Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ С ФОРМАМИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ГРУППАХ ИСПЫТУЕМЫХ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ

Банщикова Т.Н. 1 Соколовский М.Л. 1 Соломонов В.А. 1 Фомина Е.А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В эмпирическом исследовании на выборке педагогов из пяти регионов юга России устанавливались связи переменных стиля саморегуляции поведения (планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность) и агрессивных проявлений (физическая, косвенная вербальная, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, чувство вины). Использовались методики: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ), многошкальная опросная методика В. И. Моросановой и опросник Басса − Дарки, предназначенный для определения форм агрессивного поведения и личностных черт агрессивности человека. Проверялась гипотеза о специфики взаимосвязи осознанной саморегуляции с формами агрессивных проявлений и агрессивности в группах испытуемых, проживающих в поликультурных и монокультурных регионах юга России. Выявлены особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции агрессивных проявлений у педагогов из разных регионов.
особенности взаимосвязи
агрессивность
агрессивные проявления
осознанная саморегуляция
Педагоги
1. Банщикова Т.Н. Осознанная саморегуляция – психологический ресурс управления агрессией / Фундаментальные исследования. – № 9 (10) – 2014. – С. 2322-2326.
2. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: Наука, 1980.
3. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). Руководство. – М. : Когито-Центр, 2004. – 44 с.
4. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М.: Наука, 2012. – 519 с.
5. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И. Б. СПб., 2002. С. 80-84.

Педагогическая профессия принадлежит к числу социономических, в рамках которых основным рабочим инструментом выступает собственно человек, его личностные, эмоциональные, человеческие качества. От того, насколько успешно педагог справляется со сложностями профессионального взаимодействия, негативными состояниями, насколько он может регулировать свою деятельность в целом, во многом зависит самочувствие и психологический статус других участников образовательного процесса [1]. Особенно разрушительны проявления агрессии, которые, будучи естественными для каждого человека, представляют серьезную проблему в работе педагога.

В теории осознанной саморегуляции психическая саморегуляция понимается как многоуровневая и динамическая система процессов, состояний и свойств, являющейся инструментом инициации, поддержания и контроля активности человека, направленной на выдвижение и достижение субъектных целей (О.А. Конопкин [2] и В.И. Моросанова [4]). В настоящее время акцент в понимании осознанной саморегуляции делается на том, что она осуществляется как процесс реализации основных регуляторных процессов, с помощью которых человек координирует свои психологические ресурсы для выдвижения и достижения целей активности (В.И. Моросанова [4]). С другой стороны, принадлежность к определенной культуре обеспечивает человеку освоение преимущественно тех способов реализации регуляторных процессов, которые обеспечивали бы его оптимальное функционирование в соответствующем социокультурном пространстве. Таким образом, саморегуляция детерминирована индивидуальными особенностями человека и опытом его культурного развития.

Цель предпринятого исследования состояла в проверке предположения о специфике взаимосвязи уровня осознанной саморегуляции и агрессивных проявлений у педагогов из разных регионов Юга России.

Выборка. Исследование проводилось в период с 2013 года по 2014 год. Общая численность респондентов, участвовавших в эксперименте - 307 человек, работающих в образовательных учреждениях Ставропольского края (СК) - 62 респондента, Краснодарского края (КК) - 69 респондентов, Республики Северная Осетия - Алания (СОА) - 52 педагога, Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) - 62 и Кабардино-Балкарской Республики (КБР) - 62 респондента. По гендерному составу выборка представлена на 90 % респондентами женского пола и 10 % мужского.

Методики исследования. Группы исследовались по двум параметрам: общему уровню саморегуляции и индексу агрессивности с применением опросника «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [3]. Многошкальная опросная методика В. И. Моросановой позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили и опросника Басса - Дарки (A. N. Buss - Durkee Inventory, 1957 г.) [5], предназначенного для определения форм агрессивного поведения и личностных черт агрессивности человека.

Математико-статистическая обработка данных проводилась в среде SPSS c использованием классических методов математического анализа.

Результаты исследования.

