все большую роль начинает играть интеграция экологической и профессиональной подготовки с целью формирования экопрофессионального сознания – как фактора перехода к устойчивому развитию в системе «Человек-Природа-Общество». В условиях трансформации российского общества, реформирования экономики особую актуальность и социальную значимость приобретает необходимость расширения научных исследований в области изучения специфики ЭП сознания различного рода специалистов. Перед нами должна стоять, по сути дела, мировоззренческая задача – изменение приоритетов от общества потребления – к обществу, регламентирующему свои потребности с учетом закономерностей эволюции человеческого общества и окружающей его среды. В таких условиях формирование экопрофессионального сознания будущих специалистов приобретает особенное значение.
экопрофессиональное сознание
экологическое сознание
профессиональное сознание
структурные компоненты сознания
уровни интеграции экологической и профессиональной подготовки
факторы формирования сознания
1. Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. – М. : Современный писатель, 1998. – 432 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики : учебное пособие для студентов педвузов. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
3. Ефимова Е.И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы : дис. … д-ра пед. наук. – Хабаровск, 2001. – 420 с.
4. Конюшев В.В. О внедрении в учебный процесс экспериментального экологического образования / В.В. Конюшев, В.Н. Локапов // Экологическая психология : тез. 1-й Рос. конф. (Москва, 3–5 декабря 1996 г.). – М. : Психологический институт РАО, 1996. – С. 87.
5. Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе : дис. … д-ра пед. наук. – Пенза, 2000. – 270 с.
6. Ситаров В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 280 с.
7. Урсул А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модель устойчивого развития : учебное пособие. – М. : Изд-во РАГС, 1995. – 93 с.

Стратегия перехода общества к устойчивому развитию предъявляет к образованию важное требование: оно должно но­сить «суперопережающий характер», в котором формирование экопрофессионального сознания занимает ведущее, приоритетное место.

В отечественном образовании с 90-х годов XX века просле­живаются следующие тенденции: интеграция отечественной шко­лы и образования в мировую культуру, восстановление и дальнейшее развитие традиций российской школы и образования и, как наиболее значимое явление, — становление новой гуманитарной парадигмы образования, предполагающей личностно ориентированное обучение, творческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему [1]. Суть современного экологического кризиса сводится к трем основным моментам: быстрое истощение природных ресурсов; быстрое загрязнение природной среды (атмосферы, литосферы, гидросферы); быстрое увеличение числа человечества. Представим обобщенно пути выхода из экологического кризиса, предлагаемые многими учеными:

  1. Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, в частности энергетических источников.
  2. Поддержание динамического равновесия между природой и человеком.
  3. Формирование экологического сознания личности.

На наш взгляд, необходимо добавить и формирование экопрофессионального  сознания специалистов.

Таким образом, переход к устойчивому развитию человеческого сообщества – единственный путь спасения современной цивилизации от гибели. Существует необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. В силу исторических и научно-образовательных причин Россия в этом отношении, несмотря на недостаточное экономическое развитие, занимает заметное место на международной арене. В значительной мере это определяется существующей системой экологического образования. Экологическое образование - непрерывный многоступенчатый междисциплинарный педагогический процесс, еще далеко не реализованный в современных образовательных учреждениях. Экопрофессиональная направленность привносит в образование новый комплекс философско-методологических и психолого-педагогических идей, призванных обновить его традиционную систему, определить основное направление деятельности вуза, университета будущего.

Рассматривая возможные модели развития образования в XXI веке (рыночную, демократизированную, этическую, техно­кратическую), А.Д. Урсул считает наиболее благоприятной в со­временных условиях информационно-экологическую, посколь­ку она:

  • придает системность и устойчивость педагогическому про­цессу;
  • синтезирует современные тенденции образования: интеллектуализации, информатизации,   интенсификации,   индивидуализации, гуманизации, внедрения инноваций, интеграции знаний и т.д.;
  • учитывает   аспекты   влияния всей образовательной системы на решение экологических проблем цивилизации [7].

Содержание образования XXI века также претерпевает изме­нения и должно отвечать следующим характеристикам:

  • индивидуализации, персонализации содержания образова­ния, то есть обращения его к жизненной проблематике отдельно­го человека;
  • субъективизации: содержание образования,   обогащенное субъективными смыслами и ценностями, становится не только развивающим, но и развивающимся, способствует развитию раз­личных сфер личности субъекта обучения;
  • аутентичности, то есть обеспечивает диалог с реальностью без посредников (учебников и пособий, которые уже содержат определенную оценку их авторов);
  • прогностичности,   то есть   выполняет   опережающую функцию, что особенно важно в постоянно меняющемся мире;
  • валеологичности (по смыслу, объему, структуре) — сохра­няет здоровье участников образовательного процесса;
  • необходимости построения обучения на рефлексивной основе, где содержание образования выступает средством   самопознания. [3]

На сегодняшний момент экопрофессиональная подготовка выступает важнейшим условием природоохранной политики, формирования экопрофессионального сознания, экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности. Конюшев В.В., Локалов В.Н., реализуя  экспериментальную модель экологического образования, считают «главной его целью формирование экологического сознания, подразумевающего направленность  деятельности личности на обеспечение гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Причем «среда» понимается в широком смысле, то есть не только как «материальная (предметная) окружающая среда», но и как информационная, культурная, историческая, социальная, эстетическая среда и др.» [4].

Одним из психолого-педагогических факторов формирования ЭП сознания с целью устойчивого развития человеческого сообщества является идея необходимости природосообразного воспитания личности, сформированная выдающимися педагогами. Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение в образовании задолго до нашего века. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности [2].

