Интеграция современной российской системы высшего образования в европейскую ставит новые задачи и условия развития экспорта образовательных услуг. Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования, с экономической выгодой как образовательного учреждения, так и экономики страны в целом. Помимо этого, обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса учебного заведения. Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранцев, и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. В связи с этим становится актуальным изучение проблем адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском вузе. Адаптация (от средневекового латинского adaption - приспособление) - интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация - приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды. Психофизиологическая адаптация определяет активность личности и совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. С философско-социологической точки зрения, адаптация - атрибут любого живого существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Социокультурная адаптация подразумевает приспособление индивида (или группы) к условиям новой социокультурной среды, а следовательно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, традициям так, чтобы успешно существовать в новом окружении. Адаптация к образовательному процессу обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной и интеллектуальной средой вуза, формирование новых качеств личности, профессиональную идентификацию, предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Адаптация иностранных граждан к новым социокультурным условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом. Молодые люди, приехавшие на учебу в нашу страну из других государств, оказываются в очень непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Они вынуждены не только осваивать новый вид деятельности - учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству. Трудности, которые иностранный студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране, могут быть сгруппированы следующим образом:
- психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности, «вхождением» в новую среду, психоэмоциональным напряжением, сменой климата и т.д.;
- учебно-познавательные трудности, связанные, в первую очередь, с недостаточной языковой подготовкой, преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития навыков самостоятельной работы;
- социокультурные трудности, связанные с освоением нового социального и культурного пространства вуза; преодолением языкового барьера в решении коммуникативных проблем как по вертикали, т.е. с администрацией факультета, преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т.е. в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, на бытовом уровне.
Адаптация студентов - сложный динамический процесс. В многочисленных научных работах разными авторами выделяются конкретные ведущие факторы в основе изучения процесса адаптации у студентов к образовательному процессу университета. Большое количество работ посвящено сравнению психологических показателей по адаптации среди студентов 1-5 курсов, включая рассмотрение тендерных особенностей. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками. Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце ХIХ – начале ХХ вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах. У. Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социокультурной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения.
В целях определения уровня сформированности адаптационных механизмов у студентов МГТУ нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 50 студентов групп первого и второго курсов разных профилей (технического и гуманитарного). Анкета включала в себя девять базовых вопросов, отражающих специфику реакции студентов на повышенную эмоциональную включенность («синдром эмоционального выгорания»), защитные механизмы, демонстрируемые ими в стрессовых ситуациях, уровень конфликтности, а также способы совладающего поведения с факторами стрессогенного характера. В итоге мы получили следующие результаты.
- Процесс адаптации к условиям вуза у Вас прошел:
хорошо, гладко - 48%;
без особых потрясений - 52%;
плохо - 0;
затрудняются ответить – 0.
- Факторы, являющиеся помехой для адаптации к условиям вуза:
настрой одногруппников - 5%;
низкий уровень компетенций школьного образования - 20%;
страх быть отвергнутым группой - 5%;
разные интересы с одногруппниками – 0;
отсутствие лояльности со стороны преподавателей – 0;
другое - 20%;
жизненные обстоятельства - 50%.
- Если адаптация прошла адекватно, что помогло в этом процессе:
личные мотивы - 10%;
гибкость, умение найти общий язык - 60%;
коммуникабельность - 30%;
толерантность - 0;
помощь со стороны преподавателей и кураторов - 0;
другое - 0.
- Как часто испытываете стресс:
часто – 0;
редко - 30%;
время от времени - 70%;
затрудняются ответить - 0.
- Как Вы обычно справляетесь со стрессом:
никак, обычно впадаю в депрессию - 5%;
через общение с друзьями - 15%;
через занятие любимым делом - 70%;
злоупотребляю употреблением спиртного и ПАВ - 5%;
другое - 5%.
- Как часто Вы конфликтуете:
никогда - 0;
редко - 99%;
часто - 1%;
практически всегда - 0.
- Как Вы обычно ведете себя в конфликтных ситуациях:
чаще всего молчу - 0;
зависит от ситуации - 89%;
агрессивно - 10%;
принимаю сторону победителя - 0;
другое - 1%.
- Видите ли Вы необходимость в предотвращении конфликтных ситуаций в межличностном общении:
да - 90%;
нет - 10%;
не знаю – 0.
- Как Вы обычно выходите из конфликтной ситуации:
никак - 0;
само собой проходит - 3%;
стараюсь найти компромисс - 93%;
уклоняюсь от конфликта, стараясь изолироваться от конфликтной ситуации - 2%;
с юмором - 2%;
другое - 0.
Таким образом, можно сказать, что практически 50% опрошенных иностранных студентов хорошо адаптируются к условиям образовательного процесса вуза, эффективно преодолевают стресс, включаясь в процесс коммуникации с друзьями и сверстниками, имеют низкий уровень конфликтности. Вторая половина опрошенных связывает низкий уровень сформированности адаптационных механизмов с жизненными обстоятельствами и отсутствием эмпатии со стороны группы референтных людей. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российской повседневности носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Выделяются характерные черты этого процесса: его нелинейное протекание; прикладной и принудительный характер; преимущественное использование личностных, а не институциональных средств адаптации. Отмечается, что в целом адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза проходит успешно. Затрудняют этот процесс языковые сложности и психологическая адаптация к нормам и правилам поведения в российской вузовской среде.