Проанализируем взаимосвязи показателей саморегуляции и агрессии. Результаты корреляционного анализа по шкалам тестов ССПМ и Басса - Дарки представлены в таблице 1, здесь и далее * р≥ 0,05; ** р≥ 0,005.

 

Таблица 1

Взаимосвязь особенностей саморегуляции с формами агрессии и агрессивности

 

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

,328*

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

-,405**

-,292*

Программирование

 

,359**

 

 

-,347**

-,278*

,272*

-,295*

-,283*

Оценка результатов

 

 

 

 

-,530**

-,365**

 

-,284*

-,495**

Гибкость

 

 

 

 

-,284*

 

 

 

 

Самостоятельность

,322*

 

 

,271*

,554**

,517**

 

 

,467**

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

-,425**

 

 

-,379**

-,384**

В результате проведенного корреляционного анализа с применением коэффициента корреляции Спирмена было установлено, что система осознанной саморегуляции оказывает существенное влияние на агрессивность личности. Агрессивность отрицательно коррелирует с общим уровнем саморегуляции (r= - 0,384 при р≤0,001). Также установлены отрицательные корреляционные связи общего уровня агрессивности со шкалами «обида» (r= - 0,425 при р≤0,001) и «чувство вины» (r= - 0,379 при р≤0,001). Сформированная индивидуальная система осознанной caморегуляции произвольной активности позволяет педагогам не так остро переживать обиду и не направлять агрессию на себя (чувство вины).

Положительная корреляция между шкалой «планирование» и «негативизм» (r= 0,328 при р≤0,001) может свидетельствовать о том, что для того, чтобы выдвигать и удерживать цели, осознанно планировать свою деятельность, педагогам приходится иногда игнорировать обращенные к ним просьбы и требования (пассивный негативизм).

Показатель «моделирование» отрицательно коррелирует с показателями «агрессивность» (r=-0,292 при р≤0,001) и «чувство вины» (r=-0,405 при р≤0,001), т.е. развитая способность выделять значимые условия достижения целей, степень их осознанности и детализированности позволяет педагогам избегать переживаний чувства вины и проявлять агрессивность.

«Программирование» как сформировавшаяся потребность продумывать способы своих действий и поведения для достижения намеченных целей положительно коррелирует с вербальной (r=0,272 при р≤0,001) и косвенной (r=0,359 при р≤0,001) агрессией. Четкое продумывание последовательности своих действий в ситуации фрустрации, невозможность реализовать свою программу обуславливает проявление вербальной (выругаться, накричать) или косвенной агрессии («насолить» обидчику окольными путями). Также данная шкала саморегуляции отрицательно значимо коррелирует с показателями агрессивности (r=-0,283 при р≤0,001). Другими словами, несмотря на возникающие трудности при реализации намеченных планов, у данных респондентов не возникает чувства обиды, подозрительности, вины.

С показателями шкалы «оценка результатов» установлены значимые отрицательное корреляционные связи с показателями агрессивности (r=-0,495 при р≤0,001) - «обида», «подозрительность», «чувство вины».

Положительная корреляция между шкалами «самостоятельность» и «физическая агрессия» (r=0,322 при р≤0,001) и «агрессивность» (r=0,467 при р≤0,001) свидетельствует о том, что для реализации агрессивных проявлений требуется автономность в организации данной формы активности, самостоятельность в планировании своих агрессивных действий, контроль и оценка их результативности.

В таблицах 2 - 6 представлены результаты корреляционного анализа специфики взаимосвязи осознанной саморегуляции с формами агрессии и агрессивности в группах испытуемых по регионам.

