Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Дусь Т.Э. 1
1 ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г.Омске
В статье представлены результаты анализа и интерпретации данных мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона. Автор выделяет из полученного массива данных результаты анкетирования выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования. В статье предложен новый подход к анализу результатов мониторинга: сочетание анализа общей генеральной тенденции развития региональной системы непрерывного профессионального образования и анализа тенденций развития аналогичных систем в отдельно взятых областях. Данные области классифицированы как инновацонные, инерционные и депрессивные. В ходе исследования профессиональных планов выпускников были выявлены актуальные для данных респондентов программы профессионального образования; образовательные траектории; ограничения; потребности; степень удовлетворенности качеством образовательных услуг. Полученные результаты на основе выбранного автором подхода могут быть положены в основу региональных программ модернизации систем профессионального образования.
интерпретация результатов исследования.
виды анализа
мониторинг системы непрерывного профессионального образования
1. Баканов С.А. Депрессивные города Урала в 1960-1980-е годы: анализ социально-экономических и демографических факторов. – Челябинск: Челяб.гос.университет, 2005 – с.27.
2. Битаров Л.Г. Особенности депрессивного региона как объекта финансирования инвестиционной деятельности // Аудит и финансовый анализ – 2009. - №3.
3. Дулова Е.Н.Депрессивный регион: понятие и механизм управления. Электронный ресурс. Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2602/ (Дата обращения 12.02.2015).
4. Дусь Т.Э. Теоретические основы организации мониторинга системы непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №5; URL: http://www.science-education.ru/128-21821 (дата обращения: 28.09.2015).
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (Дата обращения 13.05.2015).
6. Мансуров П.М., Мансурова Г.И. Депрессивный регион: сущность, критерии отнесения, основные проблемы // Фундаментальные исследования. – 2012. - №6-2. –С.506-510.
7. Методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации. Режим доступа: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2014/01/AK-3076-06.pdf (Дата обращения 13.05.2015).
8. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Беляков С.А., Вахштайн В.С. и др. - М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

В настоящее время вопрос развития региональных систем непрерывного профессионального образования является одним из приоритетных в сфере государственной политики в области развития образования [5,7]. Решение данного вопроса актуализирует необходимость проведения мониторинга региональных систем непрерывного профессионального образования. В этой связи автором были разработаны теоретические основы мониторинга [4] в соответствии с которыми было организовано и проведено исследование профессиональных планов выпускников профессиональных образовательных организаций. В данной статье приводятся результаты анализа той части мониторинга системы непрерывного профессионального образования, которая касается анализа результатов анкетирования выпускников профессиональных образовательных организаций Урало-Сибирского региона, осуществляющих в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - выпускники СПО). Результаты анкетирования других групп потребителей образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона будут представлены в последующих публикациях.

Приступая к разработке анкет, мы определили ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, информацию о которых мы хотели бы получить по результатам опроса. Эти характеристики должны позволить дать оценку системы с точки зрения её внутренней интеграции, взаимосвязи отдельных её подсистем и элементов. Мы сочли адекватными целям нашего исследования характеристики, выделенные С.А.Беляковым с соавторами [8]. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; субъекты (отдельные граждане и группы граждан, активно реализующие свои образовательные потребности в системе непрерывного профессионального образования); возможности и ограничения участия субъектов  в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Отличие нашего исследования от исследований вышеназванных авторов состоит в качественной переработке содержания анкет и в проведении двух видов анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития системы непрерыного профессионального образования Урало-Сибирского региона и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Данная классификация областей была проведена на основании выделенных автором показателей. В свою очередь предложенная автором группа показателей была определена на основании анализа литературы по проблеме территориальных диспропорций социально-экономического развития [1,2,3,6]. Модель анализа и интерпретации данных мониторинга выглядит следующим образом: обозначаются группы людей, рассматриваемых в качестве субъектов системы непрерывного профессионального образования; выделяются программы профессионального образования, пользующиеся спросом  для данных субъектов; определяются ведущие тенденции в выборе образовательных траекторий и наиболее значимые для данных субъектов ограничения; уделяется внимание потребностям, установкам, ожиданиям, удовлетворенности субъектов качеством полученных образовательных услуг. Анализ проводится в целом по Урало-Сибирскому региону, затем по областям в соответствии с выбранной нами классификацией. Анализ результатов анкетирования выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования, проведенный в соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга, позволил получить следующие результаты.

