Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА У ЮЖНЫХ АВАРЦЕВ

Халаев З.А. 1
1 ФГБУН «Институт Истории, археологии и этнографии» Дагестанского научного центра РАН»
Религиозный фактор является одним из важнейших признаков, определяющих внешнеполитическую ориентацию народов дагестастано-нахской группы. В данной статье освещаются направления проникновения ислама и мусульманской культуры в ареал расселения южных аварцев. Освещается роль арабских полководцев в эпоху проникновения ислама. Исследование показало, что религиозная ситуация с древнейших времен была переведена в систему взаимоотношений крупнейших государств таких как Сасанидский Иран, Арабский Халифат, Византия т.д. Уже начиная со второй половины VII в. арабские религиозные миссионеры начали активную пропаганду исламских религиозных идей на Кавказе. На этом фоне особо выделяется роль Тбилиссского эмирата, а в последующие века, Дербента, Кумуха и Хунзаха, как форпостов арабо-мусульманской культуры в продвижении ислама в Нагорном Дагестане.
культура
ислам
походы
арабы
Кавказ
Дагестан
аварцы
религия
1. Айтберов Т.М. Новые эпиграфические памятники с территории Аварии// Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 1976-1977гг. Махачкала, 1978.
2. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы: VIII – начало XVIII вв.: этнос, государственность, законы. Махачкала. 2000. Ч. I и II.
3. Алкадари Г.Э. Асари-Дагестан. Махачкала, 1991.
4. Ал-Истахри. Книга путей и царств / Пер. с араб. Н. А. Караулова // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901. Вып. 2.
5. Атаев Д.М. Основные итоги историко-археологического изучения средневековой Аварии//УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1963. Т. XI.
6. Атаев Д.М. Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии) Махачкала, 1963.
7. Буниятов З. М. Азербайджан в VII-IX вв./ Под. ред. З. И. Ямпольского. Баку,1967.
8. Бартольд В.В. Дагестан // Избранные сочинения. Баку, 1965. Т.3.
9. Велиханлы Н. Арабский Халифат и Азербайджан. (на азерб. яз). Баку, 1993.
10. Геничутлинский Х. Историко-биографические и исторические очерки: Уммахан Аварский, имам Газимухаммад, имам Хамзат, имам Шамиль, восстание в Дагестане и Чечне 1877 г. и т.д. / Пер. Т. М. Айтберова, вступ. ст., коммент. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1992.
11. Дагестанские летописи. Извлечение П.К. Услара из истории Дагестана, составленное Мухаммадом Рафии // ССКГ. Вып.V. Тифлис, 1871.
12. Крачковский И.Ю. Избр. соч. М.-Л., 1956. Т. 2.
13. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском и турецком языках. 1966. М.,Ч. I.
14. Лордкипанидзе М.Д. Из истории тбилисского эмирата. Мимомхилавели. (На грузинском языке). Тбилиси, 1951.
15. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969.
16. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана как исторический источник М., 1984.
Вопросы распространения ислама у южных аварцев - одна из важнейших научных проблем отечественного кавказоведения. Прежде чем обратится к вопросам распространения в ареал расселения южных аварцев, отметим, что занимает довольно таки большую территорию, охватывая современных административные районы Дагестана: Гунибский, Чарадинский, Тляратинский, Шамильский- на севере и Закатальский, Белоканский, Кахский районы современного Азербайджана, -на юге. Закатало-Кахская зона в дагестанской, в частности аварской этнокультуре имеет собственное название «ЦIор», который связан с аварским словом цIер - «лед», цIоро - косвенная основа слова цIер: цIорол, цIорое, цIороб - «во льду», об этом в своих трудах писал еще и П.К. Услар [11, с. 137].

