Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Бойкова М.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
В статье к рассмотрению предлагается проблема подготовки профессиональных кадров, для сферы физической культуры и спорта. При этом автор анализирует сложившуюся на данный момент ситуацию, как в отношении социально – экономической обстановки в целом, так и в сфере физической культуры и спорта в частности. Обращаясь к процессу профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта, автор дает теоретическое обоснование его системности, а системный подход выдвигает в основу его построения. При этом целостная система вузовской профессиональной подготовки связывается с социальным заказом и реально сложившимися потребностями сферы физической культуры и спорта, определяющими требования к содержанию подготовки и качеству его усвоения. Базируясь на системном подходе, автор анализирует возможности дальнейшего развития системы вузовской профессиональной подготовки, в соответствии с обозначившимися тенденциями и набирающим силу прогрессом, являющийся основой в достижении нового качества результата обучения вузе. При этом вносятся предложения по переосмыслению государственной политики в области физического воспитания, без учета которой создание новой системы, по мнению автора, невозможно. Кроме этого, говорится о преобразованиях высшей школы, которые вносят свои коррективы в процесс вузовской подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта. В результате теоретических размышлений, обоснований и заключений, автор вносит предложения по модернизации всей системы вузовской профессиональной подготовки, которая по его предположению должна обеспечить необходимое качество, определяющее специалиста физической культуры и спорта новой формации. При этом приводятся разработанные автором основные характеристики, в основу которых положены профессиональные компетенции, установленные Государственным образовательным стандартом нового поколения.
модернизация системы вузовской профессиональной подготовки.
специалисты физической культуры и спорта
система профессиональной подготовки
система
1. Барабанов, А. Г. Влияние позитивных карьерных ориентаций и коммуникативной компетентности на профессиональную успешность спортивных менеджеров различной квалификации / А. Г. Барабанов, Д. С. Семенов, Р. О. Шиняк // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Педагогика и психология. - 2013. - Вып. 3. - С. 179-185.
2. Джабатырова, Б. К. Инновационный образовательный процесс как основа педагогической интеграции / Б. К. Джабатырова, М. Ш. Даурова // Вестник Адыгейского государственного университета, Сер.: Педагогика и психология. - 2013. - Вып. 3. - С. 37-47.
3. Костюченко В.Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. – CПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. – 102 с.
4. Лазаренко Н. Н. Реализация инновационной программы в рамках приоритетного национального проекта «образование»/ Н. Н. Лазаренко, М. А. Евстафьева // Среднее профессиональное образование. – 2008. - № 7. – С. 134-137.
5. Левченко В. Г. Теория и технология подготовки будущих специалистов физической культуры и спорта к реализации регионально-национального компонента: Дис. ... д-ра пед. наук: - Майкоп, 2002. – С. 87-88.
6. Шашкин Г.А. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Автореф. докт. дис. – СПб., 1998. – 48 с.
7. Янченко И. В. Модель формирования карьерной компетентности студентов в профессиональном образовании // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-2. – С. 59-64.

Современный этап преобразования высшей школы обусловлен существенными изменениями социально-экономических условий. Последние стали основой, предопределяющей содержание социального заказа на подготовку специалистов новой формации, в том числе и в сфере физической культуры. Сложившаяся обстановка требует нового взгляда на всю систему профессионального образования. В связи с этим, система подготовки профессиональных кадров в области физической культуры, должна быть подвергнута детальному анализу и синтезу, разработке основных положений, определяющих стратегию и тактику образовательного процесса в системе высшего образования.

Целью настоящих исследований являлось теоретическое обоснование процесса совершенствования профессиональной подготовки кадров для сферы физической культуры на основе реализации системного подхода.

Обращаясь к вопросу, касательно системы подготовки профессиональных кадров, возникает потребность в определении и уточнении некоторых понятий. Одним из наиболее значимых из их числа является понятие термина «система». При всей множественности подходов к его определению все же существуют общие признаки, характеризующие его. К примеру, это то, что система подчеркивает организованность некого множества. При этом системный подход является средством объективации (выделение в качестве объекта исследования) целостных явлений и системных комплексов, характеризует общие механизмы интеграции, раскрывает качественную многомерность явлений [5].

Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении, в ней происходят многообразные изменения. Однако всегда имеется признак характеризующий систему как ограниченное единство и что выражается в определенно форме движения (по формам движения системы подразделяется на механическое, физическое, биологическое, социальное).

К внутренним системообразующим факторам относятся те, которые порождаются объединяющимся в систему отдельными элементами группами элементов или всем их множеством. Искусственные системообразующие факторы могут создаваться человеком или обществом, носить как внутренний, так и внешний характер [3, 6].

Процесс возникновения и становления системы приводит к её зрелости, на фоне которой наблюдается возникновение новых элементов. Но, существуют границы системы, выход за рамки которых может быть губителен для неё.

Система в период зрелости внутренне противоречива вследствие своего двойственного состояния: 1) завершение одной формы движения; 2) носитель новой формы движения.

Зрелая система, как завершающая одну форму движения, представляет собой целостность, раскрывающую все возможности формы движения. С другой стороны - это носительница новой формы движения. То есть каждая система в своем существовании ограничена законами внешней системы (макросистемы) и переходит из одной формы движения в другую [2].

Противоречия между возможностью и действительностью в развитии системы оказывает воздействие на развитие ее элементов. Наиболее перспективными в своем развитии оказываются те из них, функции которых соответствуют потребностям внешней системы.

Всякий переход зрелой системы в другую среду неизбежно вызывает ее преобразование. Это является чрезвычайно важно для внешнего состояния системы образования.

В основе образования, преобразования или изменения системы лежат внутренние и внешние факторы (причины), влияющие на процесс в различной степени. Изучение и раскрытие сущности этого вопроса представляется как проблема, решение которой возможно с использованием системного подхода, способствующего выявлению многообразных типов связи сложного объекта и соединения их в целостное теоретическое представление. Системный подход предусматривает рассмотрение каждой системы как некоторой подсистемы более общей системы. При этом необходимо учитывать, из каких компонентов образована система и способ их взаимодействия; какие функции выполняет эта система и образующие её компоненты; как она взаимодействует с другими системами и каковы механизмы ее сохранения, совершенствования, развития.

В процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту наиболее представительными являются три вида системности: 1) система профессиональной подготовки специалистов; 2) система физического воспитания и спортивной тренировки; 3) система формирования и развития личности (человека). Познание закономерностей их функционирования и развитие позволяет определить направление, структуру и содержание профессионально - образовательной подготовки [2, 5].

Отправной точкой в развитии системы образования является общественный заказ, формирующийся в процессе взаимодействия общества с государством и определяющий реализуемые образовательные приоритеты и методологические подходы.

Таким образом, для определения состояния системы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта с высшим образованием, определения характеристики, оценки функционирования и результатов действующей системы и прогнозирования перспектив ее развития в будущем, необходимо рассмотреть:

1.      Перспективы качественно нового развития физической культуры и современного спорта.

2.       Тенденции развития системы подготовки физкультурных кадров в России и за рубежом.

  1. Основные тенденции прогресса в управлении педагогическими системами, обеспечивающими подготовку высококвалифицированных специалистов.

Переосмысление государственной политики в области физического воспитания обусловило необходимость преобразования и модернизации системы высшего профессионального образования специалистов физической культуры и спорта. В основу этого процесса положена новая образовательная парадигма профессионального образования, которая сопряжена с осмыслением и экстраполяцией её философской основы, рассматривающей биосоциальную сущность человека с позицией интеграции современных идей о современном понимании целостной естественнонаучной картины мира, роли и места человека в нем. Особенностью развивающейся парадигмы является отличие от традиционных стратегических целевых установок и принципов образования. То есть акцент переносится с примата прагматических знаний на развитие когнитивных форм мышления, приоритета развития интересов и мотивации обучаемых, адекватных современным ценностным установкам, сложившимся на данном этапе развития общества [1, 6].