Большинсто из опрошенных выпускников СПО (60% от общего числа опрошенных) планируют после окончания своего учебного заведения совмещать работу с учебой и ещё 6% планируют посвятить себя только учебе. Основной причиной отказа от продолжения образования выпускники СПО указывают достаточность полученного образования в современных социально-экономических условиях (30 % выпускников СПО, указавших, что не желают продолжать образование). Они демонстрируют и четкие представления о том, где будут работать: 44% респондентов утверждают, что будут работать на государственных предприятиях, ещё 26% собираются приступить к работе на частных предприятиях. Полученное образование оцениваеся такими выпускниками СПО как удовлетворяющее потребности также в связи с тем, что, по мнению данных субъектов предоставляет высокие шансы на получение желаемой работы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Оценка выпускниками СПО возможностей успешного нахождения работы

Шансы сразу после окончания СПО получить интересующую вас работу (5 баллов - наибольшие шансы, 1 балл - наименьшие)

Доля от числа ответивших

2

10%

3

20%

4

40%

5

30%

Общий итог

100%

 

Таким образом, можно констатировать, что выпускники СПО, отказывающиеся от продолжения образования, удовлетворены полученным образованием, считают, что нашли свою профессиональную и социальную нишу и в этой связи не помышляют о вхождении в систему непрерывного профессионального образования.

Выпускники, которые считают необходимым продолжить образование, в качестве приоритетных указывают мотивы, явно демонстрирующие карьерные установки (см. таблицу 2).

Таблица 2

Мотивы продолжения образования выпускников СПО, ориентированных на продолжение образования

Почему вы решили продолжать образование?

Доля от числа ответивших

Да

Нет

Всего

Для повышения шансов на рынке труда

33%

67%

100%

Для карьерного роста

45%

55%

100%

Нужно приобрести знания, необходимые для успеха в профессии

32%

68%

100%

Нужно приобрести знания, необходимые для смены профессии

4%

96%

100%

Запрашивалось работодателем

3%

97%

100%

Для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования

17%

83%

100%

В соответствии с вышеобозначенной моделью анализа и интерпретации данных мониторинга нам было необходимо выделить программы профессионального образования, пользующиеся спросом для данных субъектов системы непрерывного профессионального образования. Выпускники СПО Урало-Сибирского региона единодушно выбрали программы высшего образования (94% опрошенных). Однако логика нашего исследования не позволила нам остановиться только на первом шаге образовательной траектории выпускников СПО. Наличие планов на продолжение образования в текущий момент времени не говорит о готовности продолжить образование в будущем. В этой связи нам было важно выявить наличие мотивации непрерывного профессионального образования. Результаты анкетирования показывают, что данная мотивация присутствует (см. таблицу 3) и поступление в образовательные организации высшего образования не является конечным шагом в образовательной траектории выпускников СПО.

Таблица 3

Готовность выпускников СПО к непрерывному профессиональному образованию

Планируете ли вы после этого нового этапа закончить учиться, или собираетесь продолжать свое образование?

Доля от числа ответивших

Закончу учиться и начну работать

54%

Буду работать и продолжу учиться дальше

40%

Продолжу учиться дальше

6%

Общий итог

100%

Согласно выбранной модели анализа мониторинга мы также рассмотрели удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. Планируя дальнейшее продолжение образования, выпускники СПО в то же время достаточно высоко оценивают полученное ими образование и считают его достаточным для самостоятельной подготовки к поступлению (см. таблицу 4) и в этой связи рассматривают свои шансы на поступление в образовательную организацию более высокого уровня как достаточно высокие (таблица 5).

