В настоящее время вопрос развития региональных систем непрерывного профессионального образования является одним из приоритетных в сфере государственной политики в области развития образования [5,7]. Решение данного вопроса актуализирует необходимость проведения мониторинга региональных систем непрерывного профессионального образования. В этой связи автором были разработаны теоретические основы мониторинга [4] в соответствии с которыми было организовано и проведено исследование профессиональных планов выпускников профессиональных образовательных организаций. В данной статье приводятся результаты анализа той части мониторинга системы непрерывного профессионального образования, которая касается анализа результатов анкетирования выпускников профессиональных образовательных организаций Урало-Сибирского региона, осуществляющих в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - выпускники СПО). Результаты анкетирования других групп потребителей образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона будут представлены в последующих публикациях.
Приступая к разработке анкет, мы определили ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, информацию о которых мы хотели бы получить по результатам опроса. Эти характеристики должны позволить дать оценку системы с точки зрения её внутренней интеграции, взаимосвязи отдельных её подсистем и элементов. Мы сочли адекватными целям нашего исследования характеристики, выделенные С.А.Беляковым с соавторами [8]. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; субъекты (отдельные граждане и группы граждан, активно реализующие свои образовательные потребности в системе непрерывного профессионального образования); возможности и ограничения участия субъектов в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Отличие нашего исследования от исследований вышеназванных авторов состоит в качественной переработке содержания анкет и в проведении двух видов анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития системы непрерыного профессионального образования Урало-Сибирского региона и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Данная классификация областей была проведена на основании выделенных автором показателей. В свою очередь предложенная автором группа показателей была определена на основании анализа литературы по проблеме территориальных диспропорций социально-экономического развития [1,2,3,6]. Модель анализа и интерпретации данных мониторинга выглядит следующим образом: обозначаются группы людей, рассматриваемых в качестве субъектов системы непрерывного профессионального образования; выделяются программы профессионального образования, пользующиеся спросом для данных субъектов; определяются ведущие тенденции в выборе образовательных траекторий и наиболее значимые для данных субъектов ограничения; уделяется внимание потребностям, установкам, ожиданиям, удовлетворенности субъектов качеством полученных образовательных услуг. Анализ проводится в целом по Урало-Сибирскому региону, затем по областям в соответствии с выбранной нами классификацией. Анализ результатов анкетирования выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, проведенный в соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга, позволил получить следующие результаты.
Большинсто из опрошенных выпускников СПО (60% от общего числа опрошенных) планируют после окончания своего учебного заведения совмещать работу с учебой и ещё 6% планируют посвятить себя только учебе. Основной причиной отказа от продолжения образования выпускники СПО указывают достаточность полученного образования в современных социально-экономических условиях (30 % выпускников СПО, указавших, что не желают продолжать образование). Они демонстрируют и четкие представления о том, где будут работать: 44% респондентов утверждают, что будут работать на государственных предприятиях, ещё 26% собираются приступить к работе на частных предприятиях. Полученное образование оцениваеся такими выпускниками СПО как удовлетворяющее потребности также в связи с тем, что, по мнению данных субъектов предоставляет высокие шансы на получение желаемой работы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценка выпускниками СПО возможностей успешного нахождения работы
Шансы сразу после окончания СПО получить интересующую вас работу (5 баллов - наибольшие шансы, 1 балл - наименьшие) |
Доля от числа ответивших |
2 |
10% |
3 |
20% |
4 |
40% |
5 |
30% |
Общий итог |
100% |
Таким образом, можно констатировать, что выпускники СПО, отказывающиеся от продолжения образования, удовлетворены полученным образованием, считают, что нашли свою профессиональную и социальную нишу и в этой связи не помышляют о вхождении в систему непрерывного профессионального образования.
Выпускники, которые считают необходимым продолжить образование, в качестве приоритетных указывают мотивы, явно демонстрирующие карьерные установки (см. таблицу 2).
Таблица 2
Мотивы продолжения образования выпускников СПО, ориентированных на продолжение образования
Почему вы решили продолжать образование? |
Доля от числа ответивших |
||
Да |
Нет |
Всего |
|
Для повышения шансов на рынке труда |
33% |
67% |
100% |
Для карьерного роста |
45% |
55% |
100% |
Нужно приобрести знания, необходимые для успеха в профессии |
32% |
68% |
100% |
Нужно приобрести знания, необходимые для смены профессии |
4% |
96% |
100% |
Запрашивалось работодателем |
3% |
97% |
100% |
Для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования |
17% |
83% |
100% |
В соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга нам было необходимо выделить программы профессионального образования, пользующиеся спросом для данных субъектов системы непрерывного профессионального образования. Выпускники СПО Урало-Сибирского региона единодушно выбрали программы высшего образования (94% опрошенных). Однако логика нашего исследования не позволила нам остановиться только на первом шаге образовательной траектории выпускников СПО. Наличие планов на продолжение образования в текущий момент времени не говорит о готовности продолжить образование в будущем. В этой связи нам было важно выявить наличие мотивации непрерывного профессионального образования. Результаты анкетирования показывают, что данная мотивация присутствует (см. таблицу 3) и поступление в образовательные организации высшего образования не является конечным шагом в образовательной траектории выпускников СПО.
