Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

SOCIAL-PEDAGOGICAL ASPECTS OF RELIGIOUS EDUCATION OF YOUTH

Sharipova E.M. 1
1 Tyumen Industrial University
There is an urgent need for an objective study of young people religious education in order to prevent religious fanaticism and extremism.Effective implementation of the state policy in the sphere of inter-ethnic, inter-confessional and public-social – political relations is impossible without taking into account people of this age group.The author of the article conducted the research related to social-pedagogical aspects of the problem on the territory of Tyumen region, as well as an analysis of the state program in the spheres of national, state-confessional and political relations and prevention of extremism.The author offered complementary social and educational activities to the program, youth-orientedwhich can be used in the activities of the Committee on Nationalities and Religions, as well as the Department of Youth Affairs and Sports.
youth
religious fanaticism
socio-pedagogical aspect
religious tolerance. interfaith relations
prevention of fanaticism

Динамика отношений между различными конфессиональными группами зачастую настолько непредсказуема, что политическая и социальная стабильность в вопросах межрелигиозных взаимодействий становится под угрозой проявления религиозного фанатизма и экстремизма. Особенно подвижна эта ситуация в молодежной среде, в силу того, что эта возрастная категория характеризуется несформированностью мировоззренческих позиций и максимализмом. Проблема религиозного фанатизма не носит массовый характер, и помочь может только индивидуальная корректирующая работа с конкретными личностями. Грань между фанатизмом и глубокой верой очень тонка и переходится там, где вера начинает мешать общественной жизни. С этой точки зрения необходимо заниматься просветительской и разъяснительной работой, что, по сути, является именно социально-педагогической профилактикой фанатичных настроений.

В 2013–2015 годах в рамках проведенного автором статьи исследования по вопросам, связанным с проблемой религиозного фанатизма и его профилактики, было опрошено население Тюменской области, а также проведен анализ исследований и государственных программ, проведенных на территории РФ по данной проблематике. Завершающим этапом являлся экспертный опрос специалистов в этой области. Не задаваясь целью провести комплексный анализ данного исследования автора, отметим результаты, касающиеся социально-педагогических аспектов религиозного воспитания молодежи.

15–18 февраля 2013 года среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны Левада-центром был проведен всероссийский опрос, целью которого было выявить отношение россиян к религиозному воспитанию детей [4]. В рамках данной статьи важным является анализ мнения россиян по отношению к религиозному воспитанию детей. На вопрос «Как Вы считаете, следует ли вести религиозное воспитание и образование детей в школах?» чуть больше пятой части опрошенных ответили утвердительно, и, по их мнению, есть необходимость такого воспитания в общеобразовательных школах. Треть респондентов, их около 31 %, определяют введение такого воспитания в специализированных воскресных школах, которые следует посещать всем детям, 41 % опрошенных не видят такой необходимости, а 5 % затруднились с ответом [4].

Полярные точки по поводу введения в школьный курс «Основ религиозной культуры и светской этики» настораживают и позволяют сделать вывод о неготовности населения России к таким изменениям в школьном педагогическом образовании. Треть опрошенных высказались против введения этого предмета в школьный курс, а те, кто допускают такую возможность, полагают, что «это расширяет кругозор и повышает культурный уровень учащихся» – их 26 %; такое же количество респондентов полагают, что данный курс «позволяет поддерживать мораль и нравственность школьников»; мнение 10 % респондентов заключается в том, что «это учит понимать людей, принадлежащих другой культуре», а 10 % затруднились ответить [4].

Превалируют положительные ответы на следующий вопрос: «Как Вы считаете, следует ли ввести в школах курс «Основы религиозной культуры и светской этики?» Позитивно относятся к такой возможности более половины респондентов – их 52 %: они утверждают, что это может расширить кругозор и повысить культурный уровень учащихся, а также поддержать мораль и нравственность школьников. При этом треть опрошенных россиян высказались против введения такого курса, а 9 % затруднились ответить [4].