Социальный фактор природосохранности для общества выдвинут в советский период выдающимися педагогами. И.Н. Пономарева пишет, что с 1945 по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охране.   Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе и полной несформированности экологического сознания [5].

Педагогические факторы стали основанием для формирования экопрофессионального сознания. В свою очередь, это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке - экологической психопедагогики.

Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться экологическое образование. С позиций экологической психопедагогики, целью экологического образования является формирование экологичной личности. Экологичной является личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания.

Из всего разнообразия фактов, негативно сказывающихся на качестве экологического образования, наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие:

- отсутствие целенаправленной и последовательной государственной и региональной политики по экологической ориентации в профессиональной подготовке студентов вузов;

  • отсутствие государственных и региональных образовательных стандартов экологической ориентации на всех уровнях профессиональной подготовки, заканчивая поствузовским образованием, в том числе профессиональной переподготовки и повышением квалификации работников предприятий, учреждений и органов управления;
  • отсутствие государственного заказчика на экологоориентированное профессиональное образование;
  • слабая связь экологической подготовки с профессиональной подготовкой;
  • слабое научно-методическое обеспечение экологической ориентации в профессиональной подготовке, теоретических и методических основ организации интеграции экологической и профессиональной подготовки;
  • необходимость координации и управления системой ЭП подготовки, создания дидактических комплексов, соответствующих методик;
  • отсутствие системы качества ЭП подготовки, включающей прогнозирование целей и результатов, технологическое сопровождение, формирование не только ЭП знаний и умений, но и отношений, установок, намерений, личностных, духовных и гражданских качеств будущих специалистов;
  • неудовлетворительная подготовка педагогических и научных кадров системы ЭП подготовки;
  • слабая (а нередко и негативная) роль средств массовой информации в экологической информированности, образовании и воспитании студентов;
  • недостаточные адаптация и использование международного опыта в области экологической ориентации профессиональной подготовки.

Формирование экопрофессионального сознания проходит длительный путь, который можно разделить на ступени или уровни экопрофессионального сознания:

1-й уровень - уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений в профессиональной деятельности;

2-й уровень - это когда человек владеет комплексом экопрофессиональных знаний и практических природоохранных умений, то есть стройной системой научно-экологических взглядов, нравственного отношения к природе и соответствующим экопрофессиональным поведением;

3-й уровень - это высшее достижение экопрофессионального сознания, когда экопрофессиональное самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, а и всякую трудовую деятельность [6].

Следовательно, экопрофессиональное сознание людей эволюционирует от получения экопрофессиональных знаний и понимания положительного отношения к ЭП информации до прочных экопрофессиональных установок и экопрофессионального намерения.

Результатом сформированности определенного уровня экопрофессионального сознания является экопрофессиональное поведение, которое сложно проверить у студентов.

В современном вузе имеются как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на экопрофессиональную подготовку. Объективные факторы – это возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира. Эти объективные тенденции современности, потребность перехода к устойчивому развитию человеческого сообщества вызывают необходимость изменения приоритетов в социально-экономическом развитии общества в направлении обеспечения социальной и экологической безопасности.

К объективным социальным факторам следует отнести также изменения в науке и технике, направленные на развитие теории риска, исследование природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия на человека и природную среду. Эти объективные факторы требуют модернизации содержания образования с целью формирования готовности личности к восприятию меняющихся реалий окружающего мира и к обеспечению личной и коллективной безопасности.

 Кроме объективных, существуют и субъективные факторы – это политика и идеология общества. В последнее десятилетие XX в. в политике и общественной идеологии развитых стран в качестве приоритетных задач развития выдвигались вопросы обеспечения экологической безопасности, личной и коллективной безопасности граждан, в то время лоббировались разрушительные программы в интересах крупного бизнеса.

На наш взгляд, основными факторами формирования экопрофессионального сознания являются:

  • необходимость ценностной ориентации экопрофессиональной подготовки на коэволюцию человека и биосферы;
  • способность личности к восприятию, переживанию и осмыслению взаимосвязи между сложившейся экологической ситуацией и профессиональной деятельностью;
  • экопрофессиональная готовность специалистов сознательно реализовывать экологически целесообразную профессиональную деятельность в целях устойчивого развития и коэволюции человека и природы;
  • заинтересованность общества в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии;
  • изменяющееся личное отношение к природной среде, собственная экологоориентированная профессиональная деятельность человека, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения значимого другого к природе и обществу;
  • возрастающие техногенные и антропогенные нагрузки на человека и природную среду, расширение круга и уровня опасностей современного мира, как биосоциальный фактор;
  • изменения в науке и технике, направленные на развитие исследований природных и техногенных опасностей, развитие методов снижения негативного воздействия человека на природную среду;
  • экологическое образование, реализуемое в стране, как ключевой социальный фактор перемен, направленных на устойчивое развитие Человека-Общества-Природы, при этом экологическое образование объявляется основным средством гармонизации человека и природы, и именно в нем закладывается тот ресурс, который реализуется в последующей профессиональной жизни человека;
  • собственная экологоориентированная деятельность человека, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения значимого другого к природе и обществу.

Таким образом, мы рассмотрели факторы, препятствующие и способствующие экопрофессиональной подготовке студентов в вузах.

Авторы статьи считают, что сложившиеся социально-экономические и социально-культурные условия привели к возникновению экологических проблем, решение которых не может происходить без развития экопрофессионального сознания. Для решения этих проблем необходима экопрофессиональная подготовка студентов.


Библиографическая ссылка

Мачнев В.Я., Чердымова Е.И. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25373 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674