Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ВУЗА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА)

Савва Л.И. 1 Сайгушев Н.Я. 1 Бахольская Н.А. 1 Веденеева О.А. 1 Кашуба И.В. 1 Оринина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Проведен системный анализ понятия «адаптационные механизмы студентов технического университета», раскрыта его феноменологическая сущность в педагогической теории и практике. Выявлены социально-экономические и общественные признаки адаптации иностранных студентов технического университета. Рассмотрена специфика воспитательного потенциала с точки зрения используемых в структуре воспитательного процесса технического университета адаптационных стратегий, из которых наиболее значимыми являются социализация через участие в студенческом самоуправлении, психолого-педагогическое сопровождение их образования, использование индивидуально ориентированного подхода к обучению иностранных студентов. Таким образом, в рамках данной статьи нами предпринята попытка анализа феномена с точки зрения формирования адаптационных механизмов к образовательному пространству университета у иностранных студентов.
адаптация
адаптационные механизмы
адаптационные стратегии
образовательное пространство университета
иностранные студенты.
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М. : Прайм-Еврознак, 2002. – С.23-25.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М. : АРГУС, 1994. – С. 56-58.
3. Кузнецов П.С. Концепция социальной адаптации. – Саратов : СГУ, 2000. – С. 13-16.
4. Оринина Л.В., Кашуба И.В. Стратегии формирования экономического патриотизма у представителей студенческой молодежи в условиях глобальных перемен в стране // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 7. – С. 57-60.
5. Самыгин С.И. Педагогика и психология высшей школы : учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов. – Ростов н/Д : Феникс, 1998. – С. 123-125.

Интеграция современной российской системы высшего образования в европейскую ставит новые задачи и условия развития экспорта образовательных услуг. Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования, с экономической выгодой как образовательного учреждения, так и экономики страны в целом. Помимо этого, обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса учебного заведения. Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранцев, и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. В связи с этим становится актуальным изучение проблем адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском вузе. Адаптация (от средневекового латинского adaption - приспособление) - интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация - приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды. Психофизиологическая адаптация определяет активность личности и совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. С философско-социологической точки зрения, адаптация - атрибут любого живого существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Социокультурная адаптация подразумевает приспособление индивида (или группы) к условиям новой социокультурной среды, а следовательно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, традициям так, чтобы успешно существовать в новом окружении. Адаптация к образовательному процессу обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной и интеллектуальной средой вуза, формирование новых качеств личности, профессиональную идентификацию, предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.

Адаптация иностранных граждан к новым социокультурным условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом. Молодые люди, приехавшие на учебу в нашу страну из других государств, оказываются в очень непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Они вынуждены не только осваивать новый вид деятельности - учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству. Трудности, которые иностранный студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране, могут быть сгруппированы следующим образом:

  • психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности, «вхождением» в новую среду, психоэмоциональным напряжением, сменой климата и т.д.;
  • учебно-познавательные трудности, связанные, в первую очередь, с недостаточной языковой подготовкой, преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития навыков самостоятельной работы;
  • социокультурные трудности, связанные с освоением нового социального и культурного пространства вуза; преодолением языкового барьера в решении коммуникативных проблем как по вертикали, т.е. с администрацией факультета, преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т.е. в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, на бытовом уровне.

Адаптация студентов - сложный динамический процесс. В многочисленных научных работах разными авторами выделяются конкретные ведущие факторы в основе изучения процесса адаптации у студентов к образовательному процессу университета. Большое количество работ посвящено сравнению психологических показателей по адаптации среди студентов 1-5 курсов, включая рассмотрение тендерных особенностей. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками.  Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце ХIХ – начале ХХ вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах. У. Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социокультурной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения.

В целях определения уровня сформированности  адаптационных механизмов  у студентов МГТУ нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 50 студентов групп  первого и второго курсов  разных профилей (технического и гуманитарного). Анкета включала в себя девять  базовых вопросов, отражающих специфику  реакции студентов на повышенную эмоциональную включенность («синдром эмоционального выгорания»),  защитные механизмы, демонстрируемые ими в  стрессовых ситуациях, уровень конфликтности, а также способы  совладающего поведения с факторами стрессогенного характера. В итоге мы  получили следующие результаты.