Важно подчеркнуть, что результаты исследования Левада-центра находят отражение и в результатах анкетного (757 респондентов, 2013–2015 гг.) и экспертного опроса (12 специалистов, 2014 г.), проведенного автором статьи. В блоке вопросов, касающихся возможности профилактики религиозного фанатизма из предложенных анкетером вариантов, треть опрошенных экспертов в качестве наиболее действенной меры социально-педагогического воздействия на молодежную среду выбрали: «введение в курс обучения предмета «Религиоведение» как обязательного», но с оговоркой «только в вузах или в старших классах общеобразовательных школ» [5]. При этом мнение экспертов по поводу того, какова степень готовности учебных заведений к введению этого предмета, разделилось. Большинство экспертов предостерегают от необдуманного внедрения этого курса по ряду причин. Они полагают, что не разработана единая программа курса; не сформирован контингент преподавателей, готовых читать этот курс; дети и родители социально не готовы к данному курсу. Это мнение разделяет и большая часть опрошенных респондентов. Пятая часть экспертов считает, что не следует вводить этот предмет в курс школьного образования, «это уровень высшей школы». Один из экспертов полагает, что «в целом этот курс не нужен, непредсказуемы последствия осложненного характера» [5]. Другой эксперт также высказывается против поспешного внедрения «Религиоведения», поскольку «на данный момент нет кадровой, организационной, законодательной и финансовой основы для этого. Общество и государство не готовы» [5]. Еще один специалист настаивает на том, что «должно быть светское образование с полным ознакомительным курсом всех мировых религий»[5], а в дополнение к предыдущему высказыванию один из экспертов предлагает предварительно провести серьезную подготовительную работу среди населения в средствах массовой информации. Прозвучало также мнение о необходимости введения в курс школьного образования помимо знакомства с мировыми религиями курс религиозной толерантности.

Таким образом, подведя итоги исследования и проанализировав эмпирический материал российских ученых, можно утверждать, что большая часть населения Тюменской области, так же как и в целом РФ, высказала идею о необходимости религиозного воспитания детей и молодежи, но при этом, по мнению респондентов, предлагаемый школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» еще не готов к массовому внедрению в школьную программу в силу неподготовленности кадров для реализации этой программы и возможности некорректной трактовки курса по идеологическим мотивациям. При этом отмечалось, что введение данного курса может способствовать разделению школьников по принципу вероисповедания, навязыванию определенного вероисповедания и нарушению конституционного положения о светском характере в государстве, которое в соответствии со статьей 14 Конституции РФ является светским [3].

Здесь подчеркнуто возможное опасное влияние религиозных организаций на молодых людей. Ведь именно эта возрастная категория наиболее уязвима и внушаема при воздействии деструктивных религиозных организаций. В силу своего юношеского максимализма, большой внушаемости и несформировавшейся социальной, в том числе и религиозной идентичности, именно молодежь становится группой риска при негативном влиянии религиозных лидеров различных групп экстремистского толка.

Следует отметить, что в настоящее время фанатизм может проявляться в новых социальных рамках, поскольку значимым социальным полем для проявлений религиозного массового фанатизма и экстремизма могут послужить социальные сети в системе Интернет и организации актуальных молодежных флэшмобов.

Заданные модераторами в социальных сетях дискуссии способствуют общению людей и поднимают серьезные проблемы, которые должны обсуждаться массово, что формирует понимание проблемы основной частью аудитории. Подобные форумы служат репрезентативной картинкой общественного мнения. Но при этом нередко в сети Интернет можно натолкнуться на форумы, которые не способствуют мирным диспутам и решению той или иной проблемы, а стараются разжечь межконфессиональные и межэтнические конфликты, привлекая внимание и подталкивая к высказыванию мнения огромное количество людей. Часто при подобных настроениях дискуссий используются нецензурные выражения, оскорбления, переход на конкретные личности, что делается психологически целенаправленно, для того, чтобы вывести человека из состояния социально-психологического равновесия, провоцируя агрессию и нетерпимость. Нередко подобные дискуссии заканчиваются организацией массовых мероприятий, таких как собрания, форумы, митинги экстремистского толка, когда фанатично настроенная толпа ведет себя достаточно воинственно.

