Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Шарипова Э.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет»
Существует острая необходимость объективного изучения вопросов, связанных с религиозным воспитанием молодежи в целях профилактики религиозного фанатизма и экстремизма. Эффективная реализация государственной политики в области межнациональных, государственно-межконфессиональных и общественно-политических отношений невозможна без учета данной возрастной категории. Автором статьи было проведено исследование на территории Тюменской области по вопросам, связанным с социально-педагогическим аспектом данной проблемы, а также проведен анализ государственной программы в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений. Автором были предложены комплементарные социально-педагогические мероприятия к данной программе, ориентированные на молодежь, которые могут быть использованы в деятельности Комитета по делам национальностей и религий, а также Департамента по молодежной политике и спорту.
профилактика фанатизма.
межконфессиональные отношения
религиозная толерантность
социально-педагогический аспект
религиозный фанатизм
молодежная среда
1. Долгосрочная целевая программа Комитета по делам национальностей Тюменской области «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений на 2014–2016 годы». – Тюмень, 2013. – 44с.
2. Зайцева А. Спектакулярные формы протеста в современной России: между искусством и социальной терапией // Неприкосновенный запас. 2010. № 4 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2010/4/za4.html. – (Дата обращения: 21.03.2016).
3. Конституция РФ. Статья 14 от 12.12.1993. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/1_1.html#p109 – (Дата обращения: 7.03.2016).
4. Левада-центр [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.levada.ru/17-12-2012/v-rossii-74-pravoslavnykh-i-7-musulman. – (Дата обращения: 21.03.2016).
5. Шарипова Э.М. Социокультурная специфика религиозного фанатизма: дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2015. – 197с.

Динамика отношений между различными конфессиональными группами зачастую настолько непредсказуема, что политическая и социальная стабильность в вопросах межрелигиозных взаимодействий становится под угрозой проявления религиозного фанатизма и экстремизма. Особенно подвижна эта ситуация в молодежной среде, в силу того, что эта возрастная категория характеризуется несформированностью мировоззренческих позиций и максимализмом. Проблема религиозного фанатизма не носит массовый характер, и помочь может только индивидуальная корректирующая работа с конкретными личностями. Грань между фанатизмом и глубокой верой очень тонка и переходится там, где вера начинает мешать общественной жизни. С этой точки зрения необходимо заниматься просветительской и разъяснительной работой, что, по сути, является именно социально-педагогической профилактикой фанатичных настроений.

В 2013–2015 годах в рамках проведенного автором статьи исследования по вопросам, связанным с проблемой религиозного фанатизма и его профилактики, было опрошено население Тюменской области, а также проведен анализ исследований и государственных программ, проведенных на территории РФ по данной проблематике. Завершающим этапом являлся экспертный опрос специалистов в этой области. Не задаваясь целью провести комплексный анализ данного исследования автора, отметим результаты, касающиеся социально-педагогических аспектов религиозного воспитания молодежи.

15–18 февраля 2013 года среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны Левада-центром был проведен всероссийский опрос, целью которого было выявить отношение россиян к религиозному воспитанию детей [4]. В рамках данной статьи важным является анализ мнения россиян по отношению к религиозному воспитанию детей. На вопрос «Как Вы считаете, следует ли вести религиозное воспитание и образование детей в школах?» чуть больше пятой части опрошенных ответили утвердительно, и, по их мнению, есть необходимость такого воспитания в общеобразовательных школах. Треть респондентов, их около 31 %, определяют введение такого воспитания в специализированных воскресных школах, которые следует посещать всем детям, 41 % опрошенных не видят такой необходимости, а 5 % затруднились с ответом [4].

Полярные точки по поводу введения в школьный курс «Основ религиозной культуры и светской этики» настораживают и позволяют сделать вывод о неготовности населения России к таким изменениям в школьном педагогическом образовании. Треть опрошенных высказались против введения этого предмета в школьный курс, а те, кто допускают такую возможность, полагают, что «это расширяет кругозор и повышает культурный уровень учащихся» – их 26 %; такое же количество респондентов полагают, что данный курс «позволяет поддерживать мораль и нравственность школьников»; мнение 10 % респондентов заключается в том, что «это учит понимать людей, принадлежащих другой культуре», а 10 % затруднились ответить [4].