Таблица 2

Взаимосвязь особенностей саморегуляции и агрессии у испытуемых из СК

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

-,454**

 

 

-,343*

Программирование

 

 

 

 

 

 

 

,337*

 

Оценка результатов

 

 

 

 

 

-,460**

 

,298*

 

Гибкость

 

 

-,299*

 

 

 

 

 

-,356*

Самостоятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

 

-,439**

 

 

 

 

Таблица 3

Взаимосвязь особенностей саморегуляции и агрессии у испытуемых из КЧР

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость

 

 

 

,440**

 

 

 

 

 

Самостоятельность

,316*

 

 

,443**

 

,375**

,405**

 

,352*

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Взаимосвязь особенностей саморегуляции и агрессии у испытуемых из КК

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

,328*

 

 

 

 

 

Моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программиро-вание

 

,359**

 

 

-,347**

-,278*

,272*

-,295*

-,283*

Оценка результатов

 

 

 

 

-,530**

-,365**

 

-,284*

-,495**

Гибкость

 

 

 

 

-,284*

 

 

 

 

Самостоятель-ность

,322*

 

 

,271*

,554**

,517**

 

 

,467**

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

-,425**

 

 

-,379**

-,384**

 

Таблица 5

Взаимосвязь особенностей саморегуляции и агрессии у испытуемых из КБР

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

,332*

 

,322*

 

 

,346*

Моделирование

 

 

 

 

 

-,358**

-,281*

 

-,363**

Программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов

-,305*

 

 

 

 

-,288*

 

 

-,328*

Гибкость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность

,415**

 

 

,457**

,307*

 

,487**

 

,399**

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Взаимосвязь особенностей саморегуляции и агрессии у испытуемых из СОА

 

Физическая

Косвенная

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозритель-ность

Вербальная

Чувство вины

Агрессивность

Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование

-,334*

 

 

-,424**

-,313*

-,493**

 

 

-,460**

Программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка результатов

 

 

 

-,333*

 

-,345**

 

 

-,273*

Гибкость

 

 

,284*

 

 

 

 

 

 

Самостоятельность

 

 

,284*

,279*

 

,350**

,345**

-,275*

 

Общий уровень саморегуляции

 

 

 

 

 

-,264*

 

 

-,304*

 

Анализ представленных данных позволяет отметить следующее.

1. У педагогов СК установлена отрицательная взаимосвязь подозрительности как характеристики агрессивной личности со шкалами ССПМ «моделирование» (r= - 0,454, р≤0,01), «оценка результатов» (r=-0,460, р≤0,01), «общий уровень саморегуляции» (r= - 0,439, р≤0,01). Согласно полученным данным, можно сделать вывод о том, что сформированность регуляторных процессов ставропольских педагогов зависит от уровня доверия, эмоциональной привязанности к окружающим, открытости (антипод подозрительности). Это подтверждают и показатели значимой отрицательной зависимости агрессивности как интегрального личностного качества со шкалами саморегуляции «моделирование» (r= - 0,343, р≤0,05), «гибкость» (r= - 0,356, р≤0,05). Если педагог при определении цели и программы своих действий, учитывает сложившуюся ситуацию, при возникновении непредвиденных обстоятельств легко перестраивает планы и программы своих действий и поведения, то у него не возникает необходимости действовать напролом, грубо преследовать свои цели - агрессивничать.

2. Для респондентов из КЧР быть самостоятельным - самостоятельно планировать свою деятельность и поведение - значит быть готовым открыто выражать негативные чувства. Шкала «самостоятельность» имеет положительную связь с формами агрессии - физической (r= 0,316, р≤0,05) и вербальной (r= 0,405, р≤0,01), а также с негативизмом (r= 0,443, р≤0,01), подозрительностью (r= 0,375, р≤0,01) и агрессивностью (r= 0,352, р≤0,01). Агрессивность, проявляемая в выражении негативных чувств, подозрительности, требует автономности в проявлении своей активности. Планирование, учет внешних и внутренних значимых условий, оценка результатов поведения (агрессивного) с точки зрения достижения выдвинутой цели также обусловлены самостоятельностью, поэтому вполне правомерна значимая взаимосвязь шкалы «самостоятельность» и шкал агрессии.

3. Как и у респондентов из КЧР, у краснодарских педагогов шкала самостоятельности также положительно коррелирует со шкалами агрессивности: «негативизм» (r= 0,271, р≤0,05), «обида» (r= 0,554, р≤0,01), «подозрительность» (r= 0,517, р≤0,01) и с «физической агрессией» (r= 0,443, р≤0,01). Обращает на себя внимание факт отрицательной взаимосвязи практически всех шкал саморегуляции, как и общего уровня саморегуляции, со шкалами «обида», «чувство вины», «агрессивность». Объяснить данных факт можно следующим: чем больше у данных педагогов есть возможности выразить свои чувства в ситуации несправедливости (обиды), негативной оценки своего поведения (чувства вины), тем легче управлять своей целенаправленной активностью.