  1. Процесс адаптации к условиям вуза у Вас прошел:

хорошо, гладко - 48%;

без особых потрясений - 52%;

плохо - 0;

затрудняются ответить – 0.

  1. Факторы, являющиеся помехой для адаптации к условиям вуза:

настрой одногруппников - 5%;

низкий уровень компетенций школьного образования - 20%;

страх быть отвергнутым группой - 5%;

разные интересы с одногруппниками – 0;

отсутствие лояльности со стороны преподавателей – 0;

другое - 20%;

жизненные обстоятельства - 50%.

  1. Если адаптация прошла адекватно, что помогло в этом процессе:

личные мотивы - 10%;

гибкость, умение найти общий язык - 60%;

коммуникабельность - 30%;

толерантность - 0;

помощь со стороны преподавателей и кураторов - 0;

другое - 0.

  1. Как часто испытываете стресс:

часто – 0;

редко - 30%;

время от времени - 70%;

затрудняются ответить - 0.

  1. Как Вы обычно справляетесь со стрессом:

никак, обычно впадаю в депрессию - 5%;

через общение с друзьями - 15%;

через занятие любимым делом - 70%;

злоупотребляю употреблением спиртного и ПАВ - 5%;

другое - 5%.

  1. Как часто Вы конфликтуете:

никогда - 0;

редко - 99%;

часто - 1%;

практически всегда - 0.

  1. Как Вы обычно ведете себя в конфликтных ситуациях:

чаще всего молчу - 0;

зависит от ситуации - 89%;

агрессивно - 10%;

принимаю сторону победителя - 0;

другое - 1%.

  1. Видите ли Вы необходимость в предотвращении конфликтных ситуаций в межличностном общении:

да - 90%;

нет - 10%;

не знаю – 0.

  1. Как Вы обычно выходите из конфликтной ситуации:

никак - 0;

само собой проходит - 3%;

стараюсь найти компромисс - 93%;

уклоняюсь от конфликта, стараясь изолироваться от конфликтной ситуации - 2%;

с юмором - 2%;

другое - 0.

Таким образом, можно сказать, что практически 50% опрошенных иностранных студентов хорошо адаптируются к условиям образовательного процесса вуза, эффективно преодолевают стресс, включаясь в процесс коммуникации с друзьями и сверстниками, имеют низкий уровень конфликтности. Вторая половина опрошенных связывает низкий уровень сформированности адаптационных механизмов с жизненными обстоятельствами и отсутствием эмпатии со стороны группы референтных людей. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российской повседневности носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Выделяются характерные черты этого процесса: его нелинейное протекание; прикладной и принудительный характер; преимущественное использование личностных, а не институциональных средств адаптации. Отмечается, что в целом адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза проходит успешно. Затрудняют этот процесс языковые сложности и психологическая адаптация к нормам и правилам поведения в российской вузовской среде.

Кроме того, в качестве основного условия эффективной адаптации иностранных студентов к социокультурной среде технического университета мы назвали бы их экономическую адаптацию, приспособление к современным экономическим условиям проживания в России с учетом глобальных экономических потрясений, происходящих в мире. Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации [1]. Выпускники, готовящиеся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи из числа иностранных студентов испытывают определенные трудности в экономических ситуациях, уровень развития экономического и социокультурного воспитания - средний с тенденцией к низкому. На современном этапе состояние экономического развития в России в конце очередного мирового кризиса показывает, что рынок труда и рынок образования взаимодействуют всего на 40%. Поэтому только меньшая часть современной  иностранной молодежи, закончившая высшее профессиональное учреждение, работают по специальности.

 В целях повышения  уровня экономического развития иностранных  студентов  технического вуза, а также облегчения их адаптационного процесса в образовательном пространстве вуза мы предлагаем организовать внеучебное мероприятие в форме встречи с руководителями и квалифицированными специалистами образцовых предприятий и организаций с целью ознакомления студентов с режимом экономии в  России, а также организовать и провести  социально-психологический тренинг с элементами  отработки базовых  навыков «выживания» в современных экономических условиях России.

