Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPECIFICITY OF FORMATION OF ADAPTIVE MECHANISMS TO THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY FOR FOREIGN STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS MGTU G. I. NOSOV)

Savva L.I. 1 Saygushev N.Y. 1 Baholskaya N.A. 1 Vedeneyeva O.A. 1 Kashuba I.V. 1 Orinina L.V. 1
1 VO "Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov"
A systematic analysis of the concept of "adaptive mechanisms of engineering students," revealed his phenomenological nature in educational theory and practice. Identified socio-economic and public priznakiadaptatsii foreign engineering students. The specificity of educational potential in terms used in the technical structure of the university educational process of adaptation strategies, of which the most important socialization through participation in student government, psychological and pedagogical support their education. Using individual-oriented approach to teaching foreign students. Thus, in this article we attempt to analyze the phenomenon from the point of view of the formation mechanisms of adaptation to the educational space of the university for foreign students.
adaptation
adaptation mechanisms
adaptation strategies
educational area of the University
foreign students.

Интеграция современной российской системы высшего образования в европейскую ставит новые задачи и условия развития экспорта образовательных услуг. Это напрямую связано с повышением конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования, с экономической выгодой как образовательного учреждения, так и экономики страны в целом. Помимо этого, обучение иностранных студентов является определенным показателем статуса учебного заведения. Фундаментальность российского образования делает Россию привлекательной для иностранцев, и традиционно в наши вузы приезжают на обучение студенты из разных стран. В связи с этим становится актуальным изучение проблем адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском вузе. Адаптация (от средневекового латинского adaption - приспособление) - интегральное, многогранное явление, имеет множество толкований и рассматривается в различных областях науки. С точки зрения биологии, адаптация - приспособление организмов к условиям их существования. В физиологии и медицине адаптация обозначает процесс привыкания организма к изменению внешних условий среды. Психофизиологическая адаптация определяет активность личности и совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий. С философско-социологической точки зрения, адаптация - атрибут любого живого существа, который проявляется всякий раз, когда в системе его взаимоотношений со средой жизнедеятельности возникают значимые изменения. Социокультурная адаптация подразумевает приспособление индивида (или группы) к условиям новой социокультурной среды, а следовательно, и к новым ценностям, ориентациям, нормам поведения, традициям так, чтобы успешно существовать в новом окружении. Адаптация к образовательному процессу обеспечивает адекватное взаимодействие объекта с социальной и интеллектуальной средой вуза, формирование новых качеств личности, профессиональную идентификацию, предполагает формирование нового социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.

Адаптация иностранных граждан к новым социокультурным условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом. Молодые люди, приехавшие на учебу в нашу страну из других государств, оказываются в очень непростой ситуации. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Они вынуждены не только осваивать новый вид деятельности - учебу в высшем учебном заведении, готовиться к будущей профессии, но и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству. Трудности, которые иностранный студент особенно остро испытывает в первый год пребывания в новой стране, могут быть сгруппированы следующим образом:

  • психофизиологические трудности, связанные с переустройством личности, «вхождением» в новую среду, психоэмоциональным напряжением, сменой климата и т.д.;
  • учебно-познавательные трудности, связанные, в первую очередь, с недостаточной языковой подготовкой, преодолением различий в системах образования; адаптацией к новым требованиям и системе контроля знаний; организацией учебного процесса, который должен строиться на принципах саморазвития личности, «выращивания» знаний, привития навыков самостоятельной работы;
  • социокультурные трудности, связанные с освоением нового социального и культурного пространства вуза; преодолением языкового барьера в решении коммуникативных проблем как по вертикали, т.е. с администрацией факультета, преподавателями и сотрудниками, так и по горизонтали, т.е. в процессе межличностного общения внутри межнациональной малой учебной группы, учебного потока, на бытовом уровне.

Адаптация студентов - сложный динамический процесс. В многочисленных научных работах разными авторами выделяются конкретные ведущие факторы в основе изучения процесса адаптации у студентов к образовательному процессу университета. Большое количество работ посвящено сравнению психологических показателей по адаптации среди студентов 1-5 курсов, включая рассмотрение тендерных особенностей. Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками.  Мировая социологическая наука изучением вопросов адаптации стала заниматься в конце ХIХ – начале ХХ вв. В этот период были заложены теоретические основы изучения данной проблемы. В дальнейшем появляются работы, в которых представлены различные теоретико-методологические подходы к анализу социальной адаптации, а также выявляется специфика протекания социальной адаптации и особенности ее изучения в различных социальных контекстах. У. Томас и Ф. Знанецкий разработали методологический инструментарий анализа проблемы адаптации эмигрантов в новой социокультурной среде. Т. Парсонс выявляет содержание и функциональное значение адаптации как фундаментального свойства социальных систем. Вопросы, связанные со способами приспособительного поведения в условиях социальной аномии, рассматривал Р. Мертон. Э. Гидденс рассматривает протекание социальной адаптации в контексте практик повседневного поведения.