Данная статья, не претендует на полное изучение совокупности всех вопросов связанных с распространением ислама у аварцев, он ставит перед собой скром­ную задачу: на основании дошедших до нас письменных источни­ков и трудов исследователей систематизировать и обобщить разносторонние данные, свидетельствующие о проникновении этой мировой религии. Говоря об историографии данного вопроса, отметим, что в изучение исламской культуры неоценимый вклад внесли современные исследователи, такие как В.В Бартольд [8], А. Р. Шихсаидов [15, 16], Л.И. Лавров [13], Т.М. Айтберов [1,2] и др. Имеющийся на сегодня историографический материал дает нам возможность сказать, что исследователи в основном едины во мнении, что проникновение ислама, как и христианства, в ареал расселения южных аварцев, т.е. в Нагорный Дагестан, началось с юга т.е., с ЦIора,- территории Шеки- Закатальской зоны современного Азербайджана. Согласно исследованиям кавказоведа Т.М. Айтберов «арабские войска после разгрома сасанидов, во время правления халифа Омара в 22г. хиджры покорили земли к югу от р. Аракс[2, c. 23]. В записках Х. Генучитлинского отмечено, что походы арабов в Дагестан возглавил арабский полководец Абу Муслима, который, «распространил в область Джар свет ислама среди горцев при помощи знаний и ученых»[10, с. 38].

Г.Э. Алкадари, по этому поводу, писал, что «под именем Абу Муслима подразумевается Маслама ибн Абдул Малик, либо шейх Абумуслим, который скончался в Нагорном Дагестане в XI вв.[3, c.16].

Однако отметим, что важное место исламизации южной Аварии, занимали походы Марван ибн Мухаммада, брата халифа Абдалмалика. Согласно арабскому источнику, во время своего похода Марван в горный Дагестан проходил через территорию Шеки-Закатальской зоны, так как стратегические пути связывали этот регион с Нагорным Дагестаном и вели в Хунзах, в исторический центр Аварии. Процесс продвижения ислама в Аварию через территории современного ЦIора отражается также и в грузинском источнике, согласно которому «Арчил построил в междуречье город - крепость Нухпати..., пришел Марван и истребил нухпатцев» [14, с.146].

Средневековые арабские источники описывают религиозно-политическую обстановку на Кавказе во время похода Марвана, который, согласно источнику: «Марван в пути на Сарир осаждал и захватил крепость ал Балал, и продвинулся на север» [4, с. 471]. Интересные сведения о средневековом Сарире содержится в сочинении XIII в. на персидском языке: «Сарир - это область (вилайят) между Абхазом (Грузией), Кипчаком, Ширваном и Дарбандом»[1, с.42].

Процесс исламизации южных аварцев представ­ляет собой интерес в силу его своеобразия - именно здесь ислам в своем движении в горы столкнулся с дру­гой монотеистической религией-христианством, успев­шим занять здесь довольно прочные позиции к Х-XI вв. и продолжавшим проникать в самые отдаленные горные аулы в последующие века. Об этапах проникновения ислама у аварцев следует особое значение уделить сообщению из грузинского источника «Картлис Цxoвpeбa», где отмечается, что «кистины, дзурдзуки, леки до нашествия Тимура говорили по грузински, «Тимур издал строгое повеление, чтобы леки отныне не учились ни чтению, письму на грузинском языке» [6, с.209-216]. Высказывание это весьма характерно. Надо признать все-таки опреде­ленное влияние христианства и грузинского языка в За­падном Дагестане. Однако, для нашего исследования интересно и то, что в рассматриваемый период в персидских источниках помимо «Сарир» встречается и Хунзах. И это понятно, если иметь в виду, что Хунзах и в XI-XIII вв. и позже выступает как главный центр Аварии, как один из значительных населенных пунктов Дагестана[1, с.46-48].