Кроме того, в качестве основного условия эффективной адаптации иностранных студентов к социокультурной среде технического университета мы назвали бы их экономическую адаптацию, приспособление к современным экономическим условиям проживания в России с учетом глобальных экономических потрясений, происходящих в мире. Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации [1]. Выпускники, готовящиеся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.
Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи из числа иностранных студентов испытывают определенные трудности в экономических ситуациях, уровень развития экономического и социокультурного воспитания - средний с тенденцией к низкому. На современном этапе состояние экономического развития в России в конце очередного мирового кризиса показывает, что рынок труда и рынок образования взаимодействуют всего на 40%. Поэтому только меньшая часть современной иностранной молодежи, закончившая высшее профессиональное учреждение, работают по специальности.
В целях повышения уровня экономического развития иностранных студентов технического вуза, а также облегчения их адаптационного процесса в образовательном пространстве вуза мы предлагаем организовать внеучебное мероприятие в форме встречи с руководителями и квалифицированными специалистами образцовых предприятий и организаций с целью ознакомления студентов с режимом экономии в России, а также организовать и провести социально-психологический тренинг с элементами отработки базовых навыков «выживания» в современных экономических условиях России.
Кроме того, данный механизм, на наш взгляд, может быть реализован в рамках следующего пошагового алгоритма.
- Проведение мониторинга иностранных студентов (анкетирование студентов, направленное на определение уровня сформированности у них профессиональных ориентиров, выраженности профессиональных интересов, а также навыков социальной и профессиональной адаптации).
- Планирование и проведение мероприятий в рамках реализации профориентационной кампании университета:
- ярмарка вакансий;
- вечера-встречи с работодателями (руководителями градообразующего предприятия ОАО «ММК»);
- вечер встречи выпускников вуза;
- дни открытых дверей;
- парад-концерт с участием абитуриентов МГТУ, студентов выпускных групп и выпускников вуза с привлечением творческих коллективов вуза и подготовкой каждой участвующей группой номеров художественной самодеятельности.
- Проведение экскурсий на градообразующее предприятие ОАО «ММК» («стан-5000», сталеплавильные и листопрокатные цеха) с последующей пресс-конференцией, предполагающей участие в ней начальников основных цехов ОАО «ММК» и главных специалистов.
- Профессиональная психодиагностика: проведение со студентами выпускных групп тест-опросников на определение доминирующего профессионального типа, склонности к профессиональному «выгоранию», уровня устойчивости профессиональных интересов и профессиональной адаптации в деятельности.
- Организация и проведение выездных «Школ студенческого лидера» для студентов выпускных групп университета (5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата) с целью формирования профессиональных навыков, навыков командообразования, эффективного управления коллективом и формирования адаптивных копинг-стратегий (эффективной адаптации в социуме). Развитие этих навыков является неотъемлемой частью процесса профессиональной адаптации молодежи.
В качестве основных структурных подразделений и должностных лиц университета (в том числе органов студенческого самоуправления), принимающих участие в профориентационной кампании, мы рассматриваем следующие:
- кураторы студенческих групп, назначенные из числа преподавателей (осуществляют контроль и координирование процесса профориентации в вузе);
- студенческие кураторы (помогают кураторам из числа преподавателей, осуществляют частичный контроль и помощь в организации и проведении студенческих мероприятий в рамках профориентационной кампании);
- институт культоргов и профоргов, выполняющих функцию организации и планирования мероприятий в рамках проведения «Школ студенческого лидера», мероприятий городского («Конкурс снежных фигур», марафон «Горжусь и помню») и университетского масштаба, а также контроля явки студентов на мероприятия профориентационного характера;
- профсоюзный комитет студентов и аспирантов (проводит мероприятия социального значимого характера, реализует функцию социальной защиты и поддержки молодежи);
- отдел по воспитательной работе (осуществляет функцию планирования и проведения культурно-массовых и социально значимых мероприятий и проектов в рамках профориентационной кампании вуза; координирует профориентационную деятельность с профкомом студентов и аспирантов МГТУ);
- студенческие клубы и организации (волонтерский центр, студенческий фото- и видеоклуб, студенческий пресс-центр и т.д.);
- отдел общественных связей и информации (проводит цикл мероприятий по связям с общественностью, координирует работу общественных и административных органов МГТУ, ОАО «ММК» и других градообразующих предприятий города по вопросам встреч со студентами-выпускниками, их эффективного трудоустройства и профилактики возникновения безработицы в молодежной среде);
- отдел общественных связей города, городские СМИ.
То есть грамотно выстроенная профориентационная работа с молодежью, проявляющаяся в содействии и координации всех представленных социальных институтов и значимых общественных организаций, становится гарантом не только эффективного трудоустройства выпускников вуза, но и их успешной социальной и экономической адаптации, возможности максимально успешно ориентироваться в условиях экономического кризиса и разбираться в экономической политике не только своей страны, но и других государств, результатом чего, в свою очередь, становится и высокий уровень развития экономического патриотизма современной молодежи.
Библиографическая ссылка
Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Бахольская Н.А., Веденеева О.А., Кашуба И.В., Оринина Л.В. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ВУЗА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА) // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25348 (дата обращения: 01.04.2025).