В целях определения уровня сформированности  адаптационных механизмов  у студентов МГТУ нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 50 студентов групп  первого и второго курсов  разных профилей (технического и гуманитарного). Анкета включала в себя девять  базовых вопросов, отражающих специфику  реакции студентов на повышенную эмоциональную включенность («синдром эмоционального выгорания»),  защитные механизмы, демонстрируемые ими в  стрессовых ситуациях, уровень конфликтности, а также способы  совладающего поведения с факторами стрессогенного характера. В итоге мы  получили следующие результаты.

  1. Процесс адаптации к условиям вуза у Вас прошел:

хорошо, гладко - 48%;

без особых потрясений - 52%;

плохо - 0;

затрудняются ответить – 0.

  1. Факторы, являющиеся помехой для адаптации к условиям вуза:

настрой одногруппников - 5%;

низкий уровень компетенций школьного образования - 20%;

страх быть отвергнутым группой - 5%;

разные интересы с одногруппниками – 0;

отсутствие лояльности со стороны преподавателей – 0;

другое - 20%;

жизненные обстоятельства - 50%.

  1. Если адаптация прошла адекватно, что помогло в этом процессе:

личные мотивы - 10%;

гибкость, умение найти общий язык - 60%;

коммуникабельность - 30%;

толерантность - 0;

помощь со стороны преподавателей и кураторов - 0;

другое - 0.

  1. Как часто испытываете стресс:

часто – 0;

редко - 30%;

время от времени - 70%;

затрудняются ответить - 0.

  1. Как Вы обычно справляетесь со стрессом:

никак, обычно впадаю в депрессию - 5%;

через общение с друзьями - 15%;

через занятие любимым делом - 70%;

злоупотребляю употреблением спиртного и ПАВ - 5%;

другое - 5%.

  1. Как часто Вы конфликтуете:

никогда - 0;

редко - 99%;

часто - 1%;

практически всегда - 0.

  1. Как Вы обычно ведете себя в конфликтных ситуациях:

чаще всего молчу - 0;

зависит от ситуации - 89%;

агрессивно - 10%;

принимаю сторону победителя - 0;

другое - 1%.

  1. Видите ли Вы необходимость в предотвращении конфликтных ситуаций в межличностном общении:

да - 90%;

нет - 10%;

не знаю – 0.

  1. Как Вы обычно выходите из конфликтной ситуации:

никак - 0;

само собой проходит - 3%;

стараюсь найти компромисс - 93%;

уклоняюсь от конфликта, стараясь изолироваться от конфликтной ситуации - 2%;

с юмором - 2%;

другое - 0.

Таким образом, можно сказать, что практически 50% опрошенных иностранных студентов хорошо адаптируются к условиям образовательного процесса вуза, эффективно преодолевают стресс, включаясь в процесс коммуникации с друзьями и сверстниками, имеют низкий уровень конфликтности. Вторая половина опрошенных связывает низкий уровень сформированности адаптационных механизмов с жизненными обстоятельствами и отсутствием эмпатии со стороны группы референтных людей. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российской повседневности носит прикладной и принудительный характер. Она является необходимым условием для включенности в учебный процесс и не сопровождается внутренним духовным единством с российской культурой. Выделяются характерные черты этого процесса: его нелинейное протекание; прикладной и принудительный характер; преимущественное использование личностных, а не институциональных средств адаптации. Отмечается, что в целом адаптация иностранных студентов к обыденной стороне социального пространства вуза проходит успешно. Затрудняют этот процесс языковые сложности и психологическая адаптация к нормам и правилам поведения в российской вузовской среде.

Кроме того, в качестве основного условия эффективной адаптации иностранных студентов к социокультурной среде технического университета мы назвали бы их экономическую адаптацию, приспособление к современным экономическим условиям проживания в России с учетом глобальных экономических потрясений, происходящих в мире. Высшие профессиональные учебные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания у представителей современной молодежи с учетом современных реалий и в научно обоснованных рекомендациях по их организации [1]. Выпускники, готовящиеся к самостоятельной жизни, независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, разрешать различные экономические ситуации, соблюдать нормы гражданского экономического поведения, обладать деловыми качествами, нравственной устойчивостью к негативным явлениям рыночной экономики. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества. От сформированности их экономической культуры во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

Вместе с тем проведенное нами изучение показало, что значительная часть современной молодежи из числа иностранных студентов испытывают определенные трудности в экономических ситуациях, уровень развития экономического и социокультурного воспитания - средний с тенденцией к низкому. На современном этапе состояние экономического развития в России в конце очередного мирового кризиса показывает, что рынок труда и рынок образования взаимодействуют всего на 40%. Поэтому только меньшая часть современной  иностранной молодежи, закончившая высшее профессиональное учреждение, работают по специальности.