Говоря об исламизации южных аварцев в XI-XIII вв., отметим, что в этот период одновременно проникают две религии - ислам и христианство. С юга идет упорное проникновение ислама, с запада при активной роли Грузии идет процесс проникновения христианства в аварские районы. Столкновение интересов христианства и ислама при­няло поэтому в аварских районах наиболее ожесточен­ный характер, что отразилось в народном устном твор­честве, именно в этих районах мы наблюдаем не только факт позднего распространения мусульманской религии, но также преобладание насильственных мер в процессе ее распространения и насаждения. Роль ислама здесь оказалась весьма существенной. Христианство, позиции которого все же были непрочны, постепенно и не без сопротивления вынуждено было уступить место новой монотеистической религии, а в XIII-XV вв. ислам действительно укрепился в западных районах, превращаясь в борьбе с язычеством и христиан­ством в государственную религию. Изучение процесса проникновения ислама в аварских районов представляет большие трудности, ибо документальных данных сохранилось мало, а арабская эпиграфика совер­шенно бедна. Наиболее ранняя датировка надписи из Хунзаха (в стене бывшей мечети квартала Самилял) отмечена датой 934 г. хиджры (1527-1528 г.) и не может служить надежным источником в данном вопросе [6, с.212].

Эпиграфические памятники, дают нам возможность предположить, что вначале XIV вв. в Хунзахе ислам утвердил­ся окончательно, все более и более подвергая своему влиянию соседние земли. Хунзах, став мусульманским, превращается в опорный пункт и рассадник идей ислама, подобно Дербенду, Цахуру, Кумуху. Процесс исламизации продолжается и в XV в., но уже местные силы выступают на первый план. По сообщению А. Каяева, в разных частях Аварии встречаются надпи­си подобного содержания: «Дата (принятия) ислама (в) Гидатле 880 г./ 1475-1476». Б. Малачиханов дает не только дату принятия ислама гидатлинцами, но и имя предводителя исламской религии - «Хаджи-Удурата». Согласно эпиграфическим данным, близ сел. Мачада, Шамильского района поныне сохранился «зиярат» с записью на надмогиль­ной плите: «Владелец этого камня Хаджи Удурат. Он распространил ислам среди жителей Гидатля в 880 г.». 880 г. хиджры соответствует 1475/1476»[5, с.159].

Гидатлинский союз после принятия ислама местным населением становится, в свою очередь, одним из очагов распространения новой религии в соседних частях Ава­рии. По мнению исследователя Д. Атаева -«этот союз, ориентируясь на Кумух как на базу ислама, в свою оче­редь, в определенное время играет роль форпоста в сторону племен Бегал и Чемал в бассейне Андийского Койсу» [5, с.161].

Приведенные нами выше сведения восточных и местных источников дают полное право на такой вывод. Устное и народное творчество также оставило нам следы былой борьбы язычества, христианства и ислама. Проникновение арабских элементов в ареал расселения южных аварцев связывают по времени только с арабскими за­воеваниями (VII-IX вв.). Однако это далеко не так. Проникновение арабских элементов на Кавказ, в том числе и в Дагестан, имело место и позже, и связано не с завоеванием, а мирным переселением или проповедни­ческой деятельностью отдельных лиц. Процесс этот про­слеживается вплоть до XVII вв. С новой религией проникает и арабская письменность, арабоязычная мусульманская культура. Поэтому поводу академик И. Ю. Крачковский, подчеркивал, что «вместе с арабами на историческую арену вышла не только новая религиозная система-ислам, но и выразительница новой поэзии - арабский язык»[12, с.247].

Исследование выполнено при поддержке Гранта РГНФ «Проект № 13-01-00290, тип - а «исследовательский». «Христианство, ислам и иудаизм в горном и предгорном Дагестане в V-XVII вв.».

Рецензенты:

Алиев Б.Г., д.и.н., профессор, главный научный Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г.Махачкала;

Закарияев З.Ш., д.и.н., профессор кафедры арабской филологии Дагестанского государственного университета, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Халаев З.А. ПРОНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА У ЮЖНЫХ АВАРЦЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23478 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674