Превалируют положительные ответы на следующий вопрос: «Как Вы считаете, следует ли ввести в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики?» Позитивно относятся к такой возможности более половины респондентов – их 52 %: они утверждают, что это может расширить кругозор и повысить культурный уровень учащихся, а также поддержать мораль и нравственность школьников. При этом треть опрошенных россиян высказались против введения такого курса, а 9 % затруднились ответить [4].

Важно подчеркнуть, что результаты исследования Левада-центра находят отражение и в результатах анкетного (757 респондентов, 2013–2015 гг.) и экспертного опроса (12 специалистов, 2014 г.), проведенного автором статьи. В блоке вопросов, касающихся возможности профилактики религиозного фанатизма из предложенных анкетером вариантов, треть опрошенных экспертов в качестве наиболее действенной меры социально-педагогического воздействия на молодежную среду выбрали: «введение в курс обучения предмета «Религиоведение» как обязательного», но с оговоркой «только в вузах или в старших классах общеобразовательных школ» [5]. При этом мнение экспертов по поводу того, какова степень готовности учебных заведений к введению этого предмета, разделилось. Большинство экспертов предостерегают от необдуманного внедрения этого курса по ряду причин. Они полагают, что не разработана единая программа курса; не сформирован контингент преподавателей, готовых читать этот курс; дети и родители социально не готовы к данному курсу. Это мнение разделяет и большая часть опрошенных респондентов. Пятая часть экспертов считает, что не следует вводить этот предмет в курс школьного образования, «это уровень высшей школы». Один из экспертов полагает, что «в целом этот курс не нужен, непредсказуемы последствия осложненного характера» [5]. Другой эксперт также высказывается против поспешного внедрения «Религиоведения», поскольку «на данный момент нет кадровой, организационной, законодательной и финансовой основы для этого. Общество и государство не готовы» [5]. Еще один специалист настаивает на том, что «должно быть светское образование с полным ознакомительным курсом всех мировых религий»[5], а в дополнение к предыдущему высказыванию один из экспертов предлагает предварительно провести серьезную подготовительную работу среди населения в средствах массовой информации. Прозвучало также мнение о необходимости введения в курс школьного образования помимо знакомства с мировыми религиями курс религиозной толерантности.

Таким образом, подведя итоги исследования и проанализировав эмпирический материал российских ученых, можно утверждать, что большая часть населения Тюменской области, так же как и в целом РФ, высказала идею о необходимости религиозного воспитания детей и молодежи, но при этом, по мнению респондентов, предлагаемый школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» еще не готов к массовому внедрению в школьную программу в силу неподготовленности кадров для реализации этой программы и возможности некорректной трактовки курса по идеологическим мотивациям. При этом отмечалось, что введение данного курса может способствовать разделению школьников по принципу вероисповедания, навязыванию определенного вероисповедания и нарушению конституционного положения о светском характере в государстве, которое в соответствии со статьей 14 Конституции РФ является светским [3].

Здесь подчеркнуто возможное опасное влияние религиозных организаций на молодых людей. Ведь именно эта возрастная категория наиболее уязвима и внушаема при воздействии деструктивных религиозных организаций. В силу своего юношеского максимализма, большой внушаемости и несформировавшейся социальной, в том числе и религиозной идентичности, именно молодежь становится группой риска при негативном влиянии религиозных лидеров различных групп экстремистского толка.

Следует отметить, что в настоящее время фанатизм может проявляться в новых социальных рамках, поскольку значимым социальным полем для проявлений религиозного массового фанатизма и экстремизма могут послужить социальные сети в системе Интернет и организации актуальных молодежных флэшмобов.

Заданные модераторами в социальных сетях дискуссии способствуют общению людей и поднимают серьезные проблемы, которые должны обсуждаться массово, что формирует понимание проблемы основной частью аудитории. Подобные форумы служат репрезентативной картинкой общественного мнения. Но при этом нередко в сети Интернет можно натолкнуться на форумы, которые не способствуют мирным диспутам и решению той или иной проблемы, а стараются разжечь межконфессиональные и межэтнические конфликты, привлекая внимание и подталкивая к высказыванию мнения огромное количество людей. Часто при подобных настроениях дискуссий используются нецензурные выражения, оскорбления, переход на конкретные личности, что делается психологически целенаправленно, для того, чтобы вывести человека из состояния социально-психологического равновесия, провоцируя агрессию и нетерпимость. Нередко подобные дискуссии заканчиваются организацией массовых мероприятий, таких как собрания, форумы, митинги экстремистского толка, когда фанатично настроенная толпа ведет себя достаточно воинственно.