Кроме того, данный механизм, на наш взгляд,  может быть реализован   в рамках следующего пошагового алгоритма.

  1. Проведение мониторинга иностранных студентов (анкетирование студентов, направленное на определение уровня  сформированности у них профессиональных ориентиров,  выраженности профессиональных интересов, а также навыков социальной и профессиональной адаптации).
  2. Планирование и проведение мероприятий в рамках реализации профориентационной кампании университета:

- ярмарка вакансий;

- вечера-встречи с работодателями (руководителями градообразующего предприятия ОАО «ММК»);

- вечер встречи выпускников вуза;

- дни открытых дверей;

- парад-концерт с участием абитуриентов МГТУ, студентов выпускных групп и выпускников вуза с привлечением творческих коллективов вуза и подготовкой каждой участвующей группой номеров художественной самодеятельности.

  1. Проведение экскурсий на градообразующее предприятие ОАО «ММК» («стан-5000», сталеплавильные и листопрокатные цеха) с последующей пресс-конференцией, предполагающей участие в ней начальников основных цехов ОАО «ММК» и главных специалистов.
  2. Профессиональная психодиагностика: проведение со студентами выпускных групп тест-опросников на определение доминирующего профессионального типа, склонности к профессиональному «выгоранию», уровня устойчивости профессиональных интересов и  профессиональной  адаптации в деятельности.
  3. Организация и проведение выездных «Школ студенческого лидера» для студентов выпускных групп университета (5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата) с целью формирования профессиональных навыков, навыков командообразования, эффективного управления коллективом и формирования адаптивных копинг-стратегий (эффективной адаптации в социуме). Развитие этих навыков является неотъемлемой частью процесса профессиональной адаптации молодежи.

В качестве основных структурных подразделений и должностных лиц университета (в том числе органов студенческого самоуправления), принимающих участие в  профориентационной кампании, мы рассматриваем следующие:

- кураторы студенческих групп, назначенные из числа преподавателей (осуществляют контроль и координирование процесса профориентации  в вузе);

- студенческие кураторы (помогают кураторам из числа преподавателей, осуществляют частичный контроль и помощь в организации и проведении студенческих мероприятий в рамках профориентационной  кампании);

- институт культоргов и профоргов, выполняющих функцию организации и планирования мероприятий в рамках проведения «Школ студенческого лидера», мероприятий городского («Конкурс снежных фигур», марафон «Горжусь и помню») и университетского масштаба, а также контроля явки студентов на мероприятия профориентационного характера;

- профсоюзный комитет студентов и аспирантов (проводит мероприятия социального значимого характера, реализует функцию социальной защиты и поддержки молодежи);

- отдел по воспитательной работе (осуществляет функцию планирования и проведения культурно-массовых и социально значимых мероприятий и проектов в рамках профориентационной кампании вуза; координирует профориентационную деятельность с  профкомом студентов и аспирантов МГТУ);

- студенческие клубы и организации (волонтерский центр, студенческий фото- и видеоклуб, студенческий пресс-центр и т.д.);

- отдел общественных связей и информации (проводит цикл мероприятий по связям с общественностью, координирует работу общественных и административных органов МГТУ, ОАО «ММК» и других градообразующих предприятий города по вопросам встреч со студентами-выпускниками, их эффективного трудоустройства и профилактики возникновения безработицы в молодежной среде);

- отдел общественных связей города, городские СМИ.

То есть грамотно выстроенная профориентационная работа с молодежью, проявляющаяся в содействии и координации всех представленных социальных институтов и значимых общественных организаций, становится гарантом не только эффективного трудоустройства выпускников вуза, но и их успешной социальной и экономической адаптации, возможности  максимально  успешно ориентироваться в условиях экономического кризиса и разбираться в экономической политике не только своей страны, но и других государств, результатом чего, в свою очередь, становится и высокий уровень развития экономического патриотизма современной молодежи.


Библиографическая ссылка

Савва Л.И., Сайгушев Н.Я., Бахольская Н.А., Веденеева О.А., Кашуба И.В., Оринина Л.В. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ ВУЗА У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25348 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674