Таблица 4

Предпочитаемые выпускниками СПО программы дополнительного образования

Занимаетесь ли вы сейчас дополнительно:

Доля от числа ответивших

да

нет

всего

Самостоятельным изучением учебных дисциплин сверх часов и программ, предусмотренных учебным планом

36%

64%

100%

На подготовительных курсах для поступления в другую образовательную организацию

6%

94%

100%

С репетитором  - для улучшения успеваемости или подготовки в другую образовательную организацию

5%

95%

100%

На компьютерных курсах

6%

94%

100%

На профессиональных курсах

4%

96%

100%

Изучением иностранного языка, предусмотренного программой вашей образовательной организации

1%

99%

100%

Изучением еще одного иностранного языка

2%

98%

100%

В музыкальной, художественной, танцевальной школе

8%

92%

100%

В спортивной секции

19%

81%

100%

Другое

4%

96%

100%

 Таблица 5

Оцените по пятибалльной шкале ваши шансы сразу после окончания ОО СПО поступить в интересующую вас образовательную организацию

Доля от числа ответивших

3

22%

4

44%

5

34%

Общий итог

100%

 Самооценка выпускниками СПО степени готовности к вступительным испытаниям

 

Остается нераскрытым вопрос о барьерах на пути продолжения получения образования. С точки зрения наличия-отсутствия «площадок» для продолжения учебы (программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также реализующих их организаций) барьеров для выпускников СПО не возникает. Все респонденты в анкетах указывают образовательные организации, которые могут удовлетворить их запросы. Проблемы возникают другого рода. При решении вопроса о продолжении образования выпускники СПО не свободны от оценки своего материального состояния и благополучия. Как видно из таблиц 6 и 7 у респондентов актуальна потребность в материальных ресурсах.


Таблица 6

Ресурсные возможности выпускников СПО

Готовы ли вы платить за продолжение образования?

Доля от числа ответивших

Да, столько, сколько это стоит

49%

Да, но ограниченно

40%

Нет, не готов (а)

11%

Общий итог

100%

Таблица 7

Мотивация выбора совмещения работы и учебы выпускниками СПО

Почему вы решили совмещать работу и учебу?

Доля от числа ответивших

Чтобы ни от кого не зависеть

40%

Чтобы платить за учебу

16%

Потому что с опытом работы и дополнительным образованием мне будет легче устроиться в жизни

44%

Общий итог

100%

 

В отношении результатов анкетирования выпускников СПО с точки зрения нахождения различий в зависимости от типа области (инновационная, инерционная, депрессивная) значимые отличия выявлены при решении выпускниками ключевого вопроса о продолжении или окончании дальнейшей учебы (см. таблицу 8) Как видно из таблицы 8 выпускники СПО депрессивной области представляют наиболее массовую группу потенциальных субъектов системы непрерывного профессионального образования.

Таблица 8

Дифференциация профессиональных планов выпускников СПО в зависимости от уровня социально-экономического развития области

Что вы думаете после окончания образовательной организации СПО ?

Доля ответивших

Инновационная область

Инерционная область

Депрессивная область

Только работать

16%

32%

2%

Только учиться

6%

7%

4%

Совмещать работу с учебой

56%

43%

74%

Пойду в армию

22%

18%

20%

Общий итог

100%

100%

100%

 

Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к выводу, что анкетирование выпускников СПО Урало-Сибирского региона позволило выявить ключевые характеристики системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона, позволяющие образовательным организациям и органам управления образованием обратить внимание на удовлетворение образовательных потребностей именно данной группы. К таким характеристикам относятся: образовательные траектории; элементы инфраструктуры непрерывного профессионального образования; возможности и ограничения участия субъектов в тех или иных формах образовательной деятельности; потребности, установки, ожидания, удовлетворенность субъектов качеством полученных образовательных услуг. В соответствии с выбранной моделью анализа и интерпретации результатов мониторинга системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона был проведено два вида анализа в рамках указанной модели: анализ общей генеральной тенденции развития вышеуказанной системы и анализ тенденций развития систем непрерывного профессионального образования в отдельно взятых областях, относящихся к инновационным, инерционным и депрессивным. Результаты анализа мониторинга показали значимые различия в сложившихся областных системах непрерывного профессионального образования, что дает основания для выдвижения гипотезы о возможности создания вариативного прогноза развития системы непрерывного профессионального образования Урало-Сибирского региона в зависимости от уровня социально-экономического развития.


Рецензенты:

Маврина И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

 


Библиографическая ссылка

Дусь Т.Э. МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23370 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674