Решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности в условиях школьного обучения, исследователи и практикующие педагоги, психологи, то есть представители социономических профессий, чья деятельность «направлена к достижению таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, развитие личности, получение образования и т.д.» [9] сталкиваются с целым рядом проблем, главными из которых являются выявление направлений деятельности школы, определение измеряемых критериев и диагностического инструментария результатов образования.
Все эти проблемные вопросы находятся в центре внимания педагогического коллектива муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода (далее МАОУ «Школа № 187»). Для их решения в 2010 году был заключен трехсторонний договор о сотрудничестве между школой, министерством образования администрации г. Н. Новгорода и Нижегородской Епархией Русской православной церкви (Московский патриархат), в котором четко определены задачи и особенности деятельности школы в данном направлении [3].
Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование критериев и диагностического инструментария оценки эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника. Руководствуясь основополагающими документами в области образования, в том числе и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1], мы рассматриваем духовно-нравственное развитие личности как последовательно-реализуемую цель (планируемый результат) школьного образования. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Спецификой создания образовательного пространства школы является развитие личности всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим реализация идей духовно-нравственного воспитания проводилась и продолжает осуществляться в нескольких направлениях: 1) организация обучения педагогического коллектива, с целью подготовки педагогов к работе в области духовно-нравственного, православно-ориентированного образования. Дополнительное профессиональное образование позволяет педагогам повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, обеспечивающую право работать в новой сфере деятельности [5]; 2) создание «Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» [3]; 3) обеспечение научно-методического сопровождения учителей по разработке, апробации и внедрению программ, методик, технологий, образовательных материалов по духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию и образованию обучающихся. [3; 4]; 4) расширение социального партнерства по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.В настоящее время МАОУ «Школа №187» сотрудничает и находит поддержку с органами власти, Нижегородской Епархией русской православной церкви, образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального г. Нижнего Новгорода (ФГАОУ ВО ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ФГБОУ ВПОНГПУ им. Козьмы Минина и др.), Городским ресурсным центром духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, дошкольными учреждениями г. Н. Новгорода; 5)проведение масштабного педагогического мониторинга с целью определения эффективности реализуемого в условиях школы и социального партнерства процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Педагогический мониторинг в нашем исследовании в настоящее время занимает ключевые позиции, являясь инструментом управления процессом воспитания. Данное направление реализуется в следующих аспектах: 1) выявление критериев эффективности процесса духовно-нравственного воспитания и выделение уровней духовно-нравственного развития личности; 2) разработка диагностического инструментария; 3) проведение комплексного масштабного исследования; 4) сравнительный анализ и синтез полученных результатов. Трудности в определении критериев эффективности изучаемого процесса сопряжены, прежде всего с невозможностью определения универсальных показателей духовности человека. Понятие «духовность» является полемичным, носит синергетический характер. Не случайно духовность является самостоятельным предметом исследования гуманитарных, в том числе философских, богословских, социальных, психологических и педагогических и наук. Например, Е. В. Шестун, изучая сопряжение науки и религии в историческом аспекте, отмечает, что православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. Это проявляется в нравственных мучениях, или мучениях совести, у людей, преступивших нормы естественного нравственного закона и не признающих его объективности [10]. А. И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» пишет, что «исполнение нравственных обязанностей без Бога равносильно плаванию корабля ”без руля и без ветрил”» [7].
Воспитание в православной традиции понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание в православной традиции обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ее спасению – это и является основной педагогической проблемой. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике [10].
Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности. В этом аспекте духовность тесно связана с самодетерминацией. Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивида недостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен. Важно, чтобы человек вел себя в соответствии с этими ценностями даже в самых довлеющих обстоятельствах. Поэтому помимо смысловой сферы нужно исследовать личностный потенциал, который понимается как «интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [3]. Основная функция духовности – обеспечение гармоничных отношений людей в социуме. Под психологическими отношениями, согласно В.Н. Мясищеву, можно понимать «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [6].
Как видим, нельзя не согласитmся с учеными, которые, занимаясь проблемами «духовности» и «нравственности», отмечают, что в процессе изучения «перед нами раскрывается всё богатство, многомерность категории духовность. Человечество вплотную подошло к пониманию богатства и многофункциональности этой категории, но её сущность поразительным образом всякий раз ускользает от исследователя, когда, как, казалось бы, мы получили окончательное решение» [5].
Измерение духовности открывается по мере личностного становления и созревания как возможность. Суть этого способа существования заключается в выходе за пределы иерархии узколичных потребностей в пространство, где ориентирами для самоопределения служит широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей [3].
Все вышеизложенное позволило нам согласиться с авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1], которые, ориентируясь на светский характер образования как принцип государственной политики в области образования, определяют фундаментальные понятия «духовно-нравственное развитие личности» через укрепление ценностно‑смысловой сферы личности и способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом и «духовно-нравственное воспитание гражданина России».