Другое возможное социальное поле для провокации религиозного фанатизма и экстремизма – это организация массовых молодежных флэшмобов. Не ставя целью дать негативную характеристику этой неординарной и творческой форме самовыражения молодежи, когда выступления флэшмоберов служат для привлечения внимания к той или иной социальной проблеме или являются акциями проявления доброты и милосердия, диссертант полагает, что зачастую проведение подобных массовых мероприятий оказывается в руках организаторов, преследующих экстремистские цели. В данном случае негативный фактор ситуации в том, что существует определенная привлекательность флэшмоб-технологий для экстремистских деструктивных религиозных и националистических движений. Это обусловлено тем, что, как правило, организаторы не присутствуют непосредственно на самих акциях, следовательно, легитимно сложно доказать их причастность к социальным акциям, которые ведут к проявлениям фанатизма и экстремизма.

По общепринятым правилам флэшмоберов, организации репетиций характеризуются достаточно высоким уровнем скрытности, преследуя эффект неожиданности акции, что еще более усиливает их успех у публики. Все это затрудняет своевременное выявление и предупреждение возможных экстремистских выступлений, что может послужить, в том числе разжиганию религиозного фанатизма в обществе. В ходе проведения флэшмобов наблюдается заранее спланированное эффективное психологическое влияние на окружающих – зрителей, прохожих, сторонних наблюдателей, которые нередко становятся под эмоциональным воздействием флэшмоберов участниками акции [2].

Совокупность проблем, связанных с межконфессиональными отношениями и возможным обострением религиозной ситуации в регионе, может быть решена только при комплексном подходе к данной проблеме. Так, распоряжением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 вступила в действие реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» на 2014–2016 годы, которая нацелена на регулирование проблем в сфере межконфессиональных отношений в Тюменской области и определяющая приоритетные социальные технологии для профилактики религиозного экстремизма и терроризма [1].

В рамках этой программы основными направлениями деятельности являются:

- проведение мониторингов религиозной ситуации в Тюменской области;

- социологические исследования по религиозной проблематике;

- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений с целью привлечения представителей религиозного сообщества к совместному решению вопросов, затрагивающих сферу взаимодействия государства и религиозных объединений;

- вовлечение религиозных организаций в реализацию общественно значимых программ (мероприятий), реализуемых в Тюменской области;

- повышение правовой и социальной компетентности священнослужителей и руководителей религиозных объединений;

- организация информационного сопровождения вопросов государственно-конфессиональных отношений и осуществление информационно-пропагандистской деятельности в целях укоренения в общественном мнении принципов свободы совести и свободы вероисповедания, противодействия распространению религиозной ксенофобии для обеспечения межконфессионального согласия и гражданской солидарности;

- формирование условий для неукоснительного соблюдения законодательства РФ и Тюменской области государственными и муниципальными служащими, иными гражданами при взаимодействии с религиозными организациями и верующими;

- усиление взаимодействия региональных федеральных территориальных органов государственной власти по организации учета и контроля за деятельностью иностранных миссионеров.

Вышеназванная долгосрочная целевая программа представляет собой совокупность комплексных организационно-управленческих, финансовых, информационно-пропагандистских, научно-методических, художественно-творческих мероприятий. Программа составлена с учетом специфики национальных, религиозных, политических особенностей региона.

Позитивным результатом реализации данной Программы может являться тенденция к оздоровлению общества, упрочнению принципов толерантности во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений.

В содержании программы формулируются ожидаемые конечные результаты реализации, среди которых: обеспечение этноконфессионального согласия, общественно-политическая стабильность в регионе, выражающаяся в отсутствии протестных акций на религиозной и этнической основе, публично выражаемых в радикальных формах эксцессов и конфликтов: дальнейшее упрочение толерантных взаимоотношений между людьми различных убеждений.

