Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE ASSESSMENT OF EFFICIENCY MORAL EDUCATION STUDYING IN THE SCHOOL EDUCATION

Mukhina T.G. 1 Malinin V.A. 1 Sorokoumova S.N. 2
1 Lobachevsky State University of Nizhnij Novgorod
2 Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article analyzes the characteristics of assessment of spiritual and moral education of students in today's schools. Reveals the direction of realization of ideas of spiritual and moral education of students in a school. Experience of Sfax School №187 with in-depth study of specific subjects. Specificity of the creation of educational space on the basis of cooperation between schools, the Ministry of Education, Administration of Nizhny Novgorod and the Nizhny Novgorod Diocese of the Russian Orthodox Church. Pedagogical monitoring is considered as a tool to control the process of education. The key pedagogical task of monitoring determined - identifying measurable criteria and diagnostic tools of the results of spiritual and moral education and personal development. Grounded structural components and levels of spiritual and moral development of the individual. The criteria of the effectiveness of spiritual and moral education of students in the school. Taking into account the following components and features: 1) value-motivational component: the basic traditional values (patriotism, social solidarity, citizenship, family, work and creativity, traditional Russian religion, art and literature, nature, humanity, and 2) emotional and behavioral components: related to yourself to other people, society, the state, the fatherland, the world as a whole; 3) reflective-evaluative component: the ability of the student to assess and consciously build on the basis of traditional moral norms and moral ideals of its activities. A diagnostic tool for monitoring the effectiveness of the teaching spiritual and moral education of students. The results of ongoing study. The findings show positive results. Spiritually-moral orientation of the person helps students firmly respond to the various challenges of our time, provides the spiritual, moral, civil security, and, ultimately, successful socialization and professional self-determination of the individual.
moral development
spiritual and moral education of students
pedagogical monitoring

Решая задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности в условиях школьного обучения, исследователи и практикующие педагоги, психологи, то есть представители социономических профессий, чья деятельность «направлена к достижению таких общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, развитие личности, получение образования и т.д.» [9] сталкиваются с целым рядом проблем, главными из которых являются выявление направлений деятельности школы, определение измеряемых критериев и диагностического инструментария результатов образования.

Все эти проблемные вопросы находятся в центре внимания педагогического коллектива муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Школа № 187 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода (далее МАОУ «Школа № 187»). Для их решения в 2010 году был заключен трехсторонний договор о сотрудничестве между школой, министерством образования администрации г. Н. Новгорода и Нижегородской Епархией Русской православной церкви (Московский патриархат), в котором четко определены задачи и особенности деятельности школы в данном направлении [3].

Цель исследования: разработка и экспериментальное обоснование критериев и диагностического инструментария оценки эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника. Руководствуясь основополагающими документами в области образования, в том числе и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1], мы рассматриваем духовно-нравственное развитие личности как последовательно-реализуемую цель (планируемый результат) школьного образования. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