Таблица 3
Готовность выпускников СПО к непрерывному профессиональному образованию
Планируете ли вы после этого нового этапа закончить учиться, или собираетесь продолжать свое образование? |
Доля от числа ответивших |
Закончу учиться и начну работать |
54% |
Буду работать и продолжу учиться дальше |
40% |
Продолжу учиться дальше |
6% |
Общий итог |
100% |
Согласно выбранной модели анализа мониторинга мы также рассмотрели удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Планируя дальнейшее продолжение образования, выпускники СПО в то же время достаточно высоко оценивают полученное ими образование и считают его достаточным для самостоятельной подготовки к поступлению (см. таблицу 4) и в этой связи рассматривают свои шансы на поступление в образовательную организацию более высокого уровня как достаточно высокие (таблица 5).
Таблица 4
Предпочитаемые выпускниками СПО программы дополнительного образования
Занимаетесь ли вы сейчас дополнительно: |
Доля от числа ответивших |
||
да |
нет |
всего |
|
Самостоятельным изучением учебных дисциплин сверх часов и программ, предусмотренных учебным планом |
36% |
64% |
100% |
На подготовительных курсах для поступления в другую образовательную организацию |
6% |
94% |
100% |
С репетитором - для улучшения успеваемости или подготовки в другую образовательную организацию |
5% |
95% |
100% |
На компьютерных курсах |
6% |
94% |
100% |
На профессиональных курсах |
4% |
96% |
100% |
Изучением иностранного языка, предусмотренного программой вашей образовательной организации |
1% |
99% |
100% |
Изучением еще одного иностранного языка |
2% |
98% |
100% |
В музыкальной, художественной, танцевальной школе |
8% |
92% |
100% |
В спортивной секции |
19% |
81% |
100% |
Другое |
4% |
96% |
100% |
Таблица 5
Оцените по пятибалльной шкале ваши шансы сразу после окончания ОО СПО поступить в интересующую вас образовательную организацию |
Доля от числа ответивших |
3 |
22% |
4 |
44% |
5 |
34% |
Общий итог |
100% |
Самооценка выпускниками СПО степени готовности к вступительным испытаниям
Остается нераскрытым вопрос о барьерах на пути продолжения получения образования. С точки зрения наличия-отсутствия «площадок» для продолжения учебы (программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также реализующих их организаций) барьеров для выпускников СПО не возникает. Все респонденты в анкетах указывают образовательные организации, которые могут удовлетворить их запросы. Проблемы возникают другого рода. При решении вопроса о продолжении образования выпускники СПО не свободны от оценки своего материального состояния и благополучия. Как видно из таблиц 6 и 7 у респондентов актуальна потребность в материальных ресурсах.
Таблица 6
Ресурсные возможности выпускников СПО
Готовы ли вы платить за продолжение образования? |
Доля от числа ответивших |
Да, столько, сколько это стоит |
49% |
Да, но ограниченно |
40% |
Нет, не готов (а) |
11% |
Общий итог |
100% |
Таблица 7
Мотивация выбора совмещения работы и учебы выпускниками СПО
Почему вы решили совмещать работу и учебу? |
Доля от числа ответивших |
Чтобы ни от кого не зависеть |
40% |
Чтобы платить за учебу |
16% |
Потому что с опытом работы и дополнительным образованием мне будет легче устроиться в жизни |
44% |
Общий итог |
100% |
В отношении результатов анкетирования выпускников СПО с точки зрения нахождения различий в зависимости от типа области (инновационная, инерционная, депрессивная) значимые отличия выявлены при решении выпускниками ключевого вопроса о продолжении или окончании дальнейшей учебы (см. таблицу 8) Как видно из таблицы 8 выпускники СПО депрессивной области представляют наиболее массовую группу потенциальных субъектов системы непрерывного профессионального образования.
Таблица 8
Дифференциация профессиональных планов выпускников СПО в зависимости от уровня социально-экономического развития области
Что вы думаете после окончания образовательной организации СПО ? |
Доля ответивших |
||
Инновационная область |
Инерционная область |
Депрессивная область |
|
Только работать |
16% |
32% |
2% |
Только учиться |
6% |
7% |
4% |
Совмещать работу с учебой |
56% |
43% |
74% |
Пойду в армию |
22% |
18% |
20% |
Общий итог |
100% |
100% |
100% |
Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к выводу, что анкетирование выпускников СПО Урало-Сибирского региона позволило выявить ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, позволяющие образовательным организациям и органам управления образованием обратить внимание на удовлетворение образовательных потребностей именно данной группы. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; возможности и ограничения участия субъектов в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. В соответствии с выбранной моделью анализа и интерпретации результатов мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона был проведено два вида анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития вышеуказанной системы и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Результаты анализа мониторинга показали значимые различия в сложившихся областных системах непрерывного профессионального образования, что дает основания для выдвижения гипотезы о возможности создания вариативного прогноза развития системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона в зависимости от уровня социально-экономического развития.
Рецензенты:
Маврина И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;
Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Дусь Т.Э. МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23370 (дата обращения: 13.02.2025).