Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INCOME AND EXPENDITURE BUDGETS OF RF REGIONS AND THEIR OPTIMIZATION

Arsakhanova Z.A. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «The Chechen state university»
This paper gives a rationale for the relevance, research income structure of federal districts in 2005, 2013. Federal District ranked by article on the "income - everything." Analyzed the proportion of certain income and expenses of each federal district in the total income and expenditure of all federal districts of the Russian Federation. The structure of the income and expenses of each FD. Built Rank federal districts of the local budget deficit in 2014 to the following conclusions: In the cost structure of each Federal share of expenditures on general issues on housing, health care, physical culture and sports declined in all FD; the share of spending on the national economy declined only in the Urals; the share of expenditure on social and cultural activities, education, social policy has increased in all the FD.
physical culture and sports; social politics.
national issues; National economy; Housing and utilities; social and cultural activities; education; health care
income
property
income
profit
tax subject
dynamics

Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации невозможно без обеспечения бюджетной сбалансированности доходов и расходов регионов Российской Федерации. Этим объясняется важность данной работы.Рассмотрим структуру доходов федеральных округов в 2005 и 2013 гг.

Таблица 1

Структура доходов федеральных округов в 2005, 2013 гг. [9]

 

Всего

налог на прибыль организаций

налог на доходы физических лиц

налоги на имущество

безвозмездные поступления

2005

2013

2005

2013

2005

2013

2005

2013

2005

2013

ЦФО

924974,9

2753984

325211,1

708390,9

244122,1

965476,5

73919,8

289834,4

94699,7

306508,2

СЗФО

315387,7

905341,4

78133,5

189601

84203,3

301248,7

28268,6

104243,4

36515,7

137403,2

ЮФО

158490,7

522831,5

25109,5

85545,2

40908,8

154364,5

17723,6

70432,1

37959,5

101202

СКФО

97564,2

335695,7

6037,7

19654

13083,2

56058,9

4570,6

17226,7

62948,7

204661,8

ПФО

459254

1241040

117957,5

253794,7

103511,9

346323,1

43413,9

143330,9

91345,7

255567,9

УФО

461533,6

832347,7

286590,8

213375

85416,8

261071,3

40926,5

134678,4

77938,1

99593,9

СФО

354688,9

923839,9

83269,5

151843

81034,9

264243,8

30148,7

97941,4

85487,1

227015,7

ДФО

194245,8

646561,5

29165,1

97248,4

45648,7

148997,9

11783

42855,1

63183,9

243481

РФ

2966140

8161641

951474,7

1719452

697929,7

2497785

250754,7

900542,4

550078,4

1575434

Из данных таблицы следует, что удельный вес доходов каждого федерального округа, кроме УФО и СФО, в суммарных доходах РФ вырос.

Распределение ФО по «доходы - всего» выглядит в 2005 г.:

ЦФО, УФО, ПФО, СФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО;

а в 2013 г.:

ЦФО, ПФО, СФО, СЗФО, УФО, ДФО, ЮФО, СКФО.

Как мы видим, УФО переместился по доходам бюджета со второго на пятое место в рассматриваемый период.

Удельный вес налога на прибыль организаций каждого федерального округа, кроме УФО, в суммарном налоге на прибыль организаций всехФО РФ вырос.

Удельный вес налога на доходы физических лиц каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, ДФО, в суммарном налоге на доходы физических лиц всех ФО РФ вырос.

Удельный вес налога на имущество каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, в суммарном налоге на имущество всех ФО РФ вырос.

Удельный вес безвозмездных поступлений каждого федерального округа, кроме ЮФО, ПФО, УФО, СФО, в безвозмездных поступлениях всех ФО РФ вырос.

В структуре доходов каждого ФО удельный вес налогов на прибыль организаций увеличился только в ЮФО, удельный вес налогов на доходы физических лиц снизился только в ДФО, удельный вес налогов на имущество увеличился во всех ФО, удельный вес безвозмездных поступлений уменьшился только в ЮФО, СКФО и УФО.

Рассмотрим расходы «условных бюджетов» ФО в 2005 г.

Таблица 2

Структура расходов федеральных округов в 2005 г. [9]

 

Расходы-всего

общегосударственные вопросы

национальную экономику

жилищно-коммунальное хозяйство

социально-культурные мероприятия  всего

из них на образование

здравоохранение, физическую культуру и спорт

социальную политику

ЦФО

911815,8

65018,4

202300,3

173581

425561,3

155536,8

129029,2

109836,3

СЗФО

309892,5

24321,4

36649,6

60320,9

174578,6

71611,6

54413

36488,2

ЮФО

157900,5

13559,8

20306,8

18471,9

95355,1

38792,1

29462,1

20946,5

СКФО

97791,7

9386,9

14176,8

12988,9

53107,6

23213,7

14469,9

12361,7

ПФО

453573,9

38946,8

84036

47309,4

260063,9

106898,8

81597,3

53121,4

УФО

403847,9

30046

78787,5

55141,8

195494

79519,2

60519

42021,5

СФО

362484,8

39068,3

46020,3

48381,6

207867,3

93697,1

59040,5

42216,2

ДФО

210218,2

26291,2

31507,1

38471,7

102906,3

49316,7

29795,4

16190,8

РФ

2907525

246638,8

513784,4

454667,2

1514934

618586

458326,4

333182,6

 

Ранг ФО по «расходы-всего» в 2005 г. выглядит следующим образом:

ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО.