Спецификой создания образовательного пространства школы является развитие личности всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим реализация идей духовно-нравственного воспитания проводилась и продолжает осуществляться в нескольких направлениях: 1) организация обучения педагогического коллектива, с целью подготовки педагогов к работе в области духовно-нравственного, православно-ориентированного образования. Дополнительное профессиональное образование позволяет педагогам повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, обеспечивающую право работать в новой сфере деятельности [5]; 2) создание «Центра духовно-нравственного воспитания и гражданского образования им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» [3]; 3) обеспечение научно-методического сопровождения учителей по разработке, апробации и внедрению программ, методик, технологий, образовательных материалов по духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию и образованию обучающихся. [3; 4]; 4) расширение социального партнерства по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.В настоящее время МАОУ «Школа №187» сотрудничает и находит поддержку с органами власти, Нижегородской Епархией русской православной церкви, образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального г. Нижнего Новгорода (ФГАОУ ВО ННГУ им. Н. И. Лобачевского, ФГБОУ ВПОНГПУ им. Козьмы Минина и др.), Городским ресурсным центром духовно-нравственного воспитания и гражданского образования, дошкольными учреждениями г. Н. Новгорода; 5)проведение масштабного педагогического мониторинга с целью определения эффективности реализуемого в условиях школы и социального партнерства процесса духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Педагогический мониторинг в нашем исследовании в настоящее время занимает ключевые позиции, являясь инструментом управления процессом воспитания. Данное направление реализуется в следующих аспектах: 1) выявление критериев эффективности процесса духовно-нравственного воспитания и выделение уровней духовно-нравственного развития личности; 2) разработка диагностического инструментария; 3) проведение комплексного масштабного исследования; 4) сравнительный анализ и синтез полученных результатов. Трудности в определении критериев эффективности изучаемого процесса сопряжены, прежде всего с невозможностью определения универсальных показателей духовности человека. Понятие «духовность» является полемичным, носит синергетический характер. Не случайно духовность является самостоятельным предметом исследования гуманитарных, в том числе философских, богословских, социальных, психологических и педагогических и наук. Например, Е. В. Шестун, изучая сопряжение науки и религии в историческом аспекте, отмечает, что православная традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом и является достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра. Это проявляется в нравственных мучениях, или мучениях совести, у людей, преступивших нормы естественного нравственного закона и не признающих его объективности [10]. А. И. Осипов в книге «Путь разума в поисках истины» пишет, что «исполнение нравственных обязанностей без Бога равносильно плаванию корабля ”без руля и без ветрил”» [7].

Воспитание в православной традиции понимается как спасение. Только в такой постановке воспитание в православной традиции обретает свой смысл как подготовка к жизни в вечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренится мысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ее спасению – это и является основной педагогической проблемой. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике [10].

Д. А. Леонтьев предлагает рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности. В этом аспекте духовность тесно связана с самодетерминацией. Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивида недостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен. Важно, чтобы человек вел себя в соответствии с этими ценностями даже в самых довлеющих обстоятельствах. Поэтому помимо смысловой сферы нужно исследовать личностный потенциал, который понимается как «интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [3]. Основная функция духовности – обеспечение гармоничных отношений людей в социуме. Под психологическими отношениями, согласно В.Н. Мясищеву, можно понимать «целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [6].

Как видим, нельзя не согласитmся с учеными, которые, занимаясь проблемами «духовности» и «нравственности», отмечают, что в процессе изучения «перед нами раскрывается всё богатство, многомерность категории духовность. Человечество вплотную подошло к пониманию богатства и многофункциональности этой категории, но её сущность поразительным образом всякий раз ускользает от исследователя, когда, как, казалось бы, мы получили окончательное решение» [5].

Измерение духовности открывается по мере личностного становления и созревания как возможность. Суть этого способа существования заключается в выходе за пределы иерархии узколичных потребностей в пространство, где ориентирами для самоопределения служит широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей [3].

Все вышеизложенное позволило нам согласиться с авторами Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [1], которые, ориентируясь на светский характер образования как принцип государственной политики в области образования, определяют фундаментальные понятия «духовно-нравственное развитие личности» через укрепление ценностно‑смысловой сферы личности и способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом и «духовно-нравственное воспитание гражданина России».

Однако мы дополнили представленное авторами понятие «духовно-нравственное воспитание». Сущность данного понятия мы определяем не только как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [1], но и развитие личностного потенциала, воспитание саморегуляции обучающегося как индивидуального способа координации психических процессов, состояний, свойств, компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей.

Следуя законодательным и нормативным документам в сфере образования, полученным результатам анализа научной литературы в области духовно-нравственного развития личности, мы определили структурные компоненты духовно-нравственного развития личности: ценностно-мотивационный; эмоционально-поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты. Остановимся подробнее на характеристиках выделенных нами компонентов. Ценностно мотивационный компонент: 1) базовые традиционные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество; 2) эмоционально-поведенческий компонент: отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; 3) рефлексивно-оценочный компонент: способность обучающегося оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов свою деятельность.