Другое возможное социальное поле для провокации религиозного фанатизма и экстремизма – это организация массовых молодежных флэшмобов. Не ставя целью дать негативную характеристику этой неординарной и творческой форме самовыражения молодежи, когда выступления флэшмоберов служат для привлечения внимания к той или иной социальной проблеме или являются акциями проявления доброты и милосердия, диссертант полагает, что зачастую проведение подобных массовых мероприятий оказывается в руках организаторов, преследующих экстремистские цели. В данном случае негативный фактор ситуации в том, что существует определенная привлекательность флэшмоб-технологий для экстремистских деструктивных религиозных и националистических движений. Это обусловлено тем, что, как правило, организаторы не присутствуют непосредственно на самих акциях, следовательно, легитимно сложно доказать их причастность к социальным акциям, которые ведут к проявлениям фанатизма и экстремизма.

По общепринятым правилам флэшмоберов, организации репетиций характеризуются достаточно высоким уровнем скрытности, преследуя эффект неожиданности акции, что еще более усиливает их успех у публики. Все это затрудняет своевременное выявление и предупреждение возможных экстремистских выступлений, что может послужить, в том числе разжиганию религиозного фанатизма в обществе. В ходе проведения флэшмобов наблюдается заранее спланированное эффективное психологическое влияние на окружающих – зрителей, прохожих, сторонних наблюдателей, которые нередко становятся под эмоциональным воздействием флэшмоберов участниками акции [2].

Совокупность проблем, связанных с межконфессиональными отношениями и возможным обострением религиозной ситуации в регионе, может быть решена только при комплексном подходе к данной проблеме. Так, распоряжением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 вступила в действие реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений» на 2014–2016 годы, которая нацелена на регулирование проблем в сфере межконфессиональных отношений в Тюменской области и определяющая приоритетные социальные технологии для профилактики религиозного экстремизма и терроризма [1].

В рамках этой программы основными направлениями деятельности являются:

- проведение мониторингов религиозной ситуации в Тюменской области;

- социологические исследования по религиозной проблематике;

- обеспечение тесного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений с целью привлечения представителей религиозного сообщества к совместному решению вопросов, затрагивающих сферу взаимодействия государства и религиозных объединений;

- вовлечение религиозных организаций в реализацию общественно значимых программ (мероприятий), реализуемых в Тюменской области;

- повышение правовой и социальной компетентности священнослужителей и руководителей религиозных объединений;

- организация информационного сопровождения вопросов государственно-конфессиональных отношений и осуществление информационно-пропагандистской деятельности в целях укоренения в общественном мнении принципов свободы совести и свободы вероисповедания, противодействия распространению религиозной ксенофобии для обеспечения межконфессионального согласия и гражданской солидарности;

- формирование условий для неукоснительного соблюдения законодательства РФ и Тюменской области государственными и муниципальными служащими, иными гражданами при взаимодействии с религиозными организациями и верующими;

- усиление взаимодействия региональных федеральных территориальных органов государственной власти по организации учета и контроля за деятельностью иностранных миссионеров.

Вышеназванная долгосрочная целевая программа представляет собой совокупность комплексных организационно-управленческих, финансовых, информационно-пропагандистских, научно-методических, художественно-творческих мероприятий. Программа составлена с учетом специфики национальных, религиозных, политических особенностей региона.

Позитивным результатом реализации данной Программы может являться тенденция к оздоровлению общества, упрочнению принципов толерантности во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений.

В содержании программы формулируются ожидаемые конечные результаты реализации, среди которых: обеспечение этноконфессионального согласия, общественно-политическая стабильность в регионе, выражающаяся в отсутствии протестных акций на религиозной и этнической основе, публично выражаемых в радикальных формах эксцессов и конфликтов: дальнейшее упрочение толерантных взаимоотношений между людьми различных убеждений.

Вместе с тем, опираясь на результаты проведенного автором статьи изучения данного вопроса, важно отметить, что данная программа, определяя основные тенденции в реализации государственной политики по стабилизации общественно-политических отношений и предупреждению проявлений религиозного экстремизма, носит общий характер и не учитывает разнообразия внутри социальных групп. Так, например, программа не включает в себя мероприятия, ориентированные на различные молодежные субкультуры. Не учитываются социально-педагогические возможности влияния на данную возрастную категорию. Не учитываются возможности студенчества, как когорты, имеющей большой влиятельный потенциал на общество.