Однако мы дополнили представленное авторами понятие «духовно-нравственное воспитание». Сущность данного понятия мы определяем не только как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [1], но и развитие личностного потенциала, воспитание саморегуляции обучающегося как индивидуального способа координации психических процессов, состояний, свойств, компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей.
Следуя законодательным и нормативным документам в сфере образования, полученным результатам анализа научной литературы в области духовно-нравственного развития личности, мы определили структурные компоненты духовно-нравственного развития личности: ценностно-мотивационный; эмоционально-поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты. Остановимся подробнее на характеристиках выделенных нами компонентов. Ценностно мотивационный компонент: 1) базовые традиционные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество; 2) эмоционально-поведенческий компонент: отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; 3) рефлексивно-оценочный компонент: способность обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов свою деятельность.
Методы исследования. Экспериментальным психодиагностическим исследованием были охвачены обучающиеся МАОУ СОШ № 187. Генеральная выборка состояла из 323 человек, из них, учащиеся 5-х классов – 124 человека, 9-х классов – 121 человек и 11-х классов – 78 человек. Анализ психолого-педагогической литературы позволил разработать диагностический инструментарий, который включал методы опроса, наблюдением и конкретные методики: «Психологическая культура личности» по О.И. Моткову, «Оценка уровня развития морального сознания обучающихся» (дилеммы Л. Колберга), методика «Иерархия личности» (Е. В. Шестун, Е. А. Морозова, И. А. Подоровская) и др.
Отметим, что духовно-нравственное развитие личности, невозможно без участия в данном развитии самой личности. Для успешного личностного роста необходимо понимание мотивов и целей данного развития. А также волевые усилия самой личности, ее способности к саморегуляции, рефлексии, самовоспитанию, иными словами уровень развития ее психологической культуры. Психологическая культура – это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенностью собственной жизнью (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина). Качественная и количественная характеристика духовно-нравственного развития личности представлена нами в учебном пособии «Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования» [4].
Результаты исследования. Согласно полученным результатам высокий уровень силы психологических стремлений выявлен у 1/6 части пятиклассников и примерно у 1/3 части старшеклассников. Он проявляется в стремлении к самопознанию, хорошей саморегуляции, наличии целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире.
У большинства учащихся выявлен средний уровень силы психологических стремлений 5 класс – 74,19 %, 9 класс – 54,55 %, 11 класс – 51,28 %. Полученные показатели по шкале осуществления стремлений несколько ниже, что говорит не только о психологической культуре учащихся, но и степени развития их рефлексии и самооценки. Так высокий уровень осуществления стремлений подтверждён у чуть более 1/10 учащихся 5-х классов, 1/5 учащихся 9-х классов и 1/3 учащихся 11 классов.
Анализ результатов исследования уровней гармонических характеристик психологической культуры учащихся позволил сделать следующие выводы: уровень гармонических характеристик психологической культуры учащихся повышается с возрастом (высокий уровень: 16,94 % - 5 класс / 31,40 % - 9 класс / 39,74 % - 11 класс; 11,29 % - 5 класс / 25,62% - 9 класс / 32,05% - 11 класс); уровень осуществления стремлений ниже уровня силы стремлений, т.е. присутствующее стремление не всегда осуществляется (16,94% / 11,29%, 31,40% - уровень стремлений по возрастным группам / 25,62 %, 39,74 % / 32,05 % – уровень осуществлений по возрастным группам).
Преконвенциональный уровень развития морального сознания, отличающийся эгоистичностью моральных суждений, выявлен у половины пятиклассников (51,61 %), 29,75 % девятиклассников и 23,08 % учащихся 11 классов. Этот тип морального сознания характеризует индивида, в первую очередь как личность оценивающую поступки свои и других людей с точки зрения выгоды для себя. Конвенциональный уровень развития морального сознания присущ субъекту, принявшему морально-нравственные принципы своей референтной группы. Учащиеся с таким типом сознания поступают в основном по шаблону, по тому, что так «принято». Учащихся с конвенциональным уровнем развития морального сознания большинство в рассматриваемой выборке, и их число увеличивается с возрастом (47,58 %/68,60 %/73,08).
Постконвенциональное сознание выявлено у единиц, оно характеризует личность, способную самостоятельно оценивать ситуацию морального выбора и отстаивать свой выбор, зачастую отличный от общепринятого. Анализ результатов дилемм Л. Колберга позволяет сделать следующие выводы: уровень развития морального сознания постепенно меняется от преконвеционального к постконвенциональному; у современных подростков стадия преконвенционального уровня развития морального сознания носит затянувшийся характер, что, на наш взгляд, вызвано инфантилизацией подрастающего поколения и потребительскими настроениями.
Заключение. Таким образом, комплексная оценка эффективности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школы свидетельствует о положительных результатах. Духовно-нравственная направленность личности помогает обучающимся стойко реагировать на различные вызовы времени, обеспечивает духовную, нравственную, гражданскую безопасность, и, в конечном итоге, успешную социализацию и профессиональное самоопределение личности.
Библиографическая ссылка
Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25265 (дата обращения: 02.04.2025).