Под профессиональной подготовкой принято понимать совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств; трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих успешность работы по определенной профессии. Из определения вытекает два основных подхода:

1. Основной задачей профессионального образования является вооружение обучаемых подлинной культурой, которая позволит ему найти свое место в жизни и обеспечит возможность принимать верные, адекватные обоснованные, эффективные самостоятельные решения.

2. Содержание профессиональной подготовки определяется целью, задачами, содержанием, условиями и др. особенностями будущей профессиональной деятельности.

Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят специалиста физической культуры и спорта перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе профессиональной подготовки работников физической культуры и спорта [7].

В настоящее время осуществлен переход высшей профессиональной школы на многоуровневую систему обучения, в соответствии с принятой Болонской декларацией. Произошла череда смены Государственных образовательных стандартов, и данный процесс еще не завершен. Подготовка в вузах осуществляется по направлениям в рамках, которых допускаются профили. Но, главное осуществлен переход со «знаньевой» парадигмы в «компетентностную» [1, 7].

Рассматривая и оценивая сложившуюся ситуацию в высшей школе с теоретических позиций и сопоставляя её с новыми взглядами на качественные характеристики специалистов физической культуры и спорта, невольно возникает сомнение и противоречивость в определении возможностей эффективного решения поставленных задач. Так, к примеру, с одной стороны переход на освоение компетенций непременно предусматривает проявление творческих способностей, что способствует преобразованию профессиональной сферы, с другой в описании профессиональных функций специалист представлен как функционер-исполнитель, который не должен преобразовывать сферу своей профессиональной деятельности.

К сожалению, необходимо признать, что в процессе произошедших преобразований в высшей школе возникло множество вопросов, нерешенность которых во-многом сдерживает успешный и эффективный переход от традиционных образовательных установок к новым, более совершенным. Надо понимать, что переходный период всегда сопровождается определенными трудностями. В связи с этим, принимая предложенные нововведения, необходимо помнить, что педагогическая наука накопила огромный опыт по организации образовательного процесса и привела к достаточно высоким результатам, как на уровне общего среднего, так и высшего профессионального образования. Следовательно, все ценное, опробованное, проверенное временем должно быть экстраполировано в новую образовательную систему. Таким образом, адаптационный период перехода на новые векторы развития образовательной среды должен представлять собой процесс модернизации, предусматривающий переход системы на качественно новый уровень своего развития. То есть, старая система не рушится, а продолжает свое развитие. Такой подход к осуществлению внедрения нововведений в практику высшей школы позволит сохранить традиции и менталитет отечественной школы. В тоже время будет способствовать более благоприятному восприятию и принятию новых организационных форм и требований, предусмотренных Государственными стандартами нового поколения.

Выводы

1. Преобразования, происходящие в системе высшего профессионального образования, должны быть осмыслены, прежде всего, с педагогической точки зрения. В связи с этим необходим глубокий анализ предлагаемых новшеств, определения их целесообразности, соответствия сложившейся ситуации, их способности позитивного влияния на всю систему кадровой подготовки.

2. В условиях смены системы ценностей в обществе, перехода на демократические и гуманистические жизненные принципы, содержание профессиональной подготовки современных специалистов, в том числе и в области физической культуры, должно быть перестроено. Но, данный процесс необходимо осуществлять постепенно и системно. В связи с этим, одной из главных задач данного периода является теоретическое обоснование дальнейшего развития системы подготовки кадров, с целью достижения нового качественного образовательного уровня.

3. Признавая высокую социальную значимость физической культуры, подготовка современных кадров, для данной сферы деятельности, должна осуществляться на основе своевременного внедрения обоснованных организационно-содержательных преобразований, направленных на соответствие уровня подготовки современным представлениям и требованиям общества.

Рецензенты:

Курдюков Б.Ф., д.п.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г.Краснодар.

Чернышенко Ю.К., д.п.н., профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г.Краснодар.


Библиографическая ссылка

Бойкова М.Б. СИСТЕМА ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НОВОЙ ФОРМАЦИИ ДЛЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23841 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674