Не учитываются также внутренние факторы, которые способствуют дестабилизации религиозной ситуации в регионе, такие как: недостаточный образовательный уровень священнослужителей и зачастую формальный и некомпетентный подход к своей деятельности; использование религиозных убеждений людей в политических целях; попытки придать религиозный характер конфликтам иного содержания.

Важным является и использование потенциала научного сообщества, которое не нашло должного отражения в комплексе мероприятий данной программы.

Таким образом, анализ данной программы при ожидаемых позитивных результатах   выявляет некоторые ее недостатки. В качестве дополнения в целях более эффективной ее реализации автор предлагает социально-педагогические мероприятия, ориентированные на молодежную среду. Успешная реализация Программы возможна только при условии ориентированности на молодежную среду, которая является наиболее динамичной и уязвимой категорией населения. При этом необходимо учитывать и использовать эффективные и мотивирующие методы социально-педагогического воздействия на межконфессиональные взаимодействия в этой возрастной когорте. Следовательно, целесообразно, в целях профилактики религиозного фанатизма осуществлять комплекс мероприятий с привлечением педагогов для данной возрастной категории. Среди них автор статьи предлагает следующие [5]:

  1. Разработка курсов «Религиозная и этническая толерантность», с использованием современных технических средств. Поступенчатая, научно обоснованная и при этом доступная для понимания разъяснительная работа может привести к позитивным тенденциям и являться дополнительным методом привлечения внимания к проблеме.

Исследования, проведенные на территории РФ, подтвердили предположение о неготовности учащихся и их родителей к тотальному внедрению в курс школьного образования предмета «Основы религиозного воспитания». При этом назрела острая необходимость в заполнении лакун в области религии и культуры в системе нашего образования. Предлагаемый курс «Религиозная и этническая толерантность» может послужить актуальной альтернативой. Однако стоит учесть, что апробацию его необходимо проводить в учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования.

  1. Организация конкурсов социальных рекламных роликов на телевидении и в социальных сетях на тему позитивного межконфессионального взаимодействия и развития толерантности среди молодежи. Данная инициатива может способствовать формированию благоприятной и стабильной религиозной ситуации в информационной среде. Возможность продемонстрировать свои умения в пользовании современными техническими средствами, создавать авторские проекты, а также материальная заинтересованность могут послужить серьезными мотивационными факторами для развития подобной деятельности.
  2. Разработка стратегии по организации досуга молодежи на уровне межконфессионального взаимодействия в сотрудничестве с педагогическими коллективами ВПО, СПО и общеобразовательных школ. Многие высшие учебные заведения Тюмени, в том числе и Тюменский индустриальный университет, имеют позитивный опыт организации досуга молодых людей, имеющих различную конфессиональную, этническую, а также расовую принадлежность. В настоящее время недостаточное внимание уделяется организации мероприятий, имеющих не только развлекательный, но и просветительский характер. Знакомство с религиозными традициями, с историческим прошлым различных конфессий в форме творческого дискурса в сочетании с привычными формами молодежного отдыха могут стать одной из новых форм общения в молодежной среде. Популяризация такой формы общения может стать позитивной тенденцией для снятия напряжения в области межконфессионального взаимодействия.
  3. Деятельность, ориентированная на переориентацию молодежных субкультур деструктивного характера. Данные мероприятия могут быть организованы специалистами департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области в тандеме с педагогическими коллективами. Их приоритетной задачей будет являться создание поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, спидвэй, сноуборд, паркур и т.д. Таким образом, можно корректировать деятельность молодежного сообщества в новом позитивном направлении.
  4. Повышение роли студенческих общественных объединений в жизни вуза, степени их влияния на процессы в студенческой среде, а также организация в образовательных учреждениях факультативных курсов по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму. Стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, с привлечением органов правопорядка к этой работе. Мониторинг и освещение сложившейся религиозной ситуации, информирование и изучение мнения среди студенческой молодежи могут привести к позитивным тенденциям.