Таблица 3

Структура расходов федеральных округов в 2013 г. [9]

 

Расходы-всего

общегосударственные вопросы

национальную экономику

жилищно-коммунальное хозяйство

социально-культурные мероприятия  всего

из них на образование

здравоохранение, физическую культуру и спорт

социальную политику

ЦФО

2871522

143251,5

639248

343780,2

1666103

661368,5

402245,8

451179,9

ПФО

948906,2

61012,7

193440,7

113486,8

556755,2

242712,9

131845,7

128872,4

УФО

598391,6

42461,9

111362

51240,7

375219,3

162229,2

88815,4

90855,3

СФО

353401

25421,2

55727,4

27096,9

236316,2

114752

51145,1

52159,4

СЗФО

1346460

91083,8

251538

81978,9

887096,8

392873,6

197216,8

209510,5

ДФО

961866,5

58777

185873,7

103587,5

593905,4

267886,9

143598,3

123594,1

ЮФО

1034101

69609,1

166629,7

82265,3

692330,9

321548

152787,7

161425,1

СКФО

688469,3

54104,1

126368,3

97372,7

386990,9

168947,6

83177,1

94724,7

РФ

8803118

545721,3

1730188

900809

5394718

2332319

1250832

1312321

Ранг ФО по «расходы-всего» в 2013 г. выглядит следующим образом:

ЦФО, ПФО, СФО, УФО, СЗФО, ДФО, ЮФО, СКФО.

Таким образом, с 2005 по 2013 гг. УФО и СФО поменялись местами.

Из данных таблиц3 и 4 видно, что удельный вес расходов каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО и СФО, в суммарных расходах РФ вырос.

Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарныхрасходах на общегосударственные вопросы всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на национальную экономику каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, в суммарных расходах на национальную экономику всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на жилищно-коммунальное хозяйство всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социально-культурные мероприятия всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на образование каждого федерального округа, кроме ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на образование всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт каждого федерального округа, кроме ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на здравоохранение, физическую культуру и спорт всех ФО РФ вырос.

Удельный вес расходов на социальную политику каждого федерального округа, кроме УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социальную политику всех ФО РФ вырос.

В структуре расходов каждого ФО удельный вес расходов на общегосударственные вопросы снизился во всех ФО, удельный вес расходов на национальную экономику снизился только в УФО, удельный вес расходов на ЖКХснизился во всех ФО, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия увеличилсяво всех ФО, удельный вес расходов на образование увеличился во всех ФО, удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт снизился во всех ФО, удельный вес расходов на социальную политику увеличился во всех ФО.

Рассмотрим дефицит (-),профицит (+) местных бюджетов [9].

Таблица 4

Местные бюджеты на 2014 г.

Регион

Дефицит (-),профицит (+) местных бюджетов, миллионов рублей

Доля от РФ, %

ЦФО

-43339

18,3

СЗФО

-30059

12,7

ЮФО

-15432

6,5

СКФО

-6526

2,8

ПФО

-37339

15,8

УФО

-60105

25,4

СФО

-30181

12,8

ДФО

-13253

5,6

РФ

-236234

100

Из данных таблицы 4 следует, что все местные бюджеты сверстаны с дефицитом.

Ранг ФО по дефициту местных бюджетов в 2014 г. выглядит следующим образом:

УФО, ЦФО, ПФО, СФО, СЗФО, ЮФО, ДФО, СКФО.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Удельный вес доходов каждого федерального округа, кроме УФО и СФО, в суммарных доходах РФ вырос [3].

УФО переместился по доходам бюджета со второго на пятое место в рассматриваемый период.

Удельный вес налога на прибыль организаций УФО, относительно суммарногоналога на прибыль всех ФО РФ снизился.

Удельный вес налога на доходы физических лиц в ПФО, УФО, СФО, ДФО, относительно суммарного налога на доходы физических лиц всех ФО РФ снизился.

Удельный вес налога на имущество в ПФО, УФО, СФО, относительно суммарного налога на имущество всех ФО РФ снизился.

Удельный вес безвозмездных поступлений в ЮФО, ПФО, УФО, СФО, относительно безвозмездных поступлениях всех ФО РФ снизился.

В структуре доходов каждого ФО удельный вес налогов на прибыль организаций увеличился только в ЮФО, удельный вес налогов на доходы физических лиц снизился только в ДФО, удельный вес налогов на имущество увеличился во всех ФО, удельный вес безвозмездных поступлений уменьшился только в ЮФО, СКФО и УФО.

Удельный вес расходов ПФО, УФО и СФО, в суммарных расходах РФ снизился.

Удельный вес расходов на общегосударственные вопросы в ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на общегосударственные вопросы всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на национальную экономику в ЦФО, ПФО, УФО, в суммарных расходах на национальную экономику всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на жилищно-коммунальное хозяйство всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социально-культурные мероприятия всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на образование в ЦФО, ПФО, УФО, СФО, СЗФО, ДФО, в суммарных расходах на образование всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в ПФО, УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на здравоохранение, физическую культуру и спорт всех ФО РФ снизился.

Удельный вес расходов на социальную политику в УФО, СФО, СЗФО, в суммарных расходах на социальную политику всех ФО РФ снизился.

В структуре расходов каждого ФО удельный вес расходов на общегосударственные вопросы, на ЖКХ, на здравоохранение, физическую культуру и спорт снизился во всех ФО; удельный вес расходов на национальную экономику снизился только в УФО; удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия, на образование,на социальную политику увеличился во всех ФО.

Рецензенты:

Гезиханов Р.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Авторханов А. И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономический анализ» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.