 В целях повышения  уровня экономического развития иностранных  студентов  технического вуза, а также облегчения их адаптационного процесса в образовательном пространстве вуза мы предлагаем организовать внеучебное мероприятие в форме встречи с руководителями и квалифицированными специалистами образцовых предприятий и организаций с целью ознакомления студентов с режимом экономии в  России, а также организовать и провести  социально-психологический тренинг с элементами  отработки базовых  навыков «выживания» в современных экономических условиях России.

Кроме того, данный механизм, на наш взгляд,  может быть реализован   в рамках следующего пошагового алгоритма.

  1. Проведение мониторинга иностранных студентов (анкетирование студентов, направленное на определение уровня  сформированности у них профессиональных ориентиров,  выраженности профессиональных интересов, а также навыков социальной и профессиональной адаптации).
  2. Планирование и проведение мероприятий в рамках реализации профориентационной кампании университета:

- ярмарка вакансий;

- вечера-встречи с работодателями (руководителями градообразующего предприятия ОАО «ММК»);

- вечер встречи выпускников вуза;

- дни открытых дверей;

- парад-концерт с участием абитуриентов МГТУ, студентов выпускных групп и выпускников вуза с привлечением творческих коллективов вуза и подготовкой каждой участвующей группой номеров художественной самодеятельности.

  1. Проведение экскурсий на градообразующее предприятие ОАО «ММК» («стан-5000», сталеплавильные и листопрокатные цеха) с последующей пресс-конференцией, предполагающей участие в ней начальников основных цехов ОАО «ММК» и главных специалистов.
  2. Профессиональная психодиагностика: проведение со студентами выпускных групп тест-опросников на определение доминирующего профессионального типа, склонности к профессиональному «выгоранию», уровня устойчивости профессиональных интересов и  профессиональной  адаптации в деятельности.
  3. Организация и проведение выездных «Школ студенческого лидера» для студентов выпускных групп университета (5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата) с целью формирования профессиональных навыков, навыков командообразования, эффективного управления коллективом и формирования адаптивных копинг-стратегий (эффективной адаптации в социуме). Развитие этих навыков является неотъемлемой частью процесса профессиональной адаптации молодежи.

В качестве основных структурных подразделений и должностных лиц университета (в том числе органов студенческого самоуправления), принимающих участие в  профориентационной кампании, мы рассматриваем следующие:

- кураторы студенческих групп, назначенные из числа преподавателей (осуществляют контроль и координирование процесса профориентации  в вузе);

- студенческие кураторы (помогают кураторам из числа преподавателей, осуществляют частичный контроль и помощь в организации и проведении студенческих мероприятий в рамках профориентационной  кампании);

- институт культоргов и профоргов, выполняющих функцию организации и планирования мероприятий в рамках проведения «Школ студенческого лидера», мероприятий городского («Конкурс снежных фигур», марафон «Горжусь и помню») и университетского масштаба, а также контроля явки студентов на мероприятия профориентационного характера;

- профсоюзный комитет студентов и аспирантов (проводит мероприятия социального значимого характера, реализует функцию социальной защиты и поддержки молодежи);

- отдел по воспитательной работе (осуществляет функцию планирования и проведения культурно-массовых и социально значимых мероприятий и проектов в рамках профориентационной кампании вуза; координирует профориентационную деятельность с  профкомом студентов и аспирантов МГТУ);

- студенческие клубы и организации (волонтерский центр, студенческий фото- и видеоклуб, студенческий пресс-центр и т.д.);

- отдел общественных связей и информации (проводит цикл мероприятий по связям с общественностью, координирует работу общественных и административных органов МГТУ, ОАО «ММК» и других градообразующих предприятий города по вопросам встреч со студентами-выпускниками, их эффективного трудоустройства и профилактики возникновения безработицы в молодежной среде);

- отдел общественных связей города, городские СМИ.

То есть грамотно выстроенная профориентационная работа с молодежью, проявляющаяся в содействии и координации всех представленных социальных институтов и значимых общественных организаций, становится гарантом не только эффективного трудоустройства выпускников вуза, но и их успешной социальной и экономической адаптации, возможности  максимально  успешно ориентироваться в условиях экономического кризиса и разбираться в экономической политике не только своей страны, но и других государств, результатом чего, в свою очередь, становится и высокий уровень развития экономического патриотизма современной молодежи.