4. У респондентов из КБР, как и у респондентов из КЧР и КК, шкала «самостоятельность» имеет положительную значимую связь с формами агрессии - физической (r= 0,415, р≤0,01) и вербальной (r= 0,487, р≤0,01), а также с негативизмом (r= 0,457, р≤0,01), обидой (r= 0,307, р≤0,05) и агрессивностью (r= 0,399, р≤0,01).

5. Общий уровень саморегуляции у респондентов СОА значимо отрицательно коррелирует с агрессивностью (r= - 0,304, р≤0,05). Следует отметить, что с такими шкалами агрессивности как негативизм и подозрительность установлена отрицательная взаимосвязь со шкалами саморегуляции «моделирование» (r= - 0,424, р≤0,01 и r= - 0,493, р≤0,01 соответственно), «оценка результатов» (r= - 0,333, р≤0,05 и r= - 0,345, р≤0,01 соответственно). Это свидетельствует о том, что отказ от немотивированного сопротивления чужому влиянию, доверие и открытые отношения позволяют продуктивно выделять значимые условия достижения целей, адекватно оценивать как факт согласование/рассогласование полученных результатов с целью деятельности, гибко адаптироваться к изменению условий. Шкала «самостоятельность» как и у респондентов из других регионов, кроме СК, имеет положительную взаимосвязь со шкалами агрессивности: «раздражение» (r=0,284, р≤0,05), «негативизм» (r=0,279, р≤0,05), «подозрительность» (r=0,350, р≤0,01) и вербальной агрессией (r=0,345, р≤0,01). Автономность своей активности в планировании и достижении поставленных целей требует агрессивной защиты.

Выводы.

1. Агрессивное поведение у представителей педагогической профессии становится базовым способом разрешения проблемных ситуаций и часто проявляется в деструктивных своих формах при условии недостаточной сформированности регуляторных процессов.

2. В результате исследования было установлено, что агрессивность отрицательно коррелирует с общим уровнем саморегуляции. Сформированная индивидуальная система осознанной caморегуляции произвольной активности позволяет педагогам не так остро переживать обиду и не направлять агрессию на себя (чувство вины). Развитая способность выделять значимые условия достижения целей, степень их осознанности и детализированности позволяет педагогам избегать переживаний чувства вины и проявлять агрессивность. Четкое продумывание последовательности своих действий в ситуации фрустрации, невозможность реализовать свою программу обуславливает проявление вербальной (выругаться, накричать) или косвенной агрессии («насолить» обидчику окольными путями).

3. Было установлено, что взаимосвязь осознанной саморегуляции и агрессивных проявлений имеет свои особенности у педагогов из разных регионов Юга России. Сформированность регуляторных процессов ставропольских педагогов зависит от уровня доверия, эмоциональной привязанности к окружающим, открытости. Для респондентов из КБР и КЧР быть самостоятельным - самостоятельно планировать свою деятельность и поведение - значит быть готовым и открыто выражать негативные чувства. Автономность своей активности в планировании и достижении поставленных целей требует агрессивной защиты. У педагогов из СОА отказ от немотивированного сопротивления чужому влиянию, доверие и открытые отношения позволяют продуктивно выделять значимые условия достижения целей, адекватно оценивать как факт согласование/рассогласование полученных результатов с целью деятельности, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.

 

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-06-00882.

 

Рецензенты:

Соловьева О.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь;

Игропуло И.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.

 

Библиографическая ссылка

Банщикова Т.Н., Соколовский М.Л., Соломонов В.А., Фомина Е.А. СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ С ФОРМАМИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ГРУППАХ ИСПЫТУЕМЫХ ИЗ РАЗНЫХ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23845 (дата обращения: 21.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074