Методы исследования. Экспериментальным психодиагностическим исследованием были охвачены обучающиеся МАОУ СОШ № 187. Генеральная выборка состояла из 323 человек, из них, учащиеся 5-х классов – 124 человека, 9-х классов – 121 человек и 11-х классов – 78 человек. Анализ психолого-педагогической литературы позволил разработать диагностический инструментарий, который включал методы опроса, наблюдением и конкретные методики: «Психологическая культура личности» по О.И. Моткову, «Оценка уровня развития морального сознания обучающихся» (дилеммы Л. Колберга), методика «Иерархия личности» (Е. В. Шестун, Е. А. Морозова, И. А. Подоровская) и др.

Отметим, что духовно-нравственное развитие личности, невозможно без участия в данном развитии самой личности. Для успешного личностного роста необходимо понимание мотивов и целей данного развития. А также волевые усилия самой личности, ее способности к саморегуляции, рефлексии, самовоспитанию, иными словами уровень развития ее психологической культуры. Психологическая культура – это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться в социуме и самореализоваться в жизни, способствующая саморазвитию и успешной социальной адаптации, удовлетворенностью собственной жизнью (Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина). Качественная и количественная характеристика духовно-нравственного развития личности представлена нами в учебном пособии «Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования» [4].

Результаты исследования. Согласно полученным результатам высокий уровень силы психологических стремлений выявлен у 1/6 части пятиклассников и примерно у 1/3 части старшеклассников. Он проявляется в стремлении к самопознанию, хорошей саморегуляции, наличии целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире.

У большинства учащихся выявлен средний уровень силы психологических стремлений 5 класс – 74,19 %, 9 класс – 54,55 %, 11 класс – 51,28 %. Полученные показатели по шкале осуществления стремлений несколько ниже, что говорит не только о психологической культуре учащихся, но и степени развития их рефлексии и самооценки. Так высокий уровень осуществления стремлений подтверждён у чуть более 1/10 учащихся 5-х классов, 1/5 учащихся 9-х классов и 1/3 учащихся 11 классов.

Анализ результатов исследования уровней гармонических характеристик психологической культуры учащихся позволил сделать следующие выводы: уровень гармонических характеристик психологической культуры учащихся повышается с возрастом (высокий уровень: 16,94 % - 5 класс / 31,40 % - 9 класс / 39,74 % - 11 класс; 11,29 % - 5 класс / 25,62% - 9 класс / 32,05% - 11 класс); уровень осуществления стремлений ниже уровня силы стремлений, т.е. присутствующее стремление не всегда осуществляется (16,94% / 11,29%, 31,40% - уровень стремлений по возрастным группам / 25,62 %, 39,74 % / 32,05 % – уровень осуществлений по возрастным группам).

Преконвенциональный уровень развития морального сознания, отличающийся эгоистичностью моральных суждений, выявлен у половины пятиклассников (51,61 %), 29,75 % девятиклассников и 23,08 % учащихся 11 классов. Этот тип морального сознания характеризует индивида, в первую очередь как личность оценивающую поступки свои и других людей с точки зрения выгоды для себя. Конвенциональный уровень развития морального сознания присущ субъекту, принявшему морально-нравственные принципы своей референтной группы. Учащиеся с таким типом сознания поступают в основном по шаблону, по тому, что так «принято». Учащихся с конвенциональным уровнем развития морального сознания большинство в рассматриваемой выборке, и их число увеличивается с возрастом (47,58 %/68,60 %/73,08).

Постконвенциональное сознание выявлено у единиц, оно характеризует личность, способную самостоятельно оценивать ситуацию морального выбора и отстаивать свой выбор, зачастую отличный от общепринятого. Анализ результатов дилемм Л. Колберга позволяет сделать следующие выводы: уровень развития морального сознания постепенно меняется от преконвеционального к постконвенциональному; у современных подростков стадия преконвенционального уровня развития морального сознания носит затянувшийся характер, что, на наш взгляд, вызвано инфантилизацией подрастающего поколения и потребительскими настроениями.

Заключение. Таким образом, комплексная оценка эффективности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся в условиях школы свидетельствует о положительных результатах. Духовно-нравственная направленность личности помогает обучающимся стойко реагировать на различные вызовы времени, обеспечивает духовную, нравственную, гражданскую безопасность, и, в конечном итоге, успешную социализацию и профессиональное самоопределение личности.