Вместе с тем, опираясь на результаты проведенного автором статьи изучения данного вопроса, важно отметить, что данная программа, определяя основные тенденции в реализации государственной политики по стабилизации общественно-политических отношений и предупреждению проявлений религиозного экстремизма, носит общий характер и не учитывает разнообразия внутри социальных групп. Так, например, программа не включает в себя мероприятия, ориентированные на различные молодежные субкультуры. Не учитываются социально-педагогические возможности влияния на данную возрастную категорию. Не учитываются возможности студенчества, как когорты, имеющей большой влиятельный потенциал на общество.

Не учитываются также внутренние факторы, которые способствуют дестабилизации религиозной ситуации в регионе, такие как: недостаточный образовательный уровень священнослужителей и зачастую формальный и некомпетентный подход к своей деятельности; использование религиозных убеждений людей в политических целях; попытки придать религиозный характер конфликтам иного содержания.

Важным является и использование потенциала научного сообщества, которое не нашло должного отражения в комплексе мероприятий данной программы.

Таким образом, анализ данной программы при ожидаемых позитивных результатах   выявляет некоторые ее недостатки. В качестве дополнения в целях более эффективной ее реализации автор предлагает социально-педагогические мероприятия, ориентированные на молодежную среду. Успешная реализация Программы возможна только при условии ориентированности на молодежную среду, которая является наиболее динамичной и уязвимой категорией населения. При этом необходимо учитывать и использовать эффективные и мотивирующие методы социально-педагогического воздействия на межконфессиональные взаимодействия в этой возрастной когорте. Следовательно, целесообразно, в целях профилактики религиозного фанатизма осуществлять комплекс мероприятий с привлечением педагогов для данной возрастной категории. Среди них автор статьи предлагает следующие [5]:

  1. Разработка курсов «Религиозная и этническая толерантность», с использованием современных технических средств. Поступенчатая, научно обоснованная и при этом доступная для понимания разъяснительная работа может привести к позитивным тенденциям и являться дополнительным методом привлечения внимания к проблеме.

Исследования, проведенные на территории РФ, подтвердили предположение о неготовности учащихся и их родителей к тотальному внедрению в курс школьного образования предмета «Основы религиозного воспитания». При этом назрела острая необходимость в заполнении лакун в области религии и культуры в системе нашего образования. Предлагаемый курс «Религиозная и этническая толерантность» может послужить актуальной альтернативой. Однако стоит учесть, что апробацию его необходимо проводить в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования.

  1. Организация конкурсов социальных рекламных роликов на телевидении и в социальных сетях на тему позитивного межконфессионального взаимодействия и развития толерантности среди молодежи. Данная инициатива может способствовать формированию благоприятной и стабильной религиозной ситуации в информационной среде. Возможность продемонстрировать свои умения в пользовании современными техническими средствами, создавать авторские проекты, а также материальная заинтересованность могут послужить серьезными мотивационными факторами для развития подобной деятельности.
  2. Разработка стратегии по организации досуга молодежи на уровне межконфессионального взаимодействия в сотрудничестве с педагогическими коллективами ВПО, СПО и общеобразовательных школ. Многие высшие учебные заведения Тюмени, в том числе и Тюменский индустриальный университет, имеют позитивный опыт организации досуга молодых людей, имеющих различную конфессиональную, этническую, а также расовую принадлежность. В настоящее время недостаточное внимание уделяется организации мероприятий, имеющих не только развлекательный, но и просветительский характер. Знакомство с религиозными традициями, с историческим прошлым различных конфессий в форме творческого дискурса в сочетании с привычными формами молодежного отдыха могут стать одной из новых форм общения в молодежной среде. Популяризация такой формы общения может стать позитивной тенденцией для снятия напряжения в области межконфессионального взаимодействия.
  3. Деятельность, ориентированная на переориентацию молодежных субкультур деструктивного характера. Данные мероприятия могут быть организованы специалистами департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области в тандеме с педагогическими коллективами. Их приоритетной задачей будет являться создание поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, спидвэй, сноуборд, паркур и т.д. Таким образом, можно корректировать деятельность молодежного сообщества в новом позитивном направлении.
  4. Повышение роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, степени их влияния на процессы в студенческой среде, а также организация в образовательных учреждениях факультативных курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму. Стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, с привлечением органов правопорядка к этой работе. Мониторинг и освещение сложившейся религиозной ситуации, информирование и изучение мнения среди студенческой молодежи могут привести к позитивным тенденциям.

Библиографическая ссылка

Шарипова Э.М. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24542 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674