Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без обеспечения бюджетной сбалансированности доходов и расходов регионов Российской Федерации. Этим объясняется важность данной работы.Рассмотрим структуру доходов федеральных округов в 2005 и 2013 гг.
Таблица 1
Структура доходов федеральных округов в 2005, 2013 гг. [9]
|
Всего |
налог на прибыль организаций |
налог на доходы физических лиц |
налоги на имущество |
безвозмездные поступления |
|||||
2005 |
2013 |
2005 |
2013 |
2005 |
2013 |
2005 |
2013 |
2005 |
2013 |
|
ЦФО |
924974,9 |
2753984 |
325211,1 |
708390,9 |
244122,1 |
965476,5 |
73919,8 |
289834,4 |
94699,7 |
306508,2 |
СЗФО |
315387,7 |
905341,4 |
78133,5 |
189601 |
84203,3 |
301248,7 |
28268,6 |
104243,4 |
36515,7 |
137403,2 |
ЮФО |
158490,7 |
522831,5 |
25109,5 |
85545,2 |
40908,8 |
154364,5 |
17723,6 |
70432,1 |
37959,5 |
101202 |
СКФО |
97564,2 |
335695,7 |
6037,7 |
19654 |
13083,2 |
56058,9 |
4570,6 |
17226,7 |
62948,7 |
204661,8 |
ПФО |
459254 |
1241040 |
117957,5 |
253794,7 |
103511,9 |
346323,1 |
43413,9 |
143330,9 |
91345,7 |
255567,9 |
УФО |
461533,6 |
832347,7 |
286590,8 |
213375 |
85416,8 |
261071,3 |
40926,5 |
134678,4 |
77938,1 |
99593,9 |
СФО |
354688,9 |
923839,9 |
83269,5 |
151843 |
81034,9 |
264243,8 |
30148,7 |
97941,4 |
85487,1 |
227015,7 |
ДФО |
194245,8 |
646561,5 |
29165,1 |
97248,4 |
45648,7 |
148997,9 |
11783 |
42855,1 |
63183,9 |
243481 |
РФ |
2966140 |
8161641 |
951474,7 |
1719452 |
697929,7 |
2497785 |
250754,7 |
900542,4 |
550078,4 |
1575434 |
Из данных таблицы следует, что удельный вес доходов каждого федерального округа, кроме УФО и СФО, в суммарных доходах РФ вырос.
Распределение ФО по «доходы - всего» выглядит в 2005 г.:
ЦФО, УФО, ПФО, СФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО;
а в 2013 г.:
ЦФО, ПФО, СФО, СЗФО, УФО, ДФО, ЮФО, СКФО.
Как мы видим, УФО переместился по доходам бюджета со второго на пятое место в рассматриваемый период.
Удельный вес налога на прибыль организаций каждого федерального округа, кроме УФО, в суммарном налоге на прибыль организаций всехФО РФ вырос.
Удельный вес налога на доходы физических лиц каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, ДФО, в суммарном налоге на доходы физических лиц всех ФО РФ вырос.
Удельный вес налога на имущество каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, в суммарном налоге на имущество всех ФО РФ вырос.
Удельный вес безвозмездных поступлений каждого федерального округа, кроме ЮФО, ПФО, УФО, СФО, в безвозмездных поступлениях всех ФО РФ вырос.
В структуре доходов каждого ФО удельный вес налогов на прибыль организаций увеличился только в ЮФО, удельный вес налогов на доходы физических лиц снизился только в ДФО, удельный вес налогов на имущество увеличился во всех ФО, удельный вес безвозмездных поступлений уменьшился только в ЮФО, СКФО и УФО.
Рассмотрим расходы «условных бюджетов» ФО в 2005 г.
Таблица 2
Структура расходов федеральных округов в 2005 г. [9]
|
Расходы-всего |
общегосударственные вопросы |
национальную экономику |
жилищно-коммунальное хозяйство |
социально-культурные мероприятия всего |
из них на образование |
здравоохранение, физическую культуру и спорт |
социальную политику |
ЦФО |
911815,8 |
65018,4 |
202300,3 |
173581 |
425561,3 |
155536,8 |
129029,2 |
109836,3 |
СЗФО |
309892,5 |
24321,4 |
36649,6 |
60320,9 |
174578,6 |
71611,6 |
54413 |
36488,2 |
ЮФО |
157900,5 |
13559,8 |
20306,8 |
18471,9 |
95355,1 |
38792,1 |
29462,1 |
20946,5 |
СКФО |
97791,7 |
9386,9 |
14176,8 |
12988,9 |
53107,6 |
23213,7 |
14469,9 |
12361,7 |
ПФО |
453573,9 |
38946,8 |
84036 |
47309,4 |
260063,9 |
106898,8 |
81597,3 |
53121,4 |
УФО |
403847,9 |
30046 |
78787,5 |
55141,8 |
195494 |
79519,2 |
60519 |
42021,5 |
СФО |
362484,8 |
39068,3 |
46020,3 |
48381,6 |
207867,3 |
93697,1 |
59040,5 |
42216,2 |
ДФО |
210218,2 |
26291,2 |
31507,1 |
38471,7 |
102906,3 |
49316,7 |
29795,4 |
16190,8 |
РФ |
2907525 |
246638,8 |
513784,4 |
454667,2 |
1514934 |
618586 |
458326,4 |
333182,6 |
Ранг ФО по «расходы-всего» в 2005 г. выглядит следующим образом:
ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО.
Таблица 3
Структура расходов федеральных округов в 2013 г. [9]
|
Расходы-всего |
общегосударственные вопросы |
национальную экономику |
жилищно-коммунальное хозяйство |
социально-культурные мероприятия всего |
из них на образование |
здравоохранение, физическую культуру и спорт |
социальную политику |
ЦФО |
2871522 |
143251,5 |
639248 |
343780,2 |
1666103 |
661368,5 |
402245,8 |
451179,9 |
ПФО |
948906,2 |
61012,7 |
193440,7 |
113486,8 |
556755,2 |
242712,9 |
131845,7 |
128872,4 |
УФО |
598391,6 |
42461,9 |
111362 |
51240,7 |
375219,3 |
162229,2 |
88815,4 |
90855,3 |
СФО |
353401 |
25421,2 |
55727,4 |
27096,9 |
236316,2 |
114752 |
51145,1 |
52159,4 |
СЗФО |
1346460 |
91083,8 |
251538 |
81978,9 |
887096,8 |
392873,6 |
197216,8 |
209510,5 |
ДФО |
961866,5 |
58777 |
185873,7 |
103587,5 |
593905,4 |
267886,9 |
143598,3 |
123594,1 |
ЮФО |
1034101 |
69609,1 |
166629,7 |
82265,3 |
692330,9 |
321548 |
152787,7 |
161425,1 |
СКФО |
688469,3 |
54104,1 |
126368,3 |
97372,7 |
386990,9 |
168947,6 |
83177,1 |
94724,7 |
РФ |
8803118 |
545721,3 |
1730188 |
900809 |
5394718 |
2332319 |
1250832 |
1312321 |
Ранг ФО по «расходы-всего» в 2013 г. выглядит следующим образом:
ЦФО, ПФО, СФО, УФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО.
Таким образом, с 2005 по 2013 гг. УФО и СФО поменялись местами.
Из данных таблиц3 и 4 видно, что удельный вес расходов каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО и СФО, в суммарных расходах РФ вырос.
Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарныхрасходах на общегосударственные вопросы всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на национальную экономику каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, в суммарных расходах на национальную экономику всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на жилищно-коммунальное хозяйство всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социально-культурные мероприятия всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на образование каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на образование всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на здравоохранение, физическую культуру и спорт всех ФО РФ вырос.
Удельный вес расходов на социальную политику каждого федерального округа, кроме УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социальную политику всех ФО РФ вырос.
В структуре расходов каждого ФО удельный вес расходов на общегосударственные вопросы снизился во всех ФО, удельный вес расходов на национальную экономику снизился только в УФО, удельный вес расходов на ЖКХснизился во всех ФО, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия увеличилсяво всех ФО, удельный вес расходов на образование увеличился во всех ФО, удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт снизился во всех ФО, удельный вес расходов на социальную политику увеличился во всех ФО.
Рассмотрим дефицит (-),профицит (+) местных бюджетов [9].
Таблица 4
Местные бюджеты на 2014 г.
Регион |
Дефицит (-),профицит (+) местных бюджетов, миллионов рублей |
Доля от РФ, % |
ЦФО |
-43339 |
18,3 |
СЗФО |
-30059 |
12,7 |
ЮФО |
-15432 |
6,5 |
СКФО |
-6526 |
2,8 |
ПФО |
-37339 |
15,8 |
УФО |
-60105 |
25,4 |
СФО |
-30181 |
12,8 |
ДФО |
-13253 |
5,6 |
РФ |
-236234 |
100 |
Из данных таблицы 4 следует, что все местные бюджеты сверстаны с дефицитом.
Ранг ФО по дефициту местных бюджетов в 2014 г. выглядит следующим образом:
УФО, ЦФО, ПФО, СФО, СЗФО, ЮФО, ДФО, СКФО.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Удельный вес доходов каждого федерального округа, кроме УФО и СФО, в суммарных доходах РФ вырос [3].
УФО переместился по доходам бюджета со второго на пятое место в рассматриваемый период.
Удельный вес налога на прибыль организаций УФО, относительно суммарногоналога на прибыль всех ФО РФ снизился.
Удельный вес налога на доходы физических лиц в ПФО, УФО, СФО, ДФО, относительно суммарного налога на доходы физических лиц всех ФО РФ снизился.
Удельный вес налога на имущество в ПФО, УФО, СФО, относительно суммарного налога на имущество всех ФО РФ снизился.
Удельный вес безвозмездных поступлений в ЮФО, ПФО, УФО, СФО, относительно безвозмездных поступлениях всех ФО РФ снизился.
В структуре доходов каждого ФО удельный вес налогов на прибыль организаций увеличился только в ЮФО, удельный вес налогов на доходы физических лиц снизился только в ДФО, удельный вес налогов на имущество увеличился во всех ФО, удельный вес безвозмездных поступлений уменьшился только в ЮФО, СКФО и УФО.
Удельный вес расходов ПФО, УФО и СФО, в суммарных расходах РФ снизился.
Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы в ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на общегосударственные вопросы всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на национальную экономику в ЦФО, ПФО, УФО, в суммарных расходах на национальную экономику всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на жилищно-коммунальное хозяйство всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социально-культурные мероприятия всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на образование в ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на образование всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на здравоохранение, физическую культуру и спорт всех ФО РФ снизился.
Удельный вес расходов на социальную политику в УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социальную политику всех ФО РФ снизился.
В структуре расходов каждого ФО удельный вес расходов на общегосударственные вопросы, на ЖКХ, на здравоохранение, физическую культуру и спорт снизился во всех ФО; удельный вес расходов на национальную экономику снизился только в УФО; удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия, на образование,на социальную политику увеличился во всех ФО.
Рецензенты:Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;
Авторханов А. И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.
Библиографическая ссылка
Арсаханова З.А. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ РФ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23922 (дата обращения: 19.04.2025).